Особенности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. «Первый раз в первый класс» (рекомендации родителям)
Особенности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. «Первый раз в первый класс» (рекомендации родителям)
Ваш ребенок идет в первый класс. К этому дню вся семья готовится, как к большому празднику. Новая форма, портфель, букет – первоклассник в сопровождении родителей, бабушек и дедушек первый раз идет в школу. Однако ощущение праздника вскоре исчезает. Ведь в школе ребенок сталкивается с трудностями, к которым он оказывается не готов и не всегда готовы родители. В первый школьный год проблемы возникают практически у всех детей, а тем более у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Насколько успешно они будут решены, зависит в первую очередь от родителей, от того, как вы понимаете своего ребенка, от того как успешно вы будете взаимодействовать с учителем.
В этой статье даются практические советы для родителей обучающихся с ОВЗ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. «Первый раз в первый класс» (рекомендации родителям)»
Особенности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями и детей – инвалидов здоровья на первом году обучения.
«Первый раз в первый класс»
(рекомендации родителям)
Ваш ребенок идет в первый класс. К этому дню вся семья готовится, как к большому празднику. Новая форма, портфель, букет – первоклассник в сопровождении родителей, бабушек и дедушек первый раз идет в школу. Однако ощущение праздника вскоре исчезает. Ведь в школе ребенок сталкивается с трудностями, к которым он оказывается не готов и не всегда готовы родители. В первый школьный год проблемы возникают практически у всех детей, а тем более у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Насколько успешно они будут решены, зависит в первую очередь от родителей, от того, как вы понимаете своего ребенка, от того как успешно вы будете взаимодействовать с учителем.
Постарайтесь в первые дни найти время чтобы рассказать учителю о своем ребенке: его психических особенностях, болезнях, о его привычках, характере. Если ребенок стоит на учете у какого-либо специалиста – обязательно скажите об этом. Чем раньше учитель узнает особенности вашего ребенка, тем легче ему будет взаимодействовать с ним, выстраивать коммуникации.
Первые месяцы в школе очень трудны для ребенка с ОВЗ. Ему приходится привыкать к новому коллективу, к новым требованиям и правилам, к тому, что рядом нет близких ему людей. Детям с ОВЗ приходится сложнее всего. Поэтому поведение ребенка будет отличаться от обычного. Вы заметите, что он станет плаксивым, раздражительным, быстро будет уставать, засыпать с трудом. В этот период очень важно обеспечить ребенку спокойную ритмичную жизнь. Старайтесь уделять ему больше внимания. Разговор начинайте тогда, когда вы сами спокойны и вас ничто не отвлекает.
Первые дни, недели лучше отказаться, по возможности, от группы продленного дня, т.к. ребенок от общения с одноклассниками, скопления большого количества людей и шума еще больше устанет. Ваш ребенок пока еще не воспринимает учителя, как человека, которого надо слушать, а учитель еще не знает вашего ребенка. Поэтому, прежде чем сразу же оставить ребенка на целый день в школе, хорошо подумайте, справится ли ваш ребенок с такой нагрузкой? Будет ли слушать учителя? Ведь подобное поведение напрямую касается здоровья вашего ребенка.
Все родители хотят видеть своего ребенка успешным. Однако, на практике так бывает не всегда. Ребенку с ОВЗ сложно просидеть без движения 35 - 40 минут урока. Сложно слушать и слышать учителя, выполнять все задания, даже когда не интересно. Сложно общаться с одноклассниками, учителями, выполнять их требования не зависимо от желания. Самая большая трудность - социализация ученика с ОВЗ. Ему сложно общаться с одноклассниками. Он не умет договариваться, объяснять свою позицию, сразу начинает драться, кричать, капризничать и т.д. Наша с вами задача – научить его общаться именно со сверстниками.
Не ругайте ребенка за неуспехи, а уж тем более не навешивайте на него ярлыки . Ваши негативные оценки повышают тревожность вашего ребенка, вселяют в него неуверенность в своих силах. Поддержите первоклассника, вселите в него уверенность, что у него все получится, пусть и не с первого раза. Не следует забывать о том, что нужно хвалить или ругать не ребенка, а результат его деятельности. Вместо «Ты молодец» лучше сказать «Сегодня ты хорошо работал на уроке, учитель тебя хвалил» или «Как красиво ты нарисовал, написал именно эту букву».
Сравнивайте успехи ребенка с его же успехами. Если вы ругаете, то объясняйте за что конкретно. Например, за драку, за то, что убегает на прогулке от учителя и др.
Еще один очень важный момент – это соблюдение режима дня. Поскольку обучение в 1 классе происходит в 1 смену, а это значит, что в 8 часов утра уже начинаются занятия, то ложиться надо не позднее 9 часов вечера, чтобы не был ваш ребенок сонным и вялым на 1-ых уроках, а пришел с хорошим настроением в класс. Перед сном можно почитать сказку, поиграть в спокойные игры.
Один из вопросов, который часто задают родители – надо ли делать с ребенком уроки. Официально в 1 классе не задают домашние задания, но мы - то с вами понимаем, что если ребенок не будет постоянно тренироваться, закреплять материал, результат увидим не скоро, а может его и не быть вообще. Задача родителей – научить ребенка тому, как это делатьправильно. Садиться за уроки нужно в строго отведенное для этого время (с 14 до 15 часов). Начинать выполнение домашнего задания лучше всего с любимых ребенком учебных предметов. Нужно следить за тем, чтобы выполнение домашнего задания не растягивалось на долгие часы и его ничто не отвлекало. После того, как домашняя работа будет сделана, взрослый должен проверить ее и помочь собрать портфель на следующий день. Очень важно, чтобы не вы сами собирали портфель, а только помогали, иначе ваш ребенок этому не научится. Открываете дневник, смотрите с вашим ребенком расписание на завтра и вместе складываете нужные тетрадки, учебники, пенал, в котором всегда должны быть ручки, цветные карандаши, простой карандаш, линейка, ластик, точилка. Постарайтесь купить хорошие канцелярские товары. Ручка – чтобы хорошо писала, не темно-синяя, а светло-голубая. Проверьте, чтобы этой ручкой было легко писать, не нажимая на неё, а то рука ребенка быстро устанет. Карандаши с мягким стержнем, чтобы ребенку было легко рисовать. Получая от творчества удовольствие, он постепенно приучится к усидчивости, будет больше времени проводить за рисованием. Это занятие очень хорошо развивает слабую руку ребенка, его творческий талант.
Очень часто бывает так, что у ребенка нет ручки или учебника, или тетради и ребенок объясняет это тем, что он здесь не причем, это мама не положила, а значит, с нее и спрашивайте. То есть ваш ребенок не чувствует ответственности за подготовку к урокам. Нужно его постепенно приучать к тому, что он сам собирает портфель и сам несет ответственность за подготовку к урокам.
За выполненную домашнюю, классную работу учитель ставит оценку. В первом классе это разного рода символы: звездочки, солнышко, а может быть и тучки. Если вы не понимаете значение этих отметок – спросите у учителя. Своим ученикам на первых уроках я объяснила значение этих символов, поэтому у них вопросов не возникало. Конечно, я сравниваю успехи ребенка с успехами его же самого. И если вижу, что работа получилась лучше предыдущей, хотя и не такой качественной – все равно ставлю хорошую оценку. Очень приятно видеть радостные глаза детей! Хвалю за то, что он старался.
Старайтесь больше беседовать с ребенком о школе: что было интересного, чему научился, с кем подружился. Такие беседы создают у ребенка уверенность в том, что вам интересно все, что с ним происходит, а не только его успехи в учебе, а кроме этого, вы научите ребенка быть более внимательным к событиям школьной жизни, более собранным и наблюдательным.
С каждым годом детей с ОВЗ становится все больше и больше. Но, несмотря на это, они наравне со всеми участвуют в коллективно-творческих делах. Например, в конкурсе чтецов, спортивных мероприятиях, кругосветках, Новогоднем празднике и др.
Принимают участие в городских, областных, всероссийских конкурсах. Мы с моими учениками принимаем участие в конкурсах, который организует ДДТ «Планета». Ребята получают дипломы, сертификаты, свидетельства об участии в различных конкурсах. Все эти награды мы складываем в портфолио.
Если ребенок не ходил в детский сад, и у него недостаточно опыта в общении со сверстниками, то в школе у него будут возникать конфликты с одноклассниками. В этом случае следует обратиться к учителю, школьному психологу. Но, скорее всего, учитель сам обратится к вам за помощью. Не надо сразу воспринимать замечание учителя в штыки. Да, вашему ребенку трудно, но трудно и учителю и его одноклассникам. Постарайтесь совместно с учителем найти выход из сложившейся ситуации. Не обвиняйте одноклассников, учителя, а ищите выход вместе. Помните, учитель – не враг, вы – соратники. Беседуйте с ребенком спокойно, не занимайтесь поиском правых и виноватых.
И в заключении мне хотелось бы сказать, помните, что перед поступлением в школу ваш ребенок переживает еще больше, чем вы. Заранее сходите с ним в ту школу, которую он будет посещать. Пройдите по школьным коридорам, познакомьтесь с учителем, покажите, где находится столовая. Пусть ребенок увидит все своими глазами и поймет, что ничего страшного с ним в школе не случится. И вы чем больше будете знать, что вас ожидает, тем спокойнее будете. Ведь от вашего настроя зависит и настрой вашего ребенка. Ребенок чувствует и ваше волнение, и переживание. Успокойтесь. В школе вас ждут. Там сделано все для того, чтобы ребенок с ОВЗ стал успешным, чтобы чувствовал себя успешным.
Помните, что у каждого ребенка адаптационный период протекает по-разному. Поэтому не стоит сравнивать своего первоклассника с его одноклассниками, с детьми друзей и знакомых. Лучше обращайте внимание на успехи именно вашего ребенка, отмечайте его достижения и сразу реагируйте на трудности. Поддержите своего ребенка. Дайте ему поверить в собственные силы. Ваше внимательное и уважительное отношение к ребенку поможет ему успешно справиться с новой для него ролью – ролью школьника.