Организация внеурочной деятельности по программе "Музейная педагогика"
Организация внеурочной деятельности по программе "Музейная педагогика"
Программа «Музейная педагогика» была разработана мною в мае 2010 года для первоклассников, которые начали учиться в нашей школе по новым стандартам в 2010/2011 годах.( наша школа была - экспериментальной площадкой в этом новом направлении).
Какие выводы я смогла сделать, проработав один учебный год по этой программе?
Систематизация знаний учащихся по основным темам программы ( вещественные источники изучения истории, особенности карельской избы, особенности национального костюма, виды народных промыслов).
Повышение мотивации учащихся (положительные результаты мониторинга учащихся и их родителей).
Улучшение психологического климата в классах.
Разработаны конспекты занятий, праздников, мастер-классы по программе «Музейная педагогика».
Выступление из опыта работы по организации работы с первоклассниками по данной программе перед коллегами на школьном, муниципальном и республиканском уровнях.
Музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с учащимися в школе, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация внеурочной деятельности по программе "Музейная педагогика" »
Ваганова Е.М. – учитель начальных классов
МОУ «Средняя Общеобразовательная Школа
№2 п. Мелиоративный» Прионежского района РК.
Республиканская эстафета педагогического мастерства «Учитель - учителю». Инновации. Опыт. Творчество.
Музейная секция: школьный музей как центр духовно-нравственного, гражданственного и патриотического воспитания.
Тема выступления: организация внеурочной деятельности по программе «Музейная педагогика».
Программа «Музейная педагогика» была разработана мною в мае 2010 года для первоклассников, которые начали учиться в нашей школе по новым стандартам в 2010/2011 годах.( наша школа была - экспериментальной площадкой в этом новом направлении).
Какие выводы я смогла сделать, проработав один учебный год по этой программе?
Систематизация знаний учащихся по основным темам программы ( вещественные источники изучения истории, особенности карельской избы, особенности национального костюма, виды народных промыслов).
Повышение мотивации учащихся (положительные результаты мониторинга учащихся и их родителей).
Улучшение психологического климата в классах.
Разработаны конспекты занятий, праздников, мастер-классы по программе «Музейная педагогика».
Выступление из опыта работы по организации работы с первоклассниками по данной программе перед коллегами на школьном, муниципальном и республиканском уровнях.
Музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с учащимися в школе, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе.
Зачем же нужна музейная педагогика в школах?
Она может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму - интересно не разрушать, а созидать.
Почему мы начали заниматься музейной педагогикой в нашей школе? Отвечу:
1.- Новый стандарт предполагает серьёзную работу по духовно-нравственному воспитанию школьников;
2.- У нас есть отличная база. «Музей быта карел (ливвиков) конца 18 – 20 веков», который был создан руками педагогов, учеников и бывшего директора школы Носевич В.Г..
Несколько слов о музее. (Презентация).
Профиль музея:
осуществление на основе сбора и использования предметов и музейных коллекций процесса воспитания и обучения учащихся . Качественное освоение цикла регионального компонента в учебном плане на культурных, исторических, хозяйственных, гражданских традициях народов Карелии. Создание центра патриотического и гражданского воспитания.
27.05.07. года наш школьный музей внесён в сводный каталог музеев образовательных учреждений Республики Карелия и ему присвоен официальный статус – школьный музей.
В этой связи посещение музея и работа с музейными экспонатами оказывает огромное положительное влияние. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус.
Что такое музей? На мой взгляд, это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Как часто мы туда заглядываем? Пусть каждый ответит для себя сам.
А между тем, как важно на раннем этапе рассказать ребенку о том, где он живет, кто его предки, какова его малая родина, какая великая держава его страна! Ведь согласитесь, из этих маленьких звеньев складывается любовь к Отечеству.
Мне предложили составить программу «Музейная педагогика» для 1-го класса, в которой содержатся следующие структурные элементы: титульный лист, пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание изучаемого курса, методическое обеспечение программы, информационный блок (список литературы, видео-аудио материалы, ЦОРы).
В сетке часов учебного плана для первоклассников «Музейная педагогика» занимает 1 час в неделю. Всего за год – 33 часа.
В стандартах нового поколения педагоги должны сформировать у учащихся Универсальные учебные действия. А что же это такое? Я понимаю так: это способность учащихся применить полученные знания в различных жизненных ситуациях.
