Музыкально- дидактическая игра как средство развития музыкальности первоклассников
Музыкально- дидактическая игра как средство развития музыкальности первоклассников
Игра - один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр. Цель применения музыкально-дидактических игр – углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности, развивать музыкальность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыкально- дидактическая игра как средство развития музыкальности первоклассников »
Музыкально- дидактическая игра как средство развития музыкальности первоклассников
Игра - один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Согласно Л. П. Крившенко дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр. Цель применения музыкально-дидактических игр – углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности, развивать музыкальность. Понятие музыкальность относят прежде всего к особому свойству, качеству восприятия, переживания или исполнения музыки. Кроме того, музыкальностью называют индивидуально-психологическую характеристику личности, которая выражается в интуитивной глубине и тонкости эмоционального переживания смысла музыки, способности передавать его в интонировании, в исполнительской интерпретации музыкальных произведений.
Теплов Б.М. выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и музыкально-ритмическое чувство.
Музыкальный ритм позволяет передавать в движениях изменения в настроении музыки. Для развития этой музыкальной способности на музыкальных занятиях используются музыкально-ритмические движения: хлопки, притопы, плавные или отрывистые движения рук, ног, и т. д. Для изучения чувства ритма младших школьников полезно использовать игры, такие как «Ладошки», «Музыкальное лото», а также «Воспроизводящий тест». Правила игр просты и интересны детям.
«Ладошки»
Цель: выявление уровня сформированности ритмической способности.
Стимулирующий материал:
Русская народная песня «Во поле береза стояла»;
М. Красев «Елочка»;
Детская песня «Петушок».
— Сейчас мы споем песенку и прохлопаем в ладоши. А затем «спрячем» голос и «споем» одними ладошками.
Интерпретация данных:
точное (безошибочное) воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов — высокий уровень (3 балла);
воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шепотом) — средний уровень (2 балла);
адекватное метрическое исполнение с пением 4—5 тактов — слабый уровень (1 балл);
неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса — низкий уровень (0 баллов).
«Воспроизводящий тест»
Цель:выявить уровень развития чувства ритма. — Прохлопай, пожалуйста (или простучи...), ритм исполняемых на инструменте (фортепиано) мелодий. (Вначале диагност показывает образец исполнения ритма, чтобы убедиться в правильности понимания ребенком смысла задания.)
Стимульным материалом служат музыкальные фрагменты, которые отражают различную степень ритмической сложности.
Критерии оценки:
слабому уровню ритмической регуляции будут соответствовать ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей, чередование половинных и четвертных длительностей;
среднему уровню ритмической регуляции соответствует умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т. е. элементы пунктирного ритма;
высокий уровень ритмической способности требует соответственно такой моторной регуляции, которая соответствовала бы использованию пунктирного, синкопированного ритма и пауз.
«Музыкальное лото»
Цель: различать характер музыки (веселая – спокойная – грустная).
Оборудование: карточка из плотного картона (размер 21 – 7 см) разделена двумя линиями на три квадрата: на первом изображен ребенок с веселым, улыбающимся лицом; на втором – со спокойным выражением лица; на третьем – с грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.
Музыкальный репертуар: Д. Шостакович «Вальс-шутка», Л.В. Бетховен «Колыбельная», П. Чайковский «Болезнь куклы»
Инструкция к проведению: дети слушают пьесу веселого, грустного или спокойного характер и с помощью карточек определяют ее характер (закрывают фишкой соответствующее изображение на одном из квадратов карточки). Цифры на фишках показывают последовательность исполнения пьес.
Интерпретация данных: Учитель следит за ответами учащихся, правильно ли они поняли характер произведения. Ни одной ошибки- высокая эмоциональная отзывчивость. Одна ошибка- средняя эмоциональная отзывчивость. Больше двух ошибок- низкий уровень эмоциональной отзывчивости.
Именно музыкальная игра помогает углубить восприятие и понимание музыкального произведения, сформировать музыкально-ритмические двигательные навыки. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей; формирует ритмичность движений, их координацию, пространственную ориентацию. Упражнения, выполненные под музыку, способствуют так же общей коррекции движения путем мышечного расслабления, увеличения объема произвольных движений.