kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыкально- дидактическая игра как средство развития музыкальности первоклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра - один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается  в  использовании  музыкально-дидактических игр. Цель применения музыкально-дидактических игр – углублять представления детей о средствах  музыкальной  выразительности, развивать музыкальность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыкально- дидактическая игра как средство развития музыкальности первоклассников »

Музыкально- дидактическая игра как средство развития музыкальности первоклассников

Игра - один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Согласно Л. П. Крившенко дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр. Цель применения музыкально-дидактических игр – углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности, развивать музыкальность. Понятие музыкальность относят прежде всего к особому свойству, качеству восприятия, переживания или исполнения музыки. Кроме того, музыкальностью называют индивидуально-психологическую характеристику личности, которая выражается в интуитивной глубине и тонкости эмоционального переживания смысла музыки, способности передавать его в интонировании, в исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

Теплов Б.М. выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и музыкально-ритмическое чувство.

Музыкальный ритм позволяет передавать в движениях изменения в настроении музыки. Для развития этой музыкальной способности на музыкальных занятиях используются музыкально-ритмические движения: хлопки, притопы, плавные или отрывистые движения рук, ног, и т. д. Для изучения чувства ритма младших школьников полезно использовать игры, такие как «Ладошки», «Музыкальное лото», а также «Воспроизводящий тест». Правила игр просты и интересны детям.

«Ладошки»

Цель: выявление уровня сформированности ритми­ческой способности.

Стимулирующий материал:

  1. Русская народная песня «Во поле береза стояла»;

  2. М. Красев «Елочка»;

  3. Детская песня «Петушок».

— Сейчас мы споем песенку и прохлопаем в ладоши. А за­тем «спрячем» голос и «споем» одними ладошками.

Интерпретация данных:

  • точное (безошибочное) воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов — высокий уровень (3 балла);

  • воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шепотом) — средний уровень (2 балла);

  • адекватное метрическое исполнение с пением 4—5 так­тов — слабый уровень (1 балл);

  • неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при по­мощи голоса — низкий уровень (0 баллов).

«Воспроизводящий тест»

Цель: выявить уровень развития чувства ритма. — Прохлопай, пожалуйста (или простучи...), ритм ис­полняемых на инструменте (фортепиано) мелодий. (Внача­ле диагност показывает образец исполнения ритма, чтобы убедиться в правильности понимания ребенком смысла за­дания.)

Стимульным материалом служат музыкальные фрагмен­ты, которые отражают различ­ную степень ритмической сложности.

Критерии оценки:

  • слабому уровню ритмической регуляции будут соответ­ствовать ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей, чередование половинных и четвертных длительностей;

  • среднему уровню ритмической регуляции соответству­ет умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т. е. элементы пунктирного ритма;

  • высокий уровень ритмической способности требует со­ответственно такой моторной регуляции, которая соответ­ствовала бы использованию пунктирного, синкопированно­го ритма и пауз.

«Музыкальное лото»

Цель: различать характер музыки (веселая – спокойная – грустная).

Оборудование: карточка из плотного картона (размер 21 – 7 см) разделена двумя линиями на три квадрата: на первом изображен ребенок с веселым, улыбающимся лицом; на втором – со спокойным выражением лица; на третьем – с грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.

Музыкальный репертуар: Д. Шостакович «Вальс-шутка», Л.В. Бетховен «Колыбельная», П. Чайковский «Болезнь куклы»

Инструкция к проведению: дети слушают пьесу веселого, грустного или спокойного характер и с помощью карточек определяют ее характер (закрывают фишкой соответствующее изображение на одном из квадратов карточки). Цифры на фишках показывают последовательность исполнения пьес.

Интерпретация данных: Учитель следит за ответами учащихся, правильно ли они поняли характер произведения. Ни одной ошибки- высокая эмоциональная отзывчивость. Одна ошибка- средняя эмоциональная отзывчивость. Больше двух ошибок- низкий уровень эмоциональной отзывчивости.

Именно музыкальная игра помогает углубить восприятие и понимание музыкального произведения, сформировать музыкально-ритмические двигательные навыки. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей; формирует ритмичность движений, их координацию, пространственную ориентацию. Упражнения, выполненные под музыку, способствуют так же общей коррекции движения путем мышечного расслабления, увеличения объема произвольных движений.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Музыкально- дидактическая игра как средство развития музыкальности первоклассников

Автор: Иванова Елена Вениаминовна

Дата: 23.03.2015

Номер свидетельства: 190179

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Циклограмма организации жизни и воспитания детей в старшей группе «Б» по тематической неделе «Мир морей и океанов"»"
    ["seo_title"] => string(80) "tsiklogramma_organizatsii_zhizni_i_vospitaniia_detei_v_starshei_gruppe_b_po_tema"
    ["file_id"] => string(6) "513442"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1559730977"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Здоровьесберегающая педагогика:формы и методы"
    ["seo_title"] => string(58) "zdorov-iesbierieghaiushchaia-piedaghoghika-formy-i-mietody"
    ["file_id"] => string(6) "253195"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447530782"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства