Научно - методическая разработка
"Организация групповой работы на уроках в начальной школе"
Изменения, которые произошли в нашем обществе в последние десятилетия, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учителя.
Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний, т.е. речь идёт о развитии у детей начальной школы общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных). Предметные ЗУН всегда будут актуальны для начальной школы, т.к. они являются мощным средством развития мышления. И чем прочнее и шире знания, тем легче дети будут получать другие знания и, следовательно, будет гибче мышление ребёнка.
Актуальность данной работы заключается в том, что она отвечает потребности учителя воспитать ученика, умеющего учиться, обучить детей умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением, формы учебного сотрудничества». (Г.А.Цукерман). Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.
Новизна опыта. Практика показывает, что групповые методы работы обеспечивают систематический характер обучения, логически правильную целесообразную подачу материала, создают атмосферу сотрудничества, сопереживания, интереса к предмету, позволяют обучающемуся поверить в свои силы, возможности, способствуют духовному развитию личности, обеспечивают развитие устной и письменной речи, её эмоциональности.
Применяемые методики позволяют интенсифицировать обучение детей, предполагают гармоничное развитие, активную, самостоятельную работу учащихся. Они обеспечивают связь обучения с жизнью детей, трудом, игрой.
Источник новизны – модернизация и адаптация к условиям общеобразовательной школы уже известных методов, приемов, средств обучения и воспитания, при тесном контакте учащихся с учителями и родителями.
Ведущая идея моей педагогической деятельности: расширение возможностей обучающихся для усвоения программного материала и улучшение межличностных отношений через применение групповых технологий.
Цель – создание на уроках и во внеурочной деятельности условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей учащихся, их взаимодействия и сотрудничества в процессе обучения и воспитания.
Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по теме.
2) Познакомиться с педагогическим опытом по внедрению технологии группового обучения в образовательный процесс.
3) Выявить и создать условия для внедрения технологии группового обучения в практику работы (разработка заданий с различными способами подачи нового материала, уроков с элементами группового обучения).
4) Определить формы контроля, позволяющие проверить результативность группового обучения, мотивацию обучающихся.
Теоретической базой опыта являются научные разработки ведущих педагогов и психологов. Групповая форма работы описана у А. Г. Ривина, В.К. Дьяченко. Н. Гузик, И. Первина, В. Фирсова. А. Гин., и др.
Групповая работа на уроке – это очень интересная и любимая учениками форма работы. Очень часто, ученик, оказавшись наедине с каким-либо заданием чувствует неуверенность в себе. Но когда он член команды, неуверенность отступает, а интерес, подогреваемый соучастниками действия, служит отличным стимулом для понимания. Групповая работа – это способ совместного решения проблем, во время которого каждый находит себя.
«Собраться вместе – это начало. Держаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех. Генри Форд»
Исследования и наблюдения показали, что результаты совместной работы (выбор варианта решения, нахождение наиболее рациональных и экономных способов выполнения заданий) оказываются более высокими по сравнению с выполнением работы каждым учеником в отдельности. При этом результаты получаются при меньшей затрате времени, чем в случае предоставления возможности каждому выполнять это же задание индивидуально.
Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.
Основная цель групповой работы – активное включение
каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Задачами групповой работы являются:
Активизация познавательной деятельности;
Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
Развитие умений успешного общения;
Совершенствование межличностных отношений в классе.
Каковы признаки групповой работы?
Не любое совместное выполнение на уроке задания группой учащихся класса можно назвать групповой формой организации работы. Это происходит, если выполняются следующие условия:
на данном уроке класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, в идеале – учащиеся сами распределяются по группам в зависимости от своих симпатий и поставленной перед ними задачи;
состав группы не может быть неизменным, он должен быть таким, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы;
каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа заданий, предложенных учителем, и выполняет его сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы;
учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого члена группы.
Каковы “плюсы” групповой формы работы?
Групповая форма работы имеет ряд достоинств:
1) повышается учебная и познавательная мотивация учеников;
2) снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач;
3) в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу;
4) развивается у учащихся умение слушать и слышать своих одноклассников, умение возражать и доказывать свои доводы;
5) рационально распределяется учебное время;
6) вырастает чувство ответственности за проделанную работу;
7) дифференцируется работа в классе;
8) улучшается психологический климат в классе.
Каковы “минусы” и трудности организации групповой работы на уроке?
1) групповой работе надо сначала научить;
2) организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий;
3) некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников;
4) для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный.
Всегда ли применима групповая форма работы на уроке?
Нет, не всегда.
1) Для групповой формы работы необходим определённый уровень интеллектуального развития, от которого зависит не только усвоение заданного содержания, но и рассмотрение его с разных точек зрения, что может обеспечить выдвижение гипотез в ходе поиска решения, критичность к ним, развитие и анализ гипотез других участников.
2) Важным также является определённый уровень компетентности в учебном предмете, что позволит ученику справиться с поставленной задачей.
3) Необходимо учитывать и уровень познавательной активности, то есть любознательность, интерес к окружающему миру, потребность в открытии нового, в интеллектуальном напряжении.
4) Немаловажным является социометрический статус ученика (его авторитет среди одноклассников), поэтому желательно, чтобы в каждой рабочей группе были ученики с достаточно высоким статусом и принимающие такую форму работы.
Как объединять детей в группы?
Существует несколько способов формирования групп:
1) На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.
2) Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.
3) Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.
4) Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.
Разные способы формирования групп, их достоинства и недостатки, а также способы коррекции последних, представлены в таблице.
Способ формирования группы | Достоинства | Недостатки и пути их преодоления |
По решению учителя | Можно выровнять группы по силе учеников, в них входящих (ценой разной силы групп) | Сложно учесть симпатии и антипатии учащихся |
По желанию учеников | Обычно в таких группах нет психологической несовместимости, контакт между учениками лучше | Возможна разная сила учеников в группе и разная сила групп в целом, разная численность учеников (в какой-то мере учитель может это исправить, перемещая отдельных учеников из одной группы в другую) |
По набору лидеров (первым по рейтингу 5–7 ученикам предоставляется право набрать себе группы)1 | Относительное равенство групп по силе, достаточно высокая совместимость в группах; психологическая подготовка к рынку труда | Психологический пресс на тех, кого выбирали последними или вообще не хотели выбирать; разный вклад учеников в ответ |
По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит – критик – генератор идей) | Максимальная эффективность труда, большой творческий потенциал групп | Не всегда соответствует симпатиям-антипатиям учащихся, нет простого адекватного теста для выделения стиля деятельности, сила групп не сбалансирована |
По темпераменту, преобладающему полушарию мозга и др. психологическим характеристикам | Эффективность работы, мотивированность сочетания учеников в группах, неожиданность состава | Требует больших предварительных исследований, ряд характеристик можно оценить лишь приблизительно, не всегда можно решить, какие типы людей совместимы, а какие – нет |
Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи. Для начальной школы – это 4-5 человек.
После формирования групп обязательно обсуждаются правила работы в группах.
Правила совместной работы:
1) работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;
2) работать по плану;
3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца;
4) качественно выполнять работу (аккуратно), соблюдать технику безопасности, экономию материала;
5) каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и своё в частности.
Какие роли должны быть в группе?
Никто не может ограничить фантазию учителя в выборе ролей в группах, здесь есть много вариантов. Можно остановится на пяти основных, при этом роль командиров попытаться отдать на первоначальном этапе более скромным учащимся, а сильных учеников поставить на менее кричащие роли.
1) Посыльный
2) Командир
3) Секретарь
4) Докладчик
5) Наблюдатель
Посыльный. Роль посыльного ученикам кажется простой, так как ему нужно только подойти, взять и принести задание для группы. А на самом деле посыльному надо понять инструкцию, запомнить её и объяснить другим.
Командир. Поддерживает порядок. Организует работу в группе, следит за временем обсуждения, собирает идеи, даёт возможность высказаться каждому.
Секретарь. Записывает основные идеи при обсуждении; выполняет работу группы, если она письменная. Четкий почерк, навыки грамотного переписывания, способность к оформительству.
Докладчик. «Золотой голос» группы, сообразительность, грамотная речь; представляет во время общего обсуждения ответ группы, отвечает на дополнительные вопросы аудитории.
Наблюдатель. Участвует в обсуждении наравне с другими, критически оценивает идеи. Выполняет роль рефери, наблюдает за эффективностью общения в группе и выставляет оценку своей группе.
Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей.
Чтобы легче было руководить процессами, протекающими в группе, был составлен своего рода алгоритм движения при выполнении заданий в группе.
Алгоритм движения при выполнении задания в группе:
Повторение задания, которое будет выполняться, для более осознанного его понимания.
Анализ условия (разграничение границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи).
Выдвижение версий всеми членами группы (формулировка собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнеров, выявление разницы).
Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания.
Совместное принятие решения.
Анализ решения задания, его оформление.
Проговаривание в группе выступления докладчика.
Представление решения докладчиком.
Поведение учителя во время групповой работы:
Учитель может:
контролировать;
организовывать;
оценивать работу;
участвовать в работе группы;
предлагать участникам разные варианты решений;
выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
Общие моменты организации групповой работы:
При построении учебного сотрудничества детей необходимо учитывать, что такой формы общения в детском опыте ещё не было, поэтому ее надо внедрять с той же тщательностью, что и любой другой навык.
Следующий момент, который требует внимания учителя,- это подбор детей в группы. Конечно, объединять надо с учетом их личных склонностей. Замечено, что самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнер. Двух озорников объединять опасно.
Если соединять детей по их желанию, то группы получаются разного уровня знаний, начинаются обиды, разочарования, вплоть до нежелания работать в группе. Руководить работой класса, где соседствуют сильные и слабые группы, учителю труднее. Для того чтобы группы срабатывались, нужны минимум 5-6 занятий. Потом можно группы переформировать, чтобы дети получили опыт сотрудничества с разными партнерами.
Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест учащихся в группе (в классе). Для парной работы удобные обычные ряды, для групповой же работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников; не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы; был в пределах досягаемости от членов групп (чтобы дети могли соединить протянутые руки, показывая завершение работы). Дети любят переставлять парты, предлагая при этом самые разнообразные варианты их размещения.
У группы должна быть ориентация только на мыслительную работу. «Мы группа, значит, мы способны действовать»,- говорят дети, соединив вместе руки перед началом работы.
Чего не следует делать при организации групповой работы:
Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать.
Разрешить индивидуальное место ученику, который хочет работать один.
Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представят «продукт» своего труда.
В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик).
Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя кропотливой работы.
Как подвести итоги групповой работы?
Чтобы сохранить обучающий характер урока, даже если это итоговое занятие по теме, обобщение или проверка знаний, необходимо соблюдать следующее условие.
Оценивая результаты выполненного задания, или подводя промежуточные итоги, если это урок-игра, обязательно надо озвучивать правильные ответы в письменных заданиях. У детей не должно остаться неопределённости. (Надо стараться чередовать задания таким образом, чтобы успеть проверить письменные ответы за то время, пока ребята выполняют следующее задание.)
Не стоит забывать хвалить за правильные устные ответы, благодарить за удачные творческие выступления, поощрять проявления инициативы, поддерживать ученика (особенно слабого) в его попытке выступить от имени команды с устным рассказом, оценкой каких-либо событий.
Подводя итог всего урока, необходимо прокомментировать не только количество и качество выполненного, но и обсудить с ребятами уровень их коммуникабельности, успешность совместных усилий, умение действовать сообща.
Что касается отметок за урок, то их, как правило, получает каждый. Выставляет же оценки сама группа (команда) после небольшого обсуждения, для которого надо обязательно запланировать минутку в конце урока. Учитель оставляет за собой право скорректировать эти отметки или отменить ту, что по каким-то соображениям не устроила её обладателя.
Если проводить уроки с применением группового метода регулярно, то конфликтных ситуаций внутри команды в ходе урока практически не возникает и разногласий по поводу оценок не бывает. Дети довольно быстро учатся сотрудничеству и приобретают умение оценивать личный вклад каждого в общее дело.
Когда речь идёт об уроке-игре или внеклассном мероприятии, то могут иметь место призы и подарки.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы
Итак, остановлюсь на некоторых примерах практической организации групповой работы на своих уроках.
Работа в парах.
Парная работа, как простейший вид групповой, может быть использована уже в первые дни обучения в первом классе. Парная работа учит умению взаимодействовать: планировать совместную деятельность, договариваться о способах разделения обязанностей, соотносить свои действия с действиями партнёра.
Такая работа очень полезна: она повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища. А это способствует прочному усвоению знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки.
В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Поэтому первым делом необходимо познакомиться с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, поэтому на первых порах им бывает очень сложно.
Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока.
На уроках обучения грамоте для работы в парах можно использовать следующие виды работ:
- Составление слов по звуковой схеме.
- Составление предложений по схеме.
- Нахождение изученных опасных мест (орфограмм) в словах и предложениях.
- Работа с деформированным предложением или текстом.
- Работа со словарными словами (дети или проговаривают, как пишется слово, или пишут под диктовку).
- Работа по прочитанному тексту: когда дети задают друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и отвечают на них. Или составляют к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – например, что? почему? для чего? и задают их друг другу.)
На уроках математики можно применять работу в парах при счёте предметов. Например, при изучении новой темы "Переместительное свойство сложения" дети работают в парах и сами открывают новый для них закон математики. Дано задание: «Ученики, сидящие слева, положите, 2 красных круга, а ученики сидящие справа –4 синих. Сколько всего красных и синих кругов лежат у вас на столе?» Интересно было наблюдать, что одни пары придвигают синие круги к красным, и каждый ученик пересчитывает их. Другие пары оставляют круги на месте, но опять, же работают совместно – пересчитывают все круги и согласуют все результаты между собой. Естественно, что, выполняя те или иные действия, ученики контролируют друг друга.
При работе над составом числа (У каждой пары листочки с домиками, где живёт какое-то число. Дети в парах заполняют эти домики вместе, или 1-ый заполняет, 2-ой проверяет.)
Другой пример работы, которую выполняют два ученика. Учитель, обращаясь к классу, объясняет условия работы: "Сейчас проведем математический диктант, в ходе которого повторим нумерацию чисел в пределах 10. Вы будете работать в паре со своим товарищем. Задания предлагаются в двух вариантах. Задания второго варианта исходят из ответов первого варианта. Работая в паре, можно и нужно помогать своему товарищу".
Содержание диктанта включает следующие задания:
1)Вариант I. Запиши число 8.
Вариант II. Запиши число, предыдущее этому числу.
2)Вариант I. Запиши число на 1 меньше, чем число, которое записал твой сосед по парте.
Вариант II. Запиши число, следующее за этим числом. и т.д.
При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища, постоянно готовиться к ответу, учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.
Групповая работа на уроках математики.
Во время устного счёта при закреплении состава чисел на доске записываются числовые выражения в 3 столбика. Проводится соревнование по рядам: какой ряд быстрее и правильно найдёт значения всех выражений в своём столбике. Данную работу можно выполнить и тогда, если выражения записаны не на доске, а на листах. Каждый ряд получает свой листок. Первый человек в ряду решает первое выражение и передаёт листок следующему. А тот должен проверить правильность решения первого выражения и решить своё выражение и т.д. Выигрывает ряд, который первый справился со всеми заданиями и верно их решил.
Необходимо в начальной школе подбирать такие задания, чтобы элементы групповой формы работы носили занимательный характер. Например: "Дети, с Буратино случилась беда. Он держал в одной руке карточки с выражениями с ответом 7, а в другой - с ответом 8. Он так спешил к нам на урок, что упал и все карточки рассыпал. Помогите Буратино". Среди выражений, показанных детям, 1-му варианту записать выражения с ответом 7, а 2-му варианту - с ответом 8.
Очень интересна игра- «математическое лото». Эта игра также заставляет школьников активно участвовать в выполнении предложенных заданий. Учителю нужно подготовить 5 – 6 больших карт, разделённых на прямоугольники с записанными в них ответами, и соответственное количество маленьких карточек с примерами. Условие – одни и те же числа или выражения в ответах повторяться не должны. Большие карты раздаются группам играющих. Учитель вынимает карточку, читает пример. Учащиеся решают его устно или письменно. Та группа, которая обнаружила на большой карте ответ и считает его правильным, забирает карточку у учителя и накрывает ею соответствующую клеточку. Выигрывает группа, которая раньше всех накрыла все клетки своей карты. Когда игра закончена, играющие переворачивают маленькие карточки и если все ответы верны, должна получиться картинка.
Групповая работа на уроках обучения грамоте.
Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, по обучению грамоте первый вариант читает текст и отмечает опасное место парную согласную по глухости-звонкости на конце слова, второй вариант - в этом же тексте отмечает безударные гласные.
Групповая работа на уроках окружающего мира.
Тема: «Как помочь птицам зимой?»
Решение проектной задачи: создание журнала о зимующих птицах.
Задания 1 группы
Вспомните, какие птицы прилетают к нам на зиму?
Каких птиц называют оседлыми?
Воспользуйтесь рисунками из приложения, распределите птиц на две группы.
Задания 2 группы
Среди предложенных загадок выберите загадки о тех птицах, которые нуждаются в нашей помощи зимой.
Выбранные картинки наклейте на страницу для оформления журнала «Как помочь птицам зимой?» Оформите ее по своему усмотрению.
Задания 3 группы
Используя свои наблюдения, ответьте на вопрос «Чем нужно подкармливать птиц?» Предложите свое меню для птиц, прилетающих к кормушке.
Для вашего журнала оформите страницу «Чем нужно подкармливать птиц, прилетающих к кормушке?»
Задания 4 группы
Из каких подручных средств можно сделать кормушку?
Придумайте свою кормушку и нарисуйте ее на альбомном листке.
Вспомните, какие птицы прилетают к вашим кормушкам. Вырежьте из приложения этих птиц и поместите их на кормушку.
Задания 5 группы
Придумайте, какую пользу приносят птицы.
Оформите страничку для журнала о пользе птиц.
Групповая работа на уроках русского языка.
Тема: "Род имён существительных в единственном и во множественном числе"
Цель урока: научить определять род имён существительных в единственном и множественном числе. Обобщить пройденный материал об имени существительном.
Задачи урока: воспитывать внимательное отношение друг к другу, учить работать в парах и группах.
На этапе актуализации знаний сформированным группам учащихся выдаются рабочие листы с заданиями. После заполнения которых каждый ученик оценивает свои знания по этому вопросу и заносит их в Карту успешности с помощью значков.
Карта успешности работы
по теме «Имя существительное»
учени_____ 3 – в класса _______________________________
Определение имени сущ. | Имена сущ. собственные и нарицательные | Имена сущ. одушевлённые и неодушевлённые | Изменение имён сущ. по числам | ? ______ имён сущ. |
| | | | |
- отлично - удовлетворительно
- хорошо - неудовлетворительно
Задания
Распредели слова по группам:
малыш, глобус, котёнок, книга.
Распредели слова по группам:
Москва, мальчик, Иванушка, город.
Распредели слова по группам:
завод, ученики, заводы, ученик.
Вывод: Имя существительное может быть __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определённых условий у детей разного школьного возраста происходит рост их учебной активности. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания. В таких условиях организации учебной деятельности дети осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми.
Результатом моей работы в рамках данной технологии считаю следующие показатели:
- обучающиеся обучены групповым формам работы;
- меняется структура урока, переход от традиционной к коллективной;
Основа моей педагогической деятельности – уважение к личности ученика. Хочу, чтобы дети не боялись уроков. Если правильно организовать групповую работу и обеспечить участников достаточным количеством заданий с обязательным обменом информацией, даже «молчуны» заговорят, так как при взаимодействии в группах или парах идет процесс формирования коммуникативной компетентности. А это одно из важнейших условий качественного обучения.
Заключение.
В современном обществе существует проблема толерантности. Люди часто проявляют нетерпимость друг к другу из-за принадлежности к разным слоям общества, из-за расовых и религиозных разногласий, из-за различных взглядов на окружающую действительность и по многим другим причинам.
Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе.
Поэтому считаю использование группового метода в образовании и воспитании детей обоснованным и своевременным.
Данная методическая разработка была представлена на сайте Завуч.инфо: http://www.zavuch.ru/methodlib/62/134811/#