Просмотр содержимого документа
«Нейропсихологические игры и упражнения на уроках в начальной школе»
Здоровье сберегающие технологии в начальной школе
«Нейропсихологические игры и упражнения для младших школьников».
Слайд 1
Проблема здоровье сбережения подрастающего поколения уже не один год является предметом обсуждения врачей, педагогов, психологов, так как современное образование все чаще сталкивается с проблемой постоянно ухудшающегося состояния здоровья учащихся, препятствующего их успешной социализации и овладению образовательными компетенциями. При этом возрастает количество проблем, связанных как с соматическим, так и психологическим здоровьем.
Сегодня психическое и соматическое здоровье детей вызывает не просто интерес профессионалов, оно шокирует. Есть парадокс: в медицинской карте состояние ребенка оценивается как норма, а ребёнок не может обучаться, конфликтует с окружающими, проявляет склонность к девиантному поведению. Специалисты говорят, что у нынешних детей наблюдается снижение иммунитета, гиперактивность, повышенная агрессивность, дефицит внимания, воли, трудности целеполагания и контроля за протеканием собственной деятельности. Возросло количество леворуких детей. И все это приводит к нарушению учебной деятельности, восприятию учебного материала.
Все вы сталкивались с такими явлениями. Мы понимаем, что нужно что-то другое кроме традиционных методов и приёмов. Это как раз знание нейропсихологии. Психологические особенности и социальная среда оказывают своё влияние. Но и помимо этого есть процессы, глубже связанные с развитием мозга в первые годы жизни. С такими изменениями связана нейропсихология. Что же такое нейропсихология?
Слайд 2. Нейропсихология – это наука о взаимодействии высших психических процессов с работой головного мозга и его отделов (левого и правого полушария).
Сторонники нейропсихологии утверждают: ребенок может не чувствовать орфограмм, например, из-за того, что пропустил в младенчестве этап ползания. Такой подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Детская нейропсихология возникла 20-30 лет назад. Создателями нейропсихологии являются Л.С.Выготский и А.Р.Лурия. Как она работает? Представим мозг в виде новогодней гирлянды. Мы достаем ее из коробки, и оказывается, что некоторые лампочки не горят. Их приходится подкрутить, чинить, чтобы гирлянда светила так, как надо. Этим-то и занимаются нейропсихологи. Особенность детской нейропсихологии состоит в том, что мозг очень пластичен до 11 лет. На раннем этапе проще решить проблемы, а если их оставить «как есть», то они будут только укореняться и наслаиваться одна на другую. Как понять, что ребенку нужна такая помощь?
Признаки нейропсихологических проблем:
Слайд 3.
плохо запоминает информацию, не может сосредоточиться, плохо себя контролирует, медленно читает, неловок в движениях, истощен (нет энергии), плохо спит, пишет буквы зеркально, имеет навязчивые движения, обладает макро- или микропочерком, имеет несформированность межполушарного взаимодействия.
Нет детей, которые хотели бы учиться плохо. Но есть дети, у которых не получается учиться хорошо. В начальной школе простые упражнения на уроке или на дополнительных занятиях в форме зарядки или игрового задания помогают справиться пусть не со всеми и не в полной мере, но хотя бы с некоторыми и частично проблемами.
Вот некоторые приёмы и игры я вам предлагаю использовать в своей работе?
Слайд 4. Развитие мелкой моторики. (любой ручной труд)
Слайд 5 и 6.Пальчиковая гимнастика.
Слайд 7. Глазодвигательные упражнения.
Помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление.
Например, упражнение «Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по группе различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный учителем.
Упражнения на развитие межполушарных взаимодействий.
1. «Ухо-нос». Слайд 8
Попросите ребенка дотронуться до кончика носа указательным пальцем левой руки, а правой рукой — до левого уха. Затем попросите его хлопнуть в ладоши и поменять положение рук: правая рука на носу, левая — на правом ухе. Подобную смену рук нужно проделать несколько раз. Для усложнения задачи можно ускориться.
2.“Рука-ребро-ладонь». Слайд 9
Эту игру применяют для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков.
Инструкция: если слышишь звук С-кулак, звук З - ребро, звук Ц —ладонь.
Игры:
«Муха». Слайд 10
Известная игра учит концентрировать внимание, совершенствует зрительную координацию, визуальную ориентацию. Для игры понадобится расчерченный на квадраты лист (начать можно с 9 квадратов), на одном из которых будет нарисована муха. Взрослый должен задавать маршрут движения мухи, постепенно перемещая ее в разных направлениях. Например, «Муха летит вниз на 3 клетки, поворачивает направо, летит 2 клетки, летит вверх на 1 клетку». Задача ребенка — понять, в какой клетке остановилась муха, и верно указать на это место.
Графомоторные и пространственные упражнения.
1.Графический диктант. Слайд 11
2. Двуручное рисование слайд 12
3.Дорисуй фигуру/узор. Слайд 13
4.Зеркальное рисование. Слайд 14
5. Копирование точек. Слайд 15
6. «Кристальная пирамида». Слайд 16
Ребёнку даётся заранее приготовленный шаблон треугольника, расчерченный на фрагменты («кристаллики»), и образец, в котором несколько «кристалликов» закрашено. Образец подбирается в зависимости от возраста и подготовленности ребёнка. Ученик закрашивает карандашом части кристальной пирамиды так, чтобы получилось, как на образце.
Упражнение «Убери лишнее и прочти». Слайд 17
В этом упражнении нужно подобрать стихотворения, а затем вставить в слова лишние буквы. Ребёнок должен вычеркнуть ненужное и прочесть. Пример: Сивнинчка, свининичнка,
Вонробьвю снествричнка,
Вноровбенй-ворнриншнка
Завлевз в амвнбаришнко
Клневанть пронсо
Тувпынм новсонм.
В этот стишок мы вставили лишние буквы «В» и «Н».
Упражнение «Гусеница». Слайд 18
Предложите превратить заданное вами слово в гусеницу. Сколько букв в слове, такой длины и должна быть гусеница. Сначала ребёнок должен в уме посчитать количество букв в слове, потом нарисовать кружочки тела гусеницы, а затем вписать буквы в эти кружочки.
«Таблицы Шульте». Слайд 19
Это упражнение, улучшающее память, внимание и периферическое зрение. С помощью таблицы Шульте можно научиться концентрироваться, быстро читать, искать информацию в тексте. Игра представлена в виде таблицы, в ячейках которой в произвольном порядке расположены цифры. Чаще всего встречается вариант таблицы 5х5.
Слайд.24 Дыхательные упражнения.Слайд 20 и 21
Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания, создавая основу для формирования базовых составляющих произвольной само регуляции. Дыхательные упражнения и последующие упражнения лучше всего выполнять на уроках физкультуры. Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания, выполняемое сначала лежа, потом 1 сидя и, наконец, стоя.После усвоения ребенком этих навыков можно переходить к упражнениям, в которых дыхание согласуется с движением.
Коммуникативные упражненияслайд 22– направлены на развитие общения между детьми. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга.
Нейропсихологическая коррекция – одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат и в познавательном развитии, и в развитии регулятивных функций, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию учащихся.