Просмотр содержимого документа
«: «Одарённые дети в рамках реализации ФГОС 2 поколения»»
Доклад
на тему: «Одарённые дети в рамках реализации ФГОС 2 поколения»
Доклад подготовила
учитель начальных классов
Борисова Т.В.
2016год
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями в неординарной творческой личности, с одной стороны, и проблемами социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей, с другой. В то время как современная окружающая среда требует высокой активности человека, его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. В связи с этим, процесс воспитания одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются: вопросы выявления одаренных детей, создание оптимально комфортной среды для обучения и развития творческой личности, а также проблемы профессиональной личностной подготовки педагогов, психологов и родителей для работы с одаренными детьми.
Задачи:
Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования обучающихся.
Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности, , расширение состава конкурсов, олимпиад, смотров, в которых принимают участие обучающиеся школы.
Адресное сопровождение и поддержка талантливой молодежи, в т.ч. при содействии органов местного самоуправления.
Создание системы учета индивидуальных образовательных достижений в формате портфолио обучающихся начальной, основной школы.
Организация общественной презентации ученических портфолио.
Ожидаемые результаты
Формирование системы работы с одаренными учащимися.
Творческая самореализация выпускника основной школы.
Обеспечение преемственности в работе начальной, основной школы.
Реализация положений программы учреждения “Новая школа”.
Развитие индивидуальных способностей обучающихся.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одарённость общая
- интегральная оценка уровня развития способностей специальных, связанная с развитием конкретных способностей, но вместе достаточно независимая от каждой из них отдельно. Понятие было впервые сформулировано в середине XIX в. английским психологом Ф. Гальтоном.
Ныне считается, что существует как одаренность общая, так и частные виды одаренности - способности, относительно слабо связанные взаимно.
При исследованиях одаренности общей посредством анализа факторного из нее были выделены одаренность художественная и практическая.
Одарённость ранняя
- одаренность специальная или общая, обнаруживаемая у детей. Время проявления одаренностей в разных сферах различно. Особенно рано проявляется одаренность в музыкальной деятельности, затем - в рисовании. В понятийных областях раньше других проявляется одаренность в математике.
Методы работы
исследовательский;
частично-поисковый;
проблемный;
проективный;
Формы работы
1. классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
2. консультирование по возникшей проблеме;
3. научные кружки, общества
4. дискуссия;
5 ТРИЗ;
6. игры.
Очень важны
предметные олимпиады;
интеллектуальные марафоны;
различные конкурсы и викторины;
словесные игры и забавы;
проекты по различной тематике;
игра «Научно - исследовательская лаборатория»;
ролевые игры;
индивидуальные творческие задания
Проблемы одарённых детей
Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Основная форма работы с одарёнными детьми – составление портфолио
Основными целями составления портфолио являются:
Развитие самостоятельности и объективности в оценке деятельности обучающихся, повышение их самооценки.
Мотивация обучающихся к творчеству в через активное участие во внеурочной деятельности по владению знаниями, умениями, навыками.
Переход на более объективную, справедливую форму оценивания
Основные задачи портфолио
Развитие самооценки обучающихся.
Формирование учебной мотивации, активной жизненной позиции.
Формирование компетентностей.
Создание условий для индивидуализации оценки деятельности каждого обучающегося.
Проектная деятельность
Достижение современного уровня образовательных результатов возможно лишь при активном включении каждого учащегося в совместную практическую деятельность. Проектная деятельность позволяет создать педагогические условия для продуктивной самостоятельной коллективной деятельности учащихся в рамках класса. Решить задачу формирования системы универсальных учебных действий возможно лишь в ситуации разрешения надпредметных проблем, в опыте самостоятельной деятельности, а это и есть проектирование (К.Н. Поливанова).
Программа «Работа над проектами» тесно связана с содержанием предметных программ и программ внеурочной деятельности, реализуемых в классе, что позволяет комплексно решать образовательные задачи.
Программа проектной деятельности способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность (рефлексия).
Исследовательская проектная деятельность позволяет ученику самостоятельно осваивать содержание, работая с разнообразными источниками информации, приборами, лабораторным оборудованием.
Цель:
развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка на основе самостоятельной совместной проектной деятельности учащихся класса.
Задачи:
формирование умений решать творческие задачи;
формирование начальных умений работать с информацией;
формирование умений поисковой деятельности;
развитие познавательной инициативы;
развитие умения определять методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
формирование коммуникативных умений детей в сотрудничестве:
- умение вести диалог, регулировать свои действия в совместной деятельности;
- способности доброжелательно относиться к окружающим;
формирование способности к организации деятельности и управлению собственной деятельностью:
воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование умения совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения совместно принимать решения.
Тема проекта ненавязчиво предлагается учителем в ходе проблемного диалога. Критерием выбора темы является актуальность темы для данного класса, календарные даты, завершение учебного этапа, а также проблемы, возникающие в классном коллективе.
Результатом каждого проекта является конкретный продукт деятельности учащихся. Завершая работу над проектом, учащиеся рассказывают о своей работе, демонстрируют ее результат. При презентации некоторых проектов присутствуют родители.
При планировании проектной деятельности соблюдаются этапы метода проектов: проблема, гипотеза, планирование, продукт, защита проекта, рефлексия.
Ожидаемые результаты:
В результате освоения программы учащиеся овладеют следующими универсальными учебными действиями на соответствующем возрасту уровне:
«Регулятивные универсальные учебные действия»
способность принимать учебную цель и задачу;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
адекватно воспринимать оценку учителя;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
контролировать и оценивать свои действия.
«Личностные универсальные учебные действия»
мотивация деятельности;
ориентация на понимание причин успеха в проектной деятельности;
самооценка на основе критерия успешности деятельности.
«Познавательные универсальные учебные действия»
поиск информации для выполнения проектных заданий с использованием различных источников;
выделение главного в собранном материале;
строить речевое высказывание в устной форме;
структурировать информацию в соответствии с темой исследования.
«Коммуникативные универсальные учебные действия»
учитывать позицию собеседника;
осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками при работе в коллективе, группе;
формулировать собственное мнение;
задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
строить небольшое монологическое высказывание;
презентовать свою работу доступными возрасту способами.
6. Система отслеживания и оценивания результатов освоения программы
При организации проектной деятельности ведущим образовательным результатом является способность ученика действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении учебно-практических задач. В начальной школе учебно-практическая самостоятельность состоит в высоком уровне овладения способами действий. (К.Н. Поливанова).
Для оценивания результатов проектной деятельности используется критериальный подход. К определению критериев оценки привлекаются учащиеся. По результатам выполнения проекта и на промежуточных этапах целесообразно использовать элементы самооценки учащимися процесса и результата деятельности.
Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.
Возможные результаты проектной деятельности младших школьников:
альбом, буклет, журнал, книжка-раскладушка, стенгазета, плакат,
гербарий, макет, модель, наглядные пособия,
иллюстрации, поделка, коллекция, костюм,
музыкальная подборка, сценарий праздника, сказка,
справочник, словарь
фотоальбом, фильм,
экскурсия.
Планирование дальнейшей работы
Изучить особенности работы с одарёнными детьми.
Перейти в работе от интуиций к системе.
Провести диагностику для выявления способностей у детей.
Составить программу развития одарённых детей и поэтапного отслеживания результатов их достижений.
Литература
Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога.- 1998.- №4.- с.83.
Алексеев А.А., Громов Л.А. Психогеометрия для менеджеров.Ленинград, 1991.
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.
Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998.- №3.- с.36.
Чистякова Г.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. психологии. - 1988. - №4.
Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. – 1991.- №1.- с.27.
Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.
Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. психологии. - 1996.- №1.- с.97.