kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическое пособие по ПДД и пожарной безопасности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное пособие предназначено для проведения занятий по ПДД и правилам пожарной безпасности для 4 классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие по ПДД и пожарной безопасности»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


для проведения занятий

по правилам пожарной безопасности

с учащимися 4 класса общеобразовательных школ

























г. Качканар


Содержание


Пояснительная записка 3

Учебно-тематическое планирование 6

Содержание курса 10

Учебно-методическая литература 24


Пояснительная записка

Курс «Пожарная безопасность» для учащихся 4 классов рассчитан на 17 учебных часов.

Достижение современного прогресса, с одной стороны, создали множество благ и условий комфортного существования, а с другой стороны, породили новые факторы риска в жизнедеятельности людей. Возрастает уровень технической оснащенности современного жилья, для отделки и производства мебели используются синтетические материалы, выделяющие высокотоксичные газы при горении и тлении, предметы бытовой химии и парфюмерии изготовляются в аэрозольных упаковках, которые при неумелом обращении представляют взрыво и пожароопасность, угрозу быстрого распространения огня и воздействия на человека опасных факторов пожара. Часто виновниками несчастных случаев и их жертвами становятся дети. Огонь в их руках способен стать причиной гибели людей. Многие дети сегодня не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнем и огнеопасными материалами, не способны предусмотреть опасные последствия своих действий. Поэтому правилам поведения в экстремальных ситуациях, навыкам борьбы за собственную жизнь следует обучать с раннего возраста.

Ежегодно в Российской Федерации происходит свыше 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 14 тысяч человек, в том числе 800 детей. Причина каждого десятого пожара в стране - шалость детей с огнем.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что работа по противопожарной пропаганде среди детей и подростков требует постоянного внимания и улучшения. Ведь именно в детском возрасте закладываются основы будущего мировоззрения и поведенческие нормы человека.

При преподавании раздела «Пожарная безопасность» учитель, предъявляя одинаковые требования ко всем детям, должен изучить индивидуальные особенности каждого ребенка, что позволит понять их внутренний мир. Лишь на основе такого специального изучения детей можно выбирать конкретный способ воздействия на них, цель которого состоит в воспитании у детей серьезного отношения к проблеме пожаров, а значит, и в обеспечении их личной безопасности. Для этого необходимо, чтобы детям было интересно на проводимых занятиях. Учитывая, что процесс обучения в младших классах обычно строится так, чтобы дети получали те или иные готовые знания, которые необходимо запомнить и применять в нужных ситуациях, у ребенка часто гаснет тяга к предмету. Наиболее верный способ предупредить «насыщение» предметом состоит в том, чтобы дети получали на уроках достаточно сложные учебно-познавательные задачи, сталкивались с проблемными ситуациями, выход из которых требует овладения соответствующими понятиями о пожарной безопасности, знания, умения и навыков которые усваиваются в общении с учителями, родителями, сверстниками, в играх, при чтении книг.

Данная программа нацелена на развитие культуры безопасности и навыков безопасного поведения, изучение элементарных правил при пожаре.

Цель программы - привитие основных знаний, умений и навыков по пожарной безопасности.

Задачи курса:

1.Сформировать у детей чувство повышенной опасности огня. Для этого необходимо:

  • изучить свойство огня;

  • рассказать о признаках и свойствах предметов и материалов с точки зрения их пожарной опасности (горимости);

  • научить безопасно обращаться с огнем, газовыми и электрическими бытовыми приборами.

2. Убедить детей в необходимости соблюдать правила пожарной безопасности. Для этого необходимо знать:

  • причины возникновения пожаров;

  • основные правила пожарной безопасности.

3. Дать представление детям о труде пожарных. Предлагаем:

  • сформировать интерес к труду пожарных;

  • дать представление о пожарной технике, работе боевого расчета и государственного пожарного надзора;

  • рассказать о различных способах тушения пожаров и мерах их предупреждения.

4. Научить детей грамотно и безопасно вести себя в случае пожара.


Основная цель педагога при этом – профилактика пожаров по вине детей и детского травматизма от огня и дыма.

К завершению периода начального обучения учащийся должен знать:

- существование явления «пожар», его опасность и последствия;

- источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений;

- наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила  обращения с ними;

- элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т. п.).

Учащийся должен уметь:

- грамотно действовать в случае возникновения горения или задымления;

- сообщать по телефону в пожарную службу о пожаре, свою фамилию и имя, адрес проживания;

- спасать (выводить) из горящего или задымленного помещения младших;

- тушить костер, выключать электроприборы;

- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах;

- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

Цели курса.

Образовательная:

- освоение знаний о здоровом образе жизни; опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

- овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.


Развивающая:

- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Воспитательная:

- воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;


Микроцели:

  1. Пропаганда правил пожарной безопасности.

  2. Закрепление навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

  3. Патриотическое воспитание подрастающего поколения.

  4. Профессиональное воспитание подрастающего поколения.

Пропаганда среди детей физической культуры и здорового образа жизни.


Тематическое планирование



№ урока

Тема

Общеучебные знания, умения и навыки

Практическая работа

Учебно–методическое обеспечение



Раздел 1. Чрезвычайные, опасные ситуации (5 час.)



Что такое опасные и чрезвычайные ситуации? Службы ЧС и сигналы оповещения об опасности.

Безопасность. Опасные, чрезвычайные, крупномасштабные, экстремальные ситуации. МЧС, ГОЧС, ПСС, сигналы оповещения, городская служба МЧС

Нарисовать схему дороги в школу, указать опасные места.

Экстренные телефонные номера в городе

Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ



Как научиться выявлять и предвидеть опасности.


Причины возникновения опасных ситуаций: незнание, непослушание, каприз, глупость, невнимательность и т.д. Рекомендации – предостережения.

Рисунок – проект знаков опасности

Пословицы, поговорки об опасностях.

Презентация «Знаки пожарной безопасности»



Тайны огня. Огонь – друг, огонь- враг

Польза и вред огня. Понятие «пожар».

Игра «Сбор по тревоге».

Устный журнал. "Огонь – друг и враг человека"




Правила эвакуации из школьного здания.

План эвакуации,
сигнал эвакуации, эвакуационные надписи в школьном здании, соблюдение правил эвакуации.

Практическая работа “Спасение из школьного здания”

План эвакуации из школы

Презентация «Знаки пожарной безопасности»



Труд пожарных

Работники пожарной охраны, готовность к вызовам, роль собак в пожаре

Экскурсия в пожарную охрану

Агитбригада. «Нет огню!»

Детская литература Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»



Раздел 2. Безопасность в жилище (4 час.)



Опасные ситуации в жилище.

Возгорания

Игровые ситуации « В гостях у бабы Яги» (книжка-раскладушка)

Презентация «Знаки пожарной безопасности» Памятки.



Пожары, и как их не допустить Эвакуация из горящего здания, средства тушения пожара

Причины пожаров, последовательность неотложных и обязательных действий, средства тушения пожара, пенный, порошковый, углекислотный огнетушители

Практическая работа "Устройство огнетушителя"

Инструкция по устройству огнетушителя.




Опасные газы. С ними не шутят. Средства защиты от отравлений

Угарный газ, оксид азота, бытовой газ, правила оказания помощи при отравлениях газом

Практическая работа: "Оказание помощи при отравлении газом"

Изготовление ватно-марлевых повязок




Отравления и оказание первой доврачебной помощи при пожаре

Признаки отравления, последовательность оказания помощи, вызов врача

Выставка-экскурсия по этикеткам средств бытовой химии

Игра «Это может случиться с каждым»

Викторина «Всё о пожарном деле»


Раздел 4. Безопасность в городе (2 час.)


Опасности на улицах города. Толпа.

"Паническое бегство" источник опасности, паника, правила поведения в толпе

Практическая работа “Пройди в толпе”

КВН Юных пожарных



Как защитить свой дом.

Чтобы елка приносила только радость.


Практическая работа “Один дома”



Детская художественная литература Маршак «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», Е.Хоринская «Спичка-невеличка». Презентация «Знаки пожарной безопасности»



Раздел 5. Экологическая безопасность (1 час.)



Нарушение экологического равновесия. За воздух без смога. Летний пожароопасный сезон.


Экологические проблемы, окружающая среда, аварийные выбросы, бытовые, промышленные отходы, потенциальные источники, смог, самозащита, чистый воздух

Коллективный коллаж-рисунок “Кто и чем загрязняет наш город”




6 раздел. Оказание первой медицинской помощи (5 час.)



Виды ранений, кровотечений. Первоначальная обработка раны

Неотложные меры, кровотечение (капиллярное, венозное, артериальное), жгут, закрутка, инфицирование, антисептики,

Практическая работа “Знакомство с предметами для оказания помощи”




Помощь при термических ожогах

Термический ожог, степени ожогов, правила оказания помощи при ожогах

Практическая работа “Помощь при ожоге”




Контрольно-обобщающий урок

Знание памяток поведения в опасных ситуациях. Игра-эстафета “Несчастный случай в походе”

Общественный смотр знаний (администрация, родители)




Аптечка, природные лекарственные средства

Необходимое содержание походной аптечки. Лекарственные растения в природе.

Практическая работа “Лесная аптека”




Скоро каникулы. Как сохранить свое здоровье летом

Правила поведения на улице

Экскурсия по окрестностям города

Презентация «Знаки пожарной безопасности»




Пояснительная записка

Курс «Пожарная безопасность» для учащихся 4 классов рассчитан на 17 учебных часов.

Достижение современного прогресса, с одной стороны, создали множество благ и условий комфортного существования, а с другой стороны, породили новые факторы риска в жизнедеятельности людей. Возрастает уровень технической оснащенности современного жилья, для отделки и производства мебели используются синтетические материалы, выделяющие высокотоксичные газы при горении и тлении, предметы бытовой химии и парфюмерии изготовляются в аэрозольных упаковках, которые при неумелом обращении представляют взрыво и пожароопасность, угрозу быстрого распространения огня и воздействия на человека опасных факторов пожара. Часто виновниками несчастных случаев и их жертвами становятся дети. Огонь в их руках способен стать причиной гибели людей. Многие дети сегодня не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнем и огнеопасными материалами, не способны предусмотреть опасные последствия своих действий. Поэтому правилам поведения в экстремальных ситуациях, навыкам борьбы за собственную жизнь следует обучать с раннего возраста.

Ежегодно в Российской Федерации происходит свыше 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 14 тысяч человек, в том числе 800 детей. Причина каждого десятого пожара в стране - шалость детей с огнем.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что работа по противопожарной пропаганде среди детей и подростков требует постоянного внимания и улучшения. Ведь именно в детском возрасте закладываются основы будущего мировоззрения и поведенческие нормы человека.

При преподавании раздела «Пожарная безопасность» учитель, предъявляя одинаковые требования ко всем детям, должен изучить индивидуальные особенности каждого ребенка, что позволит понять их внутренний мир. Лишь на основе такого специального изучения детей можно выбирать конкретный способ воздействия на них, цель которого состоит в воспитании у детей серьезного отношения к проблеме пожаров, а значит, и в обеспечении их личной безопасности. Для этого необходимо, чтобы детям было интересно на проводимых занятиях. Учитывая, что процесс обучения в младших классах обычно строится так, чтобы дети получали те или иные готовые знания, которые необходимо запомнить и применять в нужных ситуациях, у ребенка часто гаснет тяга к предмету. Наиболее верный способ предупредить «насыщение» предметом состоит в том, чтобы дети получали на уроках достаточно сложные учебно-познавательные задачи, сталкивались с проблемными ситуациями, выход из которых требует овладения соответствующими понятиями о пожарной безопасности, знания, умения и навыков которые усваиваются в общении с учителями, родителями, сверстниками, в играх, при чтении книг.

Данная программа нацелена на развитие культуры безопасности и навыков безопасного поведения, изучение элементарных правил при пожаре.

Цель программы - привитие основных знаний, умений и навыков по пожарной безопасности.

Задачи курса:

1.Сформировать у детей чувство повышенной опасности огня. Для этого необходимо:

  • изучить свойство огня;

  • рассказать о признаках и свойствах предметов и материалов с точки зрения их пожарной опасности (горимости);

  • научить безопасно обращаться с огнем, газовыми и электрическими бытовыми приборами.

2. Убедить детей в необходимости соблюдать правила пожарной безопасности. Для этого необходимо знать:

  • причины возникновения пожаров;

  • основные правила пожарной безопасности.

3. Дать представление детям о труде пожарных. Предлагаем:

  • сформировать интерес к труду пожарных;

  • дать представление о пожарной технике, работе боевого расчета и государственного пожарного надзора;

  • рассказать о различных способах тушения пожаров и мерах их предупреждения.

4. Научить детей грамотно и безопасно вести себя в случае пожара.


Основная цель педагога при этом – профилактика пожаров по вине детей и детского травматизма от огня и дыма.

К завершению периода начального обучения учащийся должен знать:

- существование явления «пожар», его опасность и последствия;

- источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений;

- наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила  обращения с ними;

- элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т. п.).



Учащийся должен уметь:

- грамотно действовать в случае возникновения горения или задымления;

- сообщать по телефону в пожарную службу о пожаре, свою фамилию и имя, адрес проживания;

- спасать (выводить) из горящего или задымленного помещения младших;

- тушить костер, выключать электроприборы;

- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах;

- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

Цель курса:

- освоение знаний о здоровом образе жизни; опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

* развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

* воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

* овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.



Микроцели:

  1. Пропаганда правил пожарной безопасности.

  2. Закрепление навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

  3. Патриотическое воспитание подрастающего поколения.

  4. Профессиональное воспитание подрастающего поколения.

Пропаганда среди детей физической культуры и здорового образа жизни

Приложения Содержание курса

УРОК № 3 " Тайны огня. Огонь – друг, огонь- враг"

Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился на заре своего существования. Огонь защищает человека от животных, использовался для приготовления пищи, орудий труда, дарил ему тепло, свет. Люди научились добывать и сохранять огонь.

Миф о Прометее, который похитил с Олимпа огонь и принес его людям. Научив их пользоваться огнем, Прометей сделал людей сильными и независимыми от богов. За это Зевс приковал его к высокой стене. Выражение "Протеев огнь" стало символом борьбы его со злом.

Огонь почитался как сила целительная и защищающая от болезней. При эпидемиях зажигали "свежий", не от огня, а добытый трением огонь и через него перепрыгивали, дабы защитить от мора. Через огонь прогоняли скот при эпидемиях.

Освоение огня оказало решающее влияние на развитие человечества. Именно огонь разорвал связь человека со стадной жизнью. Огонь заложил основу человеческого хозяйства.

Важным шагом в развитии первобытных людей стало использование огня для плавки металла. Применение пара для механической работы. От паровой машины до "огня" атомных реакторов.

В настоящее время трудно назвать область человеческой деятельности, где бы не использовался огонь прямо, либо через посредство его производного теплоносителя.

Огонь стал не только другом человека; вырвавшись из под контроля человека, он превращается в его недруга.

Пожар - это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.


ИГРА «СБОР ПО ТРЕВОГЕ»


Соревнуются две команды. По условному сигналу (пожарная сирена, звон колокола) игроки на скорость надевают боевую одежду пожарного (каску, куртку, перчатки, ремень) и бегут к выставленному огнетушителю. Добежав до огнетушителя, возвращаются обратно, быстро снимают одежду и передают её другому участнику команды.


УРОК №4 Главное – самообладание".

( Практические занятия по эвакуации).


Паника, растерянность, страх, необдуманность действий присущи человеку в период опасности. Наиболее тяжелыми бывают последствия, когда страх поражает панику.

Прятаться в шкафы, под кровать, бежать через горящие и задымленные помещения, выпрыгивать из окон - неправильный вариант действий. Правильные и умелые действия помогут сохранить свою жизнь и предотвратить распространение пожара.

Во всех случаях, независимо от размера пожара, и даже при обнаружении хотя бы признаков горения (дыма, запаха плавящейся резины) следует немедленно вызвать пожарную помощь по телефону "01". При вызове пожарной охраны по телефону необходимо четко назвать адрес, место возникновения огня, что горит и чему пожар угрожает, сообщить свою фамилию. О пожаре немедленно оповестить взрослых, соседей. Принять меры для эвакуации в безопасное место, в первую очередь детей младшего возраста. Эвакуацию следует начинать с того помещения, где начался пожар, а так же из помещений, которым угрожает опасность распространения огня. По возможности одновременно приступить к тушению пожара подручными средствами пожаротушения: огнетушитель, пожарный кран, песок, земля, вода, кошма, брезент или плотная ткань.

Пользоваться лифтом во время пожара запрещается. Если на лестничной клетке сильный дым или пламя, необходимо плотно закрыть дверь квартиры, заткнуть полотенцами или простынями все щели и отверстия, это предотвратит попадание дыма в комнату. Выйти на балкон или лоджию и перейти через переход в соседнюю не задымленную секцию или через люк спуститься по пожарной лестнице вниз. Если балкона или лоджии нет, нужно подойти к окну (если комната наполнена дымом, передвигаться надо ползком или пригибаясь к полу, так будет легче дышать, потому что дым поднимается вверх), открыть окно. Если окно не открывается, разбить его твердым предметом. Постараться привлечь внимание людей, которые могут вызвать пожарных. Они приезжают через несколько минут.

Предложите ученикам разработать свой план эвакуации из каждого помещения. Каждый ученик должен нарисовать план своей квартиры, дома, указав расположение мебели.

Они должны придумать план эвакуации из каждого помещения, условно обозначьте огонь в различных местах квартиры, дома и варьируйте количество находящихся там людей.

Практические занятия по обработке плана эвакуации из школы.



УРОК № 6: "Опасные ситуации в жилище"


Всем кажется, что дом – это самое надежное безопасное место. Но так ли это на самом деле?

Возможность несчастного случая чрезвычайно велика. В доме (квартире) находятся различные бытовые приборы, оборудование, горючие жидкости и источники тепла. Рассмотрим типичную квартиру, в которой при несоблюдении правил пожарной безопасности может возникнуть множество опасных ситуаций, ниже дан их перечень. Обсудите это с детьми, найдите правильные решения. Составьте классом список возможных нарушений правил пожарной безопасности в квартирах (список можно составить с помощью детских рисунков). Полученные материалы вывесить в классе в соответствующем месте для визуального запоминания.

Возможные опасности:

  • спички оставленные на виду у детей;

  • никто не следит за тостером;

  • мусорное ведро переполнено;

  • сковородка оставленная на плите ручкой над огнем;

  • в доме остался маленький ребенок без присмотра;

  • белье сушится над плиткой;

  • оставленные без присмотра емкости с горючими жидкостями и химикатами;

  • в пепельнице оставленные не затушенными окурки;

  • изоляция электрошнуров на электробытовых приборах изношена

( повреждена);

  • сушилка для посуды установлена над плитой;

  • розетка и провод находятся рядом с прибором, являющимся источником тепла;

  • электролампа накрыта тканью или бумагой;

  • электрический кабель лежит посреди комнаты;

  • занавеска находится близко от газовой (электрической) плиты;

  • включенные электроприборы оставленные без присмотра;

  • ребенок раскрывает металлическим предметом розетку;

  • на елке горят свечи.


Основные правила поведения при пожаре


  1. Обнаружив пожар, постарайтесь трезво оценить ситуацию, свои силы и найти себе помощников.

  2. Прежде всего, вызовите пожарную охрану по телефону "01" или с помощью других аварийных служб.

  3. В рискованных ситуациях не теряйте времени и силы на спасение имущества.

Главное любым способом спасайте себя и других людей, попавших в беду.

  1. Позаботьтесь о спасении детей и престарелых. Уведите их подальше от места пожара, так как возможны взрывы газовых баллонов, бензобаков и быстрое распространение огня.

  2. Обязательно направить кого-нибудь на встречу пожарным подразделениям, чтобы дать им необходимую информацию (точный адрес, кратчайшие подъездные пути, что горит, есть ли там люди).


Памятки.

Если горит одежда на человеке.


Если на вас загорелась одежда, не вздумайте бежать, так как пламя разгорается еще сильнее. Постарайтесь быстро сбросить горящую одежду.

Вам повезло, если рядом любая лужа или сугроб снега – "ныряйте" туда. Если их нет, то падайте на землю и катайтесь, пока не собьете пламя. Последняя возможность накинуть на себя любую плотную ткань (пальто, одеяло и пр.), оставив при этом голову открытой, чтобы не задохнуться продуктами горения

Не пытайтесь снимать одежду с обожженных участков тела до обращения к врачу.


Пожар в квартире.


Две трети пожаров происходят в жилых домах и квартирах. И чаще всего из-за небрежного или неумелого обращения с огнем, особенно по причине курения " на нетрезвую голову". Нередко происходят пожары и от неисправных или оставленных без присмотра электроприборов.

Если у вас или у ваших соседей случился пожар, то главное сразу же вызвать пожарную охрану. Она прибудет в считанные минуты. И если у вас нет домашнего телефона, безвыходных ситуаций не бывает: сигнал бедствия можно подать из окна или балкона. Тем, кто прикован к постели можно поднять необычный шум (стучать по батарее или в пол и стены, бросить в окно или с балкона какие-то предметы и т. д.).

Загоревшийся бытовой электроприбор надо сначала обесточить, а потом позвонить по "01". По возможности покинуть квартиру через входную дверь. Очень важно не забыть при этом, плотно закрыть за собой дверь горящей комнаты это не даст распространиться огню по всей квартире. Если путь к входной двери отрезан огнем и дымом, спасайтесь через балкон. Балконную дверь обязательно закройте за собой. Можно перейти на нижний этаж с помощью балконного люка или к соседям по смежному балкону. Еще один путь спасения через окно. Уплотните дверь в комнату любыми тряпками или мебелью. Как только убедитесь, что ваш призыв о помощи услышан, ложитесь на пол, где меньше дыма и жара. Таким образом, можно продержаться около получаса.


Если горит входная дверь квартиры.


Не открывайте ее, иначе огонь войдет в квартиру. Дайте знать соседям, пусть они попытаются потушить дверь снаружи и вызовут пожарную охрану. В это время вам лучше всего поливать дверь водой изнутри.


Если горит балкон или лоджия.


Пожар на балконе опасен тем, что огонь может быстро перекинуться на верхние этажи или проникнуть в квартиру.

После сообщения о загорании в пожарную охрану попробуйте справиться с пламенем любыми подручными средствами. Если есть возможность, можно выбросить горящий предмет с балкона, но предварительно убедившись, что внизу никого нет.

Если потушить огонь не удалось, закрывайте балконную дверь, форточку и ждите приезда пожарных на улице.

В вашей семье есть маленькие дети? Всегда держите дверь на балкон закрытой, ребятишки очень любят пускать вниз огненные самолетики.


Если горит телевизор.


Во-первых, сразу выдерните вилку из розетки или обесточьте квартиру через электрощит.

Горящий телевизор выделяет множество токсичных веществ, поэтому сразу же выводите всех из помещения, в первую очередь детей и стариков. Накройте телевизор любой плотной тканью, чтобы прекратить доступ воздуха. Если это не поможет, то через отверстие в задней стенке залейте телевизор водой. При этом старайтесь находиться сбоку, так как может взорваться кинескоп.

Если вы не справляетесь с ситуацией, то покиньте квартиру и вызывайте пожарных. Только проверьте, закрыты ли все окна и форточки, иначе доступ свежего воздуха прибавит силы огню.


Помощь при ожогах.


Первым делом подставьте обоженное место под струю холодной воды. Когда боль утихнет, наложите сухую повязку. Ни в коем случае не смазывайте ожог ни жиром, ни маслом, ни кремом. До приезда врача дайте пострадавшему любое обезболивающее средство, напоите теплым чаем и укройте теплее. При шоке срочно дайте 20 капель настойки валерианы. При серьезных ожогах ваша единственная помощь пострадавшему завернуть его в чистую ткань и отправить в больницу.


Если пожар в подъезде.


Ни за что не выходите в подъезд, поскольку дым очень токсичен, а горячий воздух может ожечь легкие. Прежде всего, звоните "01". Чрезвычайно опасно спускаться вниз по веревкам, простыням и водосточным трубам. И тем более не следует прыгать из окон.

Уплотните свою входную дверь мокрой тканью, чтобы в квартиру не проникал дым. Самое безопасное место на балконе или возле окна. К тому же здесь пожарные найдут вас быстрее. Только оденьтесь теплее, если на улице холодно и закройте за собой балконную дверь. Если вы случайно оказались в задымленном подъезде, не отчаивайтесь, двигайтесь к выходу, держась за стенки (перила нередко ведут в тупик). При этом как можно дольше задерживайте дыхание, а еще лучше защитить нос и рот шарфом или платком. Ни в коем случае не пользуйтесь лифтом, его в любое время могут отключить. Поскольку огонь и дым распространяются именно снизу вверх, особенно осторожными должны быть жители верхних этажей.


УРОК №5 Люди огненной профессии.


Необходимость профессии пожарного, их готовность немедленно, в любое время прийти на помощь. Условия, в которых работает пожарный это высокая температура, дым, излучение, недостаток кислорода, плохая видимость. На пожарах возможны взрывы, обрушение конструкций, поражение электрическим током, загазованность ядовитыми сильнодействующими веществами, радиоактивное заражение, работа с пожарно-техническим вооружением в противогазах, спасение людей, материальных ценностей невозможны без крепкого физического здоровья. Для предотвращения паники людей, трезвой оценки ситуации, работы на высоте требуется психологическая устойчивость, смелость. Обязательность специальных знаний техники и тактики тушения пожаров. Для подготовки специалистов пожарного дела созданы и успешно действуют пожарно-технические училища.

В государственную противопожарную службу входят: пожарные части, государственный пожарный надзор, добровольные пожарные дружины, дружины юных пожарных, специализированные пожарно-технические группы. Создание региональных спасательных отрядов для проведения работ на пожарах и в других чрезвычайных ситуациях. Организация противопожарной службы Гражданской обороны.


УРОК №8 Опасные газы. С ними не шутят. Средства защиты от отравлений.

Конспект урока по ОБЖ на тему: "Изготовление ватно-марлевой повязки"

Человек в процессе жизни стремится к улучшению условий своего существования, создаёт искусственную среду обитания, повышает производительность труда и т.д. Однако это способствует не только улучшению, повышению уровня жизни и материальному благополучию общества, но и приводит к возрастанию риска аварий и катастроф технических средств.

Мир вокруг изменился, и эти изменения связаны не только с политической и экономической обстановкой. Новое оборудование, электроника, персональные компьютеры и др. стали не только помощниками, но и в некоторых случаях источниками или причинами опасности. Наличие вокруг нас потенциальных опасностей не означает, что несчастье непременно произойдёт. Но знание, как избежать этих опасностей, это уже половина дела.

Причиной несчастных, а порой и трагических случаев обычно служит наша беспечность или неосторожность окружающих. Чтобы сохранить своё здоровье и жизнь, надо хорошо знать элементарные правила безопасности.

Неумение обеспечить безопасность жизнедеятельности в реальной окружающей среде отрицательно влияет на здоровье человека и общества в целом.

Одной из важнейших задач данного предмета является практическая отработка навыков безопасного поведения обучаемых, характерных для данного региона.

Многие города нашей страны являются промышленными и, соответственно, как все промышленные города, они в определённой степени являются объектами потенциальной опасности для людей и окружающей среды. Хладокомбинаты, мясокомбинаты, водоочистные сооружения и т.п. являются объектами, на которых при аварии возможно заражение воздуха парами хлора, аммиака и других отравляющих веществ. Знание учащимися состава и назначения средств индивидуальной защиты, умение изготавливать простейшие из них могут пригодиться им в дальнейшей жизни.

Тема урока: “Изготовление ватно-марлевой повязки” (практическое занятие)

Цели урока:

  • проверить усвоение знаний по теме “Средства индивидуальной защиты”;

  • научиться изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;

  • провести тренировку по применению средств индивидуальной защиты органов дыхания.

Оборудование:

  • на одного ученика:

    • марля (100 х 50 см),

    • вата (30 х 20 см, толщиной 2 см),

  • нитки,

  • иголка,

  • ножницы,

  • технологическая карта,

  • индивидуальный пакет для хранения ВМП,

  • плакат “Индивидуальные средства защиты”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка наличия учащихся, готовность к занятию.

Фронтальный опрос.

  1. Для чего предназначены средства индивидуальной защиты (СИЗ) и что к ним относится?

  2. Какие основные типы противогазов и респираторов используются населением для защиты органов дыхания?

  3. Назовите простейшие средства защиты органов дыхания.

  4. Подлежат ли респираторы повторному применению?

  5. Назовите средства защиты кожных покровов, их назначение и правила пользования.


II. Изучение нового материала

Объявление темы и цели урока.

– Как мы с вами уже знаем, средства индивидуальной защиты предназначены для предотвращения сверхнормативного воздействия на людей опасных и вредных аэрозолей, газов и паров, попавших в окружающую среду при разрушении оборудования и коммуникаций соответствующих объектов и при применении оружия массового поражения. И сегодня на уроке мы с вами изготовим простейшее средство защиты органов дыхания – ватно-марлевую повязку и проведём тренировку по применению ВМП.

Практическая часть.

А) Вводный инструктаж.

  • Материал и инструменты, необходимые для изготовления ВМП.

  • Размеры. (Рисунок 1)

  • Применённый шов (вперёд иголкой). (Рисунок 2)

  • Технология изготовления.

Берут кусок марли 100 х 50 см; в средней части куска на площади 30 х 20 см кладут ровный слой ваты толщиной примерно 2 см; свободные от ваты концы марли (около 30–35 см) с обеих сторон посередине разрезают ножницами, образуя две пары завязок; завязки обшивают.
Хочу обратить ваше внимание, что при отсутствии ваты можно изготовить марлевую повязку. Для этого вместо ваты на середину куска укладывают 5–6 слоёв марли.

  • Критерии контроля качества.

  • Инструктаж по ТБ.

Б) Изготовление ВМП.

Текущий контроль за выполнением работ и соблюдением ТБ при работе с иголкой и ножницами.

В) Гимнастика для глаз. (Рисунок 3)

Г) Проверка изделий.

Д) Упражнение по применению ВМП в случае выброса хлора или аммиака.

Инструкция по правильному применению ВМП с демонстрацией:

ВМП или марлевую повязку при использовании накладывают на лицо так, чтобы нижний край её закрывал низ подбородка, а верхний – доходил до глазных впадин, при этом она должна хорошо закрывать рот и нос. Разрезанные концы повязки завязываются: нижние – на темени, верхние – на затылке. (Рисунок 4)

Можно задать вопросы:

– При выбросе хлора чем можно смочить ВМП для более надёжной защиты органов дыхания? (Смочить 2%-ным раствором питьевой соды)
– Чем смачивают ВМП при выбросе аммиака? (5%-ным раствором лимонной кислоты)

Команда: “Ватно-марлевую повязку одеть! Газы!”

Одевание ВМП, проверка правильности закрепления ВМП.

Команда: “Ватно-марлевую повязку снять!”

Упаковать ВМП в индивидуальные пакеты и подписать их.

IV. Закрепление материала

Ответить на вопросы:

– Что необходимо иметь для изготовления ВМП?

– Для чего служит ВМП?

V. Подведение итогов (выставление оценок за практическую часть занятия)

VI. Домашнее задание: изготовить ВМП для своей семьи.

Рисунок 1







30-35см 20 см 30-35см



Рисунок 2



Рисунок 4







УРОК № 11 " Чтобы елка приносила только радость"


Устройство новогодней елки связано с большой пожарной опасностью. Сама елка очень горюча, многие украшения тоже пожароопасные. Елка устанавливается вдали от штор, занавесей, стен, отопительных и нагревательных приборов. Елку крепят на прочной подставке с помощью приставки или в бочке (ведре) с песком, землей. Нельзя обкладывать елку ватой, не пропитанной огнезащитным составом. Этим же составом пропитывают марлю, легкие ткани, из которых изготавливают маскарадные костюмы. Ни в коем случае не допускается зажигать на елке свечи и бенгальские огни, вешать целлулоидные игрушки, обсыпать ее бертолетовой солью, пользоваться вблизи елки фейерверками, хлопушками и другими пиротехническими изделиями, а также полностью выключать свет в помещении.

Для иллюминации используют гирлянды только заводского изготовления, без каких-либо повреждений электропроводки. Не допускайте пересыхания елки. Помните, что хорошо высохшая елка горит как порох!


УРОК № 12 "Летний пожароопасный сезон".


Необходимость сохранения лесных массивов. Большой материальный ущерб от лесных пожаров. Лесные пожары наносят огромный экономический ущерб, гибнет флора и фауна.

Защита населенных пунктов, производственных объектов, линий электрических передач, нефти и газопроводов в лесных массивах (опашка, разрывы, минерализирован. полоски).

90% всех лесных пожаров происходит по вине человека. Причины пожара: непотушенный костер, брошенные не затушенные сигареты, спички, сжигание порубочных остатков и сухой травы, самовозгорание торфа. Основные трудности борьбы с лесными пожарами сводятся к проблемам: раннего обнаружения очага пожара, своевременной доставке сил и средств к месту пожара, дефицита огнетушащих веществ. Большая трудоемкость работ. Основные способы тушения: захлестывание, засыпка песком, землей. Опасность для людей, находящихся в горящем лесу. Контроль со стороны работников лесных пожарно-химических станций. Административные меры возлагаются за нарушения противопожарного режима в лесу.

Учебно-методическая литература

Учебники: М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др. Основы безопасности жизнедеятельности: 4-й класс, Учебник для общеобразовательных учреждений М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.

Для составления тематического планирования по данному курсу использована следующий УМК:

  1. Программа по ОБЖ, составленная Мишиным Б.И., утвержденной Министерством образования Российской Федерации для 1–11-х классов в 2002 году;

  2. Учебник М.П. Фролов, Е.Н. Литвинцев, А.Т. Смирнов и др. “Основы безопасности жизнедеятельности” для 4-го класса. М.: Издательство АСТ, 2003;

  3. Детская энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ. М.: Издательство “Астрель”, 2003;

  4. Энциклопедия для детей “Личная безопасность”. М.: “Аванта+”, 2003;

  5. А. Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях”. М.: “Эксмо”, 2003

  6. Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности» ст. 25 от 21.12.94 г.

  7. Методическое пособие для проведения занятий по правилам пожарной безопасности с учащимися общеобразовательных школ Московской области от 06.03.2000 г.

  8. Методические рекомендации для обучения противопожарной грамоте учащихся младших классов. г. Челябинск 1998 г.

  9. Памятка для председателей первичных организаций Всероссийского добровольного





5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Методическое пособие по ПДД и пожарной безопасности

Автор: Захарова Людмила Николаевна

Дата: 24.02.2017

Номер свидетельства: 395305

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Проект "Азбука безопасности""
    ["seo_title"] => string(28) "proekt_azbuka_bezopasnosti_1"
    ["file_id"] => string(6) "522175"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1570645534"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства