kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация групповой работы в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация групповой формы деятельности позволяет сохранить психическое и физическое здоровье детей, поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад»

Актуальность темы

Слайд №1. Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), который предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, о также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». В структуре общеучебной компетентности младшего школьника одной из важных является коммуникативная компетентность.

Слайд №2. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может формироваться вне деятельности. Учитель формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталон коммуникативных умений, организовывая взаимодействие учеников друг с другом. С этой целью большое внимание уделяется одному из способов коллективного взаимодействия – работа в группах, которая позволяет улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе. Психологи определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

Слайд №3. Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:

– возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;

– на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

– ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

– возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

– меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);

– возрастает сплочённость класса;

– растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);

– учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).

Таким образом, групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей.


Слайд №4. Организация групповой работы в начальной школе

Перед началом работы с детьми оговариваются правила общения:

1. При разговоре смотри на собеседника.

2. Говори в группе тихо, чтобы не мешать одноклассникам.

3. Называй товарищей по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать.


Слайд №5. Алгоритм работы в группе

1.Повторение задания для осознанного понимания.

2.Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи).

3.Выдвижение версий всеми членами группы.

4.Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих.

5.Совместное принятие решения.

6.Анализ решения. Оформление.

7.Проговаривание в группе выступления.

8.Представление решения.


Слайд №6. В процессе ведения групповой работы выделяем следующие элементы:

- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

- раздача дидактического материала;

- планирование работы в группе;

- индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;

- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);

- сообщение о результатах работы группы;

- общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.


Слайд №7. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряем совместное обсуждение хода работы, обращение за советом друг к другу. При такой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Работа в группах требует нетрадиционной организации рабочих мест. Для групповой работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребёнок видел своих собеседников, не сидел спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, на котором фиксируется итог работы группы, был в пределах досягаемости всех участников.



Слайд №8. Виды групп

Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. Опыт показывает, что высокую результативность дают не все группы, целесообразно так же знать, какие опасности могут подстерегать учителя. Я занимались подбором и апробацией различных вариантов формирования групп школьников. Результат этой работы представлен ниже.


Группа по желанию

- учащиеся сами выбирают тех, с кем они хотели бы работать, т. е. объединяются по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться в двух вариантах:

- разделитесь на группы по … человек в каждой.

- разделитесь на одинаковые группы.

«Случайная» группа

– группа, формируемая по принципу случайности.

Формирование «случайной» группы: из тех, кто сидит рядом – на одном ряду, за соседними столами. Это может быть билетик с номером или названием группы, полоски бумаги разного цвета, различные геометрические фигуры; фанты; считалки, а также деление по порядку дней рождений (группы образуются из детей родившихся зимой, весной, летом и осенью); расчёт по росту, цвету волос, полу и т.д.

Группа, сформированная

лидером (капитаном,

командиром).

Формирование группы лидером:

* Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидер набирает себе группу. Эту работу можно провести так:

а) первые 4 человека, заявившие о своём желании работать в определённой группе, становятся её участниками. Можно предложить желающим поднять руки или записаться под названием групп на листочках или на доске;

б) лидеры по очереди набирают себе команды, (каждый называет по одному человеку, затем по второму, и так далее до полного набора группы).

* Если же выбор лидеров производится учащимися, то учитель говорит: «Для работы нам понадобится разделиться на группы. Давайте выберем лидеров, которые эти группы сформируют. Кого бы вы хотели видеть лидерами?» Учащиеся называют кандидатов в лидеры, обсуждают варианты и принимают решение (в крайнем случае, с помощью голосования).

Группа, сформированная

учителем в соответствии

с поставленными целями.

Например, в такую группу можно объединить лидеров или особо успешных учеников с целью либо получения хорошего результата (например, на конкурсе или олимпиаде), либо для того, чтобы исключить их из общей работы, тем самым, создав условия остальным для самостоятельной работы. «Медленных» участников тоже можно выделить в отдельную группу, чтобы дать им возможность работать с «собственной скоростью».

По теме работы

Группы выполняют задания, отличающиеся по теме работы.

По уровню сложности задания.

Учащиеся в группах выполняют задания различной степени трудности, которые либо учитель предлагает учащимся, учитывая достигнутый ими уровень усвоения знаний, либо каждый ученик выбирает для себя наиболее оптимальный вариант.


Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставит учитель в данный момент. Например, для того, чтобы школьники научились работать вместе, целесообразно использовать тщательно подобранные учителем группы, которые могут оставаться без изменения достаточно долго (5- 6 недель). Когда дети уже усвоят основные навыки работы в группах, учитель может поставить перед ними задачу – научиться устанавливать нормальные рабочие отношения с любыми людьми, даже если они вам не нравятся. В этом случае самый подходящий способ формирования групп – по принципу случайности.




Слайд №9. Способы обучения в группе

В своей работе часто использую такие способы обучения в группе, как «мозговой штурм», кооперативный тип взаимодействия, конвейерный тип взаимодействия и способ по различным трудностям и проблемам, которые необходимо устранить.

«Мозговой штурм» - каждый участник высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от «группы». При проведении «мозгового штурма» возможны следующие варианты организации работы:

а) «Круглый стол»: члены группы (в произвольном порядке) высказываются. Пока один говорит, остальные слушают.

б) «Обсуждение по кругу». Порядок работы такой же, как на «круглом столе». Отличие в том, что члены группы высказываются в заранее установленном порядке (например, по часовой стрелке).

Во время мозгового штурма я не обсуждаю, какая идея плохая, какая хорошая. Записываю все предложенные идеи, стараюсь, чтобы их было как можно больше. Оценку идей делаем позже, после мозгового штурма.

Кооперативный тип взаимодействия - может быть использован при решении задачи, требующей больших затрат времени. Для ускорения решения задачи члены группы договариваются между собой, кто и что будет делать. Продукт групповой работы складывается из результатов работы каждого участника группы.

Как руководить группами кооперативного обучения?

В 1-2 классе делим детей на пары или тройки. Желательно поместить в одну группу разнополых детей с разной успеваемостью. Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:

· чтец читает вслух;

· секретарь - записывает что-то от лица группы;

· докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;

· хронометрист следит за временем.

Конвейерный тип взаимодействия - между детьми распределена последовательность операций, составляющих действие по решению задачи. Конвейерный тип взаимодействия удобен, прежде всего, для отработки навыков. Он эффективно работает при освоении операционального состава действия, где каждый участник малой группы отвечает за одну конкретную операцию. До тех пор, пока не будет выполнена одна операция, не может быть начата другая, например, при решении задачи в паре один участник читает задачу, второй разбирает условие, третий составляет краткую запись, четвертый записывает решение, пятый участник проверяет правильность выполнения задания.

Способ по различным трудностям и проблемам, которые необходимо устранить, можно организовать так: на первом уроке одна группа детей 2 класса (у кого в этом есть потребность) работает над темой «Проверка безударных гласных в середине слова», другая группа – над темой «Правописание парных согласных в конце слова». Как правило, у детей есть затруднения и там, и там. Тогда на следующем уроке эти две группы делятся каждая пополам, и начинается работа по «взаимообучению» и т. д. Учитель либо занимает позицию координатора работы групп (консультирует, оказывает помощь в выполнении заданий), либо руководит работой одной из групп.

Когда работа завершена, необходимо организовать обсуждение результата работы групп.



Слайд №10. Правила организации групповой работы

Для того чтобы работа в группах на уроках была плодотворной, в первую очередь, необходимо научить детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника. Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.

Кроме этого необходимо выработать и зафиксировать совместно с детьми правила работы в группе. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.


Например:

  • убедись, что в разговоре участвует каждый;

  • говорить спокойно и ясно;

  • говорить только по делу;

  • не говорить всем сразу;

  • реагировать жестами и знаками;

  • возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.

  • обращаться друг к другу по имени.


Во время групповой работы контролируем ход работы, отвечаем на вопросы, регулируем порядок работы, в случае необходимости оказываем помощь отдельным ученикам или группе в целом. Когда работа завершена, необходимо организовать обсуждение результата работы групп.







Слайд №11. Общие правила организации работы в группах


  1. За отношениями в группе нужно следить: каждый участвует в разговоре, каждый думает над работой, позиции всех равны, отношение может быть свое.

  2. Для работы в группах должны быть такие задания, где разные дети дают разные варианты, а не одинаковые.

  3. Навык работы в группах нужно формировать, не игнорируя мелочей и не пытаясь перейти к сложному без доработки простейшего.



Слайд №12. Основные противопоказания при организации групповой работы

  1. Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.

  2. Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: "Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока".

  3. Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия, ни в индивидуальных, ни тем более в публичных оценках (но один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь).

  4. Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости.

  5. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю

  6. Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка).



Слайд №13. Положительные результаты в использовании групповой работы в начальной школе

Я начала вводить элементы групповой работы уже с первых дней учебы детей в школе и заметила, что первоклассникам интересно работать в группе со своими товарищами. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.
При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми. Кроме того, решается и ряд других учебных и воспитательных задач:

  1. Возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;

  2. На формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

  3. Ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;

  4. Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

  5. Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;

  6. Сплоченность класса возрастает;

  7. Дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к себе с большим уважением;

  8. В то же время растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;

  9. Дети помогают в учебе своим товарищам, с большим уважением и менее потребительски относятся к труду учителя;

  10. Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;

  11. Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности;

  12. Воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.

Заключительный слайд (18) после фото!


Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе.

Поэтому считаю использование группового метода в образовании и воспитании детей обоснованным и своевременным.







































Приложение.

Игры для сплочения группы.

1. «Восковая палочка»

Группа стоит в кругу близко друг к другу, выставив ладони на уровне груди внутрь круга. Руки согнуты в локтях. В кругу «восковая палочка». Её ноги «прибиты» к полу, а костей у неё нет. Палочка, закрыв глаза, качается, а группа, мягко перебрасывает её от одного члена группы к другому.

2. «Страшные сказки»

Гасится свет, и дети по очереди начинают рассказывать в темноте страшные сказки. Часто, если уровень доверия в группе высок, дети воспроизводят свои реальные страхи. Очень полезно их тут же разыграть, также в темноте. Эта игра имеет коррекционное значение, направлена на снятие тревоги.

3. «Путанка»

Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться – кто как сумеет. Когда образовалась путанка, водящий заходит в комнату и распутывает, также, не разжимая рук у запутавшихся. Игра поддерживает групповое единство.

4. «Необитаемый остров»

Игра начинается с социометрии – кто с кем поедет на необитаемый остров. Затем, когда образовались взаимные пары, все едут на необитаемый остров: дальше может быть любая психодрама. По нашему опыту, если эта игра приходится на самое начало второго этапа, наиболее она идёт, если психологи оказываются туземцами на этом острове и нападают на выброшенных волнами англосаксов. Вызывая агрессию на себя, удаётся хорошо сплотить группу и снять разочарование от социометрии.

5. «Жмурки»

Вся группа стоит в кружок, один считает, чтобы выбрать водящего. Водящий завязывает себе глаза, кто-то из группы его кружит на месте, чтобы затруднить ему ориентировку. Кружить можно с разными забавными присказками или шуточными диалогами. Например: «на чём стоишь?» - «Что ешь?» - «Колбасу». - «Что пьёшь?». - «Квас». «Ищи мышей, а не нас». После этого все разбегаются, а «жмурка» должна ходить по комнате и ловить детей. Дети бегают по комнате, дразнят «жмурку», трогают её, чтобы отвлечь, и т.п. «Жмурка» должна поймать кого-то и на ощупь угадать, кто это. Игра направлена на групповое сплачивание и инициирование тактильных контактов. Хорошо растормаживает двигательно заторможенных детей.

6. «Крепость»

Группа делится на две команды. Каждая команда строит из мебели крепость, или одна команда защищает крепость, а другая штурмует её. Основное оружие – надувные мячи и мягкие игрушки. Игра даёт возможность проявлять агрессию. Интересна диагностически – кто с кем захочет быть в команде.

7. «Коллективная сказка»

Даётся инструкция – придумать сказку. Существует два варианта этой игры.
Вариант 1. Первый рассказчик говорит слово, второй повторяет это слово и добавляет своё, подходящее по смыслу, третий говорит два первых слова и своё и т.д. Нужно, чтобы получился связный рассказ. В этой игре можно получить хорошую информацию о детских конфликтах и ожиданиях.

Вариант 2. Первый говорит предложение. Второй говорит второе предложение сказки, не повторяя первое, т.е. рассказ сказки по предложениям, по очереди.

8. «Модифицированное зеркало»

Такая же игра, как зеркало, но водящий должен изображать не всё, что угодно, а кого-то из членов группы. Упражнение для получения обратной связи. Группа угадывает, кого изображает водящий.

9. «Моргалки»

Группа делится на две команды. В одной команде должно быть на одного человека больше. Кресла по количеству человек в большой команде ставятся кругом, на довольно большом расстоянии друг от друга. Члены меньшей команды садятся в кресла, а члены

большей команды становятся позади кресел. Таким образом, один человек оказывается за спинкой пустого кресла. Он становится водящим. Его задача – без слов, одним только незаметным подмигиванием переманить к себе в кресло кого-то их сидящих, а остальные, стоящие, должны удерживать своих сидящих. Каждый сидящий стремится перебежать к моргалке, но бежит только тот, кому реально поморгали. Стоящие не имеют права держать сидящих за плечи, удерживать можно только тогда, когда сидящий захотел перебежать. Игра направлена на объединение группы.



Примеры заданий для групповой работы.

1. Каждая группа заполняет таблицу «Культурные растения» (Окружающий мир, 2 класс)

Таблица «Культурные растения»

Культурные растения

овощные

плодовые

зерновые

декоративные

прядильные























2. Вставьте пропущенные числа таким образом, чтобы получились верные равенства и неравенства. (Математика, 2 класс)

 + = +

 –  =

 + +

 –  +


3. Используя числа 10, 9, 1 и знаки арифметических действий «+», «– » и скобки, составьте различные выражения и найдите их значения. (Математика, 2 класс)

Р е ш е н и е:

10 – (9 – 1) = 2

10 – (9 + 1) = 0

10 + (9 – 1) = 18

10 + (9 + 1) = 20

(10 + 9) – 1 = 18

(10 + 1) – 9 = 2

(10 – 9) – 1 = 0

(10 – 1) – 9 = 0

(10 – 9) + 1= 2

(10 – 1) + 9 = 18. И т. д.


4. Решите круговые примеры. (Математика, 2 класс)

6 + 6 7 + 4 14 – 5 13 – 7 8 + 6 9 + 4 11 – 3 12 – 5


Решение:

6 + 6 = 12

12 – 5 = 7

7 + 4 = 11

11 – 3 =8

8 + 6 = 14

14 – 5 = 9

9 + 4 = 13

13 – 7 = 6

6 + 6 = 12



5. Составьте из слов предложение. (Русский язык, 2 класс)

Варя сказки любят Миша и загадки и

– Чем отличается предложение от слова или группы слов?

– Назовите признаки предложения.

– Где схемы предложений? Где схемы слов? Как вы это определили?



6. «Кто быстрее соберёт?». (Русский язык, 2 класс)

На доске выставлены предметные картинки с одно-, двух- и трёхсложными названиями предметов.

Дети, 1 группы, подбирают картинки с односложными названиями предметов, 2 группы – с двусложными, 3 группы – с трёхсложными.

Кит, топор, мост, карандаш, автобус, рак, пила, стакан, голуби, воробей, тигр, конь, рама, шары, барабан, сова, стол, куры, попугай, слон, ласточка, мак, кукла, самолёт, чайник, линейка, лук, дом, ложка, сорока.


7. Какие бывают животные? (Окружающий мир, 2 класс)


1 группа. Запишите как можно больше животных относящихся к группе «Звери».

2 группа. Запишите как можно больше животных относящихся к группе «Насекомые».

3 группа. Запишите как можно больше животных относящихся к группе «Птицы».

4 группа. Запишите как можно больше животных относящихся к группе «Рыбы».

5 группа. Вспомните и запишите, какие животные относятся к группам «Земноводные» и «Пресмыкающиеся»


Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Организация групповой работы в начальной школе Выполнила: учитель начальных классов Абибулаева Анифе Муединовна МБОУ ШК № 15

Организация групповой работы в начальной школе

Выполнила: учитель начальных классов Абибулаева Анифе Муединовна МБОУ ШК № 15

Потребность нового подхода к обучению Задача школы сегодня - формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности.   Секрет успешности обучения – формирование коммуникативной компетентности.

Потребность нового подхода к обучению

Задача школы сегодня - формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности.

Секрет успешности обучения – формирование коммуникативной компетентности.

Группа  - это собрание людей, включённых  в познавательно-координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчинённую общей цели.   Основная цель групповой работы  – развитие мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать.

Группа - это собрание людей, включённых в познавательно-координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчинённую общей цели.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать.

Правила общения:

Правила общения:

  • При разговоре смотри на собеседника;
  • Говори в группе тихо, чтобы не мешать одноклассникам;
  • Называй товарищей по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать.
Алгоритм работы в группе. 1.Повторение задания для осознанного понимания. 2.Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи). 3.Выдвижение версий всеми членами группы. 4.Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих. 5.Совместное принятие решения. 6.Анализ решения. Оформление. 7.Проговаривание в группе выступления. 8.Представление решения.

Алгоритм работы в группе.

1.Повторение задания для осознанного понимания.

2.Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи).

3.Выдвижение версий всеми членами группы.

4.Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих.

5.Совместное принятие решения.

6.Анализ решения. Оформление.

7.Проговаривание в группе выступления.

8.Представление решения.

В процессе ведения групповой работы выделяем следующие элементы:

В процессе ведения групповой работы выделяем следующие элементы:

  • Постановка познавательной задачи;
  • Раздача дидактического материала;
  • Планирование работы в группе;
  • Индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
  • Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
  • Сообщение о результатах работы группы;
  • Общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.
Однородная групповая  работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания Дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания

Дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами

ВИДЫ ГРУПП: 1. Группа по желанию; 2. «Случайная» группа; 3. Группа, сформированная лидером (капитаном, командиром); 4. Группа, сформированная учителем в соответствии с поставленными целями; 5. Группа по теме работы; 6. Группа по уровню сложности задания.

ВИДЫ ГРУПП:

1. Группа по желанию;

2. «Случайная» группа;

3. Группа, сформированная лидером (капитаном, командиром);

4. Группа, сформированная учителем в соответствии с поставленными целями;

5. Группа по теме работы;

6. Группа по уровню сложности задания.

Способы обучения в группе:

Способы обучения в группе:

  • «Мозговой штурм»;
  • Кооперативный тип взаимодействия;
  • Конвейерный тип взаимодействия;
  • Способ по различным трудностям и проблемам, которые необходимо устранить.
Правила организации групповой работы:

Правила организации групповой работы:

  • убедись, что в разговоре участвует каждый;
  • говорить спокойно и ясно;
  • говорить только по делу;
  • не говорить всем сразу;
  • реагировать жестами и знаками;
  • возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего;
  • обращаться друг к другу по имени.
Общие правила организации работы в группах:

Общие правила организации работы в группах:

  • За отношениями в группе нужно следить: каждый участвует в разговоре, каждый думает над работой, позиции всех равны, отношение может быть свое.
  • Для работы в группах должны быть такие задания, где разные дети дают разные варианты, а не одинаковые.
  • Навык работы в группах нужно формировать, не игнорируя мелочей и не пытаясь перейти к сложному без доработки простейшего.
Основные противопоказания при организации групповой работы:

Основные противопоказания при организации групповой работы:

  • Не допускать пары из двух слабых учащихся.
  • Дети, отказывающиеся работать вместе не должны принуждаться.
  • Если кто - то пожелал работать в одиночку, учитель позволяет ему сделать это, не проявляя при этом недовольство.
  • Нельзя заниматься совместной работой более 10-15 минут.
  • Нельзя требовать абсолютной тишины. Вводить критерий - умение слушать.
  • Нельзя наказывать лишая участия в групповой работе.
Положительные тенденции в использовании групповой работы в начальной школе.

Положительные тенденции в использовании групповой работы в начальной школе.

  • Возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
  • Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;
  • Формируется коммуникативная компетентность;
  • Дети помогают в учебе своим товарищам, с большим уважением и менее потребительски относятся к труду учителя;
  • Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей.
Урок литературного чтения

Урок литературного чтения

Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Использование группового метода в образовании и воспитании детей считаю обоснованным и своевременным.

Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Использование группового метода в образовании и воспитании детей считаю обоснованным и своевременным.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Организация групповой работы в начальной школе

Автор: Абибулаева Анифе Муединовна

Дата: 01.12.2016

Номер свидетельства: 364777

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Выступление по теме: «Технология Обучение в сотрудничестве: организация групповой работы в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(124) "vystuplieniie-po-tiemie-tiekhnologhiia-obuchieniie-v-sotrudnichiestvie-orghanizatsiia-ghruppovoi-raboty-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "305235"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457886912"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Технология организации групповой работы в начальной школе."
    ["seo_title"] => string(67) "tiekhnologhiia-orghanizatsii-ghruppovoi-raboty-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266327"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450124519"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Парная и групповая работа в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(49) "parnaia-i-ghruppovaia-rabota-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "302981"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457366555"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Организация групповой и парной работы на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(73) "orghanizatsiia-ghruppovoi-i-parnoi-raboty-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "141247"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418068271"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Организация групповой деятельности на уроке как одна  из форм развития коммуникации "
    ["seo_title"] => string(92) "orghanizatsiia-ghruppovoi-dieiatiel-nosti-na-urokie-kak-odna-iz-form-razvitiia-kommunikatsii"
    ["file_id"] => string(6) "129349"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415693871"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства