kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Об особенностях организации педагогической практики студентов специальности «педагогика и методика начального обучения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье обобщен опыт взаимодействия ВУЗа и школы в процессе проведения и организации педагогической практики студентов – будущих учителей начальных классов. Раскрыты основные шаги взаимодействия на всех этапах подготовки будущих специалистов. Определены цели и задачи педагогической практики. Роль школы – базы практики – в организации и проведения всех видов практики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Об особенностях организации педагогической практики студентов специальности «педагогика и методика начального обучения»»

Л.А. Лебедева

к.п.н., доцент кафедры педагогики

методики начального обучения

КазНПУ имени Абая

г. Алматы, Республика Казахстан

Е-maillarissalewk@mail.ru

О.А. Прокопьева

к. филол.н., директор

КГУ Гимназия №35

г. Алматы, Республика Казахстан

Е-mail[email protected]

С.З. Кучербаева

зам. директор

КГУ Гимназия №35

г. Алматы, Республика Казахстан

Е-mail[email protected]



ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»


Аннотация. В данной статье обобщен опыт взаимодействия ВУЗа и школы в процессе проведения и организации педагогической практики студентов – будущих учителей начальных классов. Раскрыты основные шаги взаимодействия на всех этапах подготовки будущих специалистов. Определены цели и задачи педагогической практики. Роль школы – базы практики – в организации и проведения всех видов практики.

Ключевые слова: педагогическая практика, будущие учителя начальных классов, работодатель.


Педагогическая практика занимает ключевое место в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов. Она направлена на практическое применение студентами всех видов педагогической деятельности, развивает у них творческие и организаторские способности. Особое место занимает формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству, овладению им основами педагогической культуры. Этому во многом способствует целенаправленная совместная работа преподавателей ВУЗов и школ – баз прохождения практики. В связи с этим возникает необходимость определить основные этапы подготовки, организации и проведения педагогической практики на уровне взаимодействия школа – ВУЗ – школа (работодатель).

В условиях реформирования системы образования и педагогического в частности возрастает потребность школы в учителе нового компетентностного уровня образованности. Специалист такого уровня должен уметь ориентироваться в условиях быстро устаревающих имеющихся и появления новых массивов информации, такой специалист должен быть готов работать в условиях многообразия учебных программ, учебников, других учебно-методических материалов. Велика в этом роль педагогической практики.

Педагогическая практика проходит через все этапы обучения. Она адаптирует студентов к реальным условиям будущей профессиональной деятельности, активизирует различные личностные и деятельностные качества будущего специалиста, дает возможность объективно оценить профессиональное соответствие выбранной специальности. В основу прохождения практики положен принцип этапного вхождения в педагогическую деятельность.
За время теоретического обучения и активной педагогической деятельности у студентов происходит становление и развитие ряда личностных и деятельностных качеств. Таких как: научное мировоззрение, высокий уровень общей культуры, креативность, информационная грамотность и др. В деятельностном компоненте следует выделить педагогические способности, специфическую мотивационную направленность, профессиональные компетенции (гностические, диагностические, коммуникативные, конструктивные, организаторские,специальные).
    Объем знаний, необходимых современному педагогу начальной школы, постоянно возрастает, а срок обучения в ВУЗе ограничен не­сколькими годами. Следовательно, необходимо интенсифи­цировать учебный процесс, целенаправленно формировать качества, необходимые будущим специалистам. Повышать уровень профессиональной компетентности, обновлять зна­ния каждому педагогу необходимо на протяжении всей жизни.

За годы обучения студент должен овладеть приемами самообразования, научиться критически мыслить и находить нестандартные способы решения педагогических, профессиональных задач. Неоценима роль педагогической практики в становлении этих профессиональных качеств.

В настоящее время актуален вопрос о качественной подготовке конкурентноспособного специалиста, владеющего умением организации обучения в рамках обновленной программы среднего образования. В школах РК 90% учителей школ прошли курсы в рамках обновленного содержания и владеют основными умениями и навыками активного обучения, в рамках новых подходов к преподаванию и учению. Преподаватели ВУЗов прошли аналогичные курсы для ППС ВУЗа. Проблема заключается в организации взаимодействия и включении в РУПы (рабочие учебные планы) бакалавриата и магистратуры соответствующие дисциплины. Педагоги школ более практикоориентированы. Они видят проблему в практической деятельности выпускников ВУЗа. Совместное обсуждение включаемых элективных дисциплин является первым шагом в повышении качества подготовки будущих педагогов.

Вторым шагом является обсуждение и совместное утверждение программ всех видов практик. Это позволяет потенциальным работодателям отсмотреть предполагаемые виды работ студентов «на входе», внести коррективы, откорректировать виды работ, которые должны быть выполнены студентами на каждом из этапов прохождения практики. В свою очередь преподаватели психолого-педагогических частно-методических дисциплин имеют возможность усилить практикоориентированность преподаваемых дисциплин и заданий для студентов-практикантов.

Третьим шагом, является непосредственно процесс организации и поведения практике в школе. В КазНПУ имени Абая на кафедре Педагогики и методики начального обучения имеется положительный опыт продуктивного взаимодействия ВУЗ – школа. На протяжении почти 10 лет студенты проходят практику на базе гимназии №35 г. Алматы. Администрация и педагоги школы активно участвуют в подготовке будущих специалистов. По предложению работодателя в РУПы студентов выпускных курсов была включена учебная дисциплина «Инновационные подходы в преподавании и обучении», содержание которой отвечает требованиям обновленного содержания образования. Целью дисциплины является формирование у студентов готовности к оценке, осмыслению и совершенствованию собственного педагогического опыта.            Основными задачами дисциплины «Инновационные подходы в преподавании и учении» являются: помощь будущим учителям в оценивании и усовершенствовании педагогического опыта, в разработке и обдумывании стратегии выполнения педагогических задач. В результате изучения дисциплины «Инновационные подходы в преподавании и учении»   студент должен знать сущность инновационных подходов в преподавании и учении; особенности построения познавательной деятельности учащихся при внедрении в обучении инновационных подходов; способы оценки образовательных эффектов; уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в обучении; согласовывать практическую деятельность с достоверными результатами современных научных исследований; помогать ученикам в обобщении полученных знаний, стимулируя рефлексию и обдумывание их собственных идей; критически мыслить.

Помимо этого в период подготовки к практике школа обеспечивает студентов необходимыми условиями: методический кабинет, методическая литература, ТСО и прочее.

В процессе подготовки к педагогической практике и в ходе ее проведения студенты должны изучить: систему методической работы учителя начальных классов; цели и содержание работы методического объединения учителей начальных классов. Усовершенствовать умение определять цель и задачи урока и в соответствии с ними отбирать содержание и методы обучения; разрабатывать и проводить уроки различных типов и видов; организовывать и стимулировать учебно-познавательную деятельность младших школьников по усвоению содержания учебного материала; использовать разнообразные средства, методы и формы организации обучения и воспитание младших школьников; определять эффективность проводимой учебно-воспитательной работы, осуществлять ее коррекцию; учитывать в процессе обучения и воспитания возрастные и индивидуальные особенности развития младших школьников; организовывать совместную работу с родителями по воспитанию учащихся начальных классов и добиваться вместе с ними педагогически целесообразного воздействия на ребенка; использовать разнообразные методы педагогического исследования для изучения личности школьника и классного коллектива.

Администрация школы обеспечивает необходимые условия проведения практики; осуществляет взаимодействие с руководителем практики и преподавателями кафедр; распределяет студентов по классом (совместно с руководителем и учителями школы); выборочно посещает уроки и внеклассные мероприятия; участвует в проведении установочной и итоговой конференции.

Таким образом, активное взаимодействие ВУЗа и потенциального работодателя позволяет найти оптимальное наполнение содержания педагогического образования и организации практики.


Список литературы:

1. Лебедева Л.А. Основные критерии оценивания прохождения производственной практики студентов – будущих учителей начальных классов// - Материалы международной научно-теоретической конференции. Педагогические науки/ Проблемы подготовки специалистов. София. 2014. С.

2. Чепиков В.Т. педагогическая практика в начальных классах. – Ростов на Дону: Феникс, 2002г. – 288с.

3.     Педагогическая практика: Учебно-методическое пособие.//Под ред. Г.М. Коджаспировой, Л.В. Бориковой. - М.: Академия, 1998.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лебедева Лариса Анатольевна

Дата: 14.08.2019

Номер свидетельства: 517696

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "доклад: Методика повышения качества и результативности обучения» "
    ["seo_title"] => string(72) "doklad-mietodika-povyshieniia-kachiestva-i-riezul-tativnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "143791"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418580677"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "доклад:Индивидуальный подход как метод повышения качества и результативности обучения» "
    ["seo_title"] => string(96) "doklad-individual-nyi-podkhod-kak-mietod-povyshieniia-kachiestva-i-riezul-tativnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "143778"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418580094"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства