kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«методика работы с детским фольклорным ансамблем»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детский фольклор (от англ. Folklore - народная мудрость) — обширная и оригинальная область традиционного народного коллективного творчества: поэзия, музыка, театр, танец, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Впитавшее в себя многовековой опыт народа, фольклорное искусство отличается неисчерпаемой глубиной, правдивостью образов, силой эмоционального воздействия на человека.
Каждый  ребенок уже в раннем возрасте должен прикоснуться к живительному источнику народной мудрости — фольклору, чтобы вырасти нравственно здоровым.

 «Фольклор» - это не только отзвук прошлого, но и громкий голос настоящего» (Ю.М.Соколов).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««методика работы с детским фольклорным ансамблем»»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 1»

Копейского городского округа









«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ДЕТСКИМ ФОЛЬКЛОРНЫМ АНСАМБЛЕМ»







Выполнила: Титова Е.И., преподаватель

вокально-хоровых дисциплин























КОПЕЙСК

2018

ВВЕДЕНИЕ

Детский фольклор (от англ. Folklore - народная мудрость) — обширная и оригинальная область традиционного народного коллективного творчества: поэзия, музыка, театр, танец, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Впитавшее в себя многовековой опыт народа, фольклорное искусство отличается неисчерпаемой глубиной, правдивостью образов, силой эмоционального воздействия на человека.
Каждый ребенок уже в раннем возрасте должен прикоснуться к живительному источнику народной мудрости — фольклору, чтобы вырасти нравственно здоровым.

«Фольклор» - это не только отзвук прошлого, но и громкий голос настоящего» (Ю.М.Соколов).

Цель:

Правильная организация фольклорного ансамбля и работа с ним.

Задачи:

1. Развитие детских фольклорных способностей.

2. Развить навыки и умения правильного звуковедения, плавного исполнения, исполнения народных песен в характере.

3. Сплочение детского фольклорного коллектива, воспитание лучших человеческих качеств.

4. Воспитывать любовь к Родине, природе, родному краю.



В современных условиях естественное течение процесса народного творчества нарушено, прервана традиция преемственности поколений в области народной культуры. На сегодняшний день вопрос воспитания детей средствами народной педагогики стоит необычайно остро, поскольку фольклор является ценнейшим дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Обучение детей фольклору должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности — музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, прикладного творчества.

Одним из перспективных направлений комплексного воспитания ребенка в детском фольклорном ансамбле является работа в условиях фольклорного театра. Это новая форма сценической интерпретации русского народного искусства, раскрывающая перед участниками коллектива широкие возможности творческого самовыражения. 

Использование с первых занятий простейших движений при исполнении игровых и плясовых песен является началом формирования творческих умений, способностей, которые развиваются при выполнении следующих заданий: сочинение текста на заданные ритмы, варьирование мелодии, импровизация движений под музыку.

Мир музыкальных звуков окружает ребенка с момента его рождения 
и сопровождает на протяжении всего периода взросления. Говоря о педагогическом воздействии народного искусства на становление личности ребенка, профессор Академии им. Гнесиных Л. В. Шамина отмечает, что именно с погружения ребенка в мир фольклора закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и нравственные идеалы, что именно здесь лежат истоки того, что называется «этническим самосознанием», «национальным характером», национальное же формирует «фундамент культуры».
Руководитель детского фольклорного коллектива особенно тщательно должен продумывать сценический вариант исполнения песни. Так, календарные песни-заклички, весенние гукальные песни требуют звонкого, громкого, далеко летящего звука, а лирические девичьи или колыбельные песни поются мягко, тепло. Основополагающая задача руководителя — пробудить интерес детей к истокам той или иной специфической манеры пения, приемам звукоизвлечения, особенностям диалекта, танцевальной лексике.

Изучая обрядовую песню, руководитель фольклорного ансамбля должен подробно, ярко, образно рассказать об обряде, его особенностях, найти и подчеркнуть на данном песенном примере важные детали, которые выделяют эту песню из всех остальных. Необходимо обратить внимание на специфику ритмики, манеры пения, особенности строения строфы и т. д.

Дети очень мало знают о русской музыке и русском фольклоре. А ведь дети обязательно должны знать культуру своей родины и все, что непосредственно с ней связано.

Задача руководителя народного хора — глубоко и всесторонне знать фольклор своей области, так как репертуар детского ансамбля должен базироваться на местных музыкальных, песенных, хореографических фольклорных традициях. Основу репертуара для фольклорного ансамбля составляют два ведущих направления народного творчества — игровой и песенный фольклор.
Игра — основная форма деятельности детей, источник эмоционального раскрепощения, объект развития фантазии детей. Она способствует физическому укреплению ребенка, развивает его интеллектуально, обладает большой воспитательной силой. Этой стороной народного творчества нужно заниматься не меньше, чем пением, а в младших группах фольклорного ансамбля с игровых моментов начинается и заканчивается каждая репетиция. Дети через игру быстрее воспринимают произведения, живее, эмоциональнее реагируют, лучше запоминают, охотнее импровизируют. 

Манера народного пения возникла из живой человеческой речи. От речевой интонации идут характерные исполнительские приемы: скольжение, скаты, форшлаги, красочная игра словом. Поэтому следует сохранять образную народную речь при обучении пению, основные особенности местного говора, характерную фонетическую окраску, его манеру звукообразования, на которую влияет музыкальный склад песни.

Главным методическим приемом, принципом в обучении народному пению является разговорная манера пения, т.е. установка «петь как говоришь», при этом стремиться сохранять и передавать различные смысловые интонации, которыми так насыщена человеческая речь. Отсюда вытекает первая методическая установка: артикуляционный механизм произношения слов в народном пении остается тем же, что и в разговорной речи, т.е. во время пения необходимо сохранять разговорное положение рта, не делать ничего лишнего. Чтобы это получилось, следует выполнять упражнения:

- проговаривать конкретную фразу в разговорной манере;

- проговаривать эту же фразу нараспев медленнее, следя за артикуляцией. В разговорной речи при помощи языка, губ, нижней челюсти фиксируется положение только ударной смысловой гласной, но при распеве и неударные требуют фиксации, но без опускания нижней челюсти.

-проговаривать фразы нараспев на одном звуке в ритме песни. При этом следить, чтобы посыл звука опять же был разговорным, идущим от слова;

- петь мелодию песни, сохраняя разговорный посыл звука.

В народном пении следует работать над близким посылом звука, но при этом необходимо помнить о высокой позиции звука. Достигается близкий посыл звука при помощи языка: кончик языка «ложечкой» упирается в основание нижних зубов, сам язык энергично подается вперед, при этом создается микрорезонатор, благодаря которому голос звучит близко и ярко. Как и в разговорной речи, в пении резонируют не столько мягкое нёбо и головные резонаторы, сколько полость рта, т.е. твердое нёбо и зубы, грудные резонаторы.

Ещё одна важная особенность народного пения – звучание, огласовка согласных /об/ы/манула, цветёт/ы/. Важно научить не выпячивать вставную гласную. Озвучивать согласные нужно сначала в медленном темпе. Спеть – значит произнести слова ясно и выразительно, так же отчетливо как и в разговорной речи. Иными словами, певческая дикция зависит от фонетики разговорной речи.

«В народном вокале исключается, вливание одной гласной или одного слога в другой. Разговорность создается пением как бы говорком с определённостью и отчетливостью каждого слова ради выразительности слова и песни в целом» ( Н.Калугина). Над словом надо работать не формально, а вникая в его интонационную выразительность. Народная песня не терпит душевной фальши.

Причины плохой дикции связаны с вялой работой артикуляционного аппарата: малоподвижность языка, зажатость нижней челюсти, вялость губ, скованность мышц шеи и лица. Для преодоления этих недостатков следует выбирать определенные упражнения (для раскрепощения нижней челюсти – упражнения на слоги БА, МА, ДА, на преодоление вялости и малоподвижности языка – упр. на слог ЛЯ и т.д.). Главное правило для всех случаев – это полное физическое освобождение артикуляционного аппарата от напряжения.

Речь, как и пение, осуществляется только на основе дыхания. Учить правильному дыханию нужно с первых занятий. Прежде всего следует понять технику пользования дыханием: « бесшумный короткий вдох, опора дыхания, спокойное постепенное его расходование. Главное – сознательно относится к дыханию, практически овладевать его распределением от вдоха до выдоха, систематически тренировать дыхание на упражнениях и песнях».

Работая с фольклорным ансамблем, необходимо помнить, что это коллектив с единой манерой звукообразования, которая подразумевает единую тембровую окраску, единую манеру произношения гласных звуков, близкий посыл звука.

Для достижения положительных результатов в певческом воспитании необходима не только вокально-хоровая работа, но и работа по развитию слуха мелодического и гармонического. Работу следует вести на хоровой основе, в тесной взаимосвязи с хоровыми занятиями (использовать методические пособия для детского начального образования). К тому же народные песни сами являются благодатным материалом для работы над вокально-хоровыми навыками. Каждый подголосок в них имеет яркую запоминающуюся мелодию, небольшой диапазон, многие народные песни используются без сопровождения, что способствует развитию слуха. Большое внимание следует уделять развитию чувства ритма, учитывая то, что народ. Песня исполняется без дирижера, а плясовые, хороводные, игровые, - основаны на движении. Четкое ощущение ритма можно вырабатывать различными путями: прохлопывать ритмический рисунок какой-либо музыкальной фразы, начиная с простейших песенных мелодий из репертуара ансамбля и переходя к более сложным, петь гаммы, ритмически варьируя, использовать распевание с активным ритмическим началом.

Пение в фольклорном ансамбле подразумевает не только коллективное творчество, импровизацию, но и органичное слияние индивидуальностей, умение подчинять свой голос общей звучности, гибко согласовывать свои действия с действиями других участников.

Поэтому руководитель должен постоянно обращать внимание не только на унисон ансамбля, но и следить за динамическим (слитность голосов по силе звучания), ритмическим (особенно в плясовых песнях, протяжных со сложным ритмом, огласовкой), темповым (единство темпового исполнения) тембровым, дикционным ансамблем.

Хороший способ работы над всеми видами ансамбля – исполнение на стаккато.

Развивая голос и навыки народно-хорового исполнения на основе разговорной манеры, руководитель должен хорошо знать строение певческого аппарата и физиологию певческого процесса, который в основе своей протекает у всех детей одинокого. В основе техники дыхания и звукообразования, дикции лежат единые для всех принципы.



ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ:

1.Развивать голос следует исходя из примарных тонов, т.е. совершенствовать звучание наиболее естественных звуков, постепенно расширяя диапазон до октавы. Народные песни благодаря мелодичности и удобству диапазона составляют благоприятную почву для естественного развития детских голосов;

2. Работать в определенном диапазоне.

3. Использовать мелодичный материал, особенно на начальных этапах обучения.

4. Не усложнять мелодический материал, т.е. не увеличивать диапазон, при этом постепенно повышать требования, осознанность.

5. Добиваться оптимизации тембра, т.е. достижения наилучшего тембра.

6. Многократно отрабатывать основные качества звучания (близкий посыл звука, звонкость, певучесть звука, компактность звучания и т.д.) совершенствовать их и закреплять в повторении. Работа эта не завершится никогда.

7. К работе над качеством звука подходить через эмоцию, что особенно важно в работе с детьми. На первых этапах работы, используя не столько методические принципы, сколько формировать звук с помощью эмоционально-художественных представлений.

8. Постоянно использовать связь речевого стереотипа и певческого.

9. Поощрять сильные стороны, не слишком акцентируя внимание на недостатках.

10.Проводить индивидуальную работу (развитие индивидуальных задатков и работа над недостатками).

11. Приобщать к самостоятельной работе (декламация слов песни, скороговорки на примарных тонах, правильное открытие рта и т.д.)

12. Корректировать вокальный слух (приучать слушать себя).

13. Связывать обучение и сценические выступления.

14. Постоянно рассказывать о песнях, обрядах, традициях, истории.

15. Работать постепенно без торопливости, не допускать форсирования звучания.

16. Среди всех певческих навыков особое внимание уделять звукообразованию: петь естественным, светлым звуком, без напряжения и крика. «Крикливое» пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, гибельно отражается на голосовых связках ребенка. Для отработки певческих навыков использовать не только певческий репертуар, но и специальные упражнения, распевания. Упражнения следует тщательно подбирать, чтобы они были разнообразны по мелодическому материалу и техническим задачам. А именно: развивать голос, расширять его диапазон, укреплять дыхание, настраивать позиционно высоко, вырабатывать кантилену, ровность голоса, его подвижность, четкость дикции и т.д.

Начинать надо с простейших упражнений, диапазон которых небольшой, тесситура удобная, затем усложнять. Никогда не начинать упражнения с громкого пения, а в определенном порядке, пополнять их новыми интересными примерами. На первых занятиях упражнения будут занимать значительное время. Иногда целесообразно им посвятить не 10-15 мин., а гораздо больше.

17. Помнить о том, что на первом этапе развития детского голоса, 7-10 лет голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны, деление на 1-е и 2-е условно. Голосовой аппарат еще не сформирован, дыхание поверхностно. Требуется осторожное, бережное отношение к детскому голосу.
































Список литературы

1. Бесчетнова М. В. «Особенности работы с детским народным хором, 
фольклорным ансамблем». М., 2002

2. Калугина Н. «Методика работы с русским народным хором» М.,-1977

3. Никитина М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников: Минск, 1969

4. Руднева А.В. «Русское народное музыкальное творчество. Очерки по теории фольклора» М.,- 1994

5. Терентева Л. «Методика работы с детским фольклорным ансамблем» Самара-2000

6. Шамина Л.В. «Школа русского народного пения» М.,-1997

7. Хренов Н.А. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1999.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
«методика работы с детским фольклорным ансамблем»

Автор: Титова Елена Ивановна

Дата: 16.04.2018

Номер свидетельства: 466408

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по изобразительному искусству "Дымковская игрушка" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-dymkovskaia-ighrushka"
    ["file_id"] => string(6) "133828"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416587698"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства