kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Орфографические упражнения игрового характера как средство повышения интереса младших школьников к урокам русского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит теоретические и практические материалы, которые предназначены преподавателям и студентам колледжей по специальности «Преподавание в начальных классах»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Орфографические упражнения игрового характера как средство повышения интереса младших школьников к урокам русского языка»»

Исследовательская работа на тему:


«Орфографические упражнения игрового характера

как средство повышения интереса младших школьников

к урокам русского языка»



Содержание


Введение

3

1 Научные основы формирования у младших школьников интереса к русскому языку как к учебному предмету



5

1.1 Познавательный интерес и условия его формирования у младших школьников………………………………………………………………


5

1.2 Значение игры в процессе становления у младших школьников интереса к русскому языку как учебному предмету……………………

8

1.3 Дидактическая игра, ее разновидности и использование на уроках русского языка…………………………………………………………….


12

2 Экспериментальное исследование роли орфографических упражнений игрового характера как средства повышения интереса учащихся к урокам русского языка………………………………………



16

2.1 Описание методов исследования и исследовательской выборки….

16


2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования


17

Заключение………………………………………………………………..


30

Список литературы………………………………………………………..


32

Приложения


Аннотация



Научно-исследовательская работа в области психологии, педагогики и культурологии «Орфографические упражнения игрового характера как средство повышения интереса младших школьников к урокам русского языка» раскрывает проблему изучения возможностей орфографических упражнений игрового характера в развитии познавательных интересов учащихся.

Во введении обоснована актуальность темы, сформулирована гипотеза, определены цель, объект, предмет, задачи исследования.

В первой главе рассмотрены научные основы формирования интереса к русскому языку как к учебному предмету у младших школьников. Показано значение познавательного интереса как ведущего фактора активизации обучающихся, раскрыта его сущность и условия становления. Определены место и роль игровых заданий на уроках русского языка, рассмотрена классификация игр в системе обучения орфографии.

Вторая глава раскрывает результаты экспериментального исследования роли орфографических упражнений игрового характера как средства повышения интереса учащихся к урокам русского языка. В «Заключении» обобщено значение использования данных упражнений в педагогической деятельности. Примеры упражнений игрового характера, формирующих мотивацию и познавательный интерес учащихся при изучении орфографии, отражены в приложении.

Материалы исследования могут быть использованы на уроках с целью диагностики уровня познавательного интереса по предмету «Русский язык» и совершенствования орфографических навыков учащихся.

















Введение


Одна из серьезных проблем сегодняшней школы - резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно выразить свою мысль. Если данную проблему оставить без внимания, то безграмотность может сохраниться и в зрелом возрасте. Избежать этого помогут такие формы учебной деятельности, которые способствуют повышению интереса учащихся к изучению русского языка. Одной из них является игра. Именно в игре формируются все механизмы, необходимые для успешной работы на уроках.

Применение игры на уроках русского языка позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание. Игровые формы работы призваны разнообразить учебную деятельность, способствовать повышению интеллектуальной активности учащихся. Игра на уроке позволяет создать атмосферу непринужденности, увлекает, разряжает обстановку. Кроме того, применение игровых заданий при обучении русскому языку способствует лучшему осознанию лингвистических сведений и развитию логического мышления.

А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н Толстой, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко отводили ведущее место в учебном процессе именно интересу. В наше время проблемой активизации познавательной деятельности школьников занимались Г.И. Щукина, В.Н. Липник, А.С. Роботова, В.А. Филлипова, И.Г. Шапошникова, И.Я. Ланина. Эти учёные рассмотрели проблемы формирования познавательных интересов во взаимосвязи с процессом становления личности школьника и проблемами совершенствования урока, систематизировали основные достижения педагогики по данной проблеме. Всем вышесказанным обосновывается актуальность темы данной работы.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью развития познавательных интересов учащихся начальной школы и недостаточным количеством рекомендаций по использованию игровых технологий в качестве средства повышения интереса учащихся к урокам русского языка. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: изучение возможностей орфографических упражнений игрового характера в развитии познавательных интересов младших школьников и применения их в педагогической деятельности.

Гипотеза: использование орфографических упражнений игрового характера будет способствовать повышению уровня познавательного интереса учащихся к урокам русского языка.

Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса учащихся начальных классов к урокам русского языка.

Предмет исследования: орфографические упражнения игрового характера как средство повышения интереса учащихся к урокам русского языка

Цель: определить роль орфографических упражнений игрового характера как средства повышения интереса учащихся к урокам русского языка

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1. изучить сущность и условия формирования у младших школьников интереса к урокам русского языка;

2. раскрыть значение игры в процессе становления интереса к русскому языку как учебному предмету;

3. рассмотреть понятие дидактической игры, ее разновидности и возможности её использования на уроках русского языка при обучении орфографии;

4. исследовать влияние применения орфографических упражнений игрового характера на формирование у четвероклассников интереса к урокам русского языка.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, наблюдение, апробация методических приёмов, анализ высказываний младших школьников; педагогический эксперимент; обобщение результатов.

Структура исследования: работа включает введение, теоретическую часть, материалы эксперимента, заключение, список литературы и приложения.

Теоретическая значимость работы состоит в обобщении материала по данному вопросу, выстраивании системного взгляда на процесс формирования интереса учащихся к урокам русского языка при использовании орфографических упражнений игрового характера. Практическую значимость представляют методические материалы, которые могут быть использованы на уроках с целью диагностики уровня познавательного интереса по предмету «Русский язык» и совершенствования орфографических навыков учащихся.










1 Научные основы формирования у младших школьников интереса к русскому языку как к учебному предмету


1.1 Познавательный интерес и условия его формирования у младших школьников


Познавательный интерес - главная область общего понятия интереса. Его предметом является самое существенное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и общественной ориентировки в реальном мире, но и в стремлении проникать в его разнообразие, воспроизводить в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном отношении к миру явлений, предметов, в глубоком их изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном и деятельном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей [20, с. 39].

С.Л. Рубинштейн считает, что познавательный интерес выступает:

- как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;

- как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, деятельностью, которая приносит удовлетворение;

- как особое, избирательно наполненное активными помыслами, яркими эмоциями, волевыми устремлениями отношение к окружающему миру, его объектам, явлениям, процессам [14, с. 10].

У младшего школьника при благоприятных условиях возникают и развиваются такие важнейшие для всей будущей жизни потребности, как потребность в умственной деятельности, потребность в теоретическом осмыслении наблюдаемых явлений (почему и как они происходят), потребность в рефлексии и самооценке.

Отсюда следует, что при разработке планов уроков педагог должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся, знать их уровень и возможное развитие, для того чтобы содержание учебного материала способствовало возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей.

Итак, содержание каждой темы должно быть глубоко мотивировано, однако не с помощью создания сиюминутных интересов (например, внешней занимательности, которая лишь изредка может служить предпосылкой к воспитанию глубоких познавательных интересов) или ссылок на практическую значимость в будущей жизни (хотя и это иногда не следует упускать), а тем, что это содержание должно быть направлено на решение проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания. Только в этом случае у детей будет создаваться перспектива на дальнейшее изучение знакомых явлений, будет создана основа для формирования содержательных мотивов учебной деятельности.

Отношение детей к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность, какова её структура и характер. Важно, чтобы ученик ценил деятельность саму по себе, вне зависимости от тех благ, которые она может ему принести (хорошую отметку, престижное положение и т.д.). Возникновению такой оценки может способствовать наблюдение за чужой деятельностью, за оценкой этой деятельности другими.

Когда ученик, находясь в тесном общении с учениками, наблюдает, какой большой интерес вызывает деятельность у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, то он сам начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. А это способствует включению ученика в активную учебную работу. Выбор той или иной формы коллективной и групповой деятельности зависит от возраста учащихся, особенностей данного класса, наконец, от склонностей и характера учителя. Но в любом случае использование форм коллективной организации учебного процесса весьма перспективно для становления мотивации.

Каково значение оценки в становлении мотивации учебной деятельности? С психологической точки зрения важна не любая мотивация учебной работы, а такая, которая основана на познавательной потребности учащихся, на признаваемой ими ценности этой деятельности. Но учителя нередко пользуются отметкой как мотивирующим средством, как средством побуждения ученика к активной работе. Однако тем самым они сдвигают центр мотивационной сферы его деятельности с самой деятельности, с ее результата и процесса на оценку деятельности, то есть на что-то внешнее по отношению к этой деятельности. Отметка в этом случае приобретает в глазах школьника самодовлеющую ценность и заслоняет подлинную ценность его работы. Деятельность учащихся, не подкрепленная познавательной потребностью, направленная на внешние ее атрибуты, на оценку, становится недостаточно эффективной.

Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание продвижения в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у детей адекватной самооценки работы, ее рефлексии.

Познавательный интерес является ведущим фактором активизации обучающихся. Его необходимо учитывать при формировании содержания обучения и учебного материала, выносимого на занятия в активной форме. Учащийся не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности или не соответствует его интересам. И напротив, интерес его резко возрастет, если материал содержит характерные проблемы, с которыми ему приходится встречаться, а порой и решать их в повседневной жизни. В этом случае его познавательная активность будет обусловлена личной заинтересованностью в исследовании этой проблемы, в изучении опыта ее решения, овладении более эффективными методами [3, с. 34].

Эффективным мотивационным механизмом мыслительной активности обучаемого является игровой характер учебно-познавательной деятельности, который включает в себя фактор познавательного интереса, фактор состязательности.

Для образования мотивов недостаточно только внешних стимулов, они должны опираться на потребности самой личности, чтобы стать ее мотивами.

Опираясь на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся, в том числе и младших школьников:

1. максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся;

2. осуществление учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся;

3. создание положительного эмоционального тонуса учебного процесса.

В реальном процессе в каждый данный момент учитель может видеть, на каком уровне развития интереса к знаниям находится школьник: на уровне фактов и репродуктивной деятельности, на уровне выделения существенных связей и стремления к поисковой деятельности, часто связанной с прикладным её характером, либо на уровне вскрытия существенных закономерностей и глубоких причинно-­следственных связей.



1.2 Значение игры в процессе становления у младших школьников интереса к русскому языку как учебному предмету



Освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте идет достаточно медленно, и в наиболее полном, сложившемся виде она формируется лишь к концу обучения в начальной школе.

Задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические игры.

Необходимость использования игры как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин.

1) Игровая деятельность как ведущая не потеряла своего значения (об этом свидетельствует и тот факт, что дети приносят в школу игрушки). Л. С. Выготский писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде» [10, с. 49].

2) Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно.

3) Возрастные особенности детей связаны с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти.

4) Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребёнка учат в школе. [14, c. 21]

Присутствие игры в жизни младшего школьника должно быть соотнесено с другими видами его деятельности, целесообразно спланировано. На уроке игра позволяет испытать радость умственного напряжения и преодоления интеллектуальных трудностей, которые сопряжены с решением учебных задач [17, с. 56].

В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Дидактическая задача в игре осуществляется через игровую задачу, она скрыта от детей. Школьники непреднамеренно усваивают знания, умения и навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Вышесказанное позволяет определить следующие функции игровых приемов и дидактических игр:

1) формирование устойчивого познавательного интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;ий школьный орфог

2) формирование психических новообразований;

3) формирование общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

4) формирование навыков самоконтроля и самооценки;

5) формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

В развитии интереса школьников к русскому языку немаловажное значение приобретает введение элементов игровых заданий.

Грамматические игры - упражнения и другие виды занимательности - это особый метод обучении русскому языку. Он определяет специфические способы работы учителя и учащихся: упражнения выполняются в форме игры, активного соревнования между детьми. Учитель выступает в роли руководителя и судьи играющих.

Игры-упражнения занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, логогрифы, анаграммы, метаграммы, шарады, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, загадки.

И.А. Тюрина предлагает использовать на уроке следующие виды игровых заданий [19, с. 51].

Шарада - это загадка, составленная в стихах, где задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, каждая из которых представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Разгадав каждую часть шарады и сложив их вместе, получаем заданное слово.

Например: Предлог стоит в моем начале,

В конце же – загородный дом.

А целое мы все решали

И у доски и за столом (задача).

Анаграмма - это игровое задание, в котором при перестановке слогов и букв или при чтении справа налево получается другое слово.

Например: Как зонт, могу прикрыть я многих

И в летний день и в непогоду.

Но поменяй местами слоги –

Я превращусь в период года (навес – весна).

В метаграмме зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нем одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу.

Например: С глухим шипящим – круглая, как мяч,

Со звонким – как огонь, горячий (шар – жар).

Логогрифы - в них новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога (кран – экран).

Например: С К- нужна, чтоб в бадминтон играть,

А без К – чтоб в космосе летать (ракетка – ракета).

Омограф - загадка, в которой задуманными являются слова, совпадающие по написанию, но разные по значению. Для разгадывания важно правильно перенести ударение с одного слога на другой.

Например: Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение –

И превращусь в конфету (и́рис – ири́с).

Омоним - загадка, в которой задуманными являются одинаковые на вид и по звучанию слова, но с разными значениями.

Например: Я журчу, журчу, журчу,

Глядь – и я в замке торчу (ключ).

Упражнения для игры должны быть составлены так, чтобы возбуждать дух соревнования и не приучать учащихся к механической работе. Для этого полезно чередовать в упражнении легкие грамматические операции с более трудными. В упражнения для игр необходимо включать слова, противопоставляемые друг другу в каком-либо отношении. Учащиеся часто смешивают различные грамматические явления, имеющие какое-либо сходство, например, чередующиеся гласные в корне слова и безударные гласные в корне [6, с. 27].

Одни игры развивают орфографическую зоркость, другие учат приемам применения правил, третьи расширяют словарный запас учащихся. При подготовке учителя к уроку следует определить количество видов упражнений и время, отводимое на игру. Излишнее многообразие методов и приемов может ограничить время на проведение игры, что не позволит по-настоящему использовать активность детей. Но не только учитель должен готовиться к игре. Некоторые упражнения не могут пройти успешно без предварительной домашней подготовки учащихся. Нельзя, например, хорошо выполнить упражнение, требующее от учащихся приведения пословиц, поговорок, загадок на определенные правила без предварительной домашней подготовки. При подготовке учащихся к игре эффективность работы возрастает.

Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная для педагога.

Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей [18, c.9].

В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую.

Выбор целенаправленных дидактических игр идет от своеобразия их правил - этого главного организующего элемента. Функции их различны: одни раскрывают содержание, другие приводят его в действие, третьи выполняют чисто дидактическую задачу. Учащихся младших классов более всего увлекает игровое действие, характерная черта которого - активность детей в игровых целях.



1.3 Дидактическая игра, ее разновидности и использование на уроках русского языка



Дидактическая игра - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов [10, c.13].

Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценок, предусмотрен порядок действий или регламент. Следует отметить, что дидактические игры отличаются от деловых игр в первую очередь отсутствием цепочки решений.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:

- игры-путешествия,

- игры-поручения,

- игры-предположения,

- игры-загадки,

- игры-беседы.

Приведём краткую характеристику каждого вида.

Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находиться рядом. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, поэтапное решение задач (приложение 2).

Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности - короче. В основе данных игр лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки препинания», «Проверь домашнее задание у Незнайки».

Игры-предположения («Что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».

Игры-загадки. Назначение загадки состоит в выработке у учащихся внимания и акцентирования его на изучаемом материале - для пополнения словарного запаса детей, знакомства с лексическим значением слова, развития слуховой, а позднее зрительной памяти, выработки орфографической зоркости. Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу (приложение 1).

Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. В игре-беседе педагог часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть - сделать открытие и в результате что-то узнать. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми [16, c.29].

По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:

- игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу;

- игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование навыков правописания;

- игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ним;

- игры, включающие элементы поиска и творчества [18, c.17].

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Можно выделить следующие структурные составляющие дидактической игры:

- дидактическая задача;

- игровые действия;

- правила игры;

- результат подведения итогов.

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Правила игры. Их содержание и направление обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Подведение итогов проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровые задания; определение команды - победительницы и так далее. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игры необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи [19, c.31].

Таким образом, подводя итог, можно сделать следующие выводы: познавательный интерес является ведущим фактором активизации обучающихся. Его необходимо учитывать при формировании содержания обучения и учебного материала, выносимого на занятия в активной форме.

Лингвистические игры - упражнения и другие виды занимательности - это особый метод в обучении русскому языку. Он находит свое выражение в дидактической игре, которая является ценным средством воспитания умственной активности детей. Она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игры помогают формированию орфографической грамотности, обогащают ребенка новыми сведениями, активируют мыслительную деятельность, внимание, стимулируют речь [18, c.34].




2 Экспериментальное исследование роли орфографических упражнений игрового характера как средства повышения интереса учащихся

к урокам русского языка


2.1 Описание методов исследования и исследовательской выборки


Исследование проводилось в январе 2019 года на базе четвертого класса МБОУ СОШ №5 п. Маго Николаевского района. В исследовании приняли участие 11 человек. Источником исследовательской работы явилась система орфографических упражнений игрового характера.

Цель исследования - контроль за формированием учебного интереса учащихся 4 класса к урокам русского языка.

Задачи:

1. Выявить первоначальный уровень интереса учащихся 4 класса к урокам русского языка.

2. Формировать учебный интерес к урокам русского языка в процессе использования орфографических упражнений игрового характера;

3. Определить результаты формирования учебного интереса посредством орфографических упражнений игрового характера и сравнить их с первоначальным уровнем.

Эксперимент проводился в три этапа. Приводим описание каждого этапа.

1. Констатирующий этап

Цель: получение исходных данных уровня интереса и учебной мотивации к урокам русского языка.

Для реализации цели было проведено анкетирование по следующим методикам:

1. «Мой любимый предмет» - диагностика определяет количество учащихся, испытывающих интерес к изучению предметов.

Вопросы анкеты:

1) Какой предмет ты считаешь самым интересным в школе?

2) Какой самый любимый твой предмет?

3) На каком уроке иногда бывает скучно?

4) Назови предмет, по которому ты испытываешь трудности?

5) Самый полезный предмет?

Ответы на эти вопросы учащиеся должны были занести в таблицу, распределяя цифрами рейтинг девяти предметов, где «1» означает самое низкое место, а «9» - самое высокое.

2. Диагностика с целью определения уровней мотивации учащихся к изучению того или иного предмета.

По итогам данной диагностики выявляются четыре уровня мотивации к изучению предметов у учеников начальной школы по следующим позициям.

1.Иногда на уроке бывает интересно.

2. Нравится учитель.

3. Нравится получать хорошие отметки.

4. Родители заставляют.

5.Учу потому что интересно.

6.Узнаю много нового.

7. Заставляет думать.

8.Получаю удовольствие, работая на уроке.

9. Легко дается.

10. С нетерпением жду урока.

11.Иногда на уроке бывает интересно.

12.Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель.

В соответствии с позициями диагностики определены уровни мотивации к изучению предметов и их критерии:

-Уровень ситуативного интереса детей к предмету - позиции №№ 1-3.

-Уровень изучения предмета по необходимости – позиции №№ 4-6.

-Уровень стабильного интереса к предмету - позиции №№ 7-9.

-Уровень повышенного интереса к предмету – позиции №№ 10-12.

2. Формирующий этап.

Цель: формирование учебного интереса к урокам русского языка в процессе использования орфографических упражнений игрового характера.

