kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы способы и приёмы формирования каллиграфического навыка у обучающихся начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~С первых дней поступления ученика в школу его начинают обучать тем первоначальным навыкам чтения и письма, без которых дальнейшее обучение и приобретение знаний невозможно. Чтение и письмо тесно связаны между собой, но каждый из этих навыков имеет свою специфику.
Специфика письма заключается в том, что оно имеет две стороны – графическую и орфографическую. Ребенок должен научиться писать не только четко и довольно быстро, но одновременно и грамотно. Очень часто это вызывает определенные трудности у большинства школьников.   
Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком. Сегодня, к сожалению, у большинства обучающихся, как и у большинства из нас, далеко не каллиграфический почерк.
Процесс формирования каллиграфического навыка письма невозможен без учета требований грамотности всех производимых записей (грамотности орфографической, грамматической, речевой).
Цель данной курсовой работы: раскрыть методы, способы и приемы по формированию каллиграфического навыка письма младших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы способы и приёмы формирования каллиграфического навыка у обучающихся начальных классов »

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курганский педагогический колледж»











Методы способы и приёмы формирования каллиграфического навыка у обучающихся начальных классов



Курсовая работа







Дисциплина Русский язык с методикой преподавания

Студент Майорова А. В.

Группа 42

Специальность 050146 Преподавание в начальных классах

Руководитель Охотникова Н. С.





Курган 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………… 4

  1. Историко-критический обзор обучения чистописанию… ………… 6

  2. Психофизиологические основы обучения письму………………… 7

  3. Традиционные методы, способы и приемы обучения письму……… 8

  4. Авторские приемы обучения письму…………………………………10

4.1 Потапова Е.Н. «Радость познания»……………………………….10

    1. Илюхина В.А. «Письмо с секретом»…………………………… 11

  1. Обучение письму праворуких и леворуких детей………………… 13

5.1 Диагностика определения рукости……………………………… 14

5.2 Гигиенические условия письма праворуких детей………………16

5.3 Гигиенические условия письма леворуких детей……………… 18

5.4 Обучение письму леворуких детей……………………………… 19

    1. Ошибки леворуких детей и пути их устранения………………… 20

6. Изучение опыта работы учителей из разных регионов России…… 21

Заключение…………………………………………………………… 25

Список использованных источников ……………………………… 27

ПРИЛОЖЕНИЯ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

ПРИЛОЖЕНИЕ 16

ПРИЛОЖЕНИЕ 17

ПРИЛОЖЕНИЕ 18

























Введение

С первых дней поступления ученика в школу его начинают обучать тем первоначальным навыкам чтения и письма, без которых дальнейшее обучение и приобретение знаний невозможно. Чтение и письмо тесно связаны между собой, но каждый из этих навыков имеет свою специфику.

Специфика письма заключается в том, что оно имеет две стороны – графическую и орфографическую. Ребенок должен научиться писать не только четко и довольно быстро, но одновременно и грамотно. Очень часто это вызывает определенные трудности у большинства школьников.

Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком. Сегодня, к сожалению, у большинства обучающихся, как и у большинства из нас, далеко не каллиграфический почерк. [23]

Процесс формирования каллиграфического навыка письма невозможен без учета требований грамотности всех производимых записей (грамотности орфографической, грамматической, речевой). Исследованиями известных лингвистов и методистов (К.Д. Ушинский, С.П. Редозубов) установлено, что степень владения техникой письма, ее каллиграфической стороной оказывает влияние на грамотность письма. Например, при крупном почерке дети труднее усваивают орфографию. Это происходит, потому что детский глаз охватывает слово, написанное крупным почерком, с напряжением и плохо воспринимает орфограммы. Также появление орфографических ошибок часто вызывается нечетким или неправильным изображением формы букв, соединений, небрежной записью слов.

Таким образом, каллиграфия влияет на орфографию, а значит и на интеллект школьника, поэтому тема данной курсовой работы актуальна. Подтверждением тому является высказывание лингвиста С.П. Редозубова: «Борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы по существу боремся за грамотность обучающихся». [4, c.91]

Цель данной курсовой работы: раскрыть методы, способы и приемы по формированию каллиграфического навыка письма младших школьников.

Нами были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.

  2. Рассмотреть традиции, способы и приемы работы по формированию каллиграфического навыка письма младших школьников на примере традиционных и авторских приемов обучения письму.

  3. Раскрыть особенности обучения письму праворуких и леворуких детей.

  4. Проанализировать и обобщить опыт учителей из разных регионов России по данной теме.

Объектом данной курсовой работы является методика преподавания русскому языку в начальных классах.

Предметом работы является традиции, способы и приемы формирования каллиграфического навыка на уроках русского языка в начальных классах.

Методы:

  1. Изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы по данной теме.

  2. Анализ существующей практики по формированию каллиграфического навыка.

  3. Обобщение систематизации способов и приемов по формированию каллиграфического навыка

  4. Изучение опыта учителей из разных регионов России.

Сроки: 1.10.2012- 15.04.2013









  1. Историко-критический обзор обучения чистописанию

Развитие методики чистописания связано с историей письменности, на возникновение которой, в свою очередь, оказали влияние этапы исторического развития общества, расширяющиеся и усложняющиеся потребности людей в общении, достижения научно-технического и культурного прогресса человечества.

Как и в любой другой сфере педагогической науки, в области обучения чистописанию шла борьба идей, мнений, методов. Побеждало то, что на определенном историческом этапе больше удовлетворяло запросы общества. [11]

В XVII в. обучение письму было очень сложным, применялся метод механических упражнений, переписывание. Обучающиеся несколько месяцев срисовывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, слоги, предложения, часто не умея прочесть написанного. При обучении письму не учитывались графические трудности письменного алфавита, трудности овладения грамотой.

Спустя время обучение письму ввели в курс начальной школы как учебный предмет. Оно входило в цикл предметов искусства. Важно было писать красиво и скоро. В середине XIX в. появляется ряд руководств к обучению скорописи: Половцев «Курс скорописи», Баранцевич «Руководство скорописи» и т.д.

Расширяющиеся потребности общества в письме требовали изменения не только шрифта, но и методов обучения письму, которое шло в отрыве от обучения чтению. Буквы писались в алфавитном порядке от «а» до «ижицы». Основным методом обучения письму было механическое повторение упражнений в письме букв, слов и предложений.

В 1824 - 1870 г.г. К.Д. Ушинский создал новую методику. Он предлагал обучать детей письму совместно с чтением, т.е. осмысленно. Таким образом, порядок обучения письму зависел от порядка обучения чтению. Вследствие введения новой методики обучающиеся стали овладевать письмом более успешно. Этот принцип применяется в школах и в настоящее время.

В XIX - XX в.в. появляется разнообразная методическая литература по обучению детей письму. Среди них следует отметить методические пособия И.Е. Евсеева. В его методике обучения чистописанию дан исторический обзор и исток отдельных методов обучения чистописанию, подробно излагаются порядок изучения букв по группам и методические приемы обучения письму, прилагаются прописи и образцы разных шрифтов.

Таким образом, развитие методики чистописания напрямую зависит от запросов общества определенного исторического этапа. [3]

  1. Психофизиологические основы обучения письму

Для того чтобы правильно обучать детей чистописанию, необходимо знать психофизиологические основы обучения письму, т.е. как формируются графические навыки письма, каковы наилучшие условия формирования этих навыков. [2]

Графические навыки письма относятся к сенсорным навыкам. Они связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования. Они формируются совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи.

Процесс письма сложен и охватывает различные сферы умственной деятельности человека. Письмо, как по памяти, так и под диктовку связано с различными анатомо - физиологическими структурами мозга. [7] Как показал ряд работ (Р.Е. Левиной, Ж.И. Шиф, С.М. Блинкова, А.Р. Лурия), нарушения некоторых областей коры головного мозга ведут к различным расстройствам письма и письменной речи. Изучение характера этих нарушений дало возможность рассматривать различные участки коры головного мозга в связи с разными видами письменной речи. Височные области левого полушария головного мозга связаны со слуховым анализом в процессе письма. Заднецентральные области левого полушария также связаны с процессами письма – именно с управлением движений через артикуляционные системы речи. Затылочно-теменная область связана со зрительной организацией процесса письма. Соблюдение чередования и последовательности нужной повторности букв связано с премоторной областью коры и сохранением моторного образа слова. Левые лобные доли – моторный центр речи – больше всего связаны с сохранностью замысла при письме. [9]

К школьному возрасту у ребенка еще не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли коры, это может вызвать определенные трудности в процессе обучения письму. При формировании того или иного навыка требуется, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку.

Таким образом, процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма не одинакова. [28]

  1. Традиции, способы и приемы обучения письму

В системе обучения письму получили распространение такие методы, как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера. В разные годы предпочтение отдавалось какому-либо одному из них.

Обучение правописанию копировальным (или стигмографическим) методом заключалось в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях (точками) или написанных от руки учителем карандашом. /ПРИЛОЖЕНИЕ 1/ Метод был введен в школу в XIX в. и рассчитывался на то, что длительное, механическое, обведение красивых образцов письма должно в итоге выработать правильную форму букв. Передовые методисты конца XIX и начала XX в. (И.Е. Евсеев, Ф.В Греков) критиковали этот метод за то, что такое обучение не ведет к сознательному овладению почерком, а построено на механическом, притупляющем ум упражнении.

Однако многие методисты (Д.А. Писаревский, Н.И. Боголюбов) признавали, что использование копировального метода в условиях индивидуальной работы с детьми на ранней стадии обучения вполне целесообразно.

Таким образом, все методисты допускали ограниченное применение копировального метода в каких-либо специальных целях.

Линейный метод также берет свое начало в далеком прошлом. В основе этого метода лежит шрифтовый подход к обучению – одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей. Букву и слова можно было писать, пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту письма буквы, наклон, расстояние между элементами и т.д.

Большинство методистов до революции и в советское время видели вредное влияние частой косой сетки, рекомендовали пользоваться ею очень ограниченно, либо призывали к отказу от нее: Е.В. Гурьянов, Ф.Г. Голованов.

Генетический способ заключается в том, что буквы изучаются в порядке от графически простой по форме буквы к графически более сложной. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности. Однако все методисты понимали, что нельзя писать буквы без их осмысливания, учить писать в отрыве от обучения чтению. Генетический метод у нас в школах применяли только для совершенствования письма букв, слогов, слов.

Тактический (или ритмический) способ – это письмо под счет, в одинаковом для всех обучающихся темпе, ритме. /ПРИЛОЖЕНИЕ 2/

Ритмический способ имеет свои недостатки и достоинства. Но большинство методистов признают положительные черты тактического способа (при ограниченном его применении), так как он удобен для работ со всем классом, повышает интерес к занятиям, развивает уверенность и плавность движений руки, способствует установлению нужной скорости письма.

Еще один из распространенных методов – обучение письму путем прописывания специальных упражнений для развития движений рук: пальцев, кисти, предплечья. Этот метод вошел в историю как метод англичанина Карстера, описавшего его в начале XIX в. При использовании этого метода достигаются свободные и быстрые движения руки: сначала письмо 19 элементов в крупном плане, затем букв, связанных особыми штрихами, затем слов без вспомогательных линий. Такие росчерки необходимы для овладения умением пользоваться пространством листа, для развития легкости движения руки. /ПРИЛОЖЕНИЕ 3/

Данные методы обучения письму являются традиционными. В практике широкого обучения ни один из них в качестве единственного не оправдал себя. Наилучшие результаты всегда достигались путем разумного сочетания этих способов на определенном этапе обучения письму. [1]

  1. Авторские приемы обучения письму


    1. Потапова Е.Н. «Радость познания»

Одним из наиболее популярных авторских приемов обучения письму является прием, разработанный Потаповой Евгенией Николаевной и названный «Радость познания». Обучение письму по данной методике разделено на три этапа. Первый этап – развитие мускульной памяти, второй - развитие тактильной памяти, третий – закрепление знаний и умений с помощью вкладыша букв. Все этапы связаны между собой, сочетаются в одном уроке.

Первый этап – развитие мускульной памяти определяет успех всего обучения.

Развитие мускульной памяти осуществляется с помощью штриховки. Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили с помощью фигурных линеек с вырезанными на них геометрическими фигурами. /ПРИЛОЖЕНИЕ 4/

Правила штриховки: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунка, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают эти условия быстро, легко как в игре. Штриховать дети начинают с первого урока и продолжают до конца периода обучения грамоте.

Второй этап – развитие тактильной памяти.

Понятие у ребенка образуется, когда сформировано ощущение. С этой целью второй этап данной методики обучения письму предполагает использование на уроке карточек с буквами, вырезанными из нежной наждачной бумаги (или из толстой нитки) и приклеенными на эти карточки. /ПРИЛОЖЕНИЕ 5/ Указательным пальцем руки ученик ощупывает контуры букв, запоминает их образы, элементы, направление письма.

Прочному запоминанию буквы во многом способствуют игровые моменты. Они имеют большое значение, особенно при работе с первоклассниками.

Главная цель двух этапов: научить делить сложные геометрические фигуры на параллельные отрезки – штрихи, развить мускульную память, создать в памяти ребенка модель буквы. В результате реализации данных целей тренируется рука обучающихся, развивается их мышление, речь.

Третий этап – письмо букв с помощью вкладыша («Праздник письма»). Он длится 10 - 14 дней. В течение этого времени закрепляются навыки, отработанные на первых двух этапах, т.е. с помощью вкладыша букв у детей вырабатывается правильный наклон букв и закрепляются приобретенные навыки: направление письма, написание буквы, ее элементов. [14]

Метод обучения письму Е.Н. Потаповой позволяет в процессе игровых ситуаций через ощущения с активным включением зрительного и слухового анализаторов сформировать понятие о букве и ее графическом начертании, развить логическое мышление, внутреннюю и внешнюю речь, память, а также творческие способности учеников, решить в комплексе задачи обучения и воспитания. Кроме того данный метод позволяет эффективно формировать у младших школьников не только каллиграфический навык письма, но и скорость письма, метод положительным образом влияет на становление почерка.

4.2 В.А. Илюхина «Письмо с секретом»

Еще одним известным приемом формирования каллиграфического навыка письма является прием, разработанный Илюхиной Валентиной Алексеевной и названный «Письмо с секретом». [4]

Данный метод включает 4 этапа:

  1. Введение детей в новую деятельность. Обучение письму с первых

минут строится на сказочном материале. Дети отправляются в удивительную страну Букволандию, где их ждут интересные встречи, преодоление препятствий. На этом этапе дети рассматривают интересные вещи, сделанные руками человека, в том числе тетради с красивым правильным почерком.

  1. Ознакомление с основным алгоритмом письма, состоящим из 7

частей:

  1. Написание прямых наклонных линий с соблюдением интервалов и

параллельности линий.

  1. Умение делить наклонную линию, рабочую строку на 2 и 3 части

по вертикали с целью подготовки к правильному выполнению соединений элементов букв и букв в слове.

  1. Умение правильно выполнять закругление на нижней линии

рабочей строки как связующего с последующим элементом.

  1. Умение после закругления правильно поднять вверх – в сторону,

до середины строки – письмо крючковой линии, которая вместе с прямой наклонной и закруглением называется крючком.

  1. Письмо «секрета» - линии, которая продолжает крючковую линию

от середины строки до верхней ее линии.

  1. Письмо вниз по «секрету» до нижней линии строки, т.е. написание

второй наклонной линии, являющейся параллельной первой наклонной линии («спрятать секрет»).

  1. Завершение написания второго крючка (второе закругление и

вторая «крючковая линия»).

Все 7 частей алгоритма определяют собой написание буквы и, а по отдельности или по несколько вместе входят в написание многих букв русского алфавита. Это означает, что при написании остальных букв дети не встретятся с новыми элементами, написание их будет в основном подготовлено. [31]

  1. Использование основного алгоритма письма при написании всех

букв, отработка специфических элементов написания каждой буквы. Это более длительный этап, который должен соответствовать букварному периоду.

  1. Автоматизация графического навыка и дальнейшее развитие способности проговаривать способ написания буквы.

Данная технология способствует развитию памяти, внимания, логического мышления, письменной и устной речи обучающихся, создает положительную мотивацию учения. Дети быстрее и качественнее усваивают учебный материал, что ускоряет процесс формирования каллиграфического навыка письма.

  1. Обучение письму праворуких и леворуких детей

При обучении детей письму важную роль играют методические знания учителя. [14] В последнее время в методике русского языка описаны разнообразные приемы и упражнения, помогающие формировать графические навыки. Основными из них являются следующие:

1. Списывание учениками с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради. [13]

2. Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений на доске или индивидуально в тетради обучающегося.

3. Обведение образца буквы (копировальный прием).

4. Воображаемое письмо, письмо в воздухе.

5. Анализ формы буквы с выделением зрительных элементов.

6. Прием показа ошибочного написания.

7. Письмо под счет.

Наиболее эффективным является реализация педагогом не одного, а всех вышеназванных приемов, что позволит ему разнообразить деятельность школьника и достичь наибольшего успеха в обучении детей письму. На разных этапах обучения степень применения того или иного приема будет различной, что зависит от уровня овладения навыками письма.







    1. Диагностика определения рукости

Для того чтобы обеспечить соблюдение обучающимися определенных гигиенических требований (для левшей или правшей) учитель обязан еще в 1 классе определить рукость ребенка, т.е. предпочтение ребенком правой или левой руки при письме, рисовании и др. [25]

Для определения рукости существует множество упражнений, тестирований. [25]

Эффективность тестирования зависит от соблюдения некоторых условий:

  1. Не следует фиксировать внимание ребенка на том, что у него

пытаются что-то определить. Лучше сказать: «Сейчас мы с тобой поиграем».

  1. Взрослый должен сидеть за столом напротив ребенка.

  2. Все пособия, предметы следует класть перед малышом на

середину стола.

  1. Если ребенок устает в процессе выполнения заданий, необходимо

дать ему возможность отдохнуть, встать, размяться.

В ходе тестирования удобно заполнять таблицу. /ПРИЛОЖЕНИЕ 6/ При выраженном предпочтении левой руки знак плюс (+) ставится в столбец «левой рукой», при предпочтении правой - в столбец «правой рукой». Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, плюс ставится в столбец «обеими руками».

Задание 1. Рисование. Перед ребенком кладут лист бумаги, карандаш и предлагают нарисовать что-либо. Затем, то же самое он рисует другой рукой. В этом задании учитывается то, в каком случае качество выполнения рисунка лучше - более ровные и четкие штрихи, ровные углы.

Задание 2. Открывание небольшой коробочки. Ребенку предлагается открыть несколько коробков, чтобы исключить случайность в оценке этого теста.

Задание: 3«Найди спичку (фигуру) в одной из коробочек». Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает и закрывает коробочки).

Задание 4. Построение домика из спичек (палочек). Ведущая рука та, которая работает более активно.

Задание 5. Игра в мяч. На стол прямо перед ребенком кладется теннисный мяч, учитель просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз.

Задание 6. Вырезать ножницами по контуру рисунок из открытки. Ведущей считается более активная рука, причем это не обязательно та рука, в которой ребенок держит ножницы, так как ножницы могут быть неподвижны, а открытку он будет поворачивать, облегчая процесс вырезания.

Задание 7. Нанизывание бисера (или пуговиц) на иголку с ниткой или шнурок. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение, независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку или шнурок.

Задание 8. Выполнение вращательных движений (открывание и закрывание крышек). Ведущая та рука, которая более активна. Причем ребенок может держать пузырек за крышку, а крутить сам пузырек.

Задание 9. Составление цепочки из скрепок. Ребенок в одной руке держит скрепку, а ведущей пытается присоединить вторую.

Задание 10. Построение из кубиков домика, машины и т.д. Ведущей рукой ребенок чаще берет, укладывает и поправляет кубики, детали.

Задание 11. Данные о семейной леворукости (для родителей). Если в семье есть леворукие родственники, нужно поставить плюс в столбец «левой рукой», если нет - в столбец «правой рукой».

Если в результате тестирования получается больше семи плюсов (70% заданий) в столбце «левой рукой», то ребенок, скорее всего, леворук. Если в столбце «левой рукой» получились все плюсы за задания 2-9, а за задание 1 - рисование – плюс будет стоять в столбце «правой рукой», это означает, что бытовые действия ребенок может лучше выполнять левой рукой, графические – правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой в выполнении графических действий. [29]

Часто ребенок пишет и правой, и левой рукой, иногда рисует левой, а пишет правой или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руки, что сильно затрудняет процесс формирования навыка письма.

Исследования французских ученых показали, что в 90% «графические левши» оказываются и «бытовыми левшами». [26] Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети – амбидекстры (одинаково хорошо владеющие как правой, так и левой рукой) и в бытовых и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма.

Таким образом, существует множество упражнений, которые позволяют определить ведущую руку ученика, что дает возможность учителю организовать учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, и сделать этот процесс максимально продуктивным.

    1. Гигиенические условия письма праворуких детей

Успешность в обучении чистописанию во многом зависит от выполнения учеником важнейших гигиенических требований в процессе письма: правильная посадка, положение ручки в руке, размещение тетради на парте, что в итоге способствует профилактике нарушения осанки и зрения детей, повышению работоспособности, формированию четкого, быстрого письма. [12]

Большое значение для соблюдения гигиенических требований имеет правильное определение длительности непрерывного письма. При выполнении упражнений большого объема следует организовывать отдых детей, вводить упражнения для глаз. Также необходимо проведение 2–3 физкультминуток [5] /ПРИЛОЖЕНИЕ 7/, специальных упражнений для развития пальцев [6], кисти, предплечья руки. /ПРИЛОЖЕНИЕ 8/

Гигиенические условия письма для праворуких и леворуких детей имеют свои особенности, определенные сходства и отличия.

Общими требованиями посадки для праворуких и леворуких детей являются следующие правила:

  1. Сидеть прямо.

  2. Туловище, голову, плечи держать ровно.

  3. Опираться спиной на спинку стула.

  4. Сиденье стула должно заходить за край стола.

  5. Стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась ладонь, кулак.

  6. Нельзя опираться грудью о край парты.

  7. Расстояние от глаз до книги (тетради) - приблизительно 30 см.

  8. Руки на парте лежат свободно: на тетради лежит правая рука и кисть левой (для правшей), на тетради лежит левая рука и кисть правой (для левшей).

  9. Обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.

  10. Ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку.

  11. Обе ноги должны опираться всей ступней на пол.

  12. Свет должен падать слева (для правшей), справа (для левшей). /ПРИЛОЖЕНИЕ 9/

Особое внимание следует уделить и тому, как правильно держать ручку. Здесь существуют свои особенности для праворуких детей.

Положение ручки в руке при письме праворукого ребенка /ПРИЛОЖЕНИЕ 10:

  1. Ручка удерживается тремя пальцами: большим, указательным и средним. Она находится между большим и средним пальцами, указательный придерживает ее сверху.

  2. Нельзя крепко зажимать ручку.

  3. Указательный палец не должен прогибаться.

  4. Пальцы слегка вытянуты.

  5. Расстояние от кончика указательного пальца до шарика ручки 2 – 2,5 см.

  6. При письме необходимо слегка нажимать указательным пальцем на ручку.

Важно научить обучающихся правильно располагать тетрадь на парте /ПРИЛОЖЕНИЕ 11, А/:

  1. Тетрадь должна лежать прямо перед ребенком и быть чуть сдвинутой, чтобы ее нижний правый край находился немного правее. Этот вариант позволяет правильно сидеть, легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу.

  2. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется внизу – сверху [10].

  3. Целесообразнее всего, наклонив тетрадь влево, писать прямо, не загораживая строку и соблюдая правильную посадку, выдвинув немного вперед правое плечо.

Успешность обучения детей письму во многом зависит от гигиенических условий, которые создаст учитель, и от соблюдения детьми гигиенических требований в процессе этого обучения. [16]

    1. Гигиенические условия письма леворуких детей

Положение ручки в руке при письме леворукого ребенка /ПРИЛОЖЕНИЕ 10/:

  1. Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный палец придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны.

  2. Не сжимать ручку сильно.

  3. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать.

  4. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

  5. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма.

  6. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.

Расположение тетради на парте при письме леворукого ребенка /ПРИЛОЖЕНИЕ 11, Б/:

  1. Тетрадь должна лежать прямо перед ребенком и быть чуть сдвинутой, чтобы ее нижний левый край находился немного левее. Этот вариант позволяет правильно сидеть, легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу.

  2. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх. Сначала правая рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется внизу – сверху.

  3. Целесообразнее всего, наклонив тетрадь вправо, писать прямо, не загораживая строку и соблюдая правильную посадку, выдвинув немного вперед левое плечо.

Таким образом, успешность обучения леворуких детей письму во многом зависит от гигиенических условий, которые создаст учитель, и от соблюдения детьми гигиенических требований в процессе этого обучения. [19]

    1. Обучение письму леворуких детей

Особое внимание следует уделить тому, как помочь научиться писать леворукому ребенку, какую методику обучения применить. [23]

Леворукий ребенок нуждается в специальной помощи на начальных этапах обучения:

- нужно зафиксировать внимание на право-левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо;

- особое внимание следует уделить направлению письма: слева — направо;

- необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движений при письме каждого элемента (буквы);

- очень подробно разобрать инструкцию вместе с ребенком;

- выполнить все задания в медленном темпе.

Педагогу, обучающему леворукого ребенка, нужно в первую очередь иметь в виду следующие моменты [20]:

1. Медлительность леворуких детей не должна стать предметом упреков. Левшу нельзя торопить, в суете он может сделать массу ошибок.

2. Необходимость создания спокойной доброжелательной атмосферы во время занятия, призванной успокоить тревожных обучающихся.

3. Следует учитывать отличную от правшей организацию деятельности полушарий головного мозга леворукого ребенка, отражающуюся в его деятельности.

4. Наличие путаницы в пространственных представлениях леворуких детей с вытекающей отсюда необходимостью искать арифметическую ошибку.

5. Необходимость использования пошаговой подачи материала с выделением необходимых этапов в процессе усвоения любого алгоритма, что облегчает выстраивание леворукими детьми логической цепочки по овладению данным материалом и созданию целостной картины усвоенного.

6. Необходимость использования в работе творческих заданий, обеспечивающих интеллектуальное развитие, поддерживающих интерес к работе.

7. Необходимость поддерживать обратную связь с леворуким ребенком.

8. К ошибкам относиться философски, с интересом естествоиспытателей.

Таким образом, при обучении письму леворуких детей необходимо учитывать их индивидуальные особенности и в соответствии с ними выбирать нужную методику, которая позволит сделать процесс обучения продуктивней и интересней. [15]

    1. Ошибки леворуких детей и пути их устранения

Наблюдения за письмом леворуких детей, анализ их рабочих тетрадей показывают, что самыми распространенными являются ошибки, в которых дети путают близкие по форме буквы и затрудняются в их расположении. Чтобы правильно организовать работу по предупреждению ошибок такого рода, следует подробнее рассмотреть написание этих букв. Так, первая группа букв имеет организацию при их изображении слева направо, а также симметричное строение: Е, З; С, Э; к, н, г. При написании этих букв часто возникают ошибки «зеркального письма». Чтобы предупредить зеркальное изображение, необходимо включить в предварительную работу зрительный анализ буквы (куда смотрит буква, откуда берет начало, из каких элементов состоит), конструирование буквы из ее элементов. Эту букву лучше прописывать в альбомах с письменными буквами и их элементами, где в каждой букве обозначено начало стрелкой красного цвета, а траектория движения – стрелками черного цвета. При письме данных букв желательно начало каждой буквы обозначить красным цветом. [24]

Вторая группа букв имеет такую форму, где верхняя часть одной буквы соответствует нижней части другой: т, ш; п, и; в, д. Для предупреждения ошибок в изображении этих букв следует проводить их зрительное сопоставление и сравнение, а также накладывание одной буквы на другую. При письме в тетради ввести для них специальные указатели и опоры (точки). После письма букв необходимо сравнить их с образцом путем зрительного сопоставления или накладывания образца, написанного учителем на прозрачной бумаге. [30]

Третья группа букв и элементов не имеет ориентации в пространстве (о). При письме овалов особенно необходимы опоры и указатели, которые бы показывали начало и направление движения при их письме.

К другому роду ошибок относятся ошибки, которые вызваны забыванием редко встречающихся форм букв: Ч, ч; Х, х; Ф, ф. Для более точного запоминания конфигурации данных букв следует ввести образное изображение этих букв. Например, букву х можно увидеть в шагающем человеке, ч – в носике чайника, ф – в очках и др.

Предложенная работа по предупреждению ошибок зрительного характера, подготовки руки к траектории движений и ориентации в строке помогает снять отрицательные явления при обучении письму леворуких детей.



  1. Изучение опыта работы учителей из разных регионов России

Обучение каллиграфическому письму является одной из важнейших задач начальной школы, поэтому каждый учитель начальных классов должен владеть методикой работы обучения письму детей, как праворуких, так и леворуких.

На уроке письма в 1 классе, проведенном учителем начальных классов О.В. Логуновой, были использованы следующие методы обучения письму: графический анализ буквы, поэтапное написание буквы в прописях, письмо по образцу буквы. Активно применялся наглядный метод обучения, выполнены упражнения на развитие образной памяти, координации движений, речи и мышления обучающихся. Методы и приемы, использованные учителем на уроке, формируют каллиграфический навык письма у обучающихся 1 класса. /ПРИЛОЖЕНИЕ 13/

Т.С. Сизова, учитель начальных классов школы № 2006 г. Москвы, провела урок письма в 1 классе, на котором была использована методика обучения письму В.А. Илюхиной «Письмо с секретом». На уроке отработаны различные виды соединения букв, выполнены упражнения на ориентировку в пространстве. Учителем использовался копировальный прием, приемы показа и объяснения, подробный анализ элементов буквы, сравнение с образцом, штриховка. На данном уроке были представлены актуальные методы и приемы, способствующие формированию каллиграфического навыка письма у первоклассников. /ПРИЛОЖЕНИЕ 14/

Урок письма, проведенный И.И. Бусловой учителем начальных классов школы г. Москвы, также включает множество актуальных и эффективных методов обучения детей письму. На уроке проведены следующие виды работ: списывание с печатного текста, упражнение на развитие тактильной памяти. Мотивация учения осуществлялась за счет включения в урок игровых моментов, создания ситуаций успеха. На данном уроке осуществлена отработка поэтапного написания буквы, соединений, показ учителем образца написания буквы, самоанализ. Урок интересный, содержательный, включает разные методы обучения письму. /ПРИЛОЖЕНИЕ 15/

Учитель начальных классов пос. Калининский Мариинского р. Кемеровской обл. М.С. Прудникова на уроке письма в 1 классе использовала не менее интересные и эффективные приемы отработки навыка письма: письмо мокрым пальцем на доске, письмо пальцем на ладошке, письмо пальцем на спине товарища. Данные приемы способствуют качественному овладению детьми каллиграфическим навыком письма. Были выполнены упражнения на развитие речи, мышления, тактильной памяти. Методы, использованные на уроке, являются актуальными и способствуют формированию каллиграфического навыка письма. /ПРИЛОЖЕНИЕ 16/

Учитель начальных классов ГОУ СОШ № 932, г. Москвы. Т. В. Манохина на уроках письма использовала задания в дополнительном альбоме (2-3мин.).

  1. Дети любят рисовать. В альбоме нанесён трафарет, который выполнен шилом. Образ буквы ученик изучает через осязание (ощупывает наколки букв или их элементы).

  2. Оформляется постояннодействующий стенд по каллиграфии (сменяемое полотно).

  3. Используются специальные приёмы работы для выдерживания одной высоты, расстояния, коррекции на клона, места соединения букв.

  4. Специальные приемы группировки букв по общим элементам. Это буквы- «колеса», «ракета», «жучки», «заборы».

  5. Игра «Кочки». Надо убежать от волка. Ученики находят кочки, по которым можно перейти через болото, но есть условие – встать можно на кочки, где есть буквы с одинаковыми элементами.

  6. Игра «Дом находок» (закрепляем степень запоминания буквы). Какая буква потеряла этот элемент?

Учителя Псковского педагогического колледжа Е. А. Жукова, С. Г. Иванушкина предлагают следующие системы работы на уроках обучения грамоте в 1 классе по программе I-IV. С подготовительных уроков обучения первоначальному письму первоклассников работа ведется на нелинованных листах и в тетрадях в широкую линейку с возможным использованием трафарета наклона. На этапе безбуквенного обучения грамоте дети знакомятся с основными структурными единицами графической системы, упражняются в начертании восьми элементов. У детей формируются важное умение воспроизводить элементы в заданной последовательности. В процессе воспроизведения узора- бордюра и графического росчерка, состоящих из необычного сочетания элементов букв, используется приём копирования. Подготовительный период дает возможность провести 40 занятий, на которых дети готовятся к каллиграфически правильному письму, а также заложить основу формирования графического навыка. Уроки письма в 1 классе проводятся интегрировано. Тема уроков чтения и сюжетное оформление уроков письма взаимосвязаны. С 1-го по 6-й уроки дети знакомятся с различными видами штриховки, работая на нелинованной бумаге. На этих же уроках дети параллельно работают и в тетрадях, используя шариковые ручки с цветными пастами. С 6-го по 4-й уроки на листах появляются узоры – бордюры, выполняемые карандашами, в которых используются элементы букв. В тетрадях вводятся росчерки, образцы которых даются учителем, с последующими вспомогательными точечными линиями, а затем самостоятельным воспроизведением росчерка. До окончания безбуквенного периода обучения грамоте дети должны научится писать все структурные элементы букв русского алфавита, а также отдельные буквы. При изучении новой буквы с 39-го урока изменяется оформление работы на нелинованном листе бумаги. Лист делится пополам. Левая половина используется для формирования зрительного образа письменной буквы, работа ведется совместно учителем и учениками на доске и листе. На этом этапе работы первично сформированный зрительный образ изучаемой буквы следует закрепить в системе соответствующих движений руки. С этой целью используются двигательные и зрительные элементы. Правая сторона листа оставляется для самостоятельной творческой работы учащихся по формированию образов изучаемых письменных букв. Такие задания способствуют повторению, закреплению и систематизации изученного графического материала, но главное – они выполняют развивающую функцию.

В ходе работы были проанализированы методические материалы, разработанные учителями начальных классов из разных регионов России. Результаты исследования показали, что все учителя использует на уроке разные методы обучения детей письму, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ученика своего класса. Обучение письму – очень сложный процесс учителя согласны в том, что при обучении письму необходимо рассматривать две стороны: графическую и каллиграфическую. Ребенок должен:

  1. Правильно перевести фонему в графику.

  2. Записать букву в соответствии с требованиями каллиграфии.

Решить эти задачи одновременно для ребенка очень трудно.


Заключение

Формирование каллиграфического навыка письма младших школьников является одной из важнейших задач начальной школы: именно от начальной школы зависит то, как ребенок будет относиться к процессу письма в дальнейшем. Учителю начальных классов важно не только способствовать формированию каллиграфического почерка, но и развить в каждом ученике потребность в правильном, красивом и скором письме.

В ходе исследования были изучены психолого-педагогические аспекты формирования каллиграфического навыка. Установлено, что письмо для поступающих в школу детей – сложный процесс, требующий непрерывного, напряженного контроля. Письмо связано со всеми видами умственной деятельности ребенка, поэтому часто дети при поступлении в школу испытывают трудности именно при обучении письму. Формирование каллиграфического навыка письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Приучая детей к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их почерка, учитель воспитывает у них аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, не только письменной, уважительное отношение к людям, к их труду, наконец, способствует их эстетическому воспитанию.

Автор охарактеризовал работу учителя начальных классов по формированию каллиграфического навыка письма с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, используя традиционные и авторские методы, способы и приемы формирования каллиграфического навыка, раскрывая принципы организации комплексной помощи детям с трудностями в обучении. Мы пришли к выводу, что уроки письма не должны вызывать у детей отрицательных эмоций. Учитель должен работать творчески, вызывать интерес на каждом этапе урока. На уроках дети не просто копируют образец учителя, а сами создают букву, что способствует развитию творческого воображения, мышления, пространственных представлений моторику руки, успешному и уверенному овладению навыками графического и каллиграфического письма.

Особое внимание уделяется особенностям обучения леворуких и праворуких детей. В последнее время в методике русского языка описаны разнообразные приемы и упражнения, помогающие формировать графические навыки. Основными из них являются следующие:

  1. Списывание учениками с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради.

  2. Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений на доске или индивидуально в тетради обучающегося.

  3. Обведение образца буквы (копировальный прием).

  4. Воображаемое письмо, письмо в воздухе.

  5. Анализ формы буквы с выделением зрительных элементов.

  6. Прием показа ошибочного написания.

  7. Письмо под счет.

Наиболее эффективным является реализация педагогом не одного, а всех вышеназванных приемов, что позволит ему разнообразить деятельность школьника и достичь наибольшего успеха в обучении детей письму. На разных этапах обучения степень применения того или иного приема будет различной, что зависит от уровня овладения навыками письма.

Проанализировав конспекты уроков письма, проведенных учителями начальных классов из разных регионов России, пришли к выводу, что каждый педагог использует на уроке традиционные методы обучения письму, сочетая их с собственными, нетрадиционными приемами.

В ходе работы поставленные задачи решены, цель достигнута.

Данная работа имеет реферативный характер. Материалы курсовой работы могут быть использованы при подготовке учителей и студентов к урокам письма, на уроках теории и методики преподавания русского языка, а так же на предстоящей практике.





Список использованных источников

Монографическая и учебная литература

  1. Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка [Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 448с.

  2. Безруких, М.М. Знаете ли вы своего ребенка? [Текст]: книга для учителей начальных классов / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: Просвещение, 1991. – 176с.

  3. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология [Текст]: пособие для студентов вузов / О.Б. Дарвиш. - М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2005. – 264с., ил.

  4. Желтовская, Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников [Текст]: пособие для учителя четырехлет. нач. шк. / Л.Я Желтовская., Е.Н. Соколова. – М.: Просвещение, 1987. – 225с.: ил.

  5. Илюхина, В.А. Письмо с «секретом» [Текст]: из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся. – М.: Новая школа, 1994. – 48с.

  6. Исаева, С.А. Физкультурные минутки в начальной школе [Текст]: практическое пособие / С.А. Исаева. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 48с. – (Методика).

  7. Ковалько, В.И. Школа физкультурных минуток (1-4 классы) [Текст]: практические разработки физкультурных минуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников / В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2005. – 208с.

  8. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Л.И. Маленкова; под ред. П.И. Пидкасистого. – 2-изд. – М.: Педагогическое общество России ,2004. – 480с. – (Образование ХХI век).

  9. Начальная школа: 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку [Текст]: пособие для учителя / сост. Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева. – 2-изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 320с. – (Большая библиотека «Дрофы»).

  10. Педагогика [Текст]: учебник для студентов пед. вузов и колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 576с.

  11. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст]: учебное пособие для студентов пед. колледжей / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 400с., ил.

  12. Потапова, Е.Н. Радость познания [Текст]: книга для учителей / Потапова Е.Н. – М.: Просвещение, 1990. – 96с.: ил.

  13. Узорова, О.В. Физкультурные минутки [Текст]: материал для проведения физкультурных пауз / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: Астрель, 2006. – 94с.: ил.

  14. Узорова, О.В. Сборник контрольных диктантов и изложений по русскому языку(1-4 классы) [Текст] / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: Астрель, 2007. – 286с.

  15. Шаповаленко, И.В. Возрастная педагогика [Текст]: учебник для студентов вузов / И.В. Шаповаленко. – М.: Гарадарики, 2007. – 349с.

Законодательные и инструктивные материалы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.: ил.

  2. Комплект учебников «Школа России»: Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / Е.В. Алексеенко, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2003. – 222с.

  3. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4 классы) В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / сост. Т.В. Игнатьева, Л.А. Виноградская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 320с.

Периодическая литература

  1. Архипова, Е.Ф. Преодоление некоторых видов нарушений письма у учащихся начальных классов [Текст] / Е.Ф. Архипова // Начальная школа: ежемесячный научно-методический журнал!!!. – 2009. - № 5. – С. 22-23.

  2. Безруких, М.М. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы [Текст] / М.М. Безруких [и др.] // Начальная школа: ежемесячный научно-методический журнал начальная школа. – 2000. - № 12. – С. 59-65.

  3. Безруких, М.М. Трудности обучение письму и чтению леворуких детей [Текст] / М.М. Безруких // Начальная школа: методическая газета для учителей начальной школы. – 2009. - № 21. – С. 3-10.

  4. Епифанова, О.В. Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся [Текст] / О.В. Епифанова // Начальная школа: ежемесячный научно-методический журнал начальная школа. – 2001. - № 7. – С. 31-35.

  5. Ефремова, Н. Записки левой руки [Текст] / Н. Ефремова // Начальная школа: народное образование. – 2002. - №9. – С. 225-230.

  6. Илюхина, В.А. Новые подходы к формированию графических навыков Письмо с «секретом» [Текст] / В.А. Илюхина // Начальная школа: ежемесячный научно-методический журнал начальная школа. -1999. - № 10. – С. 37-52.

  7. Керженцева, А.В. Письмо с «секретом» по методике В.А. Илюхиной [Текст] / А.В. Керженцева // Начальная школа: ежемесячный научно-методический журнал начальная школа. – 2004. - № 5. – С. 39-40.

  8. Манохина, Т.В. приемы и упражнения по формированию каллиграфического навыка [Текст] / Т.В. Манохина // Начальная школа плюс до и после : ежемесячный научно – методический и психолого–педагогический журнал. – 2009. - № 6. – С. 54-56.

  9. Мочалкина, А. Зеркальное письмо [Текст] / А. Мочалкина // Начальная школа: методическая газета для учителей начальной школы. – 2009. - № 6. – С. 2-3.

  10. Пазухина, С.В. Формирование готовности будущих учителей начальных классов к работе с леворукими детьми [Текст] / С.В. Пазухина // Начальная школа: ежемесячный научно – методический и психолого–педагогический журнал начальная школа плюс До и После. – 2009. - № 5. – С. 34-37.

  11. Прудникова, М.С. Изучаем звук [ц] и буквы Ц, ц [Текст] / М.С. Прудникова // Начальная школа: ежемесячный научно-методический журнал начальная школа. – 2007. - № 5. – С. 14-18.

  12. Сизова, Т. Строчная буква «ж» [Текст] / Т. Сизова // Начальная школа: методическая газета для учителей начальной школы. – 2009. - № 22. – С. 13-16.

  13. Юдин, Н. Психокоррекционная работа с леворукими детьми [Текст] / Н. Юдин // Начальная школа: воспитание школьников. – 2003. - №2. – С. 34-36.

Справочно-информационные материалы

  1. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст]: / С.И. Ожегов. – М.: Рус. яз., 1986. – 797 с.

  2. Тишкова, Л.П. Рекомендации по составлению списка использованных источников [Текст]: пособие для преподавателей и студентов пед. учебн. заведений / Л.П. Тишкова. – Курган, 2007. – 12с.





















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образцы упражнения копировального метода

(Пропись «Русская графика 1 класс» Н.Г. Агаркова)
















ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Образцы простых и сложных росчерков по методу Карстера

(Пропись «Русская графика 1 класс» Н.Г. Агаркова)





















ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Образцы штриховки по методу Е.Н. Потаповой

(Потапова Е.Н. «Радость познания»)































ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Образцы карточек с буквами из толстой нитки по методу Потаповой Е.Н.
















































ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Занимательные физкультурные минутки для формирования правильной осанки, сохранения здоровья обучающихся

«Первый класс»

На зарядке первый класс.

Мы присядем десять раз.

Высоко поднимем руки,

Будем жить всегда без скуки.

Повернёмся вправо, влево,

Вновь работать будем смело.



«Что я делал?»

В понедельник я купался,

А во вторник - рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье -

Целый день я отдыхал.

«Лягушки»

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.





«Леший»

По тропинке леший шел,

На поляне гриб нашел.

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок.

Леший охает: устал,

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся,

А потом назад прогнулся,

А потом вперед прогнулся,

И до пола дотянулся.

И налево и направо

Повернулся. Вот и славно!

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку.

«Кто сможет»

Кто, скажите, сможет, дети,

Повторить движенья эти?

Руки вверх я подниму,

Вправо-влево разведу.

И, как птица, полечу.

Головою поверчу,

А потом, присяду, встану

И нисколько не устану.

Я попрыгаю немного

И пешком пойду в дорогу.

Если надо побегу.

Все на свете я могу!



«Тренировка»

Чтобы сильным стать и ловким (руки на пояс, "могучая фигура")

Приступаем к тренировке (руки вверх, руки в сторону)

Носом вдох, а выдох ртом (опустить руки, дышать носом, выдыхать ртом)

Дышим глубже, а потом (повторить дыхание)

Шаг на месте, не спеша (ходьба на месте)

Как погода хороша! (руки на пояс)

Не боимся мы пороши, (повороты вправо, влево)

Ловим снег – хлопок в ладоши (руки перед собой, хлопки в ладоши)

Руки в стороны, по швам (руки в стороны, опустить руки)

Хватит снега нам и вам.

«Часы»

Тик-так, тик-так

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (наклоны влево - вправо)

А в часах сидит кукушка,

У нее своя избушка (сесть в глубокий присед)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью (приседания)

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга (вращение туловищем вправо)

Повернемся мы с тобой

Против стрелки часовой (вращение туловищем влево)

А часы идут, идут (ходьба на месте),

Иногда вдруг отстают (замедление темпа ходьбы)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят (бег на месте)

Если их не заведут,

То они совсем встают (остановка)

Вот и кончилась игра,

Нам за парты сесть пора (сесть за парты).

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Комплекс упражнений для развития пальцев, кисти, предплечья руки

Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки.

«Апельсин»
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежат,
Эта долька - для ужат,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас – беда,
Разбегайтесь кто куда!


«Мой мизинчик»

Мой Мизинчик, где ты был?

С Безымянным щи варил,

А со Средним кашу ел,

С Указательным запел.

А Большой меня встречал

И конфетой угощал.

Указательный на правой

Вел в поход нас всей оравой.

Средний брат несет рюкзак,

Безымянный ходит так,

А Мизинец стал играть:

Братьев слушать приглашать.

Правый же Большой плясал.

И на танец приглашал.

«Салат»
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трем-трем,
Мы капусту жмем-жмем.
Мы морковку трём-трём,
Мы огурчик режим-режим,
Весь салатик мешаем-мешаем -
Получился салат люкс


«Раз, два, три, четыре, пять!»

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

Этот пальчик - гриб нашел,

Этот пальчик - чистит стол,

Этот - резал,

Этот - ел.

Ну, а этот лишь глядел!

«Наши пальцы»

Дружно пальцы встали в ряд (показать ладони)

Десять крепеньких ребят (сжать пальцы в кулак)

Эти два – всему указка (показать указательные пальцы)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка (показать средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны (показать безымянные пальцы)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки (вытянуть мизинцы)

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них (показать большие пальцы)

Два больших и удалых (остальные пальцы сжать в кулак)

«Дом на горе»

На горе мы видим дом (сложить домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)

Много зелени кругом (волнообразные движения руками)

Вот деревья, вот кусты (изобразить деревья и кусты)

Вот душистые цветы (изобразить «бутон» из ладоней)

Окружает все забор (изобразить забор, можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)

За забором – чистый двор (погладить ладонями стол или воздух)

Мы ворота открываем (изобразить открывающиеся ворота)

К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу)

В дверь стучимся: (кулаками по столу) тук-тук-тук.

Кто-то к нам идет на стук? (приложить ладонь к уху)

В гости к другу мы пришли,

И гостинцы принесли (вытянуть руки вперед)


«Идем в гости»

К Жене гости прибежали (пальчики “бегут” по столу)

Все друг другу руки жали (несколько дружеских рукопожатий)

Здравствуй, Жора! (большие и указательные пальцы соединяются подушечками)

Здравствуй, Жанна! (соединяются подушечки больших и средних пальцев)

Рад, Сережа! (соединяются в приветствии большие и безымянные пальчики)

Рад, Снежана! (приветствуют друг друга большие пальчики и мизинчики)

Не хотите ль пирожок? (ладошки соединяются в виде пирожка)

Может, коржик? (показать раскрытые ладошки)

Иль рожок? (сжать кулачки на обеих руках)

Вот драже вам на дорожку (раскрыть ладошки)

Все берите понемножку! (пощипать ладошку)

С ручек все стряхнули крошки (встряхнуть кистями рук)

И захлопали в ладошки (хлопки)

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Правильная поза при письме:

А – праворукого ребенка

Б – леворукого ребенка

А















Б














ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Положение ручки в руке при письме праворукого ребенка





























ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Положение тетради при письме:

А – праворукого ребенка

Б – леворукого ребенка






























ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Таблица определения рукости



Фамилия, имя

Возраст Дата тестирования


Задания

Действие выполняется преимущественно

правой рукой

обеими руками

левой рукой

1. Рисование




2. Открывание спичечного коробка




3. Нахождение спички в одной из коробочек




4. Построение домика из спичек (палочек)




5. Игра в мяч




6. Вырезание ножницами по контуру рисунка




7. Нанизывание бисера на иголку с ниткой или шнурок




8. Выполнение вращательных движений (открывание и закрывание крышек)




9. Составление цепочки из скрепок




10. Построение домика из кубиков




11. Семейное левшество / правшество







ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Положение ручки в руке при письме леворукого ребенка


































ПРИЛОЖЕНИЕ 18

Глоссарий

Амбидекстр – человек, одинаково хорошо владеющий как правой, так и левой рукой.

Дифференцированный подход в обучении русскому языку – форма организации учебного труда обучающихся на основе объединения их в рамках классного коллектива в небольшие группы по интересам, по уровню готовности.

Графика – раздел науки о языке, ведающий средствами письменности, знаками, которые используются на письме, их соотношением со звуковой стороной языка.

Гигиена письма – совокупность требований, выполнение которых в процессе обучения письму позволяет сохранить нормальную жизнедеятельность организма школьника и его здоровье.

Внутренняя речь - особая, неосознаваемая, автоматически действующая форма речи, которой человек пользуется, размышляя над решением словесно логических задач.

Зрительная память — особый характер памяти на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить живой образ воспринятого ранее предмета или явления.

Зеркальное письмо - одно из проявлений нарушений письма.

Зрительный образ буквы – это зрительное представление о форме буквенного знака.

Каллиграфия (чистописание) – умение писать четко, разборчиво, в соответствие с утвержденными образцами – прописями.

Каллиграфические ошибки (недочеты письма) – это нарушение пропорции элементов букв по ширине, высоте и углу наклона.

Леворукость - предпочтение действовать левой рукой.

Логическое мышление — один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Методика обучения письму – раздел методики начального обучения русскому языку; изучает пути формирования умений и навыков элементарного письма.

Минутка чистописания – универсальная часть урока, целью которой является формирование каллиграфически правильного, скорого и безотрывного письма.

Мотивация - побуждение к действию.

Обучение письму – составная часть процесса обучения русскому языку; осуществляется в 1 классе, затем в последующих классах умения закрепляются и совершенствуются.

Орфография - правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме.

Письмо – графическая система фиксации речи.

Почерк – это очень устойчивое индивидуальное образование.

Праворукость - предпочтение действовать левой рукой.

Прописи – образцы письменных шрифтов для обучения школьников

письму.

Росчерк - завиток, усложняющий то или иное буквенное написание.

Рукость - преобладание или превосходство одной руки над другой в письме, рисовании, при выполнении каких-либо других действий.

Списывание с печатного текста – один из наиболее употребительных видов письменных упражнений; используется при обучении технике письма и каллиграфии; при обучении орфографии и грамматике, как правило с дополнительными заданиями.

Тактильная память - один из пяти основных видов чувств, к которым способен человек, заключающийся в способности ощущать прикосновения, воспринимать что-либо рецепторами, расположенными в коже, мышцах, слизистых оболочках.

Чистописание - предмет школьного преподавания, имеющий задачей научить красивому, четкому письму.

Физкультурная минутка – это профилактика утомления, нарушения осанки и зрения.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Охотникова Наталья Сергеевна

Дата: 04.08.2014

Номер свидетельства: 111135

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Критерии оценивания в начальных классах"
    ["seo_title"] => string(46) "kritierii-otsienivaniia-v-nachal-nykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "254819"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447829376"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства