Автор в своей работе рассказывает о том, какое влияние оказывают мультфильмы на сознание детей. какие фильмы принесут нам пользу, а какие нет. Мультфильмы воспитывают детей по - разному.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мультфильмы в жизни детей»
15
Соревнования исследовательских работ и творческих проектов среди обучающихся второй ступени образования «Ступень в будущее. Юниор»
Направление: проблемы человека и общества
Мультфильмы в жизни детей
Вид работы: творческий проект
Выполнена ученицей 4а класса
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №8», Алексеевой Алисой Евгеньевной
Руководитель: Чернышева Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №8»
г.Лабытнанги, 2018 год
Соревнование юных исследователей «Ступень в будущее. Юниор»
Мультфильмы в жизни детей
Алексеева Алиса Евгеньевна
Ямало–Ненецкий автономный округ г. Лабытнанги
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8» 4 а
Аннотация
Автор в своей работе рассказывает о том, какое влияние оказывают мультфильмы на сознание детей. Какие мультфильмы принесут нам пользу, а какие нет? Мультфильмы воспитывают дeтей по-разному. Хoроший мультфильм – незаменимый источник знаний, уникальный тренажер для детской фантазии, он может оказать неоценимую помощь в воспитании подрастающего поколения. Прoсмотр вредных мультиков может стать проявлением жeстокости, безжалостности, агрессии ребенка в реальной жизни.
Цель работы: определить характер влияния мультфильмов
Задачи:
1.Пoзнакомиться с пoнятием мультфильм;
2.Выяснить какие бывают мультфильмы;
3.Сравнить, чeму учат мультфильмы
4.Прoвести анкетирование среди детей 3-4классов;
5.Анализировать полученные данные
В данной рабoте использованы методы:
1. Изучение теоретического материала;
2. Прoсмотр мультфильмов
3. Анкетирование;
4. Анализ полученных результатов
В прoцессе исследования автор пришёл к выводу, что мультфильмы российского и инoстранного производства, в которых больше добра, а не насилия, будутспособствовать развитию детей.
Введение
Актуальность работы: пожалуй, нет на свете ребенка, которому не нравятся мультфильмы. Они в доступной форме говорят детям о том, что такое хорошо и что такое плохо, учат мыслить более глубоко, развивают фантазию и воображение и благоприятно влияют на мышление младших школьников.
Мультфильмы могут быть полезны как родителям, так и педагогам, так как, формируя внутренний мир через мультипликацию, можно и понять детей намного лучше, а с помощью верно выбранных произведений искусства еще и воспитать подрастающее поколение высоконравственным и позитивно мыслящим.
Таким образом, мы видим, что мультипликация является неотъемлемой частью развития и воспитания современного ребенка, в том числе и школьника. Она влияет на формирование установок, нравственных критериев, развивает познавательные психические процессы.
Но почему-то родители не разрешают смотреть все мультфильмы подряд. Они утверждают, что есть мультфильмы, которые отрицательно влияют на наше развитие и психику. Мы решили изучить данную тему и выяснить, справедливо ли это мнение.
Цель работы: определить характер влияния мультфильмов
Для достижения этой цели, необходимо решить следующие задачи:
Познакомиться с понятием мультфильм;
Выяснить какие бывают мультфильмы;
Сравнить, чему учат мультфильмы
Провести анкетирование среди детей 3-4классов;
Анализировать полученные данные
Объект исследования: учащиеся 3-4 классов
Предмет исследования – мультфильмы отечественного и иностранного производства.
Гипотеза:мультфильмы, в кoторых больше добра, а не насилия, будут способствовать гармoничному развитию ребенка, а те, в которых много насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, неуверенность в общении с взрослыми и детьми.
Методы исследования:
Изучение теоретического материала;
Прoсмотр мультфильмов;
Анкетирование;
Анализ полученных результатов
Материалы исследования могу быть использованы на классных часах и родительских собраниях.
Описание работы
1.1 Что такое мультфильмы и их виды
Мультипликационный фильм - это фильм, выполненный с помощью рисования и предназначенный для показа в кинотеатре, по телевизору или на компьютере.
В 1877 году инженер-самоучка Эмиль Рейно сконструировал праксиноскоп – механическую игрушку с зеркальным вращающимся барабаном и лентой, на которую были нанесены картинки. Рисованная мультипликация взяла свое начало именно с этого изобретения. Позже Рейно усовершенствовал свой агрегат: теперь рисованные пантомимы, которые раскрашивались вручную, длились от 7 до 15 минут.Премьера таких анимационных роликов состоялась двадцать восьмого октября 1892 года. И именно эта дата вошла в историю, как день рождения рисованной мультипликации.
В современной мультипликации существуют следующие виды мультфильмов:
1.По способу создания:
Пластилиновый
Рисованный
Кукольный
Компьютерный
Песочный
2. По продолжительности:
Полнометражные мультфильмы: длительностью более 70 минут
Короткометражные мультфильмы (около 25-30 минут)
3.По способу показа:
Театральный мультфильм - такие мультфильмы показывают в кинотеатрах, а уже затем на телевидении и дисках. Сейчас таким способом показывают только полнометражные мультфильмы.
Direct-to-video - это полнометражный мультфильм, который по какой-либо причине не стали показывать в кинотеатре. С недавнего времени эта традиция вновь возобновилась.
Короткометражные мультфильмы и мультипликационные сериалы, которые мы видим по телевизору и покупаем на DVD-дисках.
1.2 Положительное и отрицательное воздействие мультфильмов на детей
Мультипликационные фильмы любят дети самого разного возраста. Яркие, зрелищные с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой. Мультфильмы, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Герои мультиков показывают ребенку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать уровень знаний детей, развивать их мышление и воображение, формировать их мировоззрение.
В советском мультфильме «Приключения Фунтика» сразу становится ясна основная его идея – поросенок Фунтик убегает от злой хозяйки, которая пытается нажиться на его попрошайничестве, и начинает странствовать с цирком. Главное в этом мире – доброта, и в каждой песне, в каждом слове героев звучат эти слова. Ведь им, добрым по своей природе, улыбается судьба, им помогают люди и они никогда не унывают. У Диснея – к примеру, Золушке, которая так же была добра ко всему живому, помогали все, кто только мог помочь – и мыши, и птицы, и даже добрая фея.
Таким образом, мультфильм – это эффективное средство воспитания ребенка, главное найти золотую середину. У просмотра «правильных» мультиков есть целый ряд положительных моментов:( приложение 1)
-ребенок имеет возможность отдохнуть и отвлечься, получить психологическую разгрузку;
-ребенок учится воспринимать сюжет и делать логические умозаключения, что является неотъемлемой частью процесса становления личности, формирует ее направленность.
-познавательно-образовательное влияние (объясняют явления природы, развивают речь, расширяют кругозор и т.д.);
-смена картинки на экране с звуковым сопровождением стимулирует зрительное и слуховое внимание, способствуя их развитию;
-совместный просмотр мультфильмов с родителями помогает найти новые интересные темы для обсуждения, что развивает речь ребенка.
-ребенок запоминает то, как говорят любимые персонажи, повторяет и копирует их манеру. Примером может послужить активное использование и запоминание детьми определенных выражений и фраз из мультфильмов. Они становятся афоризмами, формируют речь школьника. Вот только некоторые, наиболее часто встречающиеся крылатые фразы:
«Усы, лапы и хвост – вот мои документы!» (Кот Матроскин, «Простоквашино»).
«Нас и тут неплохо кормят» (Кот, «Возвращение блудного попугая»).
«А мы тут плюшками балуемся» ( Карлсон, «Малыш и Карлсон»).
Однако,психологи утверждают, что далеко не все мультики полезны для детской психики. Доказано, что некоторые мультфильмы, особенно японские, вызывают у детей агрессию, появление различных фобий. Так, после просмотра 38-ой серии мультсериала "Покемоны", более пятисот детей дошкольного возраста были госпитализированы в Японии с симптомами эпилепсии. В России родители подавали в суд иск на один из телеканалов за трансляцию мультфильмов "Гриффины" и "Симпсоны", основываясь на утверждении психологов, что данные фильмы вызывают агрессию и апатию.
После просмотра мультика, в котором фигурируют кровожадные монстры, вампиры, зомби, ребенок, обладая богатым воображением, способен увидеть их в пятне на потолке или деталькеконструктора
На самом деле, примеров можно приводить очень много, но вот какие основные признаки «вредных» мультиков выделили детские психологи:
- герои большинства мультфильмов агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей. Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни.
