Просмотр содержимого документа
«Опыт работы на тему: «Формирование и развитие познавательной компетенции через применение интерактивных форм обучения"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г.Камешково
Представление опыта по теме:
«Формирование и развитие познавательной компетенции через применение интерактивных форм обучения в классно-урочной модели начального образования»
Черепанова Юлия Сергеевна
учитель начальных классов
Педагогический стаж – 4 года
Условия возникновенияи становления опыта
Возникновение и становление опыта проходило в условиях МОУ СОШ №1 г. Камешково Владимирской области с 2013 по 2015 г. На становление опыта оказали влияние следующие факторов:
Переход начальной школы на новые образовательные стандарты начального общего образования;
Снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к процессу учения,
Снижение уровня грамотности учащихся.
Таким образом, применение интерактивных форм обучения является условием успешного формирования познавательной компетенции учащихся.
Актуальность опыта
«Не навязывайте ваши методы обучения своим детям, поскольку они родились в другое время». (Эбрю Проверб)
Опыт развивает познавательную компетенцию учащихся, является перспективным, так как способствует развитию личности ребёнка.
Знания, умения и навыки “важны не как самоцель, а как средство достижения чего-то большего - компетенций”.
Наличие большого числа научных и практических работ по проблеме исследования также свидетельствует об его актуальности.
Следовательно, опыт позволяет решить противоречие: между современными требованиями к уровню подготовки выпускников начальной школы и традиционными формами обучения, которые используют учителя начальных классов.
Цель:
Создание педагогических условий для формирования познавательной компетентности учащихся через применение
интерактивных форм обучения.
Гипотеза опыта:
Применение интерактивных форм обучения способствует формированию и развитию познавательной компетенции.
Задачи
изучить и проанализировать теоретический материал по данной теме.
создать банк интерактивных методов, форм, влияющих на эффективность образовательно – воспитательного процесса в начальной школе, на формирование познавательной компетенции школьников
создать предметно – развивающую среду, обеспечивающую интерактивное обучение
Апробировать методы, формы интерактивного обучения на различных уроках.
выявить эффективность использования интерактивных форм организации учебного процесса для развития познавательной компетенции младшего школьника.
Ведущая педагогическая идея
«Учитель никогда не должен забывать о том,
какие дети в классе,
как мыслит каждый его ученик,
что будет ему легко, что трудно…
Нужны разнообразные приемы и методы обучения,
чтобы вызвать интерес к учебе…»
П.Н.Чернов.
Главная идея опыта состоит в том, что введение в учебный процесс интерактивных форм организации учащихся предоставляет возможность развить их индивидуальность, создаёт необходимые условия для саморазвития, самовыражения, возможность реализовать себя в познании, так как каждый ребёнок стремится открыть и актуализировать свой неповторимый индивидуальный потенциал.
Теоретическая база опыта
Интерактивное обучение в переводе с английского (interactive learning) обозначает «научение» (стихийное или специально организованное), основанное на прямом взаимодействии учащихся (обучаемых) с учебным окружением. Учебное окружение, или учебная среда выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося- участника служит центральным источником учебного познания. (М. Кларин, 2000г.)
КОМПЕТЕНТНОСТЬ - обладание человеком совокупностью знаний, умений, навыков, способов деятельности, опыта творческой деятельности, опыта личностного саморазвития, включающей его личностное отношение к предмету деятельности.
КОМПЕТЕНЦИЯ - готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.
(Хуторской А.В.)
Опыт по формированию и развитию познавательной компетенции учащихся на уроках опирается на ведущие дидактические теории и концепции в преподавании ведущих ученых:
Шамовой Т.И., Марковой А.К.(Теория активизации учебной деятельности учащихся),
Новизна опыта заключается в смене ролей учителя – ученика. При использовании интерактивных методов обучения вместо иерархии подчиненности они становятся партнерами в познавательном процессе. А игровой характер и дух соревновательности обеспечивает естественность познания, раскрытие и развитие потенциала личности, создание благоприятной среды для реализации природных способностей каждого ребёнка. При этом содержанием образования становится познавательный процесс, позволяющий формировать у учащихся различные компетенции.
Технология педагогического опыта
Этапы работы над формированием познавательной компетенции:
1 этап – 1 класс ( подготовительный)
1. Стартовая диагностика сформированности познавательной мотивации учащихся на начало 1 класса. (экспресс-диагностика Е.К. Вархатовой, Н.В. Дятко, Е.В.Сазоновой)
Вывод: Преобладает высокий уровень учебной мотивации, но есть учащиеся, у которых учебная мотивация не сформирована. Это влияет на формирование и развитие познавательной компетенции.
Диаграмма уровня развития учащихся на начало 1 класса:
Вывод: Уровень развития у учащихся разный.
Преобладает средний уровень.
2. Реализация основ коллективного обучения
Организация взаимодействия в статичных парах:
а) освоение (отработка методики « Работа с карточкой»)
Работа с карточкой
на уроке русского языка
Буквосочетания
«Жи- ши»
Допиши слова с помощью буквосочетаний «жи - ши»
… шки
… раф
Найди ошибки
каранда…
ма…на
ё…ки
Фамилия, имя
лу…ца
Низкий уровень сложности
Групповая карточка
10 минут
б) отработка методики «Взаимообмен заданиями».
Знакомство с деятельностью в парах сменного состава (игры «Карусель», «Медвежонок»)
- Организация выбора (выбор карточек, выбор партнёра, выбор предмета, выбор материала, выбор предметной области, выбор инструментов).
- Работа в парах сменного состава (игры «Карусель», «Разведчики», «Медвежонок» и т.д.)
- Организация деятельности в статичных группах
- Организация деятельности в мигрирующих группах.
- Обучение навыкам фиксации результата, при работе в группах, парах .
3 этап – 3 класс (рефлексивный)
- Обновление, пополнение предметно – развивающей среды (анализ среды)
- Организация деятельности с использованием всех форм интерактивного обучения: статичные группы, пары, пары сменного состава («Сороки», «Пересадки», «Иду в гости», «Школа разведки»), мигрирующие группы и центр активного обучения.
подготовка учеников к работе в парах сменного состава
5. Пары сменного состава
Цели данной формы работы в п.с.с.:
Повторить, закрепить пройденный материал.
Подготовить учащихся к изучению нового материала.
Преимущества:
Проработка большого количества однородных заданий в индивидуальном режиме с высокой степенью мотивации.
Знакомство с разными способами общения и мышления.
Самоорганизация и самоконтроль.
Социализация.
Недостатки :
Требует подготовки большого количества карточек.
Дети должны уметь вести учебный диалог, перемещаться, фиксировать результаты работы разными способами и т.п.
Требует от учителя новых организационных навыков.
Интерактивные игры Игра «Карусель
Предметно-развивающая среда по темам:
Русский язык:
«Безударные гласные в корне слова»
«Глухие и звонкие согласные в корне слова»
«Имя существительное»
«Имя прилагательное»
«Глагол»
Окружающий мир:
«Формы земной поверхности»
«Путешествие по материкам»
«Дикие и домашние животные»
Игра«Медвежонок».
Предметно-развивающая среда по темам:
Математика:
«Конкретный смысл действия умножения»
«Десятки. Счёт десятками до 100»
«Меры времени. Как не потерять минутку»
Игра«Школа Разведки»
Предметно-развивающая среда по темам:
Литературное чтение:
Устное народное творчество. Загадки, песенки, потешки.
Сказка «Гуси-лебеди
В.Драгунский «Тайное становится явным»
Приёмы использования интерактивного оборудования
Использование клеточного поля для построения фигур.
Интерактивные доски,
приставки
Упражнения типа «установить соответствие» (перемещение объектов).
Выделения фрагмента рисунка или текста.
Работа с заготовками, которые можно заполнять информацией.
Демонстрация стационарных изображений и объектов.
Документ камера
Способность увеличивать демонстрируемый объект.
Средство динамической визуализации естественных процессов (эксперименты, практические работы и т.п.).
Демонстрация сложных учебных действий (лепка, вязание, измерение расстояния).
Динамическая презентация результатов работы учащихся.
Запись стационарных и динамических объектов.
Решениепроектныхзадач
Литературное чтение.
Проект «9 мая -День Победы»
Главный редактор – следит за ходом работы в группе и отмечает этапы работы на карте.
Журналист 1 – читает материал и собирает информацию для рубрики «Историческая справка».
Журналист 3 - читает стихи, сочинения для рубрики «Мы пишем о Дне Победы».
Дизайнер - оформляет проект.
Художник – оформляет работу с помощью фотоматериалов, рисунков, картинок.
Результативность
Применение интерактивных форм обучения привело к достижению следующих результатов:
.
Вывод: К концу 2 класса познавательная мотивация сформирована почти у всего класса. Значительно снизилось количество учащихся, которые имели внешнюю мотивацию.
Качество обученности
Вывод : Прослеживается положительная динамика роста качества обученности по основным предметам. Учащиеся стали более серьёзно готовится к урокам, потому что интерактивные формы обучения включают в деятельность каждого ребёнка.
Динамика уровня сформированности познавательной компетенции
:
Вывод: Использование на уроках интерактивных форм обучения положительно влияет на рост уровня познавательной компетенции учащихся, на формирование у учащихся стремления к поисковой деятельности.
Самооценка учащихся
Вывод: К концу 2 класса у большинства учащихся сформирована адекватная самооценка.
Результаты анкетирования учеников и их родителей
Дети
Родители
Нравится ли тебе
заниматься проектной
Нравится ли Вашему ребенку заниматься проектной деятельностью?
деятельностью?
Вывод: Ученикам нравится выполнять коллективные проекты социальной направленности.
Адресная направленность
Данный опыт может быть использован как учителями начальной школы, так и организаторами внеурочной деятельности учащихся и учителями основной школы, работающих над проблемами реализации ФГОС ООО.
Достижения учащихся
Достижения учителя
Список литературы:
.
Интерактивные формы организации учебного процесса в начальной школе. – Владимир; ВОИУУ, 2004г. Составитель: Козина Е. В.
Кларин М. Интерактивное обучение. – Педагогика. 2000, № 7.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : От действия к мысли : пос. для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника : диагностика и развитие : практич. пос. / Н.В. Калинина,С.Ю. Прохорова. – М. : АРКТИ, 2008. – 80 с.
Пакулина С.А., Савушкина Т.П. Психолого-педагогические особенности обучения формам самостоятельной работы младших школьников.//Начальная школа.-2009.№3-с.10-13.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.