Организация и виды самостоятельной деятельности уч основа развития ключевых компетенций и повышения качества образования
Организация и виды самостоятельной деятельности уч основа развития ключевых компетенций и повышения качества образования
Учебная самостоятельность, инициативность, поисковая активность – вот ключевые черты портрета идеального выпускника современной школы. Понятно, что эти черты должны закладываться в фундамент школьного образования – в начальную школу. Чтобы вырастить учебную самостоятельность, инициативность, поисковую активность выпускников, надо уже в первом классе на каждом уроке проращивать семена и окучивать первые всходы этих черт личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация и виды самостоятельной деятельности уч основа развития ключевых компетенций и повышения качества образования »
МАОУ Каскаринская средняя общеобразовательная школа
Организация и виды самостоятельной деятельности учащихся как основа развития ключевых компетенций и повышения качества образования
Выполнила: учитель нач.кл.
Сагутдинова Э.Х.
План:
Введение
Цели и задачи работы
Функции проблемного обучения
4. Учебная самостоятельность младшего школьника: понятие и структура
5. Мониторинг. Качество обучения
Приложение
Введение
Любая современная образовательная система ответственна за то, чтобы подготовить новое поколение к жизни в современном мире. Одно из главных требований информационного общества к выпускникам школ – способность постоянно переучиваться, или умение учиться самостоятельно.
Запрос современного рынка на качественно новый результат школьного образования связан с тем, что запас ЗУНов, которые выносятся из школы,устаревает подчас быстрее, чем выпускник доходит от школы доработодателя. Иными словами, умение учиться, которое уже включено в список того, что должен уметь выпускник современной школы, не следует понимать как еще одно умение из того же списка. Умение учиться обнаруживает себя прежде всего в ситуациях новых социально-практических действий. Никто не в состоянии составить прогноз новых ситуаций и снабдить впрок наших питомцев тем запасом знаний и умений, которые им могут пригодиться. Но в наших силах снабдить их умением добывать и осваивать такие знания самостоятельно.
Учебная самостоятельность, инициативность, поисковая активность – вот ключевые черты портрета идеального выпускника современной школы. Понятно, что эти черты должны закладываться в фундамент школьного образования – в начальную школу. Чтобы вырастить учебную самостоятельность, инициативность, поисковую активность выпускников, надо уже в первом классе на каждом уроке проращивать семена и окучивать первые всходы этих черт личности. Это значит, учителю придется мобилизовать, пересмотреть свою позицию, применить профессиональную компетенцию – создать такие условия, чтобы ребенок сам сумел открыть научные истины, определить для себя важнейшие правила и их основания, а учителю организовать учебную деятельность младших школьников так, чтобы нацелить на пробуждение, поддержку и культивирование детских проявлений инициативности и поисковой активности на уроке.
Цель и задачи работы.
Цель: способствовать формированию у учащихся ключевых компетенций в интеллектуальной, коммуникативной, информационной сферах, а также создание педагогических ситуаций, общение на уроках, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность способов работы, предоставление возможностей для естественного самовыражения ученика.
Задачи:
1) учёт степени сформированности учебных умений (сравнивать, анализировать, определять порядок своих действий, проверять свою работу и т.д.);
2) обеспечение мотивированности учебного труда (четкое представление ученика о нужности и значимости выполняемой им работы, понимание сути учебной проблемы);
3) проявление у учащегося самооценки (выбор посильного задания в соответствии с возможностями; умение представить и проследить ход решения задачи и т.д.
4) проявление инициативы (готовность проявить творчество в учении, наблюдается в поиске новых способов решения или оформления учебной задачи).
В соответствии с компонентами учебной деятельности выделяются следующие виды самостоятельных работ, которые я использую на уроке:
Самостоятельная работа на этапе постановки учебной задачи. Содержит задания, направленные на формирование общего способа действий. Формулировки заданий побуждают школьника задуматься над тем, что он знает (на основе актуализации предшествующего материала) и чего не знает в предполагаемом для работы содержании. Самостоятельную работу данного вида желательно проводить в групповой форме. Например, при обдумывании вопроса «Может ли Человек стать хозяином пустыни» ребята знают, что в освоении других природных зон человек преуспел, а применительно к пустыне, пока не знают, но могут это доказать, используя информацию из разных источников и помогая другу другу при обсуждении в группе.( см. в прил.)
Самостоятельная работа на этапе решения поставленной учебной задачи. Содержит задания, в которых новая информация не вводится в готовом виде. Новые правила, определения становятся результатом самостоятельной исследовательской деятельности ученика. Данный вид самостоятельной работы рекомендуется проводить в групповой и парной форме.
Самостоятельная работа на этапе решения частнопрактических задач. Формирует способность умения выполнения поставленной задачи путем обращения к общему способу действия, освоенному ранее.
Самостоятельная работа на этапе контроля и самоконтроля. Успешность самостоятельной работы зависит от ее организации. Самостоятельную работу учащихся по теме я планирую заранее. При этом можно исходить из этапности урока. Самостоятельную работу в начале урока, рассчитанную на 5-10 мин., можно провести, чтобы включить весь класс в активную деятельность, мобилизовать внимание, память, мышление учащихся, создать рабочий настрой. Такие самостоятельные работы помогают в получении обратной связи. В этом случае предлагаются задания, аналогичные тем, которые дети выполняли дома.
Функции проблемного обучения
По своему содержанию и по поставленным целям традиционное образование ориентировано, прежде всего, на усвоение учащимися знаний, умений и навыков. В проблемном обучении, как и в традиционном, признается важность всех тех же функций, однако несколько изменяется расстановка акцентов, иерархия образовательных целей:
- развитие интеллекта, познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;
- усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;
- формирование всесторонне развитой личности.
В проблемном образовании основной акцент делается не столько на усвоение учащимися знаний, сколько на развитие их интеллекта, познавательной самостоятельности и творческих способностей. Поэтому проблемному образованию приписываются также следующие специальные функции, являющиеся, по большому счету, конкретизацией общих применительно к проблемному образованию:
- воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности), навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы; ( например, в издании книжки- самоделки одна группа сделала вывод, что в пустыне много пресмыкающихся, которые примерно одинаково выглядят ( ящурка-круглоголовка, ящерица- песчанка и др.) и решили их изобразить на страницах фотографиями с Интернета)
- формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования и творческого отображения действительности) и мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей. Так, при обсуждении вопроса «Может ли Человек стать Хозяином пустыни» в одной группе высказали мнение, что вреда от деятельности человека больше, чем пользы, и очень много надо вложить труда в преобразование этой природной зоны.
Итак, знания, умения и навыки, полученные в процессе решения проблемных ситуаций, более эффективно фиксируются в памяти учащегося. Например, при проверке знаний по теме «Зона пустынь»( тестовая работа) не оказалось ни одного отрицательного результата. Но это не единственный и не главный эффект проблемного образования. Знания, на мой взгляд, не имеют обезличенной и объективной ценности, они важны лишь в том случае, если учащийся сможет их применить на практике, сможет решать с их помощью конкретные задачи, которые ставит перед ним действительность. И именно поэтому в процессе обучения приоритет должен отдаваться моделированию, воссозданию практических проблемных ситуаций и их самостоятельному решению учащимися, что и реализуется в концепции проблемного обучения. Например, одна из групп, выступавших по вопросу домашнего задания «Что такое оазис» с докладом о Ферганской долине, поставили проблемную задачу: «Можно ли оазисы отнести к заповедникам и способствовать их развитию?» При этом можно выделить еще несколько функций проблемного обучения, которые являются, по большому счету, его побочным, но не менее от этого важным эффектом. Во-первых, при проблемном обучении существенно усиливается роль самостоятельного образования, инициативность. Кроме того, в процессе проблемного обучения предполагается, что учащиеся будут самостоятельно выбирать и обрабатывать самые разные источники информации, в том числе и те, с которыми они будут работать в последующем, и обращаться к этим источникам им приходится чаще, чем тем, кто обучается по традиционной программе. Так, проанализировав, что о заповеднике Черная Земля нигде нет полной информации, решили обратиться к Интернету. Во-вторых, групповая организация работы учащихся в процессе проблемного обучения приводит к укреплению межличностных отношений, развивает взаимодействие в учебном микросоциуме: решение проблемных задач производится, как правило, в группах небольшого и среднего размера, т.е. в случае применения группового метода проблемного обучения учащиеся получают навыки коллегиального решения рабочих проблем. В-третьих, чрезвычайно важной функцией проблемного обучения можно назвать и повышение мотивации учащихся. В этом отношении проблемное обучение, опять же, имеет более выигрышное положение, так как его характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность учащихся, ученики получают больше возможности самореализоваться в процессе обучения, постоянная постановка и решение проблемных задач является более приемлемой для поддержания неослабевающего интереса и активности учащихся.
4. Учебная самостоятельность младшего школьника: понятие и структура
Учебная самостоятельность школьника является одной из сторон его личностного развития, показателем определенной зрелости его как ученика. Учебная самостоятельность определяется как умение учить себя, т.е. расширять свои знания, умения, навыки и способности по собственной инициативе.
Следовательно первое условие формирования умения учиться у младших школьников – целенаправленное, систематическое формирование учебной деятельности.
2. Продуктивные действия и операции, необходимые для приобретения недостающих знаний, умений, способностей для решения второго вопроса самообучения: Как выучиться?
Для человека, умеющего учиться, всякая новая задача выступает как задача с недостающими условиями. «Это мне известно, а вот это неизвестно. Вот чего мне недостает для решения задачи» - так в общем виде выглядит ответ на вопрос: Чему учиться?, так формулируется диагноз самообучения. А «лечение» своего незнания начинается с вопроса: Как найти неизвестное?, Как выйти за пределы наличной ситуации действия, зашедшего в тупик незнания?
Известны три способа выйти за пределы задачи с недостающими данными, т.е. ответить на вопрос: Как выучиться решению таких задач?
1. Изобрести, сотворить недостающие для решения средства и способы, т.е. перевести учебную задачу в творческую.
2. Найти недостающие условия в любом хранилище информации, прежде всего в учебнике, справочнике, книге.
3. Запросить недостающие данные у человека, поставившего эту задачу.
Задачей начальной школы является обучение школьников навыкам работы с книгой (справочником, учебником и т.д.).Так, на одном уроке русского языка (УМК «Перспективная начальная школа») ученик пользуется 1-ой частью учебника, 2-ой частью ( словари); на уроке литературного чтения – учебник, 1-я часть, словарь (учебник русского языка, 2-я часть), репродукции картин (учебник) Это один из этапов формирования учебной самостоятельности в процесс е обучения в начальной школе. Однако для первоклассников на самых ранних этапах обучения практически единственным источником новых знаний и умений является учитель. И здесь важно, чтобы ребенок постепенно из объекта обучения превратился учащегося – учащего себя, инициатора собственных учебных действий.
В младшем школьном возрасте учебная самостоятельность начинается со способности ученика вступать в инициативные отношения с учителем, учить себя с помощью учителя. В этом проявляется субъектность ученика.
Предельно развитой формой такого взаимодействия выступает общеклассная дискуссия, где весь класс действует как сорганизованная группа. Например, в 3 классе при обсуждении проблемы, выдвинутой учителем- «В беде медвежат виновата лиса, она хитростью завладела сыром» ребята доказали, что из-за жадности вся беда медвежат.( см в пр.)
Однако без предварительной работы по выращиванию этой сложнейшей «симфонической» организации из ее простейших элементов – микродискуссий в малых группах детей – обще классная дискуссия вырождается во множество параллельных взаимодействий «ученик – учитель».
Вывод – заключение по теме : «Организация и виды самостоятельной деятельности учащихся как основа развития ключевых компетенций и повышения качества образования»
возрастают объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей, меньше времени тратится на формирование знаний и умений;
ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
меняется характер взаимоотношений между учениками; резко возрастает сплоченность класса, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя, при этом само- и взаимоуважение растут одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности;
ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения;
учитель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные симпатии детей, их уровень подготовки, темп работы;
воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, т.к. все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.
Исследования сотрудничества школьников в учебной деятельности доказали, что активное и систематическое взаимодействие со сверстниками способствует формированию теоретического мышления учеников и рефлексивных, прежде всего контрольно-оценочных, компонентов учебной деятельности.
Мниторинг. Качество обучения.
2008-09 учебный год, 2 класс
2009-10 учебный год, 3 класс
2010-11 учебный год, 4 класс
Ожидаемый результат: такое обучение позволит к концу начальной школы сформировать класс как учебный коллектив, сообщество, «способное и склонное ставить учебную задачу, искать пути ее решения, и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач».
Приложение.
Разработка урока окружающего мира в 4 классе, дата проведения 17 ноября 2010 года
Учитель: Сагутдинова Э.Х.
Тема: Зона пустынь. Пустыня и человек.
Цели:
-ознакомить с климатическими условиями зоны пустынь;
- формировать представление учащихся об особенностях животного и растительного мира пустыни;
-показать влияние человека на природу пустыни.
Оборудование: карта природных зон, слайды, аудиозапись «Голоса птиц», мозаика «Собери животных пустынь», карточки с тестом и текстами по теме.
- Закройте глаза, вслушайтесь. Ваше лицо греют ласковые лучи солнца, теплый ветерок доносит до вас благоухание весенних цветов.
- Образ какой природной зоны вам представился? Почему? (флажок прикрепляется на карту природных зон)
- Сегодня нам раскроет свои тайны ещё одна природная зона. Услышим ли мы щебетание птиц в этой зоне?
2. Постановка темы урока.
- А ветер тучи носит горячего песка,
Идет песок летучий на приступ, как войска.
- Итак, о какой природной зоне говорят эти слова?( после ответа детей показ слайдов песчаной, каменистой, глинистой) Мы совместными усилиями ответим на этот вопрос
- Почему у пустыни два хозяина – Солнце и Ветер?
-Докажем, что «В пустыне вовсе не пусто».
- Подумаем над вопросом: «Может ли Человек стать хозяином пустыни?»
- Но прежде чем перейдем к новой теме, повторим пройденное.
3. Проверка знаний ( работа в парах).
- тест «Зона степей»
- самопроверка результатов по слайду «Проверь себя» и оценивание.
4. Работа над новым материалом.
- работа с картой ( учитель кратко показывает географическое положение зоны пустынь и передвигает флажок). - Ребята, я предлагаю объединиться в группы – так легче справляться с большой информацией ( работа в группах по 4 человека).
- Работа с учебником, с. 104, поиск ответа на проблемный вопрос: «Почему у пустыни два хозяина – Солнце и Ветер?»
- высказывания детей о продолжительности времен года, климатических условиях и осадках. (Делается вывод по 1 вопросу)
- Физминутка «Собери животного пустыни» ( в конвертах по группам даны перепутанные пазлы, из 4–х частей нужно собрать своего животного, походив по группам и искать нужные кусочки)
- работа с текстом учебника, с. 105-106 и дополнительной литературой, поиск доказательства, что «В пустыне вовсе не пусто» ( на столах карточки с текстом о растениях), дети записывают 6 названий растений и делают вывод о приспособленности пустынных растений)
- работа с текстом учебника, с. 106-109 и дополнительной литературой ( на столах даны карточки с разнообразными текстами о животных), поиск доказательства, что «В пустыне вовсе не пусто». (делается вывод о разнообразии животных, их приспособленности в условиях пустыни)
5. Творческая работа (закрепление).
- Учитель вносит идею создать из данных текстов о животных пустыни самодельные книжки для первоклассников, дополнив страницы иллюстрациями- рисунками детей или найденными картинками к текстам. Объявление конкурса на лучшую книжку «Животные пустыни».
- Работа с текстом учебника, с. 110, поиск ответа на вопрос «Может ли Человек стать хозяином пустыни? (дети перечисляют виды деятельности человека в пустыне, последствия хозяйствования, делается вывод)
- Рефлексия.
- С каким животным вы выразили бы свое настроение? (выслушиваются разные мнения)
- Почему? (дети могут выбрать тушканчика – потому что смешной, верблюда – невозмутимый, черепаху – мудрость ит. д.)
6. Подведение итогов урока
7. Домашнее задание.
-Ребята, взгляните на следующий слайд (слайд «Оазис»). Узнайте, что это такое, напишите об этом сообщение.
Урок литературного чтения, 3 класс, дата проведения 28 октября 2009 г
Тема урока: Постигаем секреты сравнения
«Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»
Предмет: литературное чтение
Класс 3 (программа «Перспективная начальная школа»)
Цели: прививать любовь к чтению художественной литературы; формировать рефлексивную оценку как способ решения жизненных задач на основе сказок; воспитывать толерантность как умение принимать разное, отличительное от собственного или привычного; учить сравнивать разные точки зрения на одну проблему.
Задачи: помочь детям отойти от прямолинейного восприятия текста; учить детей чувствовать текст, понимать замысел; умение работать со справочной литературой.
- А у нас в классе уютно и тепло. Да к тому же и солнышко заглянуло. Какие у вас возникают ассоциации, когда вы смотрите на солнце?
- А у меня солнышко ассоциируется с нашим уроком, потому что я очень хочу, чтобы он получился таким же теплым, светлым и ярким, как наше солнышко. Как достичь того, чтобы путешествие получилось?
2) Вступительная беседа.
- Каждый день мы берем с собой в дорогу багаж знаний, который становится все тяжелей и тяжелей. Интересно, приобретенный груз знаний облегчает вам путь или осложняет – ведь все-таки это тяжелая ноша?
- Мы на протяжении нескольких уроков путешествуем по главе «Постигаем секреты сравнения». Как вы понимаете смысл этого высказывания?
3) Проверка домашнего задания. Работа в парах.
- проверим д/з. На дом вы получили задание: по плану пересказать корейскую сказку, ответить на главный вопрос сказки.
- перед вами лежат карточки. Ваша задача выбрать из набора карточек только то слово, которое выражает основную мысль сказки. Выберите правильное утверждение и обоснуйте его.
Жадность
1. Жадность – это сильное чувство. Жадины никогда не сомневаются, всегда ничем не делятся, ничего не дают.
2. Жадность – это слабость. У жадин не хватает силы поделиться с другими.
Хитрость
Хитрость – это сила ума. Хитрость помогает достичь цели.
Хитрые – это слабые. Они не находят в себе силы, чтобы не воспользоваться чужой глупостью.
(пересказ одной части сказки)
4) Создание проблемной ситуации
- Ребята, какое из этих двух высказываний выразит замысел сказки, которую мы сейчас прочитаем?
1. Жадные да неуступчивые всегда в убытке бывают.
2. В этой сказке участвуют совсем другие звери, поэтому здесь осуждается не жадность.
5) Открытие нового знания.
1. Словарная работа (работа с Толковым словарем, словарем устойчивых выражений). Чащоба, плутовка, укоризна.
2. Чтение нового текста сильным учеником.
- Какие чувства вызвала сказка? Чем она похожа на предыдущую? Чем отличается?
6) Выборочное чтение.
- Как в сказке показана жадность медвежат? Подтверди строчками из текста.
- Прочитайте отрывки текста, указывающие на то, что медвежата забыли, что мать им наказывала быть вместе, а значит уметь делиться.
- Опишите, что лиса намеренно делила сыр неровно.
7) Вопрос урока:
- Как вы думаете, с каким высказыванием мы соглашаемся? Почему? (физминутка)
8) Презентация «Символика животных»
9) Включение нового знания в систему знаний (на доске схема)
- Дайте характеристику этой сказки
10) Рефлексивно-оценочная деятельность.
- Над какой темой мы работали?
- Что нового узнали?
- Какое открытие сделали? (игра «Дротики»)
11) Домашнее задание.
1. инсценировать любой диалог
2. перечитать сказку
3. написать советы медвежатам
Литература:
Махмутов М. И. «Особенности проблемного обучения». –Ростов н/Д; Изд – во «Учитель», 2007.