kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

: «Одарённые дети в рамках реализации ФГОС 2 поколения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования обучающихся. 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«: «Одарённые дети в рамках реализации ФГОС 2 поколения»»









Доклад

на тему: «Одарённые дети в рамках реализации ФГОС 2 поколения»



Доклад подготовила

учитель начальных классов

Борисова Т.В.

















2016год

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями в неординарной творческой личности, с одной стороны, и проблемами социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей, с другой. В то время как современная окружающая среда требует высокой активности человека, его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. В связи с этим, процесс воспитания одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются: вопросы выявления одаренных детей, создание оптимально комфортной среды для обучения и развития творческой личности, а также проблемы профессиональной личностной подготовки педагогов, психологов и родителей для работы с одаренными детьми.


Задачи:

  1. Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования обучающихся.

  2. Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности, , расширение состава конкурсов, олимпиад, смотров, в которых принимают участие обучающиеся школы.

  3. Адресное сопровождение и поддержка талантливой молодежи, в т.ч. при содействии органов местного самоуправления.

  4. Создание системы учета индивидуальных образовательных достижений в формате портфолио обучающихся начальной, основной школы.

  5. Организация общественной презентации ученических портфолио.

Ожидаемые результаты

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися.

  • Творческая самореализация выпускника основной школы.

  • Обеспечение преемственности в работе начальной, основной школы.

  • Реализация положений программы учреждения “Новая школа”.

  • Развитие индивидуальных способностей обучающихся.



  • Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одарённость общая

  • - интегральная оценка уровня развития способностей специальных, связанная с развитием конкретных способностей, но вместе достаточно независимая от каждой из них отдельно. Понятие было впервые сформулировано в середине XIX в. английским психологом Ф. Гальтоном.

  • Ныне считается, что существует как одаренность общая, так и частные виды одаренности - способности, относительно слабо связанные взаимно.

  • При исследованиях одаренности общей посредством анализа факторного из нее были выделены одаренность художественная и практическая.

Одарённость ранняя



  • - одаренность специальная или общая, обнаруживаемая у детей. Время проявления одаренностей в разных сферах различно. Особенно рано проявляется одаренность в музыкальной деятельности, затем - в рисовании. В понятийных областях раньше других проявляется одаренность в математике.

Методы работы

  • исследовательский;

  • частично-поисковый;

  • проблемный;

  • проективный;



Формы работы

  • 1. классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

  • 2. консультирование по возникшей проблеме;

  • 3. научные кружки, общества

  • 4. дискуссия;

  • 5 ТРИЗ;

  • 6. игры.

Очень важны

  • предметные олимпиады;

  • интеллектуальные марафоны;

  • различные конкурсы и викторины;

  • словесные игры и забавы;

  • проекты по различной тематике;

  • игра «Научно - исследовательская лаборатория»;

  • ролевые игры;

индивидуальные творческие задания

Проблемы одарённых детей

  • Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

  • Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

  • Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

  • Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

  • Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

  • Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

  • Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.



Основная форма работы с одарёнными детьми – составление портфолио

  • Основными целями составления портфолио являются:

  • Развитие самостоятельности и объективности в оценке деятельности обучающихся, повышение их самооценки.

  • Мотивация обучающихся к творчеству в через активное участие во внеурочной деятельности по владению знаниями, умениями, навыками.

Переход на более объективную, справедливую форму оценивания

Основные задачи портфолио

  • Развитие самооценки обучающихся.

  • Формирование учебной мотивации, активной жизненной позиции.

  • Формирование компетентностей.

  • Создание условий для индивидуализации оценки деятельности каждого обучающегося.

Проектная деятельность

Достижение современного уровня образовательных результатов возможно лишь при активном включении каждого учащегося в совместную практическую деятельность. Проектная деятельность позволяет создать педагогические условия для продуктивной самостоятельной коллективной деятельности учащихся в рамках класса. Решить задачу формирования системы универсальных учебных действий возможно лишь в ситуации разрешения надпредметных проблем, в опыте самостоятельной деятельности, а это и есть проектирование (К.Н. Поливанова).

Программа «Работа над проектами» тесно связана с содержанием предметных программ и программ внеурочной деятельности, реализуемых в классе, что позволяет комплексно решать образовательные задачи.

Программа проектной деятельности способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, ана­лизирует свою деятельность (рефлексия).

Исследовательская проектная деятельность позволяет уче­нику самостоятельно осваивать содержание, работая с разнооб­разными источниками информации, приборами, лабораторным оборудованием.

Цель:

  • развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка на основе самостоятельной совместной проектной деятельности учащихся класса.

Задачи:

  • формирование умений решать творческие задачи;

  • формирование начальных умений работать с информацией;

  • формирование умений поисковой деятельности;

  • развитие познавательной инициативы;

  • развитие умения определять методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;

  • формирование коммуникативных умений детей в сотрудничестве:

- умение вести диалог, регулировать свои действия в совместной деятельности;

- способности доброжелательно относиться к окружающим;

  • формирование способности к организации деятельности и управлению собственной деятельностью:

  • воспитание целеустремленности и настойчивости;

- формирование умения совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- формирование умения совместно принимать решения.

Тема проекта ненавязчиво предлагается учителем в ходе проблемного диалога. Критерием выбора темы является актуальность темы для данного класса, календарные даты, завершение учебного этапа, а также проблемы, возникающие в классном коллективе.

Результатом каждого проекта является конкретный продукт деятельности учащихся. Завершая работу над проектом, уча­щиеся рассказывают о своей работе, демонстрируют ее результат. При презентации некоторых проектов присутствуют родители.

При планировании проектной деятельности соблюдаются этапы метода проектов: проблема, гипотеза, планирование, продукт, защита проекта, рефлексия.

Ожидаемые результаты:

В результате освоения программы учащиеся овладеют следующими универсальными учебными действиями на соответствующем возрасту уровне:

«Регулятивные универсальные учебные действия»

  • способность принимать учебную цель и задачу;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • контролировать и оценивать свои действия.

«Личностные универсальные учебные действия»

  • мотивация деятельности;

  • ориентация на понимание причин успеха в проектной деятельности;

  • самооценка на основе критерия успешности деятельности.

«Познавательные универсальные учебные действия»

  • поиск информации для выполнения проектных заданий с использованием различных источников;

  • выделение главного в собранном материале;

  • строить речевое высказывание в устной форме;

  • структурировать информацию в соответствии с темой исследования.

«Коммуникативные универсальные учебные действия»

  • учитывать позицию собеседника;

  • осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками при работе в коллективе, группе;

  • формулировать собственное мнение;

  • задавать вопросы;

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

  • строить небольшое монологическое высказывание;

  • презентовать свою работу доступными возрасту способами.

6. Система отслеживания и оценивания результатов освоения программы

При организации проектной деятельности ведущим образовательным результатом является способность ученика действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении учебно-практических задач. В начальной школе учебно-практическая самостоятельность состоит в высоком уровне овладения способами действий. (К.Н. Поливанова).

Для оценивания результатов проектной деятельности используется критериальный подход. К определению критериев оценки привлекаются учащиеся. По результатам выполнения проекта и на промежуточных этапах целесообразно использовать элементы самооценки учащимися процесса и результата деятельности.

Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.

Возможные результаты проектной деятельности младших школьников:

  • альбом, буклет, журнал, книжка-раскладушка, стенгазета, плакат,

  • гербарий, макет, модель, наглядные пособия,

  • иллюстрации, поделка, коллекция, костюм,

  • музыкальная подборка, сценарий праздника, сказка,

  • справочник, словарь

  • фотоальбом, фильм,

  • экскурсия.

Планирование дальнейшей работы

  • Изучить особенности работы с одарёнными детьми.

  • Перейти в работе от интуиций к системе.

  • Провести диагностику для выявления способностей у детей.

  • Составить программу развития одарённых детей и поэтапного отслеживания результатов их достижений.

Литература

  • Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога.- 1998.- №4.- с.83.

  • Алексеев А.А., Громов Л.А. Психогеометрия для менеджеров.Ленинград, 1991.

  • Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.

  • Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998.- №3.- с.36.

  • Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО,ЧГИИК, 1993. – 40 с.

  • Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976.

  • Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.М.,1997.

  • Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985.

  • Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С.-П.., 1997.- 35 с.

  • Чистякова Г.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. психологии. - 1988. - №4.

  • Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. – 1991.- №1.- с.27.

  • Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.

  • Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. психологии. - 1996.- №1.- с.97.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
: «Одарённые дети в рамках реализации ФГОС 2 поколения»

Автор: Борисова Татьяна Владимировна

Дата: 24.01.2017

Номер свидетельства: 383330

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Доклад "Методы и формы организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС""
    ["seo_title"] => string(77) "doklad_metody_i_formy_organizatsii_vneurochnoi_deiatelnosti_v_usloviiakh_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "632962"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1685665816"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства