kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Патриотическое и гражданское воспитание младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях развития Республики Беларусь как суверенного демократического государства возникает необходимость в усовершенствовании воспитания гражданственности на всех уровнях функционирования национальной системы образования. Воспитание гражданственности становится координирующим направлением современного образования в спектре видения идеологии. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко четко изложил свою позицию по данному вопросу: «Если мы хотим видеть Беларусь сильной и процветающей державой, то должны прежде всего думать об идеологическом фундаменте белорусского общества.».

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое и гражданское воспитание младших школьников»

Оглавление


Введение……………………………………………………..……………..3

Патриотическое и гражданское воспитание младших школьников…....4

Заключение……………….……………………………………….............10

Список использованных источников……………….…………………...11







































Введение


В современных условиях развития Республики Беларусь как суверенного демократического государства возникает необходимость в усовершенствовании воспитания гражданственности на всех уровнях функционирования национальной системы образования. Воспитание гражданственности становится координирующим направлением современного образования в спектре видения идеологии. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко четко изложил свою позицию по данному вопросу: «Если мы хотим видеть Беларусь сильной и процветающей державой, то должны прежде всего думать об идеологическом фундаменте белорусского общества...».

В настоящее время школа является наиболее устойчивым институтом социализации личности, в котором учащиеся приобретают необходимую для полноценной гражданской жизни систему знаний, способов деятельности, ценностных ориентации, образцов поведения. В связи с этим воспитание гражданственности является одной из задач современной системы образования, которая нашла отражение в законах «О гражданстве Республики Беларусь», «Об образовании в Республике Беларусь», «О правах ребенка»; в Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Концепции национальной школы Республики Беларусь и других государственных документах.

Большое внимание на формирование гражданственности оказывают школьные предметы: литературное чтение, белорусский и русский язык, музыка, изобразительное искусство, «Человек и мир».

Цель – рассмотреть основные подходы к проблеме патриотического и гражданского воспитания младших школьников в отечественной и зарубежной литературе.



















Патриотическое и гражданское воспитание младших школьников


Проблема гражданского воспитания личности всегда была в центре исследования философов, социологов, психологов, педагогов, которые рассматривали ее в соответствии с общей тенденцией развития общества и государства. Методологические аспекты гражданского воспитания раскрываются в работах философов и социологов Л.М.Архангельского, Л.Н. Боголюбова, Л.П. Буевой, О.Г. Дробницкого, Э.И. Моносзона, Г.Н. Филонова и других. Психологическое обоснование процесс формирования гражданственности личности нашел в исследованиях психологов Л.И. Божович, А.Б. Добровича, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, В.Э. Чудновского. Вопросам формирования отдельных гражданских качеств личности посвящены труды Ю.П. Маринкина, И.Н. Руссу, Г.С. Саволайнен (формирование гражданской зрелости у учащихся, в системе классных и внеклассных занятий), А.К. Нургалиева, В.М. Обухов, Ф.М. Ямалетдинова (формирование гражданской активности младших школьников), А.Н. Худин, Н.А. Шатунова (формирование гражданской ответственности учащихся младших классов), Л.Л. Хоружая. Проблеме воспитания патриотизма как качества гражданина уделяют внимание Ю.С. Васютин, Д.И. Водзинский, А.И. Вырщиков, Н.А. Иванов, Р.С. Пионова, И.Ф. Харламов и др.

В педагогической литературе проблема формирования гражданских качеств личности квалифицируется также в контексте различных направлений гражданского воспитания: идейно-нравственного (Т.А. Гришина), идейно-политического (Н.Н. Загрязкина, А.Г. Конаныхина), политического (В.И. Бобрович, Б.Т. Лихачев), интернационального (Л.М. Симанина), правового (А.Ф. Никитин, Я.В. Соколов, З.К. Шнекендорф), патриотического (А.И. Вырщиков, Л.И. Мищенко, В.И. Перминова).

Следует отметить, что понятие «гражданское воспитание» прошло определенную трансформацию за многие века существования системы образования как общественного феномена. В процессе формирования гражданина сочетались интересы личности и потребности общества.

В педагогической литературе представлены разные подходы к трактовке сущности понятия «гражданское воспитание».

Типологию взглядов исследователей на сущность понятия «гражданское воспитание» можно классифицировать по следующим направлениям: воспитание гражданско-правовой культуры личности (В.Варивончик, Е.В. Известнова, Я.В. Соколов, А.Ф. Никитин ); воспитание политической культуры личности (B И Бобрович, Б.Т.Лихачев); воспитание гражданской культуры личности (Л.Н.Боголюбов, А.А. Ермолин, А.С. Прутченков); процесс воспитания гражданственности личности (В.В. Мартынова, О.В. Рыжов, Л.С. Грегуль); процесс формирования гражданского самосознания личности (М.А. Шкробова). Важным становится рассмотрение сущности гражданского воспитания учащихся в контексте воспитания гражданской культуры личности. Гражданское воспитание изучается в русле процесса, направленного на воздействие, способствующего формированию у школьников культуры гражданственности, или гражданской культуры; активного педагогического влияния на формирование гражданской культуры человека путем создания максимально благоприятных условий для взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения культурно-исторической традиции народа, формирующейся демократической культуры и молодежной субкультуры.

Понятие «гражданское воспитание» осмысливается исследователями как формирование гражданственности личности, позволяющей человеку ощущать себя социально, политически, юридически дееспособным и нравственно защищенным; многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений, учебных заведений и гражданского общества в целом по формированию у учащихся гражданственности, правового сознания и гражданского долга, чувства верности Отечеству, критического и преобразующего отношения к социальной действительности, а также готовности к реализации своих прав и выполнению конституционных обязанностей; как деятельность образовательных учреждений и других служб по обеспечению целенаправленного формирования гражданственности на всех ступенях развития ребенка.

Белорусские исследователи под гражданским воспитанием понимают процесс формирования гражданственности как интегративного качества личности, в котором отражаются наиболее существенные стороны отношений между гражданином и государством, его членами, обществом; одно из основных направлений школьного воспитания, в процессе которого учащиеся получают основные понятия о гражданственности, гражданине, гражданском долге, своих гражданских правах и обязанностях.

М.А. Шкробова решает эти вопросы в рамках следующей процессуальности: формирование гражданского самосознания, социальных качеств личности, гражданских чувств и убеждений.

В педагогической науке сложились два подхода к организации гражданского воспитания школьников: предметный и интегрированный. Предметный подход к гражданскому воспитанию означает преподавание в школах отдельного предмета «Граждановедение». По методике преподавания курса «Граждановедение» наработан богатый опыт в странах ближнего и дальнего зарубежья, имеются учебники, учебные и методические пособия по гражданскому образованию и воспитанию. Сторонники интегрированного подхода рассматривают реализацию идеи гражданского воспитания в рамках содержания учебных дисциплин.

Вышеизложенные определения сущности гражданского воспитания ориентируют учителя на формирование свободной и ответственной личности гражданина Отечества. Вместе с тем, несмотря на ряд общих позиций в определении понятия «гражданское воспитание», у исследователей нет единой точки зрения.

Наиболее полно и точно суть гражданского воспитания школьников выражена в определении, данном О. В. Толкачевой «Гражданское воспитание школьников — это целенаправленный процесс формирования гражданственности как интегративного качества, представляющего совокупность социально значимых гражданских свойств и качеств личности, обусловленных особенностями, динамикой и уровнем развития общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни».

Цели гражданского воспитания школьников достигаются и реализуются благодаря богатому содержанию целостного учебно-воспитательного процесса. Прямое обращение к сознанию учащихся в целях гражданского воспитания не будет давать срывов в случае, когда школьники параллельно вовлекаются в общественно-полезный труд и общественную деятельность.

По мнению О.В. Рыжова, цели гражданского воспитания реализуются при создании благоприятных условий, способствующих формированию личности гражданина, его гражданского сознания, реализуемого в совокупности гражданских знаний и действий; развитии гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных качеств; в подготовке учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве гражданском обществе.

Цели гражданского воспитания раскрываются в задачах. В педагогической теории задачи гражданского образования и воспитания учащейся молодежи определяются следующим образом:

  • проведение научно обоснованной управленческой, организаторской, образовательной и воспитательной деятельности для эффективного гражданского образования учащихся;

  • утверждение в сознании учащихся гражданских, патриотических, правовых и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому своей страны;

  • создание эффективной системы гражданского воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у учащихся верности Родине, готовности к достойному служению обществу, честному выполнению своих конституционных обязанностей;

  • формирование гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • воспитание гражданственности и любви к Родине, уважения к правам и свободам человека.

Основополагающими принципами гражданского воспитания школьников, согласно О. В. Толкачевой, являются следующие:

-- гуманизации и демократизации воспитательного процесса в школе — предусматривает равноправие, взаимоуважение участников педагогического процесса, диалогичность педагогического взаимодействия, открытость к восприятию общегражданских ценностей;

-- историко-культурный — предполагает тесное единство гражданского воспитания с историей и национальной культурой белорусского народа; содействует формированию гражданина, способного приумножить культурное достояние отечества в контексте мировой культуры на основе глубоких знаний этнонациональных и культурно-исторических традиций своей Родины;

-- активности и саморегуляции — способствует развитию у воспитанника личностных характеристик, критичности и самокритичности, готовности к принятию самостоятельных решений, что постепенно формирует гражданскую позицию личности, чувство ответственности за ее реализацию в делах и поступках;

-- системности — предполагает обусловленность процесса гражданского воспитания гармоничностью развития взаимосвязанных новообразований в структуре личности;

-- комплексности и междисциплинарной интегрированности — предусматривает активизацию воспитательного аспекта в преподавании всех учебных дисциплин, в видах деятельности школы, взаимодействие семьи, учреждений культуры и заинтересованных общественных объединений в гражданском воспитании личности;

-- постепенности и непрерывности -- предполагает многоэтапность организации гражданского воспитания (с учетом возрастной периодизации); содержание постепенно усложняется, корректируются направления развития гражданских качеств личности и обеспечивается их преемственность.

Содержание гражданского воспитания младших школьников в общем плане определяется как сознательное и активное выполнение индивидом своих гражданских обязанностей перед государством, обществом, народом на основе соблюдения нравственно-правовых норм, а также высокого уровня сформированности гражданственности.

В качестве приоритетных сфер при рассмотрении содержания гражданского воспитания, исследователи выделяют политико-правовую, гражданственно-патриотическую, социально-экономическую.

Гражданственно-патриотическая сфера предусматривает любовь к Родине, народу, национальное самосознание, гражданский долг, готовность к достойному служению Отечеству.

Политико-правовая сфера предусматривает формирование понимания политических и правовых событий и процессов в обществе, государстве, знание правовых норм и принципов, способность реализовать свои права и обязанности, готовность к защите своих прав и прав других граждан.

Социально-экономическая сфера предусматривает направленность на формирование у учащихся основ экономического мышления, выработку умения выносить аргументированные суждения по вопросам экономической политики государства, адаптацию их к рыночным экономическим условиям и понимание происходящих и предстоящих изменений в жизни общества, а также приобретение некоторых навыков принятия экономических решений в повседневной жизни.

Анализ исследований по проблеме гражданского воспитания личности свидетельствует о том, что понятие «гражданственность» определяется как интегральное качество (В.И. Кожокарь), совокупность качеств (И.Н. Руссу), целостное интегральное качество (Е.В. Известнова), качество духовного мира человека (В.М. Петухов), комплекс субъективных качеств личности (Г.Н. Филонов), интегративное качество личности учащихся (И.В. Суколенов). Из этого следует, что «гражданственность» рассматривается исследователями как интегративный комплекс качеств личности учащегося.

Процесс воспитания гражданственности требует педагогического руководства, поскольку его цель — формирование гражданина владеющего определенным типом социально обусловленного поведения в обществе. Как справедливо отмечает Н.А. Шатунова, «воспитание гражданских качеств личности – процесс сложный, длительный».

Целенаправленная организация процесса гражданского воспитания учащихся является важным этапом в освоении принятых в обществе ценностей и формировании гражданской позиции личности.

Итак, сравнительно-сопоставительный анализ многообразия взглядов ученых на определение сущности гражданского воспитания позволил определить исследуемое понятие как целенаправленный процесс формирования гражданственности личности.









Заключение


Сравнительно-сопоставительный анализ многообразия взглядов ученых на определение сущности гражданского воспитания позволил определить исследуемое понятие как целенаправленный процесс формирования гражданственности личности.

Анализ исследований по проблеме гражданского воспитания личности свидетельствует о том, что понятие «гражданственность» определяется как интегральное качество (В.И. Кожокарь), совокупность качеств (И.Н. Руссу), целостное интегральное качество (Е.В. Известнова), качество духовного мира человека (В.М. Петухов), комплекс субъективных качеств личности (Г.Н. Филонов), интегративное качество личности учащихся (И.В. Суколенов). В нашем исследовании мы рассматриваем гражданственность как интегративное качество младших школьников, представляющего собой совокупность позитивных гражданских качеств личности: патриотизм, ответственность трудолюбие, гуманность, долг, активность, коллективизм, организованность, интернационализм, самостоятельность, законопослушность, достоинство, дисциплинированность и др.

Список использованных источников


  1. Абрамов, А.В. Становление и развитие современного патриотизма как явления политического сознания / А.В. Абрамов. – Москва : Просвещение, 2001. – 167с.

  2. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе / И.А. Агапова, М.В.Давыдова. – Москва : Айрис-пресс, 2002. – 344 с.

  3. Алмонд, Г.А. Гражданская культура и стабильность демократии / Г.А. Алмонд, Г.А. Верба // Политические исследования. – 1992. – № 4. – С. 122-134.

  4. Балакина, И. К. Патриотическое воспитание учащихся средствами исследовательской и творчесой деятельности / И. К. Балакина // Адукацыя і выхаванне. – 2014. – № 5. – С. 51-55. 

  5. Бедулина, Г. Ф. Активные формы и методы патриотического воспитания / Г. Ф. Бедулина // Пазашкольнае выхаванне. – 2011. – № 2. – С. 9-13. 

  6. Бесова, М. А. Патриотическое воспитание младших школьников /  М. А. Бесова //  Пачатковае навучанне: сям`я, дзіцячы сад, школа. – 2007. – № 2. – С. 44-48. 

  7. Бобрович, В.И. Воспитание гражданина: политическое и гражданское образование в переходный период / В.И. Бобрович // Вышэйшая школа. – 1997. – № 5. – С. 19-22.

  8. Бобрович, В.И. Проблемы гражданского образования в Республике Беларусь / В.И. Бобрович // Адукацыя i выхаванне. – 1997. – № 8. – С. 55-58.

  9. Варивончик, И.В. К вопросу о преподавании прав человека и гражданина / И.В. Варивончик // Вышэйшая школа. – 1998. – № 1. – С. 59-62.

  10. Военно-патриотическое воспитание молодежи (проблемы и опыт): Сборник / Сост. Ю.И. Дерюгин. – Москва : Патриот, 1991. – 213 с.

  11. Демидова, Е.И. Патриотизм в своей идее неизменен / Е.И. Демидова, В.К. Криворучко // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 6. – С. 9-13.

  12. Ефремова, Г. Патриотическое воспитание школьников / Г. Еремова // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17-25.

  13. Зенченко, В. А. проблемы формирования гражданственности и патриотизма у современной молодежи // 55 гадоў перамогi ў Вялiкай Айчыннай вайне: погляд праз гады, новыя канцэпцыi i падыходы: Матэрыялы навук.-практ. канферэнцыi. – Минск, 2001. – С. 3-5.

  14. Кацэвіч, С. С. Выхаванне патрыятызму / С.С. Кацэвіч // Адукацыя і выхаванне. – 1998. – № 9. – С. 22-25.

  15. Козел, В. И. Гражданское воспитание младших школьников : учеб.-метод. пособие для студентов пед. специальностей / В. И. Козел, Т. В. Калач, О. М. Микула. – Барановичи : РИО БарГУ, 2011. – 121 с.

  16. Мартынова, В.В. Воспитать гражданина / В.В. Мартынова // Праблемы выхавання. – 1995. – Вып. 1. – С. 28-33.

  17. Микрюков, В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе. 1-11 классы / В.Ю. Микрюков. – Москва: Изд. ВАКО 2009. – 192 с.

  18. Толкачева О.В. Гражданское воспитание учащихся начальной школы / О.В. Толкачева. – Минск : БГПУ, 2002. – 132 с.















10


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Патриотическое и гражданское воспитание младших школьников

Автор: Белякович Екатерина Михайловна

Дата: 09.05.2020

Номер свидетельства: 549091

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(290) "ПРОГРАММА  «Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО»   2013 – 2016 г. "
    ["seo_title"] => string(171) "programma-grazhdanskoie-i-patriotichieskoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-v-ramkakh-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos-noo-2013-2016-gh"
    ["file_id"] => string(6) "226112"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440072868"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Гражданское и патриотическое воспитание младших  школьников "
    ["seo_title"] => string(67) "grazhdanskoie-i-patriotichieskoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "216285"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432920520"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Духовно - нравственное воспитание младших школьников"
    ["seo_title"] => string(59) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-2"
    ["file_id"] => string(6) "278682"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453122769"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Духовно - нравственное воспитание младших школьников"
    ["seo_title"] => string(59) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-3"
    ["file_id"] => string(6) "278683"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453122777"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Программа духовно - нравственного воспитания младших школьников."
    ["seo_title"] => string(69) "proghramma-dukhovno-nravstviennogho-vospitaniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "278684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453122922"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства