Камышева Н.В.
Мнемотаблица – это графическое изображение произведения, путём
выделения главных звеньев. Это схема, в которой заложена информация. Это
подсказка, с помощью которой ребенок может последовательно рассказать о
чём-то.
Мнемотаблицы используются для:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихотворений.
Таблицы помогают выполнять более сложные действия: пересказывать
различные произведения; заучивать стихотворения и сложные слова;
отгадывать и загадывать загадки; находить к словам рифмы; придумывать
сказки или рассказы; распределять предметы в группы по определенным
признакам; изучать числа; знакомиться с основными правилами
безопасности жизнедеятельности и поведения в различных местах,
способами самообслуживания. Дети учатся правильно и красиво излагать
свои мысли, использовать в речи новые слова. Происходит развитие
внимания и сообразительности, улучшается способность выделять главное и
сравнивать.
Поняв алгоритм использования мнемодорожки и мнемотаблицы, наши
ребята стали проявлять свое творчество: самостоятельно пытаются
создать мнемодорожки и мнемотаблицы, схематично зарисовывают
последовательность событий для пересказа, используя геометрические
фигуры, цифры, цвет, форму, величину.
Пока это небольшие мнемотаблицы, для небольшого пересказа, но дети
очень хорошо стали запоминать и с удовольствием рассказывать родителям,
сверстникам.
Кроме того использовали смешанную схему из картинок, знаков и
слов («Собери группу», «Нарисуй впечатления», «Выучи стихотворения»), и
дети быстро догадывались, что к чему.
«Собери группу». Ребенку даются отдельные картинки (например,
символы времён года, одежда, виды активности) – нужно сгруппировать
изображения и объяснить, почему они вместе.
«Нарисуй впечатления». Этот прием отлично расширяет словарный запас
малыша. А также формирует семейные традиции. Ребенку предлагается
вместе с взрослым зарисовывать впечатления от прожитого дня, чтобы потом
рассказать, что в нем было хорошего и плохого. Каждый раз можно
добавлять одно или несколько новых для ребенка понятий и слов.
«Выучи стихотворение». Для облегчения заучивания стихов можно
использовать наглядные таблицы, в которых каждая строка представлена в
виде картинки или условного знака.
Хочется отметить, что не нужно злоупотреблять работой с таблицей и
использовать ее том случае, когда понять свойства и запомнить признаки
слишком легко, – это тормозит развитие ребенка.
Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся
работа по развитию связной речи у детей. Это прежде всего как начальная,
«пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование
мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать
зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
В результате использования приемов мнемотехники в работе с детьми с
ОВЗ наблюдаются следующие результаты: дети активнее работают на
уроках, охотнее пытаются повторить за педагогом текст, некоторые
самостоятельно составляют и проговаривают предложения, короткие
рассказы. Особенно детям нравится подбирать или зарисовывать символы,
заменяя ими слова. У детей повысилась концентрация внимания,
усидчивость.
Таким образом, использование в нашей практике данной технологии в
работе с детьми ОВЗ даёт устойчивые результаты обучения.
развития во всех сферах развития личности воспитанника: познавательной,
сенсомоторной, речевой и представляет особый интерес в работе с детьми
ОВЗ.