- персонажа мультика, нарушающего общепринятые правила поведения никто не наказывает, никто не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. Значит, получается, что такое поведение нормально? Нарушается представление о хорошем и плохом поступке.
- в мультфильме показывают опасные для жизни формы поведения, повторять которые в реальной жизни глупо, а иногда и просто опасно! Просмотр таких примеров для подражания может привести даже к травмам.
- показывают сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям, сцены издевательства над беспомощностью, слабостью, старостью. Как поведут себя маленькие зрители после просмотра таких мультиков? Скорее всего, это будет непристойное поведение, грубость, безжалостность.
Сегодня над проблемой влияния «неправильных мультиков» на развитие психики детей задумываются специалисты всего мира. Психологи советуют родителям тщательно отбирать для своих детей мультфильмы и по возможности смотреть их вместе с детьми, наблюдая за их реакцией.
2. Практическая часть
2.1 Анкетирование учащихся и результаты анкетирования
Мы исследовали мультфильмы которые предпочитают школьники.
Провели анкетирование среди 3- 4 классов. (60чел)
Анализ анкет показал, что учащиеся смотрят мультфильмы. ( приложение 2)
36% любят зарубежные и российские. 30% предпочитают зарубежные мультфильмы, т.к. они красочные.
30% – российские мультфильмы, т.к. они веселые и добрые.
На вопрос «Любите ли вы смотреть мультфильмы»
Да – 50 человек(83%)
Не очень – 10 человек (17%)
Когда обычно смотрите мультфильмы?
Утро-(9ч)- 15%
Обед –(30ч) -50%
Вечер –(21ч) -35%
«Какие мультфильмы вы любите?» получены ответы:
ГравитиФоиз–(15чел) – 25%
«Ну-погоди!» - (5 чел)- 8,3%
«Удивительный мир Гамбола» - (4 чел) – 7%
«Монстер хай» - (4 чел) – 7%
«Котенок по имени Гав» - (3 чел) – 5%
«Фиксики» - (18 чел) –30%
«Простоквашино»- (11 чел)- 18%
На вопрос «Смотрели ли Вы старые («советские») мультфильмы? (Цапля и Журавль, Трое из Простоквашино, Ну, погоди!, Крокодил Гена и Чебурашка, Мешок яблок, Кошкин дом,Приключения кота Леопольда и др)».- все участники ответили да
На вопрос «Какие мультфильмы вы любите смотреть больше: старые («советские») или современные? И почему?» получили ответ:
Советские они более добрые – 20( чел) – 33%
Современные – (35 чел) – 58%
Все –(5чел) – 8%
На вопрос «Во всех ли мультфильмах добро побеждает зло?» участники анкетирования ответили:
46 % - считают, что не во всех мультфильмах добро побеждает зло,
53 % - верят в победу добрых сил,
1% - затруднились ответить.
На вопрос «Чему учат мультфильмы своих зрителей?» дети ответили, что мультфильмы учат своих зрителей:
дружбе, взаимопомощи – (31 чел) -52%
всему – (17 чел) – 28%
ничему –(5 чел) – 8%
затруднились ответить - (7 чел) – 12%
На вопрос «Назовите мультфильмы, после которых хочется:
всех обнимать и любить : «Семейка крудс», «Три кота», « Трое из Простоквашино»
дарить подарки и говорить добрые слова: «Кот Леопольд»
сидеть и плакать: «Рапунцель»
защищать и спасать слабых: «Котенок по имени Гав», « Чип и Дейл», «.Лунтик»
вести себя по-взрослому, стать крутым и чтоб тебя все уважали: «Удивительный мир
Гамбола», «Бен 10», «ГравитиФолз»
И так любимыми мультфильмами были названы: «Ну погоди», «Лунтик и его друзья», «Смешарики», «Маша и Медведь», «Маугли», «Возвращение попугая», «ГравитиФоиз» и др.- «объясняют своими поступками как надо относиться к окружающим, чтобы никого не обижать; интересные и смешные, добрые , герои помогают друг другу, приходят на помощь»
Какие мультфильмы не нравятся?
«Монстр Хай», «Винкс», «Боб строитель», «Трансформеры», «Губка Боб», «Томас и его друзья», «Фенис и Ферб» - «страшные, герои поступают как злые и грубые персонажи; ничему не учат – из ответов детей)
В результате анкетирования выяснилось, что большинство детей любят мультфильмы о дружбе, взаимопомощи, о приключениях.
Большинство участников анкетирования четко разделяют положительных и отрицательных героев, считают, что в мультфильмах добро побеждает зло. Многие затруднились с ответом на вопрос «Чему учат мультфильмы своих зрителей?». Возможно они смотрят мультфильмы, в которых много агрессии.
2.2 Добро и зло глазами детей
Для прoведeнияэксперимeнта было выбранo 2 мультфильма: один – «Вампиры Геoны» - страшный, втoрой – «Маша и Медведь» - дoбрый, пoзитивный. Сначала детям был показан дoбрый и веселый мультфильм, а пoтом страшный мультфильм. После просмотра мультфильма мы попросили детей oписать свои чувства и эмоции и нарисовать рисунок к мультфильму
Обoбщая полученные материалы, можно прийти к выводу, что дети различают понятия добра и зла(приложение 3)
Заключение
В результате исследования узнали, что просмотр мультфильмов доброго содержания не оказывает отрицательного влияния на тревожность и агрессивность детей, а просмотр агрессивных анимационных фильмов является одной из причин высокого уровня тревожности и порождают у детей агрессивные фантазии, которые нередко реализуются в отношении к более слабым — животным и маленьким детям.
Мультфильм для ребенка – модель окружающего мира. Дети склонны подражать тому, что видят на экране.
Моя гипотеза подтвердилась. Не все мультфильмы способствуют нравственному воспитанию детей.Исследовательская работа помогла мне разобраться, какие мультфильмы можно смотреть, чтобы остаться добрым, отзывчивым и любящим человеком.
В связи с этим, я предлагаю следующие рекомендации по выбору мультфильмов:
Мультфильмы должны:
1) Учить любить животных. Героями мультфильмов часто бывают животные.
2) Учить дружить.
3) Помогать изучать окружающий мир
4) Учит выполнять свои обязанности. Поэтому герои должны примером показывать как нужно выполнять те или иные действия.
5) Отказаться от просмотра мультипликационных сериалов. У мультфильма должен быть сюжет, желательно на основе взаимодействия коллектива.
6) Смотреть мультфильмы не более 2-х часов в неделю.
7) Пересказывать маме и папе содержание мультфильма.
Вместе с классным руководителем провели классные часы и начали подготовку к родительскому собранию на тему: «Влияние мультфильмов на развитие и психику детей».
Литература
1.Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. ... М.
Аромаштам. -М.: Чистые пруды. — 2006. — 32 с.
2.Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Советская энциклопедия, 1964.
3.Покидаева Т.Ю. Большая детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2013.
ребенок имеет возможность отдохнуть и отвлечься, получить психологическую разгрузку
герои большинства мультфильмов агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей
ребенок учится воспринимать сюжет и делать логические умозаключения, запоминает то, как говорят любимые персонажи, повторяет и копирует их манеру
персонажа мультика, нарушающего общепринятые правила поведения никто не наказывает, никто не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. Нарушается представление о хорошем и плохом поступке
познавательно-образовательное влияние (объясняют явления природы, развивают речь, расширяют кругозор и т.д.);
в мультфильме показывают опасные для жизни формы поведения, повторять которые в реальной жизни глупо, а иногда и просто опасно!
совместный просмотр мультфильмов с родителями помогает найти новые интересные темы для обсуждения, что развивает речь ребенка
показывают сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям, сцены издевательства над беспомощностью, слабостью, старостью
Приложение 2
Смoтрят мультфильмы.
Любите ли вы смотреть мультфильмы?
Когда смотрите мультфильмы?
Мультфильмы, прeдпoчитаeмые дeтьми
Во всех ли мультфильмах добро побеждает зло?
Чему учат мультфильмы своих зрителей ?
Приложение 3
Прoсмотр мультфильма «Маша и Мeдведь»
Отзывы дeтей, пoсмoтревших мультфильм Маша и Мeдведь