Современная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Как учителя начальных классов, испытываем затруднения в обеспечении взаимодействия между урочной и внеурочной деятельностью.
Разработка модели, выстраивающей преемственность содержания урочной и внеурочной деятельности.
2. Научить изготавливать кормушки для птиц из подручных материалов
3. Развивать логическое мышление, память, внимание, устную речь, кругозор учащихся;
4. Воспитывать гуманное отношение к животным, пополнять словарный запас детей.
- учебник Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А. «Окружающий мир» в 2-х частях, М.: Академкнига, 2012 г., УМК «Перспективная начальная школа»;
- рабочая тетрадь Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А. «Окружающий мир», М.: Академкнига, 2012 г., УМК «Перспективная начальная школа»;
-карточки для игры «Крестики – нолики».
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
Самоопределение к деятельности | Читает стихотворение. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Интересное узнать. | Слушают стихотворение | Регулятивные УУД: - организация своего рабочего места Личностные УУД: - формировать интерес к изучению родной природы; - повышать уровень мотивации учебной деятельности. |
2. Актуализация знаний
| - Читает стихотворение под музыкальное сопровождение. Ночью в полях, под напевы метели. Дремлют, качаясь березы и ели: Месяц меж тучек над полем сияет, - Бледная тень набегает и тает: Снится мне ночью: меж белых берез Бродит в пушистом сиянье Мороз. И.Бунин - Организует диалог. - Давайте мысленно перенесемся в волшебный зимний лес. - Охарактеризуйте зиму. Какая погода зимой? - Закройте глаза. Послушайте мелодии, и скажите, о ком мы будем беседовать сегодня на уроке. (Звучит запись голосов птиц) - Скажите, пожалуйста, как называют птиц, которые улетают в тёплые края? - А кто из вас может назвать их? - Как вы думаете, почему они улетают в тёплые края? - А какие птицы вам часто встречаются сейчас зимой в нашей местности? -Как вы думаете, как всех этих птиц можно назвать? - А почему их так называют? - Какую пользу приносят птицы? - Да, без птиц было бы тяжело на земле, ведь они не только радуют нас своим пением, красотой, но и защищают растения от вредных насекомых. - О чём же мы сегодня будем говорить на уроке? | Слушание и осмысление стихотворения - Дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода. - Перелётные. - Скворцы, ласточки и т.д. - Они не приспособлены к холодам и др. - Воробьи, синицы и т.д. - Зимующие. - Они не улетаю зимой в тёплые края. - Они являются украшением Земли, уничтожают вредных насекомых. - О птицах и о том, как им трудно выжить зимой. | Познавательные УУД: -общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о признаках зимы, перелетных птицах; - логические – осуществление поиска необходимой информации (из собственного жизненного опыта). Коммуникативные УУД: - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные УУД: - проявление интереса к новому учебному материалу. Регулятивные УУД: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. |
3. Подготовка к активному восприятию и усвоению материала | - Ребята, а это что за птица? Трещала, с самого утра Пор-р-ра! Пор-р-ра. А что пора? Такая с ней морока, Когда трещит…. - Сегодня с самого утра трещала сорока о том, что наступила зима и надо всем птицам собраться и решить, как перезимовать. Вот птицы и решили собрать лесное собрание. - Мне бы хотелось побывать на этом собрании. А вам? Ну, тогда в путь. | - Сорока | Личностные УУД: - повышать уровень мотивации учебной деятельности. |
4.Изучение нового материала. | - Давайте послушаем, что они говорят. Они говорят, что им голодно зимой и холодно. Почему? Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из – под снега. Поэтому они вынуждены ежегодно совершать перелёты от родных мест к местам зимовок и обратно. Это ласточки, журавли, гуси, скворцы, аисты. А что же делать птичкам, которые остаются зимовать? Правильно. Например, воробьи.(показ иллюстрации) Они стараются держаться поближе к человеку, забиваются в щели домов, под крыши сараев. Или синички и поползни (показ иллюстрации), они почти круглый год живут в лесах, а когда наступают холода, перебираются поближе к людям и любят полакомиться семенами деревьев, салом и хлебом и т.д. - Сообщает новую информацию о птицах - Посмотрите, птички решили отдохнуть. Давайте и мы к ним присоединимся. | Отвечают на вопросы учителя. - Им нечем питаться, потому что насекомые прячутся под снегом. - Мы должны им помогать, подкармливать. | Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке; - наблюдать и делать выводы; - дополнение и расширение имеющихся знаний; - знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц; Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик); - приводить свои примеры из жизненных ситуаций; |
5. Физкульминутка (под музыку) | Показ движений учителем. Стая птиц летит на юг, Небо синее вокруг. Чтоб скорее прилетать, Надо крыльями махать. В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете. А внизу леса, поля – Расстилается земля. Птички начали спускаться, На поляне все садятся. Предстоит им долгий путь, Надо птичкам отдохнуть. И опять пора в дорогу, Пролететь нам надо много. Вот и юг. Ура! Ура! Приземляться нам пора. | Повторяют движения за учителем. - (Дети машут руками, словно крыльями) - (Дети машут руками интенсивнее)
- (Потягивание – руки вверх) - (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону) - (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд) - (Дети встают и машут «крыльями»)
- (Дети садятся за столы) | Регулятивные УУД: осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, самостоятельное оценивание правильности выполнения действий. |
| - А сейчас давайте подумаем, чем же можно кормить птиц? Презентация на тему «Чем можно подкармливать птиц»? Показывает и комментирует слайды | Просматривают презентацию, продумывают ответ на вопрос, чем подкормить птиц | Познавательные УУД: - чтение и слушание; - умение извлекать нужную информацию; - дополнение и расширение имеющихся знаний |
6. Первичное закрепление полученных знаний | Наблюдает за деятельностью учеников, вместе с учащимися исправляет ошибки. - Ребята, давайте составим меню для птиц. Что бы они заказали себе на обед? - Меню для птиц мы выбрали, а куда же можно положить корм? | Работа у доски с маркерами. «Составляют птичье меню» Дети объясняют свой выбор. - В кормушку. | Познавательные УУД: - отбирать информацию. Коммуникативные УУД: -аргументировать свою позицию; - участвовать в диалоге на уроке
|
7. Применение полученных знаний. | - А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Крестики-нолики», благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока. Игра "Крестики-нолики". 1. Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0) 2. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+) 3. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0) 4. Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+) 5. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+) 6. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+) 7. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0) - Давайте проверим свои ответы. Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы! Справились с этим заданием. | Ученики на листочках отвечают на вопросы, ставя "+", если ответ правильный, "0", если ответ неверный Взаимопроверка выполненного задания в парах. | Регулятивные УУД: - применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, построения рассуждений и выводов. | Фрагмент сценария внеурочной деятельности. Кружок «Умелые руки» Тема: «Изготовление кормушки из бытовых отходов». |
1) Вводная беседа. 2) Закрепление инструкции по технике безопасности при работе с ножницами. 3) Анализ предстоящей работы. 4) Изготовление кормушки под руководством учителя. Ход работы показан на слайде. | - Сегодня мы с вами научимся делать птичьи столовые из подручного материала. Для этого нам понадобятся – пустая коробка из – под сока, ножницы, бечевка или шпагат. Посмотрите внимательно на выставку кормушек разных видов.(показ слайда) - Они изготовлены из разных материалов. Но не всегда под рукой находятся фанера, доски, молоток, гвозди. Для изготовления сложных кормушек нам необходима помощь взрослых. Они всегда заняты и у них часто не хватает на это времени. И мы сегодня с вами научимся делать кормушку, которую вы сможете сделать сами, без помощи взрослых (показ образца). - Рассмотрите образец кормушки. - Из каких частей состоит кормушка. - Из каких материалов сделана кормушка. - Молодцы! Хорошие получились кормушки. С такими заботливыми ребятами как вы ни одна птичка не погибнет. | - Определение учащимися материалов из которых выполнены кормушки. Дети проговаривают, как правильно пользоваться ножницами. - Коробка из-под сока и верёвка. Дети выставляют свои кормушки на столик. |
Предметные: - получат возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам (изготавливать кормушки); обобщать жизненные наблюдения.
Личностные УУД: - осознают ответственное отношение к природе на примере посильной помощи зимующим птицам. |
Создание модели тематического планирования и фрагментов сценариев урочной и внеурочной деятельности, которая показывает преемственность содержания данных компонентов деятельности.
Система внеурочной деятельности школьников должна быть построена таким образом, чтобы каждый, изъявивший желание пройти через нее, смог найти себе в рамках этой системы дело по душе, реализовать себя, смог эффективно использовать различные технологии в учебной, творческой, самостоятельной, досуговой деятельности. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. Данная модель - одна из вариантов организации внеурочной деятельности.