Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме "Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе»
МКОУ "Верхнесуерская СОШ"
Филиал Просековская начальная общеобразовательная школа
ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
учителя начальных классов
Ромазановой Айгуль Тишпаевны
Образование: Высшее, Шадринский Государственный Университет, 2019г.
Категория: соответствие занимаемой должности, 2020 г.
2017 год
Тема самообразования: Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.
Сроки реализации: 2017-2022 г.г.
Цели самообразования:
повышать свой профессиональный уровень в области теории и методики преподавания предметов в начальной школе в связи с введением новых ФГОС;
формировать способности к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;
уметь воплотить творческие идеи и замыслы в своей деятельности.
Задачи:
изучить различные образовательные технологии, которые можно использовать для конструирования уроков в контексте требований ФГОС;
разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемых технологий;
овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.
создать базу разработанных конспектов уроков с применением различных технологий и ИКТ.
Ожидаемые результаты:
Учитель:
повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предметов;
повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
разработка, методических пособий, публикаций, сценариев внеклассных мероприятий с применением ИКТ;
внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся;
разработка и систематизация дидактических материалов, контрольно-измерительных материалов, наглядностей, создание электронного комплектов педагогических разработок;
разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме,
доклады, выступления на заседаниях ШМО, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта
Ученики:
Участие во Всероссийской олимпиаде школьников и дистанционных олимпиадах.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план,
групповая – через участие в деятельности ШМО, РМО учителей гуманитарного цикла, в составе творческих групп по проблемам школы.
Повышение профессионального уровня на курсах повышения квалификации для учителей начальных классов.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1. Расширение образованности.
2. Повышение педагогической и психологической компетентности.
3. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
План работы над методической темой
Этапы работы
Содержание
Сроки работы
Форма результатов
Диагностический
1. Постановка проблемы.
2. Чтение научно-методической литературы
3. Знакомство с инновационными технологиями по преподаваемым предметам в начальной школе, связь с психологией и педагогикой.
4. Прохождение курсов повышения квалификации.
2017г.
1.Изучение нормативно – правовых документов по ФГОС ООО
2.Курсы повышения квалификации учителей начальных классов
3. Изучение литературы по данной проблеме
Прогностический
1. Определение цели и задач работы над темой. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Прогнозирование результатов.
2018г.
Написание темы, целей, задач, плана работы, прогнозируемых результатов
Практический
научно-методическая работа
1. Изучение и внедрение в практику изученных технологии на основе мотивации и активизации учащихся.
2. Отбор наиболее удавшейся технологии для дальнейшей работы.
3. Применение различных образовательных технологий или их элементов для конструирования уроков
4.Разработка конспектов уроков с применением новых технологий .
5. Разработка методических рекомендаций по применению новых технологий.
6. Разработка индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся, тестов.
3. Проведенные открытые уроки перед учителями школы, района.
4. Проведенные мастер-классы перед учителями школы, района.
5. Доклады и выступления.
6. Разработка дидактических материалов.
7. Разработка и проведение уроков по инновационным технологиям.
8. Создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.
10. Пакет материалов по различным педагогическим технологиям.
12. Личный электронный портфолио учителя.
Оценка эффективности программы
Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
качество знаний и умений учителя в области новых образовательных технологий (уровень мастерства педагогических кадров);
повышение качества успеваемости школьников;
степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;
качественное и количественное размещение информации на сайте.
Обобщение педагогического опыта по теме самообразования:
Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной задачей является необходимость повышения качества современного образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, на умение самостоятельно добывать знания. Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий. Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.
Как обычный урок сделать необычным? Как неинтересный материал представить интересным. Как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задаём мы себе, приходя сегодня в класс.
Учитель должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе.
Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания.
В рамках внедрения ФГОС считаю, что современному учителю нельзя обойтись без знания и применения современных педагогических технологий, причем, для повышения качества знаний обучающихся в начальной школе нельзя ограничиваться какой-то одной технологией, поэтому, с 2017 я работаю над темой «Применение новых образовательных технологий на уроках в начальной школе»
Перед собой я поставила следующие цели и задачи:
Цели самообразования:
повышать свой профессиональный уровень в области теории и методики преподавания учебных предметов в связи с введением новых ФГОС;
формировать способности к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;
уметь воплотить творческие идеи и замыслы в своей деятельности.
Задачи:
изучить различные образовательные технологии, которые можно использовать для конструирования уроков в контексте требований ФГОС;
разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемых технологий;
овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.
создать базу разработанных конспектов уроков с применением различных технологий и ИКТ.
работу я начала с изучения публикаций в сети Интернет по данной теме, изучив материалы опубликованные на сайтах:
Затем, прослушала семинары по теме «Методические аспекты использования педагогических технологий в начальной школе в свете внедрения ФГОС НОО», участвовала в региональном научно-методическом семинаре «Реализация инновационных педагогических технологий в современной начальной школе»,
В результате вышеперечисленных мероприятий я узнала много нового и в то же время отметила, что на своих уроках я систематически применяю элементы новых педагогических технологий.
Среди приоритетных технологий выделяю:
- здоровьесберегающие технологии;
- исследовательские методы обучения
- метод проектов;
- разноуровневое обучение;
тестовые технологии;
информационно-коммуникационные технологии;
проблемное обучение;
технология развития критического мышления;
игровые технологии;
В своей работе я использую элементы следующих педагогических технологий: здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии; проблемное обучение; разноуровневое обучение; метод проектов; игровые технологии; технология развития критического мышления, метод проектов.
В 2018-2019 учебном году передо мной стояла задача выбрать наиболее удавшуюся технологию. Я выбрала технологию развития критического мышления и тестовые технологии.
Таким образом, за время работы над темой самообразования я более подробно изучаю современные образовательные технологии, получаю опыт систематического применения их элементов на уроках математики и собираю хороший дидактический материал (тесты, презентации, электронные приложения к учебникам) для дальнейшей работы.
Приложение 1
Технологии которые изучены
Технологии проблемного обучения
На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность?
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и
творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д.
Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.
Например:
Урок русского языка. Тема: «Имя существительное»
Задание 1. Из данных слов выпишите существительные
Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников.
Вывод:
1) проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
2) у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;
3) возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
4) коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.
Мои ученики активно участвуют в различных конкурсах, например, «Русский медвежонок», «Кенгуру».
Информационно-коммуникативные технологии
Использование ИКТ в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, позволяет сделать урок современным.
Применение ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи - сегодня в школе невозможно обойтись без информационно-коммуникативных технологий.
Не менее важен тот факт, что возможности компьютерных технологий позволяют учителю быстро, качественно, подготовить интересный, продуманный, мобильный урок по любому предмету и теме.
Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске или на флеш-карте.
Такие уроки особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.
Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счет самообразования учащегося.
Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках и во внеурочное время использую презентации. Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного.
Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.
Вывод:при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, сопоставлять их, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать новое, делать выбор и принимать решения, у детей повышается интерес к изучаемым предметам.
Игровые технологии
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность игры положительно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.
Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:
- успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;
- развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;
- сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.
Вместе с тем, игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
* в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
* как элемент более обширной технологии;
* в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
* как технология внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность педагогической игры в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Многие дидактические игры построены на необходимости обнаружить ту или иную закономерность, на способности выдвигать гипотезы, на соревновании в знаниях.
Например: Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками русской азбуки.
Игра «Дополни предложение»:
1) Звуки бывают... (гласные и согласные; твердые и мягкие; звонкие и глухие).
2) Звуки слышим, буквы... (пишем).
3) В слове столько слогов, сколько... (гласных).
4) После твердых согласных пишутся гласные... (а, о, ы, у).
5) После мягких согласных пишется гласная... (и).
– Как отличить согласный звук от гласного?
Дети отвечают. Знакомство ребят со стихотворением Валентина Берестова о гласных и согласных:
Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребенка, Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны, Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.
Разгадывание ребусов
Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход, это деятельность коммуникативная.
Вывод:таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. Если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.
Здоровьесберегающие технологии
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»
По словам профессора Н.К.Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья.
Свои уроки стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сохранить и укрепить здоровье? Для этого использую приемы здоровьесберегающих технологий.
1. Включаю элементы личностно-ориентированного обучения:
- Вхождение в рабочий день.
Начиная уже с 1-го класса для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу детей чаще улыбаться, настраиваю их на преодоление возможных трудностей, не пасовать перед ними, ведь рядом – друзья. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!»
- Создание ситуации выбора и успеха.
Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль (одобрение, поддержка, доброжелательность, чтобы учеба приносила ученику радость, «Все дети талантливы», исключить акценты на отставание в учебе и другие недостатки ребенка, не нанося ущерба его достоинству, «Ребенок хорош, плох его поступок», помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности, «В каждом ребенке – чудо; ожидай его!»).
- Использование приемов рефлексии.
- Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Что получилось лучше всего?
- Что вызвало затруднения?
- Какие задания показались наиболее интересными?
- Над чем хочется поразмышлять?
- Какой совет дали бы себе?
- Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?
2. Использую проведение физкультминуток.
«Здоровьесберегающие образовательные технологии», по определению Н.К.Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Вывод: комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.