Особенности организации внеурочной деятельности по формированию ЗОЖ в современной школе
Особенности организации внеурочной деятельности по формированию ЗОЖ в современной школе
Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельности.
Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, пространство и время в образовательном процессе.
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности организации внеурочной деятельности по формированию ЗОЖ в современной школе »
Особенности организации внеурочной деятельности по формированию ЗОЖ в современной школе
Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельности.
Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, пространство и время в образовательном процессе.
Внеурочная деятельностьшкольников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Анализ умения пользоваться понятийным аппаратом показывает, что далеко не все понимают суть, заложенную в определения того или иного явления. Возьмем к примеру термин «внеурочная деятельность». Что мы имеем на самом деле?
Школьная воспитательная система имеет компоненты (ученик, воспитатель, план работы, мероприятия и т.д.). Но если проанализировать эту «систему» с позиции структурной организации, то окажется, что формально эти элементы связаны. А реально – нет. Дело в том, что традиционно план воспитательной работы школы и организационную модель внеурочной деятельности составляет заместитель директора, опираясь на руководящие документы министерства образования, а классный руководитель или предметник в рамках общешкольного плана разрабатывают свой набор мероприятий (именно набор, а не систему). Очевидно, надо было бы систему воспитательной работы строить по иерархическому признаку:
- какое качество хотим развить данным мероприятием;
- какие свойства личности учащегося должны при этом проявляться;
- каким содержанием материала и каким видом деятельности лучше удастся активировать нужные свойства личности;
- какие средства обеспечения мероприятия необходимы:
- какая форма лучше отразит суть планируемой деятельности и поможет эффективно достичь поставленной цели и т..
При таком подходе учитель не просто меняет компонентный состав системы, но переструктурирует ее на всех уровнях, в том числе и на самом высоком (уровень ценностных ориентаций).
При анализе проведенного мероприятия учитель будет вынужден обращать внимание не столько на зрелищность и внешнюю эффективность, сколько на главный результат – происходило ли развитие нужного качества или нет.
Как видим, задав правильно структуру системы воспитания, мы уже почти автоматически начинаем отходить от формализма в работе и применять адресно индивидуальный подход. Таким образом планируемая система оказывается не формальной, а работоспособной.
Надо полагать, что создание системы воспитательной работы на основе учета и использования всех атрибутов, о которых идет речь поможет перевести обучение и воспитание на качественно новый уровень.
Для апробирования данного подхода одной из важнейших задач подготовки учащихся к жизни и труду в новых социально-экономических условиях необходимо формирование здорового образа жизни. Здоровый образ жизни – это режим жизни, основанный, прежде всего, на здоровой нравственности. Первичные корни добра и зла начинают формироваться с раннего детства на подражательной основе. В процессе обучения и воспитания навыки прочно усваиваются, корректируются и становятся привычными. В определенный момент они перестают контролироваться сознанием, так как переходят в подсознание. Человек уже не задумывается как ему поступить, усвоенные действия выполняются рефлекторно. Осуществление навыков отрицательного характера компенсируются в молодом возрасте запасом здоровья. Поэтому о здоровье начинают думать слишком поздно, достаточно его потеряв.
В настоящее время необходимо сделать прорыв в мир знаний о человеке, его физическом, психическом и репродуктивном здоровье. Каждый молодой человек должен осознать, что необходим переход воспитания к другой парадигме: забота о здоровье - обязанность каждого, не позаботишься сам - не рассчитывай, что кто-то это сделает за тебя. Известно, что здоровье человека на 48-50 % зависит от того, какой образ жизни он ведет, и лишь на 8-10 % от медицины, системы здравоохранения. Возникает острая необходимость в разработке специальных курсов, направленных не только на ознакомление учащихся с современными методиками профилактики вредных привычек и болезненных пристрастий. Но и формирование навыков здорового образа жизни, компетенций необходимых в современной жизни, посредством создания традиций здорового образа жизни и тренингов правильного поведения.
Необходимость соблюдения принципов ЗОЖ осознается почти всеми, но за этим пониманием не всегда стоят реальные действия по их выполнению, что, скорее всего объясняется нежеланием менять выработавшиеся привычки, стереотипы поведения. К сожалению, лишь в экстремальных ситуациях (болезнь, жизненный кризис) человек вынужден изменять свой образ жизни, начинает ответственно относиться к своему здоровью и здоровью близких для него людей.
Начатое исследование представлений о здоровом образе жизни актуализирует работу по созданию специального курса в рамках внеурочной деятельности школьников по формированию ЗОЖ.