Просмотр содержимого документа
«Особенности реализации ФГОС для детей с ОВЗ в начальной школе»
Особенности реализации ФГОС для детей с ОВЗ в начальной школе
Любой современный педагог-практик прекрасно знает, что помимо двух—трех детей, которые будут проходить по программе инклюзии, в классе будут находиться и другие дети с проблемами обучения и выраженными личностными особенностями.
Ни для кого не секрет, что при поступлении ребенка в 1 класс, перед родителями, учителями и особенно перед детьми остро стоит вопрос его адаптации в совершенно новой образовательной среде. Создание учителем условий для адаптации ребенка в школе состоит в том, чтобы ребенок был успешен не столько в обучении, сколько в сфере общения и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. Для облегчения адаптации всех детей класса, учитель может использовать следующие приемы:
1. Предварительное знакомство ребенка со школой и классным помещением — при встрече в августе, вместе с родителями. Вся семья может пройтись по школе, посмотреть, где находится столовая, спортивный зал, кабинеты специалистов, библиотека, туалет. Во время посещения класса, будущий ученик может заранее выбрать место, которое ему нравится, посидеть за партой. В этом случае, уже с первых дней обучения, снизится его тревожность, обусловленная неизвестностью, большим количеством новых незнакомых людей вокруг. А для облегчения запоминания имен окружающих взрослых и детей, можно помочь ученику с ОВЗ сделать альбомчик с фотографиями и подписанными именами.
2. На первых порах посещения школы детям с нарушениями развития сложно усвоить режим жизни в школе, расписание, длительность урока и перемены. Для облегчения адаптации можно предложить ребенку план дня в картинках. Если ребенок не может выдержать в стационарном положении все 35—40 минут урока — встает, разговаривает, перемещается по классу, учитель разрешает ему отдохнуть — выйти в игровую зону из-за парты, посидеть в «домике», но при этом важно регламентировать время отдыха — например, с помощью песочных часов, одобряя ситуацию, когда ребенок возвращается к работе с классом по прошествии ограниченного временного периода. Результатом деятельности учителя будет ситуация, когда ученик с ОВЗ начинает и заканчивает работу на уроке вместе со всеми детьми.
Организация учебного пространства и процесса
Грамотная организация образовательного процесса предполагает предварительную психологическую и педагогическую (логопедическую) диагностику всех учащихся, которая позволяет обнаружить сильные и слабые стороны развития каждого ребенка. Это дает возможность прогнозировать будущие затруднения в усвоении учебной программы и развитии социальных и коммуникативных навыков. Результаты обследования необходимо обсудить педагогу со всеми специалистами, которые сопровождают процесс обучения. Исходя из полученных данных о сильных и слабых звеньях психических функций каждого ребенка должна быть выработана общая стратегия работы в данном классе. При составлении программы занятий должно учитываться, что в классе одновременно будут находиться учащиеся, как с общими, так и с индивидуальными трудностями. Например, для того, чтобы освоить написание новой письменной буквы, ребенку необходимо следующее: ИНФОРМАЦИЯ ПРЕдставлена на слайде: СЛАЙД 2
Если у одного ребенка или группы детей во время какого-либо вида деятельности проявляются свои специфические трудности, педагог должен помогать им проработать каждое звено этой психической функции. Остальные дети в этот момент имеют возможность совершенствовать навыки самостоятельной работы в заданном виде деятельности, который дается им относительно легко.
Особенное внимание в работе должно уделяться подбору учебного и наглядного материала. Так как для преодоления своих трудностей каждому ребенку нужна своя опора, необходимо подбирать или создавать учебные материалы и обучающие виды деятельности, представленные на слуховой, зрительной и тактильной основе. Для повышения интереса ребенка к занятиям рекомендуется использовать игровые, сюжетные методы обучения. Наглядные материалытакже должны быть ориентированы на особенности развития и организации внимания учащихся. Например,
Ребенок может понимать значение двух отдельных слов, но может не понимать, что они означают, как словосочетания. Например, зная значение слова «туча» и «стая», учащийся не может понять, что такое «стая туч». Такие дети могут бегло читать, но не понимать подтекста, причинно-следственных связей, испытывать колоссальные трудности при пересказе. Им недоступен смысл пословиц и поговорок, которые в изобилии встречаются как в учебниках по чтению, так и в учебниках русского языка.
Как же быть учителю в этой ситуации? Одним из приемов может быть следующий. Педагог заранее выбирает выражения из учебника, по которому детям предстоит обучаться, прорабатывает их с помощью логопедов и родителей заранее, до того, как они встретятся детям в тексте. С такими учащимися ведется словарь «с русского на русский», в который записываются все непонятные слова и выражения. Значения этих слов и выражений зарисовываются или объясняются понятными ребенку словами. Слова и выражения, попавшие в словарь, заучиваются наизусть вместе с их значениями. При этом взрослые, окружающие ребенка, стараются употреблять новые слова и выражения в повседневной жизни, чтобы из пассивного словаря, они перешли в активный словарь ребенка. На слайде представлена информация как в работе можно применять карты памяти, их можно составлять по любому предмету+ КАРТА памяти по окр. миру (МОЯ) СЛАЙД 3
Для своевременной коррекции снятия напряжения существуют разные педагогические «секреты». Например, детям разрешается на уроке занять на какое-то время удобное положение: работать стоя, при желании поменять рабочее место - в классах мы имеем конторки; походить на носках, сделать стойку на одной ноге. Почти всем детям необходимо проговаривать последовательность своих действий вслух. Надо учить детей говорить тихо, вполголоса, шептать «губами», чтобы не мешать другим. Но не запрещать детям говорить вслух — через внешнюю речь происходит осмысленное освоение нового и трудного материала.
Перечислим возможные средства и материалы: СЛАЙД 4
1. Картинки-пиктограммы, схематичные рисунки, понятные по смыслу, иллюстрирующие конкретное действие или предмет.
2. Наглядный картинный материал применяется для иллюстрирования текста, замены описательной части текста, в различных формах контроля.
3. Для освоения тех или иных алгоритмов учебных действий многим учащимся с ОВЗ необходимо подкрепление в виде карточек — схем, на которых наглядно представлены шаги при решении задач, выполнении математических действий, проверке орфограммы и т.д. В процессе урока ребенок должен иметь возможность воспользоваться альбомом или блокнотом с карточками-алгоритмами для актуализации необходимой информации (как правило, такой альбомчик лежит на парте). На следующем слайде представлена информация, как можно вести альбомчик словарных слов, используя зацепки.+ ЗАЦЕПКИ (МОИ) СЛАЙД 5
Очень полезно для всех детей использование на уроках сенсорно обогащенных материалов — вырезанных из шершавой бумаги букв, ваты, пластилина, кусочков ткани различной фактуры и т. д. В опыте учителей начальных классов есть большое количество приемов с использованием таких материалов. Например, для того, чтобы запомнить образ буквы, дети могут мастерить ее из проволоки, бумаги, лепить из пластилина, конструировать из других материалов; чтобы объяснить понятие «мягкие и твердые согласные звуки» и закрепить умение их дифференцировать, педагог может использовать вату или пластилин и деревянный кубик, для того, чтобы объяснить понятие «звонкие и глухие согласные» можно использовать кубики Зайцева.
Использование различных форм организации учебной деятельности
Одной из основных задач, реализуемых учителем при организации образовательного процесса в классе, где обучаются дети с ОВЗ, является организация взаимодействия учащихся на уроке. Напомним основные формы занятий: ИНФОРМАЦИЯ представлена на слайде СЛАЙД 6
Индивидуальное самообучение
Парное взаимообучение (стабильные пары или пары сменного состава) — объясняют друг другу какой-либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты работы товарища.
Групповая работа по общей теме — обучение внутри группы: объяснение материала, обсуждение, оценка работы, выступление.
Взаимообучение групп — группы с разными темами обмениваются участниками или объединяются для обмена информацией.
Ученик вместо учителя
Подготовка учениками выступлений
Ошибки и недочеты в письменных работах учащихся можно отмечать менее заметной в тетради черной пастой. Ярким же красным цветом выделяем правильно и аккуратно прописанные буквы, цифры, слова, предложения, отмечаем правильность «трудных заданий», записываем слова похвалы, одобрения. Также полезно записывать в дневник личные достижения каждого ученика в отдельности (самостоятельно выполнил задание, аккуратно выполнил работу, помог товарищу, внимательно слушал; справился с задачей нового типа). Аналогичную запись может в дневнике делать и ученик относительно своих собственных достижений.
Как мы уже говорили выше, одной из основных задач, реализуемых учителем при организации образовательного процесса в классе, является организация взаимодействия учащихся не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. СЛАЙД 7 На базе школы могут реализовываться такие проекты: «Темная комната», в которой проходят игровые и обучающие занятия с детьми с нарушением зрения; «Рисунки на песке» – занятия с детьми с нарушением слуха на световых столах; «Мультфильм своими руками» – мультимедийные занятия с детьми с нарушением слуха и нарушением опорно-двигательного аппарата; кружок «Подари свет», в котором проходят творческие занятия с детьми с нарушением зрения, проведение праздников по православному календарю: «Рождественские встречи», «Масленичные гуляния», «Святки» и др.
СЛАЙД 8 Сейчас в интернете есть сайты, которые предлагают детям с ограниченными возможностями здоровья участвовать в дистанционных олимпиадах: Родник знаний, Древо талантов, Радуга +, Аничков.ру, Лучики надежды и др.
В заключение отметим, что без ощущения успеха у учащихся пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в их учебной деятельности может быть затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психические и физиологические особенности развития и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьников ситуации успеха, ведь помочь ученику найти себя - благородная задача учителя. СЛАЙД 9