Оборудование: рисунки детей на тему: «Вредным привычкам мы говорим: «Нет!», таблички с надписями «любовь, семья, ум. здоровье, внешность, деньги, друзья, дом»; «жизнь = …. +….+….+….», картинка с изображением мусорного ведра, плакат «Дерево здоровья», мультимедийное оборудование для презентации.
Ход занятия
1.Организация класса.
2. Создание проблемной ситуации.
Ребята, сожмите кулачок и посмотрите на него. На какой внутренний орган он похож?
Ученики: на сердце.
Учитель: правильно, ребята, наш кулачок, по мнению учёных, величиной с сердце.
У кого-то он чуть больше, у кого-то чуть меньше. Это маленький мышечный насос. 70 ударов в минуту, а за одну минуту 2000 м.литров крови обеспечивают каждую нашу клеточку кислородом.
Что сердце даёт человеку?
- Жизнь.
- Как вы думаете какие ценности связаны со словом жизнь. (выбрать 4 ценности)
- Как вы думаете изменится ли жизнь человека, если мы поменяем местами слагаемые?
Если мы поставим здоровье на какое-то другое место, то не только жизнь изменится, изменится и её качество. Эта сумма может быть равна 30, 75, а может быть и 167 годам (длительность жизни одного из тибетских монахов).
Какая может быть жизнь у человека?
Жизнь (какая?) – счастливая, весёлая, сладкая, скучная, интересная….
Ребята, а может ли человек быть врагом себе? Сделать свою жизнь несчастной, безрадостной, тяжёлой.
Когда это происходит?
- Сегодня мы поговорим о том, что вредит нашему здоровью.
3. Показ слайдов (рассказ учителя о вредных привычках)
Ребята, мы часто повторяем слова: привыкать, привыкайте.
Что же это такое – привычка?
Ученики:
-Привычка появляется, когда много раз повторяешь какое-то действие.
-Когда человек часто совершает одни и те же действия, он привыкает повторять их не задумываясь.
-Привычка – это то, что становиться в твоей жизни необходимым.
Мы уже поняли, что полезные привычки сохраняют наше здоровье,
Ученики:
-Лег вовремя спать – проснулся бодрым и работоспособным;
-Постоянно чистишь зубы - бережешь себя от кариеса;
-Занимаешься спортом, закаливанием – меньше болеешь...
Но у человека и вредных привычек предостаточно.
Какие привычки вредят нашему здоровью?
Ученики:
-Читать лежа в постели;
-Подолгу сидеть у компьютера;
-Есть много сладкого;
-Читать при плохом освещении;
-Находиться около курящих, самому пробовать.
Попробуем провести эксперимент
Предложите мне что-нибудь, а я попробую вам отказать. Попрошу не обижаться на мои отказы.
Давайте с Вами сейчас…(Спасибо, нет)
…(Извини, нет)
…(Ты что, с ума сошёл?)
…(Сейчас не время)
…(С тобой, нет!)
-Одинаково ли прозвучало моё НЕТ.
-Когда слово НЕТ провоцирует ссору?
- Важно уметь делать это корректно?
- Действительно, каким способом вы скажете НЕТ, зависит от обстоятельств. Я предлагаю вам несколько жизненных ситуаций. Подумайте и обсудите в паре, как сказать НЕТ?
6. Игра «Сумей отказаться».
- Мы поняли, что вредные привычки вредят здоровью человека. Если в первый раз не откажешься, потом это сделать труднее, почти не возможно.
- Я предлагаю вам игру, которая научит вас правильно вести себя в сложных ситуациях, отстаивать свое мнение и не поддаваться на уговоры сверстников.
Ситуация первая. Ваш старший товарищ предлагает вам попробовать пиво. При этом он демонстративно отпивает из банки и говорит, как это легко и просто, какое приятное состояние вызывает пиво. Говорит, что никто ничего не узнает: родители на работе, а учителя далеко. Как вы поступите?
Ситуация вторая. В школьном туалете к тебе подходит старшеклассник и, протянув сигарету, предлагает закурить. Ты отказываешься. Он начинает смеяться над тобой, говоря, что ты «маменькин сыночек». Что ты будешь делать?
- Молодцы! Вы справились с заданием, и теперь я уверенна, что в подобных ситуациях вы не растеряетесь, и примите правильное решение!
Диалог № 1 Миша. Давай закурим! Саша. Я не могу.
Миша. Почему? Саша. Родители увидят. Миша. А мы отойдем за угол. Саша. Мне нельзя, у меня сердце болит. Миша. Ну, ты же не умрешь от одной сигареты. Саша. А я сигареты без фильтра не курю. Миша. У меня с двойным фильтром. Саша. Да я спички забыл. Миша. У меня есть зажигалка. Саша. Соседи из окон нас увидят. Миша. А мы пойдем в подвал. Саша молчит, не зная, что сказать.
- Как вы считаете, кто оказался сильнее в этом споре?
Тренинг «Не хочу курить»
В качестве примера: варианты анализируемых ситуаций и возможные диалоги.
Сережа и Денис встретились, чтобы вместе пойти в компьютерный салон.
«Сережа недавно начал курить и предлагает Денису.
— Закури!
— Мне нельзя!
— Почему?
— Родители увидят!
— А мы за угол отойдем!
— Я недавно болел!
— Слабак, ну попробуй, от одной сигареты ничего не будет!
— Сказал не буду, значит, не буду, мне тренер не разрешает!»
- Как вы думаете почему курение относят к вредным привычкам?
1 В каждой сигарете содержится около 15 известных вредных веществ;
2.Курильщик с нормой «пачка в день» вбирает в свои лёгкие 1 литр смолы;
3. Каждая выкуренная сигарета укорачивает жизнь курильщика на 8 минут:
4. Если начинают курить дети, то они часто болеют простудными заболеваниями, быстро утомляются; табак мешает учёбе, слабеет память, понижается зрение, курящему человеку сложнее заниматься спортом, он быстро начинают задыхаться, его сердцу становится тяжело.
- Как оградить себя от этого зла?
Варианты предложений
Варианты ответов
-Хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение? Попробуй пиво!
-Нет! Мне этого не нужно, я хочу быть здоровым!
-Никто не заметит!
-Нет! Я не буду и тебе не советую!
1. Твой приятель просит у тебя дорогой плеер. Ты не хочешь давать, т.к. он может его сломать. Как отказать?
2. Друг уезжает на юг и просит взять к себе на месяц его кота. Ты не хочешь брать животное. Как отказать?
- Выберите качества, которые помогут человеку устоять перед соблазном вредных привычек.
Благоразумие Самоуверенность
Слабоволие Склонность к подражанию
Любопытство Осторожность
Любовь к спорту Сила воли
Неорганизованность Зависть
Жажда наслаждений Жадность
Трудолюбие Малодушие
Угодничество
Раздражительность
7. Заключительная часть.
-Ребята, а какие полезные привычки помогут вам помочь противостоять вредным привычкам и укрепить здоровье?
- В завершении нашего занятия мы соберем с вами «Дерево здоровья».
У меня на столе лежат разноцветные листочки, на которых написано много интересных и полезных занятий, но среди них есть и вредные привычки. (Заниматься спортом, есть много сладкого, делать утреннюю гимнастику, много смотреть телевизор, следить за одеждой, закаляться, долго играть в компьютерные игры, много времени проводить на воздухе, курить, умываться, чистить зубы, употреблять спиртные напитки, правильно питаться, соблюдать режим дня, вовремя учить уроки, заниматься музыкой, рисовать, читать книги, помогать маме)
Каждый из вас выбирает на моем столе листочек и, прочитав, решает, прикреплять ли его к «Дереву здоровья» или же выбросить в корзину.
Дети под музыку по очереди выходят к столу и, сделав выбор, прикрепляют листочки на изображение дерева. Можно предложить детям прокомментировать свои действия.
- Молодцы! Вы все сделали правильный выбор, поэтому у нас получилось такое крепкое, здоровое дерево. Пусть оно остается у вас в классе и радует вас каждый день! Будьте Здоровы!
8. Рефлексия.
Рефлексия результатов занятия: «Новое и важное для меня».
- Что нового узнали?
- Что понравилось? Что удивило, огорчило? Чему научились?
Выскажите своё мнение о занятии. Поможет в этом «Чаша откровения». На столах разложены карточки разного цвет c надписями: жёлтый – занятие понравилось; оранжевый – кое-чему научился; зелёный – хотелось бы продолжить подобные занятия; синий – меня огорчило, что мне ещё нужно учиться говорить «Нет».