Для ребенка младшего школьного возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. Важными чертами школьного возраста являются фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.
Поэтому я стремлюсь создать развивающую, творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация работы с одарённым ребёнком»
Проект «Организация работы с одарённым ребёнком»
Актуальность проекта
Работу с одарёнными детьми следует начинать с дошкольного возраста, но так как я являюсь учителем начальных классов, то начинаю выявлять и работать с такими одарёнными детьми с 1 класса. Все маленькие дети с рождения наделены определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Невскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Если рассматривать с психологической стороны, то в девятилетнем возрасте процент одарённых детей составляет примерно 60-70%, а уже к 14 годам – 30-40 %
Для ребенка младшего школьного возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. Важными чертами школьного возраста являются фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.
Поэтому я стремлюсь создать развивающую, творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка
Цель: Создание системы поддержки талантливого ребёнка в условиях образовательного учреждения.
Задачи:
объединить усилия педагогов и родителей в создании благоприятных условий для реализации творческого потенциала талантливых детей;
создать банк достижений и успехов талантливых детей для дальнейшего сопровождения в получении среднего и высшего образования;
разработать индивидуальные планы сопровождения творческого потенциала детей;
создать ситуацию успеха (участие в фестивалях, конкурсах, городских мероприятиях и детские конференции, семинары, олимпиады).
Участники, партнёры проекта.
дети;
педагоги;
родители;
социальные партнёры.
Сроки реализации проекта: 4 года (долгосрочный)
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
Цель:организация ипроведение диагностики направленности иуровня развития способностей талантливых детей.
Задачи:
по результатам диагностики уровня развития способностей воспитанников сформировать творческие группы по направлениям: художественно-эстетическое, интеллектуальное.
разработать программы индивидуального развития школьника;
Основной этап:
Цель: объединение усилий педагогов, родителей и социальных партнёров в создании благоприятных условий для реализации творческого потенциала талантливых детей;
Задачи:
реализация программы индивидуального развития школьника
создать ситуацию успеха для каждого ребёнка (участие школьников в конкурсах, фестивалях, проектах разного уровня);
Заключительный этап:
Цель: проверка влияния полученных в ходе работы результатов на удовлетворение потребностей участников проекта.
Задачи:
провести мониторинг фактических результатов проекта и сравнить их с ожидаемыми результатами.
В своей работе различаю такие категории одаренных детей
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности — одаренности в определенной области науки, искусства.
3. Воспитанники, не достигающие по каким — либо причинам значимых успехов в обучении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Именно с ребёнком третьей категории я работаю вот уже третий год. Подчеркну, что в развитии творческой личности данного ребёнка, семье принадлежит наиважнейшая роль. Вся наша совместная работа направлена на поддержку и развитие Александра с целью реализации его познавательных потребностей и творческих возможностей.
Саша - общительный человек. Ему нравится встречаться и общаться с интересными людьми. Особенно его привлекает общение с людьми старшего возраста, которые ему интересны по своему роду деятельности, те, которые заняты интересным и необычным делом. Он всегда может найти общие темы для беседы с ними, а так же является благодарным и внимательным слушателем (что является большой редкостью в наше время, да ещё и в его возрасте) (Приложение №1)
По наблюдениям родителей и учителей, любую информацию, которую Саша узнаёт от окружающих его людей, он изучает самостоятельно более подробно. При этом он использует книги, архивы музея, справочники и т.д.
А так как особенностью детей младшего школьного возраста является ещё и желание творить и фантазировать, Александр с большим удовольствием посещает студии творчества.
Вот эта его особенность и привела меня к выполнению совместного исследовательского проекта. Реализация проекта позволяет развивать у ребёнка познавательную активность, оригинальность психического склада, незаурядные умственные и творческие резервы.
Выступление Александра уже показывает, что развитие его происходит, и он реализует свой талант.
А вот я двигаюсь дальше.
Я считаю, что знание особенностей детей дошкольного возраста помогает педагогу уделять внимание тем направлениям развития, которые наиболее успешно могут быть реализованы конкретно на данном возрастном этапе, и создать условия для дальнейшего успешного обучения и развития ребёнка в младшем школьном возрасте. Знание особенностей детей в дошкольном возрасте помогает определить траекторию развития ребенка в начальной школе.
Несомненно, для успешного обучения и развития детей педагог сам должен быть хорошо подготовленным. И в этом нам помогают курсы повышения квалификации. Крупнейшая российская онлайн-школа «Фоксфорд» предложила мне курсы по работе с детьми от 1 до 7 лет по теме «Возрастная физиология и методики раннего развития». А так как данный курс полезен педагогам детских центров, ведущих занятия по раннему развитию, творчеству, интеллектуальному развитию, подготовке к школе и другим направлениям, я решила на практике апробировать свои знания и умения, и в настоящее время занимаюсь с дошкольниками в детском центре развития ЗЕБРА. (Приложение №2)
Заключение.
Пример работы с Дектяревым Александром не единичен в моей педагогической практике.
Я всегда желаю своим воспитанникам, чтобы они не боялись и искали себя в жизни, потому что она для них, а не для кого-нибудь. Если человек не боится, если он делает то, что хочет, то всегда добивается своих целей и в конечном счете является счастливым.
Список использованной литературы:
Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. М., 1989.
Матюшкин A.M. Загадка одаренности. М., 1993.
Бондаренко Т.Н. Счастливые родители одарённых детей //Методическое пособие