«Нравственное воспитание младших школьников в условиях семьи»
«Нравственное воспитание младших школьников в условиях семьи»
«Нравственное воспитание младших школьников в условиях семьи»
Важнейшими направлениями политики нашего государства является дальнейшее совершенствование системы образования, формирование высоких духовных ценностей, воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.
Нравственная культура является важнейшим критерием уровня воспитанности современных школьников. Нравственность – это определенное состояние развитости внутреннего мира человека, его ума, характера, сознания, совести, души, характеризующее уровень его человечности, то есть отношение его к другим людям, к природе, к миру.
Нравственный потенциал обучающего не зависит от простой суммы ЗУН. Это сложное динамическое состояние личности должно рассматриваться как универсальное интеграция, своеобразный сплав разносторонних способностей, потребностей и интересов конкретного человека, регулируемого гуманистической направленностью, реализующейся в процессе предметной гуманитарной деятельности, социальной практики.
Огромную роль в воспитании детей играет начальная школа. Нравственно-духовное просвещение младших школьников, осуществляется в процессе обучения, общение со сверстниками, под влиянием семейного воспитания. Вот почему особенно важна роль окружающей среды ребенка, малых групп, в которых ребенок взаимодействует с другими людьми. Очевидно необходимость организации социальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям, и к самому себе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Нравственное воспитание младших школьников в условиях семьи» »
«Нравственное воспитание младших школьников в условиях семьи»
Важнейшими направлениями политики нашего государства является дальнейшее совершенствование системы образования, формирование высоких духовных ценностей, воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.
Нравственная культура является важнейшим критерием уровня воспитанности современных школьников. Нравственность – это определенное состояние развитости внутреннего мира человека, его ума, характера, сознания, совести, души, характеризующее уровень его человечности, то есть отношение его к другим людям, к природе, к миру.
Нравственный потенциал обучающего не зависит от простой суммы ЗУН. Это сложное динамическое состояние личности должно рассматриваться как универсальное интеграция, своеобразный сплав разносторонних способностей, потребностей и интересов конкретного человека, регулируемого гуманистической направленностью, реализующейся в процессе предметной гуманитарной деятельности, социальной практики.
Огромную роль в воспитании детей играет начальная школа. Нравственно-духовное просвещение младших школьников, осуществляется в процессе обучения, общение со сверстниками, под влиянием семейного воспитания. Вот почему особенно важна роль окружающей среды ребенка, малых групп, в которых ребенок взаимодействует с другими людьми. Очевидно необходимость организации социальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям, и к самому себе.
Однако нравственное воспитание невозможно без тесного сотрудничества школы с семьей. Именно в семье ребенок получает первый опыт нравственности, моральных норм поведения. Пример родителей накрепко западает в душу: их готовность откликнуться на чужую беду, их умение трудиться, не покладая рук, их приветливость и такт, их стойкость в борьбе с трудностями и жизненными невзгодами. Ребёнок, как лакмусовая бумага, показывает, насколько высок нравственный уровень его семьи. Педагог в процессе общения с учеником видит все проявления его нравственных качеств, может определить отношения ребенка к людям др. национальностей, их обычаям, традициям, языку, его взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми, с пожилыми, с посторонними людьми в различных ситуациях, определить его душевное состояние. По ученику хорошо видны отношения родителей к старшим членам семьи, формы взаимоотношений в семье между родителями и ребенком. Работа семьи должна идти рука об руку со школьным учителем. Учитель должен наладить тесный контакт с родителями, в доброжелательной обстановке, в тактичной форме найти пути совместной деятельности по нравственному воспитанию ребенка, стать помощником добрым советчиком. Ведь реакция родителей на рекомендации учителя бывает разной. Одни с готовностью и благодарностью принимают советы, другие считают, что они вправе сами решать, как им воспитывать своих детей и решительно отвергают любые рекомендации. Поэтому важно найти и подобрать индивидуальные формы методы работы с каждым родителем относительно конкретного ребенка в конкретной семье.
Существуют основные формы методы, обеспечивающие успех в воспитательной деятельности в школе и в семье. Это, прежде всего недопустимость использования нравоучений, порицаний, резких замечаний, пренебрежительных высказываний.
Учителю необходимо прежде всего иметь представление о семье ребенка (с помощью бесед, наблюдений, игр, разрешения проблемных ситуаций, анкетирование); наладить тесный контакт с родителями (посредством наблюдений за ребенком, бесед с родителями, тестов. сформировав. представлений о микроклимате семьи); организовать заочную школу для родителей (лекции, семинары, деловые игры, консультации); проводить круглые столы на темы нравственного воспитания (воспитание гражданина своей страны, уважение к государственному языку, к символике государства, изучения гимна, воспитания гордости за свою Родину, поздравление ветеранов, возложение цветов к памятникам, воспитание уважения к людям др. национальностей, их быту, традициям, обычаям, стремление дружить с детьми разных национальностей).
В формировании такого нравственного качества, как трудолюбие, ведущая роль принадлежит различным поручениям. Поручение – один из эффективных способов организации трудовой деятельности в семье. Получая поручения (уборка комнаты, покупка продуктов, мытье посуды и другие) ребенок попадает в одну из важных в воспитательном смысле «ответственной зависимости». Каждое поручение содержит в себе меру полномочий (тебе доверили, тебя попросили, никто, кроме тебя это не сделает, от тебя зависит успех) и меру ответственности (ты должен выполнить, должен отложить все другие дела и выполнить.)
Еще один немало важный фактор нравственного семейного воспитания детей – участие в этом процессе прародительских поколений (бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек), которые обогащают и разнообразят эмоциональную жизнь ребенка, но большую роль играют родители. Огромную роль в семье играют семейные традиции (памятные даты, юбилеи, дни рождения) и умение их организовать.
Доброжелательные отношения взрослых с соседями, забота о пожилых людях, являются одним из условий, способствующих воспитанию у детей чуткого и заботливого отношения к старшим (принести продукты, справиться о здоровье, поздравить с праздником).
Положительный эффект дает такой метод – самовоспитание, как планирование своего дня, определение времени и места для какого-нибудь хорошего дела. А в конце дня следует обязательно подвести итоги.
Метод воспитания «Навстречу трудностям»: ребенок старается освоить какой-либо вид деятельности, берет на себя ответственность новые поручения.
Метод воспитания «Что я должен сделать»: ребенок дает и определяет вместе с взрослыми свои дела на конкретный срок (неделя, месяц), которые помогут стать лучше, приобрести какое-то нравственное недостающее качество.
Метод воспитания «Даю себе слово»: ребенок дает обещание самому себе в виде записки и прячет, а через определенное время читает и устанавливает, сдержал слово или нет.
Важно своевременно дать понять ребенку, что его усилия замечены и не напрасны.
Таким образом, семья, - это самая благодатная почва для нравственного развития детей. Ведь моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком в форме требования, предъявляемых к нему родителями и даже еще неосознанно усваиваются как единственно возможный способ поведения.
Однако семейное воспитание должно осуществляться в тесном сотрудничестве с педагогом.