Выделяют 4 вида УУД (Универсальных учебных действий)
1. - личностные
2. – регулятивные
3. – познавательные
4. – коммуникативные. (ОБ этом я уже рассказывала коллегам).
Ещё важный момент – это сильная мотивация на начало занятия. Ученики читают тему, а учитель спрашивает: «Предположите, чем мы будем заниматься? Что нового вы узнаете?». Не менее важна и рефлексия занятия.
Теперь несколько примеров.
- Тема занятия: бытовая утварь карел.
Цель: научить использовать описание предмета и давать описание по плану: размер, форма, цвет, назначение, из чего сделан.
Занятие проходило в музее, ребята отгадывали загадки, держали и трогали вещи руками, составляли небольшие рассказы.
Далее мы в сотрудничестве с воспитателем группы продлённого дня (Тупикиной Э.Л.) провели занятие и посмотрели, как свои знания дети переносят в других условиях. Мы представили, что у нас «гончарная» мастерская и вот, что получилось (показ детских работ).
- Тема: мини-исследование (ПО плану).
- Тема: обереги.
Учащиеся послушали рассказ учителя, из презентации к уроку они дополнили свои знания, а на следующем самостоятельном занятии по теме: «одежда карел» ребята показали рубаху и платье, с элементами оберегов на них. Для себя, как для учителя я поставила задачу: умеют ли дети извлекать нужную информацию из прослушанного и увиденного. С заданием учащиеся справились! (показ образцов).
- Интересно у нас прошло занятие под названием “Прялка и веретено”. На занятии в музее дети узнали о быте людей, связанном с осенне-зимним периодом года, о том, из чего шили наши предки одежду, из чего делали ткань, как и чем, обрабатывали лен и шерсть. Я показала сама на практике, как перебивают шерсть и ссучивают нитку, и все дети попробовали это сделать сами своими руками. Они узнали, в чем различие прялки с донцем и прялки с колесом, имели возможность наглядно видеть работу с веретеном и прялкой, рассмотрели устройство ткацкого станка. Закрепление знаний по данной теме прошло в фольклорном празднике «Какова пряха – такова на ней и рубаха!», предусмотренный программой, с песнями, танцами, конкурсами. А помог его мне провести воспитатель группы продлённого дня.
-Тема: занятия карел: закрепить эту тему помогла работа через изо творчество. Показ работ.
-Тема: карельский фольклор: мы знакомились с карельскими загадками, пословицами, сказками.
После викторины по сказкам мы создали «Мультфилм! Свой. Показ.
- Учащиеся остались довольны, когда прошло занятие «Игры наших предков». Занятие включало в себя знакомство с народными играми разных поколений: «щучка», «два петуха», «олень», «летели две птички» и другие. Педагог видит как дети взаимодействуют друг с другом. Учатся уступать и договариваться. Дети в эти игры играют на прогулках и закрепляют полученные знания.
Мы должны поставить такую мотивацию на занятие, чтобы ребёнок сохранял учебную цель и задачи в течение всего занятия, а в завершении бы он сказал.,что он взял для себя с этого занятия. Было ли ему интересно?
- Вот фрагмент занятия по теме: «заонежская вышивка».
Занятие началось с вопроса: Почему вышивку называют заонежской? Ученики вышли на близкое по значению слово – Онежское озеро. Конечно, нашёлся ребёнок, который знал о вещах с данной вышивкой. Далее дети послушали беседу, затем услышанное закрепили компьютерной презентацией. Рассмотрели вещи, которые я принесла на данное занятие: салфетки, передник, скатерть, полотенце. На карте Карелии мы нашли и выяснили, какие города располагаются на берегах Онежского озера. (Петрозаводск, Кондопога, Медвежьегорск). Заочно побывали в городе Медвежьегорске и в конце занятия «вышивали тамбурным швом заонежские вещи» (показ изделий). Мне оставалось проводить коррекцию и оценивать работы невербальными способами («Молодец!», «Умница!» и т.д.)
На своих занятиях я стараюсь формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, к занятиям, предмету. Стараюсь поддерживать учебно-познавательный интерес к «Музейной педагогике», гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. Работаю над формированием эстетических чувств.