Особенности организации словарной работы в начальной школе
Особенности организации словарной работы в начальной школе
В данной статье раскрываются основные особенности организации словарной работы на уроках русского языка в начальной школе. Грамотногоорганизованная систематическая словарная работа на уроках русского языка в начальной школе независимо от класса и возвраста обучающихся является важнейшим фактором в формировании навыка правильного орфографического письма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности организации словарной работы в начальной школе»
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Освоение словарного состава языка идет параллельно с развитием речи ребенка, осознанием смысла слов. Понимание смысла, структуры слова, возможности его употребления происходит только через организацию ситуаций, в которых ученик может связать новое слово с другими, т.е. включить его в словосочетание, предложение.
Когда школьник переводит слово из устной речи в письменную, он часто сталкивается с проблемой: нельзя проверить слабую позицию звука. Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Азбуки» дети сталкиваются со многими словарными словами. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, чтению, математике, окружающему миру и другим дисциплинам все больше возрастает. Нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов.
Но как показывает практика, именно написание слов с непроверяемыми орфограммами вызывают у выпускников начальной школы большие трудности. По мнению учителей начальной школы, существует ряд причин, обеспечивающих такую негативную тенденцию: – недостаточность разработки методики обучения непроверяемым написаниям; – отсутствие систематизированного дидактического материала, на котором следует проводить работу; – мало научных, обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям.
Кроме того, зачастую, словарная работа в начальной школе организуется формально, отсутствует системность и целенаправленность. Учитель от случая к случаю включает в урок упражнения, задания по отработке непроверяемых написаний. Очень важно, чтобы такая работа проводилась из урока в урок, носила управляемый, диагностируемый характер.
Таким образом, одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является задача научить ребёнка писать словарные слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
Изучив опыт коллег по организации словарной работы на уроках в начальных классах, стала использовать в собственной педагогической деятельности некоторые приемы и методы по отработке написания непроверяемых орфограмм. Многие упражнения оказались эффективными и результативными.
Приемы работы над словарными словами в начальной школе:
– Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке: г..рох,, в..гон, ур..жай, м..л..ток, ябл..к.., п..нал, т..пор, п..суда. – Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: к…пуста, м..л..ко, с..рень, уч..ник, в..р..бей. – Восстанови слова: т..л..ф..н, в..р..н.., с..р..к.., ..в..щ.., ..г..р..д. – Собери слова из слогов: радь, тет, трет, де, рев, ня, пор, тор, трак. – Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: «Школа», «Овощи», «Одежда», «Животные», и т.д. – Выборочный диктант.
Дети записывают слова с непроверяемой безударной гласной.
В комнате стояла большая кровать. Саша положил в пенал карандаш. В огороде выросли морковь, огурец, горох.
– От слов картофель, посуда, январь, черный образуйте родственные слова. – Подбери слова к данным схемам.
– Найди лишнее слово: сахар, сахарный, сахарок, засахарился, сахарком. – Выпишите из словаря по 3 слова 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения. – Ответьте на вопросы одним словарным словом. Измените это слово по падежам.
Чем забиваю гвозди? (Молоток)
Диван, кровать – это…? (Мебель)
– К словам машина, ботинки, товарищ подберите синонимы. Составьте с ними предложения. – К словам медленно, весело, хороший подберите антонимы. Придумайте небольшой рассказ, используя эти слова.