Просмотр содержимого документа
«Моделирование как одно из направлений инновации в организации внеурочной деятельности»
Мастер-класс «Моделирование как одно из направлений инновации в организации внеурочной деятельности» в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Учимся решать задачи»
С 2010 года на базе гимназии №1, школы №5, 6 работали экспериментальные площадки по внедрению ФГОС второго поколения. С 2011 года все школы города массово перешли на ФГОС. На сегодняшний день можно говорить о положительных результатах учащихся, которые прошли этот путь. Их отличает широта видения, умение нестандартно мыслить, умение высказывать свое мнение, умение вести диалог со своими сверстниками в соответствии с нормами этикета.
Школа никогда не стояла на месте, она всегда двигалась вперед и развивалась. Не исключением является и наше учебное учреждение. В рамках работы по ФГОС наш коллектив вводит в учебную и внеурочную деятельность инновационные технологии. Одна их таких – моделирование. Данная технология применима во внеурочной деятельности на кружке по русскому языку «Играю и учусь», по математике «Учимся решать задачи», «Учусь создавать проект», «Страна Мастеров». В большей степени моделирование раскрывается на занятиях «Учимся решать задачи».
Научить решать задачи – научить моделированию условия задачи и переводу его с языка русского на язык математический является главной целью каждого учителя. Уроки математики тесно связаны с кружковой работой. Поэтому хочу представить вашему вниманию приемы, которые использую на занятиях, и которые являются помощниками по решению математических задач.
Этапы
Цель
УУД
Математическая разминка
Игра «Снежный ком»
Посчитай от 1 до 6.
Проверить навык счета в пределах 6.
Регулятивные (планирование, контроль, самооценка)
Работа в группах.
Отобразите число 6 с помощью моделей, которые у вас есть. (Счетный материал, запись числа 6, числовой луч)
Где встречались с этим числом? (Снежинка)
Снежный ком, из чего он состоит? (Из снежинок.)
А сколько лучиков у снежинки? (6)
Символом каких игр стала снежинка? (Паралимпийских.)
Что такое Паралимпийские игры?(Соревнования людей с ограниченными возможностями)
А что такое игра? (Развлечение.)
Сейчас мы проведём соревнования.
В какие игры мы можем играть со снежками? (Кидать на дальность)
Умение работать совместно.
Преобразовывать вербальную модель в числовую, в предметную, в графическую.
Коммуникативные
Познавательные (отбор (Что подойдёт?) и структурирование)
Познавательные (поиск, отбор)
Личностные (осознание, собственное мнение)
Познавательные
Подобранные в тетради задачи знакомят младших школьников с основным способом решения логических задач – методом рассуждений, который состоит в построении цепочки обоснованных последовательных умозаключений, а также с наглядными способами представления (моделирования) процесса рассуждений:
словесным, т. е. в виде цепочки умозаключений (речевых высказываний);
табличным;
графическим.
Работа над логической задачей. С.11 №8 ТПО
А), б) – коллективная работа
Математическую модель преобразуют в графическую
В) самостоятельная работа
Проверить умение математический язык переносить на графическую модель.
Регулятивные (целеполагание (Что известно и что нужно найти?), планирование, контроль, коррекция (индивидуально), самооценка)
Данная работа вызывает у учащихся интерес. Работа с моделями просматривается и на простых текстовых задачах. На занятиях использую модели-схемы к задачам, они способствую лучшему пониманию и осознанию.
Упражнение «Задачи снежков».
Андрей бросил снежок на 3 метра, а Коля на 2 метра. На сколько метров больше улетел снежок Андрея, чем снежок Коли?
Выберите схему (краткую запись), которая отражает задачу.
Проверить умение соотносить задачу с краткой записью и схемами.
Регулятивные
Познавательные
Личностные
Модель это своеобразная копия задачи. На ней должны быть представлены все её объекты, все отношения между ними, указаны требования. К сожалению не всем ученикам дано видеть, понимать, о чём идёт речь, поэтому мною были разработаны модели-опоры к простым текстовым задачам. Они стали помощниками в учении и обучении учащимся.
Слова известного философа Дистервег «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» в полной мере отражают идею ФГОСов второго поколения «Научить детей учиться».