Просмотр содержимого документа
«О преподавании ОРКСЭ в условиях ФГОС»
МБОУ «Гимназия» г. Суворова
Выступление на тему:
«О преподавании курса ОРКСЭ
в условиях ФГОС»
О преподавании курса ОРКСЭ в условиях ФГОС
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий».
Наша страна уникальна по своему религиозному составу. Согласно Конституции РФ, Россия - светское государство. Конституция гарантирует гражданам нашей страны свободу совести и вероисповедания.
Основные традиционные религии в России:
по данным Росстата на 01.01.2016г. население России - 146млн 270 тыс. человек)
Православие – 75%
Ислам – до 10 %
Буддизм – 1,5 %
Иудаизм - 1%
Другие религии -3,5 %
Аттеисты -8 % -13%
Формирование системы духовно-нравственного воспитания в контексте требований ФГОС осуществляется через реализацию образовательной программы начального общего образования - комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу традиций общества, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.
Полноценное формирование личности невозможно без знакомства с основами нравственности. С раннего детства человек учится различать добро и зло, правду и ложь, оценивать собственные поступки и поступки своих сверстников, поведение взрослых, в том числе и родителей.
Учебный курс ОРКСЭ включает содержание 6 модулей:
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Обучающиеся изучают один из модулей по выбору родителей (законных представителей)
С момента введения курса ОРКСЭ в систему общего образования, в течение 5 ти лет, Министерством осуществляется мониторинг реализации курса в школах России
По данным мониторинга в 2016/2017 учебном году курс ОРКСЭ изучают 1 445 298 обучающихся.
Не выбрали для изучения ни один из модулей учебного курса ОРКСЭ – 746 обучающихся (0,48%) (обучение по индивидуальным учебным планам).
По данным мониторинга за три года реализации курса ОРКСЭ большая часть родителей (законных представителей) по согласованию с детьми выбирают курс «Основы светской этики»:
2014/2015 учебный год - 44,2%;
2015/2016 учебный год - 44,2%; 7
2016/2017 учебный год - 44,6%.
Требования ФГОС предполагают достижение обучающимся определенных предметных, метапредметных, личностных результатов. Универсальные учебные действия как нельзя лучше комплексно формируются через органично построенные занятия ОРКСЭ. Личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД составляют основу умения учиться и жить в обществе.
Личностные результаты
• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
• формирование семейных ценностей;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты
• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
• первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;
• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
• осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Перед учителем данного курса встает вопрос: как наиболее эффективно выстроить взаимодействие и сотрудничество со школьниками 10-11 лет в процессе изучения культурологического курса? Ведь ОРКСЭ – это курс, охватывающий огромные пласты как исторического, хронологического, так и морально-этических пластов жизни человека.
Как спланировать виды деятельности на уроке и вне него? Учителю ОРКСЭ необходимо активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Не будем забывать и о том, что современный четвероклассник – это уже представитель нового поколения, которого окружает Интернет, обилие электронных информационных ресурсов, который привык воспринимать визуальную информацию и требует её четкой структуры.
Каким должен быть современный урок ОРКСЭ.
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
(Н. Рыленков.)
В процессе преподавания учебного курса ОРКСЭ широко применяются современные образовательные технологии:
Кейс-технология. (Цель: развитие умения учеников самостоятельно принимать решения и находить правильные оригинальные ответы на проблемные вопросы, не имевшие однозначного и очевидного решения)
Учебный процесс включает в себя множество установок и методов обучения, направленных на развитие познавательного интереса у учеников, которые хорошо зарекомендовали себя на практике: это и создание проблемной ситуации, привлечение учащихся к оценочной деятельности, рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения, создание ситуации успеха, использование познавательных и дидактических игр, постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика.
«Система оценки достижений планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривать использование разнообразных методов и форм.»
Министерство образования и науки Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПИСЬМО от 22 августа 2012 года N 08-250
Наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Этому может способствовать только применение в процессе преподавания курса ОРКСЭ активных и интерактивных методов обучения.
Активные методы обучения основываются на практической направленности, строятся на игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации учебной деятельности, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Важно, что использование активных методов обучения связано с возрастанием объема информации и объема знаний. Посредством данного курса мы должны научить обучающихся отбирать информацию, критически её переосмысливать, другими словами формировать и развивать критическое мышление.
Все используемые активные методы обучения можно разделить на три группы: методы, использующиеся в начале учебного занятия для создания благоприятного микроклимата урока, в процессе его проведения и рефлексии. Для каждого этапа урока используются свои методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
В процессе работы на уроке возможно использование таких методов:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два и более вопроса. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Например, возможно обсуждение проблемной ситуации: Как поступить, если тебя обидели?
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи. Ребята с удовольствием готовятся к уроку, выполняют рисунки, подбирают примеры, сочиняют рассказы.
Например, на уроках «Милосердие и сострадание» ребята выбирали в тексте отрывки, с которыми они полностью согласны или те, где хочется поспорить. Или сформулировать правила, которые необходимо выполнять всем людям для совместной жизни в обществе.
Особый интерес у детей вызвала такая форма работы, как интервью. Ребята составляют вопросы и берут интервью у своих родственников, одноклассников. Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы.
Проблемное обучение, ведь это — мощнейший способ повысить интерес к предмету: проблемные ситуации способствуют изучению объекта — в одних случаях изучению через самостоятельное открытие, когда учащиеся в значительной степени работают самостоятельно, или через управляемое открытие, когда процессом постижения истины управляет учитель, который побуждает учеников наблюдать, выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего учащиеся активно используют интуитивное и аналитическое мышление. Этот метод применим на уроках, связанных с темами добродетели, милосердии, т.е. золотыми правилами нравственности
Метод проектов – предлагаю младшим школьникам сделать проекты по темам курса. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными («Россия – родина моя», «Всюду добрые люди вокруг…» «Вот что значит настоящий, верный друг», «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» и др.
Интерактивный метод - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
Использование интерактивных форм организации учебно-воспитательной деятельности учащихся при изучении курса ОРКСЭ обучения позволяет в полном объеме решать задачи, сформулированные в новом поколении образовательных стандартов, и выходить далеко за их рамки.
Очень хорошо влияет на развитие познавательного интереса у учащихся и интерактивные экскурсии. В ходе экскурсии ребята не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.
Возможные виды деятельности:
• Просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением заданий;
• Рассказ обучающегося (или группы детей), сопровождающийся видеорядом;
• Самостоятельная работа обучающихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими детьми или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий;
• Посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов.
Использованием активных и интерактивных методов работы в курсе ОРКСЭ способствует развитию творческого потенциала учащихся.
Перечислю некоторые приёмы и задания, позволяющие активизировать работу на уроке:
Кластер – («гроздь»), смысл которого в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде грозди. Использовать данный прием можно на всех этапах урока.
Этографический прием систематизации материала. Наши мысли располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. таблица в виде какого-нибудь образа (родословная)
Анаграммы.Обучающиеся с удовольствием разгадывают анаграммы по терминам, изученным на предыдущем уроке.
Можно усложнять задания, загадав четыре слова, одно из которых – «лишнее».
анаграмма термин
рльома мораль
родоб добро
релспавдьивсто справедливость
Синквейн( пятистишие).
1 строка – одно ключевое слово, существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два прилагательных или причастие, описывающие основную мысль, которые подходят к теме существительного;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках заданной темы;
4 строка – короткое предложение из 4-х слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней, таким предложением может быть крылатое выражение, цитата или пословица;
5 строка – существительное – синоним ключевого слова (желательно 1 слово или словосочетание).
Илья Муромец.
Могучий, храбрый.
Ехал, сражался, победил.
Всем людям радость дарил.
Герой!
Эссе - связный текст, отражающий позицию автора по какому-либо актуальному вопросу (проблеме). Эссе также может быть написано на спорную тему (аргументированное эссе): в этом случае автор защищает некий тезис, относительного которого можно привести доводы «за» и «против». «Что для меня моя семья?»
Буквомикс.
Зашифрованный текст, который нужно расшифровать, прежде чем начать с ним работать по существу.
Пример: Найдите закономерность и расшифруйте текст:
(подсказка - в каждом слове первая и последняя буква стоят на своих местах)
Отличительными чертами дружбы являются избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия, доверие и общность интересов
Задание. Задания по усвоению и систематизации полученных сведений .
Задание. Подчеркни то, что соответствует культуре. Зачеркни ненужное.
Культура
Принадлежит всем гражданам. Принадлежит только очень обеспеченным людям. Принадлежит только правительству. Можно передать. Нельзя уничтожить. Можно уничтожить. Можно пользоваться. Можно обретать. Нельзя поделить. Можно поделить. Можно сохранить. Можно приумножить. Ценно для одного человека. Ценно для группы людей. Ценно для всего народа. Наследует весь народ. Наследует каждый человек.
В своей практике я применяю различные формы работы:
1. Организация диалога с детьми, дискуссии позволяют совершенствовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем.
2. Для развития образного мышления, познавательного интереса использую мультимедийные пособия (аудио- и видеоматериалы, презентации, слайды, электронные энциклопедии и т.д.), материалы педагогов – новаторов в сети Интернета.
3. Воспитанию художественного вкуса и формированию культурной эрудиции способствует организация творческой работы учащихся (рисунки, подготовка сообщений, создание презентаций и т.д.).
4. Работа с дополнительными письменными источниками информации (отрывки из литературных произведений и др.) дает возможность совершенствовать навыки работы с источниками информации.
5. Применение печатных пособий (репродукций, иллюстраций и т.д.) направлено на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне.
6. Работа с текстами учебника способствует пониманию сути изучаемых явлений и фактов. Учитывая возрастные особенности и уровень подготовки обучающихся 4 классов, оптимальным можно считать использование текстов небольшого объема дидактико-аллегорического содержания (пословицы и поговорки, притчи, рассказы, басни, стихотворения и др.).
Использование различных заданий к отдельным темам направлено на формирование общеучебных коммуникативных умений и навыков:
- задания на составление вопросов к тексту;
- задания на поиск информации в тексте (с кратким ответом в виде предложения, словосочетания или слова);
- задания с выбором ответа (тестового характера)
- составление плана текста;
-задания логического характера(подбор синонимов, продолжи цепочку слов);
-работа с деформированным текстом (вставить слово; восстановить последовательность предложений и др.);
- задания на перекодирование текста в другой формат (составление схемы, таблицы, иллюстрирование и пр.);
- задания к тексту (ответы на вопросы, озаглавливание, самостоятельное составление вопросов).
7.Использование различных игр, викторин, кроссвордов направлено на стимулирование и мотивацию учебной деятельности обучающихся, на создание проблемных ситуаций; овладение навыками эффективного общения помогают наладить хорошие межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать своё поведение
Упражнение «Я рад общаться с тобой»
Игра «Спасибо, что ты рядом!», «Конфетка» и др.
8. Драматизация (театрализация).Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации.
9. Составление словаря терминов и понятий. Данная формаспособствует систематизации и усвоению материала курса.
Важное место в реализации курса занимает работа в группах, которая позволяет стимулировать самостоятельную работу, мышление учащихся, умение работать в коллективе, повышает эффективность усвоения учебного материала.
Рефлексия - очень важный момент урока. Можно выделить частотные компоненты «листа рефлексии», позволяющие структурировать содержание учебного материала и организовывать принципы системно-деятельностного подхода организации учебной деятельности:
Тема урока сегодня: (иногда тема заранее формулируется учителем, если представляет собой комплексную проблему), (чаще тема формулируется обучающимися самостоятельно после решения проблемной ситуации, или участия в проблемной беседе);
• Я на уроке для того, чтобы… (самостоятельное определение индивидуальной цели присутствия на уроке);
• Мне было интересно, когда…(самостоятельное выделение компонентов урока, его этапов, видов работы);
• Мне было сложно, когда…(самостоятельное выделение компонентов урока, его этапов, видов работы);
• Урок помог мне (самостоятельное формулирование учениками итога или результата урока с опорой на самостоятельно сформулированную)
Методика преподавания курса ОРКСЭ предполагает активное участие родителей в процессе обучения.
Ценность данного курса в том, что он способен «присоединить» к школе семью, т.к. осмысление обучающимися разных категорий, заложенных в содержании курса, немыслимо без участия родителей. Все это консолидирует усилие всех участников образовательного процесса и делает его более эффективным.
Школьники вместе с учителем и родителями размышляют над важнейшими вопросами жизни: Человек. Какой он? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает?
Организация педагогической работы с семьями учеников, изучающих данный учебный курс, включает:
• Тематические родительские собрания;
• Домашнее задание в виде вопросов обращенных к опыту родителей;
• Педагогическое сотрудничество родителей и детей в ходе подготовки итоговых творческих работ;
• Педагогическое сотрудничество родителей и детей в ходе подготовки индивидуальных и коллективных творческих проектов.
Важнейшей задачей на сегодняшний день является разработка критериев и показателей оценки эффективности введенного курса ОРКСЭ. После их разработки будет осуществлена процедура изучения влияния курса на формирование нравственных и культурных ценностей обучающихся посредством проведения системного многопланового анализа реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ, повышения качества преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ, внесения необходимых корректив
Уроки по курсу ОРКСЭ–безотметочные. Но формы контроля необходимы. Для контроля знаний и умений учитель использует тестовые задания, оценивание по системе «зачёт-незачёт», поощрение, похвалу, технологии портфолио: составление портфеля творческих работ.
Курс ОРКСЭ способен сконцентрировать весь опыт системы воспитательной работы образовательных организаций, направленный: на воспитание патриотизма, любви к своей малой родине, к ее людям, их труду; усвоение нравственных ценностей; развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважения к другим культурам.
Выбор стратегий преподавания, конечно, остаётся за учителем-практиком. Главное – посредством каждой из них убедить ребенка, что культурные различия только усиливают процесс консолидации вокруг общечеловеческих ценностей.
Ученик:Хочу спросить тебя, учитель:
Мне надо верить или нет?
В какого бога? Уточните!
Кто лучше? Дайте мне ответ!
Читать псалмы? Иль верить сурам?
Иль в мантрах истину искать,
Чтоб мог я поступать разумно
И заслужить отметку «пять»?
Учитель: Мы вместе выведем «отлично»
Без цифр и знаков, номеров,
Когда усвоим, что первичны
Добро, порядочность, любовь!
Их корни – в смыслах каждой веры,
Какой – семье твоей решать.
Лишь помни, мир не черно-белый-
Цветной ! Стремись его познать!
Сделаю вывод словами Джорджа Бернарда Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам остаётся только одно - научиться жить, как люди». Эти слова точно отражают цель курса ОРКСЭ.
Используемая литература
-МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АКАДЕМИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ (ФГАОУ АПК и ППРО)
Сборник материалов июньской 2015 г. Всероссийской конференции, посвященной актуальным вопросам реализации третьего этапа учебного курса ОРКСЭ.
-Методические рекомендации по изучению предметных областей
Основы религиозных культур и Основы духовно-нравственной культуры народов России . 2015г
-Письмо Минобрнауки России от 31 марта 2015 года № 08-461 о направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