" Организация системы оценивания младших школьников в условиях безотметочного обучения"
" Организация системы оценивания младших школьников в условиях безотметочного обучения"
Работая в системе безотметочного обучения,cамое сложное – убедить родителей принять данную систему оценивания и не искать взаимосвязь с традиционной пятибалльной системой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«" Организация системы оценивания младших школьников в условиях безотметочного обучения"»
«ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ»
Шафикова Г.Г.
Учитель МБОУ «Гимназия №3 с татарским языком обучения» Кировского района г. Казани
В современном обществе растет объем информации, внедряются новые технологии, создаются сетевые формы организаций. Чтобы жить в этих условиях, человек должен уметь видеть свои цели, проявлять инициативу, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы.
Поэтому для современной педагогики возникает ряд проблем, связанных с обучением способам выбора, умению проявлять свою инициативу, осуществлять самостоятельные ответственные действия.
Большую роль в формировании развития ребенка как самоизменяющегося субъекта образовательного процесса играет положительная мотивация к школьному обучению.
Многие будущие первоклассники собираются в школу с желанием, но есть и такие дети, которые испытывают волнение, страх перед неизвестностью, что, в конечном итоге, может выявить в ребенке нежелание ходить в школу.
Одним из условий формирования положительной мотивации и как следствие важным условием получении высокого результата образования является проведение этапа адаптации детей к школе. Правильная организация этапа адаптации, положительная мотивация к школьному обучению, успешно применяемая система оценивания учебных достижений (безотметочное обучение) младших школьников является важным условием получения результата образования.
Оцениваться должны ведь не только знания, умения и навыки учащихся, но и творчество, инициатива во всех сферах школьной жизни. Оцениванию между тем не подлежат личные качества ученика (темп работы, особенности памяти внимания, восприятия). Оценивается работа, а не её исполнитель.
В нашей школе безотметочное обучение проводится только в 1-х классах, хотя приёмы самооценки применяются во всех классах начальной школы.
Все ученики хотят учиться только на «пятерки». Часто и родители, и учитель придают неоправданно большое значение отметкам. А это создает у школьника определенный конфликт между желанием познавать, учиться, думать и оценкой этих процессов со стороны учителя.
Я считаю, что в первых классах необходима безотметочная система оценивания. Только при соблюдении всех необходимых условий переход на отметочную систему оценивания в последующих классах будет носить менее травмирующий характер. Во-вторых – в последующих классах следует, по моему мнению, совмещать безотметочное обучение наряду с выставлением отметок, которые, тем не менее, так стремятся получать знания, а не оценки. Считаю, что не за все работы нужно всем ученикам ставить оценки.
Система проверки и оценивания учебной деятельности младших школьников не может ограничиваться только контролем за усвоением знаний и выработкой умений и навыков по определенному учебному предмету. Она ставит более важные социальные задачи:
– определение степени овладения умениями по использованию знаний, то есть соответствие обучения современным целям образования;
– развитие у учащихся навыков самостоятельной оценки результатов своих действий, умения контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
– мотивация учащегося на успех, избавление его от страхов перед оцениванием, создание комфортной обстановки, забота о сохранении психологического здоровья младших школьников.
В своей работе я использую следующие приемы самооценки и самоконтроля:
Словесные приемы
а) для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков задаются следующие вопросы:
– Что ты узнал на уроке?
– Чему научился?
– За что можешь похвалить себя?
– Над чем еще надо поработать?
– Какие задания вызвали интерес?
– Какие задания оказались трудными?
– Достигнута ли поставленная в начале урока цель?
б) используем наглядное пособие, которое помогает в оценивании своих достижений:
«Сегодня на уроке я…»
«Мне удалось…»
«Я могу похвалить…»
«Я недостаточно…»
«Я старался…»
Представлю свой опыт организации оценивания учебных достижений в условиях безотметочного обучения.
Оценивание деятельности ребёнка веду с начала обучения. Главным требованием его организации на первых порах является опора на успех. Начинаю с оценивания готовности детей к уроку, соблюдения ими правил школьной жизни, проявления навыков культурного общения и поведения. Обязательно подчёркиваю, что надо хорошо готовиться к уроку, объясняя, что это значит.
В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников мною используются следующие формы:
1. «Говорящие рисунки»
Если ученик доволен собой, у него все получалось, то он рисует улыбающееся лицо.
Если ученику на уроке было временами непросто, не все получалось, то он рисует спокойное лицо.
Если учащемуся на уроке было сложно, многое не получалось, то он рисует соответственно грустное лицо.
2. «Ступенька»
1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я ступенька – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
3-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе, ошибок не допустил.
3. «Карточка сомнений»
+ — «Я понял все»;
- — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;
? – «Не понял».
На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:
V – «Уже знал это»
+ — «Новое знание»
? – «Не понял, есть вопросы»
0 – «Думал по-другому».
4. «Волшебные линеечки»
«Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются интересной, необидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ученику измерительный прибор. С помощью этих линеечек можно спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ученику правильно оценить свои возможности и результаты. Такая оценка:
- позволяет любому ученику увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);
- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;
- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).
После самооценки работу оценивает учитель. Он ставит свои плюсики на линеечках. Совпадение детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учащимся своей работы преподаватель еще раз объясняет ученику критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или соответственно строже.
5. «Листы индивидуальных достижений»
Для создания полной картины, отображающей реализации учебных достижений, а также диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты. («Успехи»).
Как показывает опыт, большинству родителей, чьи дети обучаются в школах, где действует система безотметочного обучения, сложно перестроиться на такое обучение. В результате эта щадящая и здоровьесберегающая система для детей, невольно является раздражителем для родителей, особенно если она введена не только в 1 классе, но и на протяжении всей начальной школы.
Работая в системе безотметочного обучения, подразумевает тесное сотрудничество с родителями через собрания и индивидуальные консультации. Самое сложное – убедить родителей принять данную систему оценивания и не искать взаимосвязь с традиционной пятибалльной системой. Главный аргумент в таких беседах - дети пришли получать знания и формировать умения, значит, необходимо следить за этим процессом, радоваться «росту» своих детей. Родительские собрания и консультации разъясняют методику этой системы оценивания, знакомят с программой. Каждый родитель должен видеть «документы» своего ребенка: тетрадь «Мои достижения», рабочие тетради, тетрадь «открытий» и т.д.
Литература:
1. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.
2. Ларина А.Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011.
3. Свиридова О.И. «Форма организации учебной деятельности в начальной школе».
4. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П «Эксперимент», 1999.
5. Шульгина В.П. Современные темы родительских собраний в школе.Настольная книга учителя.2002. С. 75
6. Островерх О.С., Козлова Л.М., Трифонова О.П. «Формирование индивидуальных учебных действий у первоклассников, или как научить младших школьников работать с черновиком».