Для реализации цели при проведении уроков русского языка были использованы орфографические упражнения игрового характера для выработки навыков: правописания словарных слов, безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, букв парных звонких и глухих согласных, букв непроизносимых согласных, удвоенных согласных, мягкого знака на конце существительных после шипящих, мягкого знак как показателя мягкости согласного, о-е после шипящих и ц в корне слова.

Данные упражнения представляют собой дидактические игры, которые рекомендуются для совершенствования орфографических навыков в младших классах (приложения 1, 2)

3. Контрольный этап

Цель: выявление результатов формирования учебного интереса к урокам русского языка в рамках использования орфографических упражнений игрового характера.

Для реализации цели было проведено анкетирование по методикам, использованным на констатирующем этапе.






2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования


Исходные результаты констатирующего этапа отражены в таблице 1 «Показатели уровня познавательного интереса к учебным предметам на констатирующем этапе», в таблице 2 и на рисунке 1 «Результаты рейтинга учебных предметов», рисунке 2 «Результаты рейтинга предмета «Русский язык».

Таблица 1 - Показатели уровня познавательного интереса к учебным предметам на констатирующем этапе

Имя обучающего

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Вопрос 5

1. Артем И.

4

3

1

1

2

2. Артем Н.

7

4

2

2

2

3. Алена Щ.

6

5

8

7

3

4. Дима Г.

5

4

2

9

7

5. Егор Н.

1

2

5

9

1

6. Ирина К.

8

6

9

3

4

7. Илья Г.

7

3

2

5

9

8. Карина А.

1

9

4

6

2

9. Николай Б.

4

7

1

6

1

10. Семен М.

2

1

8

5

2

11. Софья М.

3

8

9

4

4


Таблица 2 - Результаты рейтинга учебных предметов


Предметы

Рейтинг предметов

1 Математика

2

1

2

1

2

2 Русский язык

1

1

3

1

4

3 Литературное чтение

1

2

0

1

1

4 Окружающий мир

2

2

1

1

2

5 Изобразительное искусство

1

1

1

2

0

6 Технология

1

1

0

2

0

7 Физическая культура

2

1

0

1

1

8 Музыка

1

1

2

0

0

9 Английский язык

0

1

2

2

1



Рисунок 1- Результаты рейтинга учебных предметов


Рисунок 2 - Результаты рейтинга предмета «Русский язык»


На основе этих данных можно сказать, что русский язык не является, по мнению детей, самым интересным учебным предметом. На первое место русский язык поставил всего 1 человек. На второе и третье место по степени заинтересованности русский язык поставили 4 человека. На четвертое место - 1 человек. На шестое, на седьмое, на восьмое место – по 1 человеку и на девятое место - 2 человека.

Итак, в среднем, учащиеся поставили русский язык по степени заинтересованности на четвертое место.

Аналогичная ситуация с самым любимым учебным предметом. На первое и второе места русский язык поставили по 1 человеку, третье место - 2 человека, четвертое и пятое места - по 1 человеку, шестое место - 2 человека, на седьмое, восьмое и девятое место – по 1 человеку.

Большинство обучающихся поставило русский язык как самый любимый предмет на шестое место.

Русский язык для многих обучающихся оказался скучным учебным предметом: в ответ на третий вопрос на первое и второе места русский язык поставило по 2 человека. На третье место - 1 человек. На четвертое место - 2 человека. На пятое, шестое, седьмое, восьмое – по 1 человеку, девятое место - 2 человека.

Итого, русский язык для большинства обучающихся стоит на третьем месте как самый скучный предмет.

Этот учебный предмет для многих четвероклассников оказался трудным. По степени трудности на первое место русский язык поставил 1 человек. На второе место - 6 человек, на третье - 3 человека, на четвертое место - 1 человек.

По мнению обучающихся, русский язык является достаточно сложным учебным предметом, но, не смотря на это, второклассники осознают значимость, полезность русского языка. Так, русский язык считают самым полезным предметом 5 человек, на второе, третье, четвертое места его поставили по 2 человека.

На основе этих данных мы видим, что большинство обучающихся ставят русский язык на 2 место по значимости. А остальные ученики, не умаляя значимость этого учебного предмета, отдают ему 4 место.

Таким образом, хотя обучающиеся и осознают значимость русского языка, но для большинства из них этот учебный предмет является трудным для усвоения, а также, к сожалению, не вызывает большого интереса.

Мы предполагаем, что систематическое включение в уроки русского языка заданий игрового характера будет способствовать повышению интереса учащихся к этому учебному предмету.

Исходные показатели уровня мотивации учащихся к изучению предметов отражены в таблице 3 «Показатели уровня мотивации учащихся к изучению предметов на констатирующем этапе».

Таблица 3 - Показатели уровня мотивации учащихся к изучению предметов на констатирующем этапе.


п/п

Имя обучающегося

Русский язык

Математика

Литературное чтение

Окружающий мир

1

Артем И.

9

4

9

8

2

Артем Н.

1

1

9

5

3

Алена Щ.

4

5

1

6

4

Дима Г.

9

8

5

3

5

Егор Н.

1

5

3

9

6

Ирина К.

3

1

4

5

7

Илья Г.

6

4

3

7

8

Карина А.

3

1

9

4

9

Николай Б.

4

4

1

6

10

Семен М.

3

3

6

8


Софья М.

7

6

7

4

Исходные результаты диагностики уровня мотивации учащихся констатирующего этапа отражены в таблице 4.

Таблица 4 - Результаты диагностики уровня мотивации учащихся к изучению предметов на констатирующем этапе.


Русский язык

Проценты

1. (1-3) - ситуативный интерес

45%

2. (4-6) – учат по необходимости

27,5%

3. (7-9) – стабильно интересуются предметом

27,5 %

4. (10-12) – повышенный познавательный интерес

0%

Математика


1. (1-3) - ситуативный интерес

36%

2. (4-6) – учат по необходимости

54,5%

3. (7-9) - стабильно интересуются предметом

9,5%

4. (10-12) – повышенный познавательный интерес

0%

Литературное чтение


1. (1-3) - ситуативный интерес

36%

2. (4-6) – учат по необходимости

27,5%

3. (7-9) - стабильно интересуются предметом

36,5%

4. (10-12) – повышенный познавательный интерес

0

Окружающий мир


1. (1-3) - ситуативный интерес

9,5%

2. (4-6) – учат по необходимости

54%

3. (7-9) - стабильно интересуются предметом

36,5%

4. (10 -12) – повышенный познавательный интерес

0%


На основе этих данных можно сказать, что уровень мотивации к изучению русского языка у четвероклассников является одним из самых низких и определяет всего у 27,5 % учащихся стабильный познавательный интерес к данному предмету при отсутствии повышенного интереса.

В то время как по предмету «Окружающий мир» эти два показателя составляют 36,5%, по математике – 9,5%, по литературному чтению – 36,5%.

Таким образом, по уровню стабильной и повышенной мотивации русский язык у четвероклассников занимает 3 место из четырёх.

Также можем сказать, что самый низкий уровень ситуативного интереса по русскому языку наблюдается у 45% учащихся, в отличие от остальных предметов: по окружающему миру он составляет 9,5%, по математике - 36%, по литературному чтению - 36%, из этого мы делаем вывод о том, что по данному показателю русский язык занимает 2 место.

Изучением предмета по необходимости занимаются 27,5% детей, в то время как по математике данный показатель имеет 54%, по окружающему миру - 54%, литературному чтению – 27,5%. Это свидетельствует о том, что русский язык по данному критерию занимает 2 место.

По данным показателям можем сказать, что уровень мотивации к русскому языку низкий, что представлено на рисунке 3.



Рисунок 3 - Результаты диагностики уровня мотивации учащихся к изучению русского языка на констатирующем этапе.


Общий вывод по результатам констатирующего этапа. На основе этих данных можно сказать, что первоначальный уровень интереса к урокам русского языка составляет 9%, а уровень мотивации к изучению русского языка у четвероклассников является одним из самых низких: всего 27,5 % учащихся имеют стабильный познавательный интерес к данному предмету при отсутствии повышенного интереса; 45% проявляют ситуативный интерес; 27,5 % учащихся занимаются русским языком по необходимости.

Результаты исследования на контрольном этапе отражены в таблице 5, на рисунке 4 - «Показатели уровня познавательного интереса к учебным предметам на контрольном этапе», на рисунке 5 - «Показатели уровня познавательного интереса к русскому языку». В таблице 6 представлены результаты диагностики уровня мотивации учащихся к изучению предметов на контрольном этапе. В таблице 7 даны показатели уровня мотивации учащихся к изучению предметов на контрольном этапе. Рисунок 6 отражает показатели уровня мотивации учащихся к изучению русского языка на контрольном этапе.

Таблица 5 - Показатели уровня познавательного интереса к учебным предметам на контрольном этапе

Имя обучающего

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Вопрос 5

1. Артем И.

2

7

1

6

2

2. Артем Н.

2

2

1

1

2

3. Алена Щ.

1

3

8

7

3

4. Дима Г.

7

2

9

9

2

5. Егор Н.

8

2

5

9

8

6. Ирина К.

2

1

9

3

1

7. Илья Г.

2

2

3

5

2

8. Карина А.

2

6

4

6

6

9. Николай Б.

7

5

1

6

6

10. Семен М.

3

2

6

5

3

11. Софья М.

2

8

9

4

8

Предметы

Рейтинг предметов

1 Математика

1

1

3

1

1

2 Русский язык

6

5

0

0

4

3 Литературное чтение

1

1

0

0

2

4 Окружающий мир

0

0

1

1

0

5 Изобразительное искусство

0

1

1

2

0

6 Технология

0

1

1

3

2

7 Физическая культура

2

1

0

1

0

8 Музыка

1

1

1

0

2

9 Английский язык

0

0

3

0

0



Рисунок 4 - Показатели уровня познавательного интереса к учебным предметам на контрольном этапе


Рисунок 5 - Показатели уровня познавательного интереса к русскому языку

Таблица 6 - Результаты диагностики уровня мотивации учащихся к изучению предметов на контрольном этапе


№ п/п

Имя обучающего

Русский язык

Математика

Литературное чтение

Окружающий мир

1

Артем И.

9

10

5

7

2

Артем Н.

8

10

8

8

3

Алена Щ.

4

5

7

5

4

Дима Г.

9

8

7

10

5

Егор Н.

1

6

1

6

6

Ирина К.

5

5

3

6

7

Илья Г.

1

9

4

9

8

Карина А.

6

7

8

8

9

Николай Б.

12

6

4

6

10

Семен М.

7

8

7

9

11

Софья М.

10

6

8

7


Таблица 7 - Показатели уровня мотивации учащихся к изучению предметов на контрольном этапе.


Русский язык

Проценты

1. (1-3) - ситуативный интерес

8%

2. (4-6) – учат по необходимости

21%

3. (7-9) - интересуются предметом

54%

4. (10-12) – повышенный познавательный интерес

17%

Математика


1. (1-3) - ситуативный интерес

0%

2. (4-6) – учат по необходимости

45,5%

3. (7-9) - интересуются предметом

36%

4. (10-12) – повышенный познавательный интерес

18,5%

Литературное чтение


1. (1-3) - ситуативный интерес

18%

2. (4-6) – учат по необходимости

27,5%

3. (7-9) - интересуются предметом

54,5%

4. (10-12) – повышенный познавательный интерес

0

Окружающий мир


1. (1-3) - ситуативный интерес

0%

2. (4-6) – учат по необходимости

36%

3. (7-9) - интересуются предметом

54,5%

4. (10-12) - повышенный познавательный интерес

9,5%


На основе этих данных можно сказать, что уровень мотивации к изучению русского языка у четвероклассников после использования орфографических упражнений игрового характера повысился и теперь составляет 71 %. Он определяет у 54 % учащихся стабильный познавательный интерес к данному предмету при 17% повышенного интереса. В то время как по предмету «окружающий мир» эти два показателя составляют 64%, по математике - 54%, по литературному чтению – 54%. Таким образом, по уровню стабильной и повышенной мотивации русский язык у четвероклассников вышел на 1 место из четырёх.

Также можем сказать, что самый низкий уровень ситуативного интереса по русскому языку уменьшился на 37% и сохранился у 8 %, по предмету окружающий мир данный показатель составляет 0%, по математике - 0%, по литературному чтению - 18%, из этого мы делаем вывод о том, что по данным показателям русский язык занимает 2 место.

Изучением предмета по необходимости занимаются, по данным исследования, 21%, что показывает снижение этого показателя на 6%, в то время как по математике данный показатель имеет 45.5%, окружающему миру-36%, литературному чтению – 27.5%. Это свидетельствует о том, что русский язык по данному уровню стал занимать 4 место.

Таким образом, результаты исследования мотивации к изучению русского языка на контрольном этапах показали, что уровень ситуативного интереса к урокам русского языка уменьшился на 37%, уровень изучения по необходимости уменьшился на 6 %, уровень стабильного интереса повысился на 27%, при этом появился уровень повышенного интереса к изучению русского языка - 17%. В таблице 6 представлены результаты уровня мотивации учащихся к изучению предметов на контрольном этапе, на рисунке 6 отображены показатели уровня мотивации учащихся к изучению русского языка на контрольном этапе.



Рисунок 6 - Показатели уровня мотивации учащихся к изучению русского языка на контрольном этапе.


Общий вывод по результатам контрольного этапа. На основании полученных данных можно сказать, что на контрольном этапе исследования четвероклассники показали более высокий уровень мотивации к изучению русского языка, который определил у 54 % учащихся стабильный познавательный интерес к данному предмету, при этом повышенный интерес проявили 17% учащихся. У 8 % - наблюдается ситуативный интерес, 21 % учащихся занимаются русским языком по необходимости.

Сравнительные результаты исследования уровня познавательного интереса к предмету «Русский язык» на констатирующем и контрольном этапах отражены в таблице 8.

Таблица 8 - Сравнительные результаты исследования уровня познавательного интереса к предмету «Русский язык» на констатирующем и контрольном этапах»


Вопросы

Констатирующий этап

Контрольный этап

Какой предмет ты считаешь самым интересным

9%

54%

Какой самый любимый твой предмет

9%

45%

На каком уроке иногда бывает скучно

27%

0%

Назови предмет, по которому ты испытываешь трудности

9%

0%

Самый полезный предмет

75%

36%


Таким образом, сравнительные результаты исследования уровня познавательного интереса показали, что после включения в уроки русского языка орфографических заданий игрового характера интерес к предмету повысился: самым интересным предметом русский язык стали считать 54 % учащихся, что на 45% больше по сравнению с констатирующим этапом; самым любимым предметом русский язык является у 45 % - этот показатель вырос на 36%; на вопрос о самом скучном предмете русский язык посчитали таковым 0 %; затруднения испытывают 0% ;самым полезным предметом русский язык стали считать 36%, что на 39 % ниже результатов констатирующего этапа.

Сравнительные результаты исследования мотивации к изучению русского языка на констатирующем и контрольном этапах отражены в таблице 9.








Таблица 9 - Сравнительные результаты исследования мотивации к изучению русского языка на констатирующем и контрольном этапах


Уровни

Констатирующий этап

Контрольный этап

Уровень ситуативного интереса к предмету

45%


8%

Уровень изучения предмета по необходимости

27%

21%

Уровень стабильного интереса к предмету

27%

54%

Уровень повышенного интереса к предмету

0

17%


Таким образом, сравнительные результаты исследования мотивации к изучению русского языка на констатирующем и контрольном этапах показали, что уровень ситуативного интереса к урокам русского языка уменьшился на 37%, уровень изучения по необходимости уменьшился на 6 %, уровень стабильного интереса повысился на 27%, при этом появился уровень повышенного интереса к изучению русского языка - 17%.

Из выше сказанного мы можем сделать вывод: систематическое использование орфографических упражнений игрового характера, направленных на повышение интереса учащихся 4 класса к урокам русского языка, приводит к повышению уровня заинтересованности детей к урокам русского языка. Во время наблюдений за детьми в конце опытного обучения было замечено, что дети стали более заинтересованы в изучении материала, некоторые стали просить дополнительные задания игрового характера. Анализ результатов проверочных работ, проведённых через определённые временные интервалы, позволяет увидеть небольшой, но стабильный рост грамотности учащихся.



















Заключение


Таким образом, подводя итог, можно сделать следующие выводы: познавательный интерес является ведущим фактором активизации обучающихся. Его необходимо учитывать при формировании содержания обучения и учебного материала, выносимого на занятия в активной форме. В развитии интереса школьников к русскому языку немаловажное значение приобретает введение элементов игровых заданий на уроке.

В ходе работы по повышению интереса учащихся к урокам русского языка посредством орфографических упражнений игрового характера было установлено:

В 4 классе, где наряду со стандартными методиками обучения использовались и игровые, уровень познавательного интереса к изучению предмета «Русский язык» на контрольном этапе увеличился по сравнению с результатами констатирующего этапа; сравнительный анализ полученных результатов показывает, что учащиеся более качественно усваивают и применяют полученные в процессе игровой деятельности знания.

Можно утверждать, что применение указанных приемов в процессе изучения орфографии на уроках русского языка, и в частности – на этапе закрепления знаний, не только обосновано, но и необходимо с целью большей эффективности усвоения знаний учащимися, повышения качества подготовки, формирования интереса к предмету. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза верна.

Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать в целях решения образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

Игровые приемы определяют специфические способы деятельности учителя и учащихся: включение в работу группы, активное соревнование, решение учебных задач, анализ ситуации, поиск путей решения задачи. А орфографические упражнения игрового характера в этих видах деятельности являются необходимым средством, т. к. способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи, воображения и благодаря этому формируют познавательный интерес младших школьников к урокам русского языка.

Таким образом, бесспорным является тот факт, что использование орфографических упражнений игрового характера на уроках русского языка значительно повышает качество образовательного процесса, а главное, эффективно влияет на познавательную мотивацию детей, и тем самым способствует формированию познавательного интереса к урокам русского языка.



Список литературы


1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) // Российская газета. - № 303. - 31.12.2012.

2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.): Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации. - 2010 г. - № 189 г. - Москва // Российская газета. - № 74. – 2014.

3. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А Амонашвили. - М.: Педагогическая симфония. Единство цели, 2014 г. - 304с.

4. Анохина, Т. М. Русский язык 1-4 класс. Занимательные материалы / Т.М. Анохина. - В., 2007.— 34с.

5. Арсирий, А. Т. Занимательные материалы по русскому языку / А.Т Арсирий - М.: Просвещение, 2015 г. - с. 383

6. Арямова, О. С. Обучение решению орфографических задач / О. С. Арямова // Начальная школа. - 2015. - №4. - С.17—21.

7. Богоявленский, Д. Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии / Д. Н. Богоявленский // Начальная школа. -2014. — №4. - С.39—43.

8. Валгина, Н. С. Орфография и пунктуация: правила и упражнения / Н.С. Валгина - М.: Просвещение, 2016. - 128с.

9. Волина, В. В. Занимательное азбуковедение / В. В. Волина - М.: Просвещение, 2016. - 276с.

10. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 2014. - № 6. - С. 48 - 57.

11. Гальперин, П. Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 2016. - №5. - С.64

12. Граник, Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник - М.: Просвещение, 2015. – 208 с.

13. Греков, В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в начальных классах / В. Ф. Греков - М.: Просвещение, 2014. - 272с.

14. Дейкина, А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина - М.: Просвещение, 2014. - 349 с.

15. Дубова, Т. А. Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках русского языка / Т. А. Дуброва // Начальная школа. - 2016. - № 11.

16. Дудина, И. А. Использование игровых приемов при изучении слов с непроверяемым написанием / И. А. Дудина // Начальная школа. - 2015. - №6

17. Жедек, П. С. Методика обучения орфографии. Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах / П. С. Жедек - М.: Просвещение, 2012. - 306с.

18. Новосёлова, С. Л. Дидактические игры и задания для детей / С. Л Новосёлова - М.: Просвещение, 2014. - 349 с.

19. Степанова, О. А. Научно - методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками / О. А. Степанова // Начальная школа полюс до и после. - № 8. - 2014 г.

20. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн - СПб.: Издательство «Питер», 2016.- 448 с.

Электронные ресурсы

21. Тумольская, Е.М. Педагогический проект на тему:

«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/razvitie-orfograficheskoy-zorkosti-na-urokah

22. Шклярук, В.А. Формирование орфографических навыков младших школьников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/212672/.

23. Якунина, Е.В. Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности на уроках в начальной школе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/568105/.

24. Михалева, Г.А. Активизация мыслительной деятельности как одно из условий эффективного обучения при формировании навыков грамотного письма. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/560714/.


Приложение 1

Дидактические игры для закрепления орфографических навыков

1. Игра «Кто больше подберет слов?»

Ученики делятся на две команды. Педагог называет глаголы в неопределенной форме. Каждая команда подбирает к этим глаголам однокоренные глаголы с приставками, например: бежать — прибежать, убежать, забежать, подбежать и др.

Выигрывает команда, подобравшая наибольшее число однокоренных глаголов.


2. Игра «Составьте телеграмму!»

Задание: «расшифруйте» слово «сумка», составьте предложение со словом с безударной гласной. Например: Сегодня убежал медведь. Караул! Администрация.


3. Игра «Орфографическое лото»

Даны: карточки для каждого игрока 15х9 см., разделённые на 9 клеток. В средней клетке написано правило: «Безударную гласную в корне проверяй ударением». В остальных 8 клетках записаны слова с пропущенными безударными гласными в корне. Для закрывания клеток у каждого ученика должны быть фишки из плотной бумаги. Водящий достаёт из мешочка по одной карточке, читает написанное на ней проверочное слово, а игроки закрывают фишками клеточки с родственными словами. Игра продолжается, пока 2-3 человека не закроют свои карточки. Они выходят к доске, читают свои слова, объясняют, какие гласные в них пропущены, и доказывают проверочным словом. На карточках: бежать, года, дома, зверьки…


4. Игра «Смотри в корень!»

На доске записывается столбик проверочных слов с ударением на гласной корня, а рядом с каждым проверочным пишется по 2 родственных слова с пропущенными безударными гласными в корне:

бег - б…жать - б…гуны,

пар – п…ровой – п…ровоз…

Дети списывают с доски, обозначают ударение, вставляют пропущенные безударные гласные. Победители – первые 3 ученика, которые правильно выполнят задания и объяснят написание безударных гласных.

5. Игра «Исправь ошибку»

Учитель предлагает текст или набор слов с ошибками в некоторых словах. Задания могут подразделяться по уровню сложности: с указанием количества ошибок, без указания количества ошибок.

Учащиеся должны обнаружить ошибки и оформить результаты работы в указанном виде (исправить прямо в тексте, выписать слова с ошибками и т.д.). Задание может выполнятся в командах, с ограничением по времени.


6. Игра «Выбери три слова»


Цель: контроль за формированием орфографического навыка.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кто первый назовет три слова, имеющие одинаковую орфограмму.

I – рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, гриб, ручьи, чум.

II – подъезд, склад, ворона, съемка, град, ворота, подъем, клад, воробей


7. Игра «Найди лишнее слово»

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, закрепить правописание непроверяемых гласных.

Задание: Подчеркни «лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

- мак, ромашка, роза, лук

- кошка, собака, воробей, корова

- береза, дуб, малина, осина

- корова, лиса, волк, медведь


8. Игра «Конкурс знатоков»

На столе обратной стороной вверх разложены карточки со словами, в которых пропущены безударные гласные в корне: п..мидор, ..гурец, к..лбаса, к..ртофель и т.п. Участники игры выбирают карточку, читают слова, говорят, какую гласную нужно вставить. Класс оценивает работу знатоков и выбирает победителей.



9. Игра «Быстрый ответ»

Играют 2 команды. У ведущего список слов с безударной гласной в корне. Ведущий называет слово и указывает на игрока, который должен отвечать. Отвечающий быстро называет гласную, которую нужно писать в корне. В случае задержки или неправильного ответа команда получает штрафное очко. Выигрывает команда с наименьшим числом штрафных очков.


10. Игра «Почтальон»


Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширять словарный запас.

Ход:

Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили, и выбирают нужный столбик: огород, парк, море, школа, столовая, зоопарк.

Задания:

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

Составить предложения, используя данные слова:

- гря-ки, доро-ки, пло-цы, кни-ки, хле-цы, кле-ка

- кали-ка, бере-ки, фла-ки, обло-ки, пиро-ки, марты-ка

- реди-ка, ду-ки, ло-ки, тетра-ка, сли-ки, тра-ка

- морко-ка, ли-ки, остро-ки, промока-ка, голу-цы, реше-ка



11. Компьютерная игра «Восхождение на пик орфографии»

Цель: получить дополнительную информацию о том, насколько сформирован орфографический навык.

На экране монитора изображение горы с девятью уступами, у подножия- фигурка «альпиниста». На первом уступе появляется слово с пропущенной буквой. Ученик вводит ее в компьютер (нажимает клавишу). Если ответ правильный, «альпинист» поднимается на первую ступеньку, а на второй возникает новое слово (тоже с пропущенной буквой). Правильный ответ- перемещаемся на верхнюю ступеньку, ошибка - вынужденный спуск. Когда добираемся до шестой ступеньки, попадаем в зону тумана - «ограниченной видимости»: верхние уступы закрывают облака, слово появляется целиком, без пропусков, но лишь на короткое время. Задача усложняется: надо набрать (без ошибок!) исчезнувшее слово, правильно напечатать его. В случае ошибки слово «выплывает из тумана», какое-то время снова светится на экране, потом опять исчезает. При повторной ошибке «альпинист» скатывается сразу на две ступеньки вниз. И все-таки постепенно добирается до вершины пика, получает поздравления от компьютера и сообщение о том, сколько же времени длился его подъем. Если это время меньше того, которое предусмотрено составителем, компьютер поздравляет победителя с мировым рекордом. Так что игра по правилам!



12. Игра «Боулинг»

На доске помещаются кегли с буквами Е и И.

Даны предложные сочетания слов:

лететь на самолет…, рассказ об агроном…, жить по совест…, мечтать о богатств…, появился на горизонт…, отметить в тетрад..., встретиться

на вокзал…, урожай гречих... .

Задание: соотнести слово с безударной гласной в окончании существительного с буквой на кегле. Если ученик прав, то кегля сбивается, если нет, кегля остается. Выигрывает тот, кто собьет последнюю кеглю.


13. Игра «Лучший капитан»


-Задание: ответьте, к какому берегу пристанут лодки-слова и почему?

Образец: в Казан… - 3 скл., в П. п., -И: в Казани

14. Игра «Угадай слово»

Задание: вставьте пропущенные окончания. Объясните их. Впишите гласные буквы-окончания. Какое слово получилось?

1) На городской площадк…, к детской площадк…, с…р…нь (сирень).

2) На синем катер…, по лесной тропинк…; л…б…дь (лебедь).

3) У высокого юнош…, у весенней капелл…, о зимней стуж…; св…р…ст…ль (свиристель).


15. Игра «Поймай слово»


Цель: закрепить знание о буквосочетание чу-щу.

Условие: задание проводится в форме выборочного диктанта. 1-я команда записывает слова с сочетанием ЧУ, 2-я — с сочетанием ЩУ.

Ведущий диктует слова: щука, чугун, щуплый, тащу, кричу, пущу, чутьё, грущу, проглочу, чудак, щуриться, чуткий, ищу, схвачу, хочу, утащу, чужой, вытащу, чулок, чудеса, притащу, чудо, затащу, поищу, пощупать,
Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.


16. Игра «Кто больше?»


Цель: закрепить в письме по памяти правописание буквосочетания –чн.

Условие: на доске записана рифмовка: точный, срочный, личный, вечный, скучный, шуточный, сердечный, встречный, крошечный, речной, звучный, мелочный, ночной.

Нужно запомнить и записать по памяти как можно больше слов с сочетаниями ЧН. Учитель закрывает текст, и дети пишут слова по памяти.


17. Игра «Собери словечко»

Цель: повторить изученные словарные слова.
Условие: собрать наибольшее количество словарных слов.

кар

га

род

о

лек

даш

де

ран

тив

ма

ти

ный

ка

жур

зин

кол

го

на



18. Игра «Словарное лото»


Цель: повторение написания изученных словарных слов.
Условие: каждый ребенок получает карточку, на которой написано 8 словарных слов. Учитель или ученик достает из коробочки карточки и читает слова. Ребенок, у которого есть такое слово на карточке, закрывает его фишкой. В конце игры выявляем победителя, т. е кто первый из детей закрыл слова. Затем учитель дает задание: списать слова, выполнить взаимопроверку, поставить оценки друг другу.

Карточки для игры:

весело
огурец
собака
овощи
магазин
топор
берёза
машина

урожай

быстро

огурец
молоко
ученик
магазин
учительница
берёза


19. Игра «Редактор»


Цель: закрепить правописание непроизносимых согласных в корне.
Условие: класс делиться на две команды, детям раздаются карточки с текстом.

Задача детей - расставить там, где нужно, пропущенные согласные. Побеждает команда, которая правильно и быстро выполнит задание.
Изве…ный ученик 2-го класса ме…ной школы, Петр Цыпленочкин, по…но вечером гру…но возвращался домой. Со…це садилось. Жизнь была безрадо …ной: «Дет…во проходит, а ничего интере…ного за целый день нет! – думал Петр. - То бабушка заставит есть капу…ные котлеты, то по у…ному счету зададут двадцать примеров. Эх, скорее бы пра…ник!»

20. Игра «Третий лишний»

Задание: в каждой строчке найдите «лишнее» слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу.

-Лимонный, карманный, соломенный;
-горяч, могуч, плач;
-мокрый, влажный, сухой;
-отрежь, наотмашь, спрячь.

21. Игра: «Конкурс реставраторов».


Составьте словосочетания с предложенными словами, чтобы смысл слов стал понятен.

Кампания ... – компания,
абонент – абонемент,
завешанный – завешенный,
засланный – застланный.





22. Игра «Аукцион»

Условие: учащиеся по очереди отвечают на вопросы. Последний, давший правильный ответ, получает приз.

1. Назовите все морфологические признаки слова морковь.
2. Назовите слова, начинающиеся со слога бу.
3. Назовите все разряды местоимений.

23. Игра «Любопытный»

Класс должен ответить на вопросы, предложенные учителем, но все ответы должны начинаться на определенную, оговоренную заранее букву, например, ц.

– Где был?
– В чем перевозят бензин?
– Что выписал из книги?
– Какой струнный инструмент знаете?
– Какое блюдо любите?

24. Игра «Выпусти пар»

Задание: придумайте 5 существительных, начинающихся с сочетания «пар».

пар - - - 
пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -

(Парник, партер, пароль, партия, парень.)

25. Игра «Соберите букет»

1-й вариант

Задание: соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.

2-й вариант

Задание: соберите в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук.

Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.

Приложение 2

Задания для урока-путешествия по теме:

«Орфографические приключения»


Задание 1. Класс отправляется в путешествие. На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь, – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь. Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.

Горяч_, наотмаш_, испеч_, мелоч_, острич_ся, навзнич_, любуеш_ся, тягуч_, пахуч_, ландыш_, вскач_, устроиш_ся, шалаш_.


Задание 2. Впереди – дремучий лес, кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие.

Ка(с,сс)ета, ба(л,лл)анс, ми(с,сс)ия, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ивный, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, иди(л,лл)ия, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, а(п,пп)атия, те(р,рр)итория, те(р,рр)а(с,сс)а, ко(р,рр)еспондент, ка(р,рр)икатура.


Задание 3. Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой. Выпишите слова с пропущенной буквой о.

Розовощ_кий, ч_ткий, изреч_нный, маж_рный, ш_в, ш_лк, ухаж_р, сгущ_нка, 

холщ_вый, деш_вый, дириж_р, ож_г руки, ещ_, обж_ра, плеч_, горяч_, крыж_вник.

Задание 4. Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу.

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 


Где а?
1. Р_стов
2. водор_сли
3. р_сток
4. возр_ст

Где е?
1. сж_гать
2. вт_реть
3. заб_рать
4. сд_рать

Где о?
1. з_ря
2. оз_рять
3. з_рница
4. з_ревать

Где и?
1. зап_реть
2. ст_реть
3. ум_рать
4. бл_стеть

Где о?
1. попл_вок
2. выпл_вка
3. пл_вец
4. спл_вной





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Светлана Вадимовна Попова

Дата: 12.01.2021

Номер свидетельства: 569840

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Cтатья "Формирование коммуникативных УУД   на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива»" "
    ["seo_title"] => string(122) "ctat-ia-formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-na-primierie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "102953"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402560914"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства