kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическое пособие “Как научить младшего школьника слушать музыку?”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие “Как научить младшего школьника слушать музыку”. Начальная школа/сост. Н.С. Овчинникова, И.Г. Винникова. - Черепановский Педагогический Техникум, 2016.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Уважаемые   студенты и учителя!

      Данное пособие рекомендовано для учителей музыки начальных классов и для студентов педагогического техникума.

      В пособие  представлены психологические основы музыкального восприятия младших школьников, разнообразные приемы организации слушания музыкальных произведений, как на уроках музыки, так и на внеурочных занятиях.

     К методическому пособию имеется приложение «Фонохрестоматия музыкальных произведений для уроков музыки. 4 класс». 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие “Как научить младшего школьника слушать музыку?”»

ГАПОУ СПО НСО

Черепановский педагогический техникум




Как научить младшего школьника слушать музыку?”







И.Г. Винникова

Н.С. Овчинникова











2016 год



Методическое пособие “Как научить младшего школьника слушать музыку”. Начальная школа/сост. Н.С. Овчинникова, И.Г. Винникова. - Черепановский Педагогический Техникум, 2016.



Уважаемые студенты и учителя!

Данное пособие рекомендовано для учителей музыки начальных классов и для студентов педагогического техникума.

В пособие представлены психологические основы музыкального восприятия младших школьников, разнообразные приемы организации слушания музыкальных произведений, как на уроках музыки, так и на внеурочных занятиях.

К методическому пособию имеется приложение «Фонохрестоматия музыкальных произведений для уроков музыки. 4 класс».



Желаем вам успеха!!!





Психологические основы музыкального восприятия младших школьников.

В психологии восприятие определяется как целостное отражение предметов, возникающее при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. При этом восприятие – не пассивное копирование, а живой, творческий процесс познания.

Будучи необходимым этапом познания, оно всегда связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет аффективно-чувственную окраску.

Восприятие музыки – это универсальная музыкальная способность, формирующаяся на основе музыкального опыта. (В. Медушевский)

Н.А. Ветлугина определяет музыкальное восприятие как сложный, чувственный, поэтический процесс постижения музыки, наполненный глубокими внутренними переживаниями слушателя, в котором взаимодействуют сенсорные ощущения музыкальных созвучий, предшествующий опыт знакомства с музыкальными сочинениями, живые ассоциации с происходящим в данный момент.

Развитое музыкальное восприятие характеризуется:

  • эстетически-эмоциональной окрашенностью (переживание красоты музыкального образа, чувств, мыслей и настроений);

  • избирательностью (музыкальное произведение нравится, на нравится, оставляет равнодушным);

  • внутренней активностью (смысловое содержание художественному образу произведения).

Период от 7 до 10-11 лет является сензитивным в развитии музыкальности. Он обуславливается динамикой созревания центральной нервной системы, формированием органов слуха, движения, структуры эмоциональной саморегуляции и интеллекта.

В 7 лет школьник улавливает в музыке в первую очередь ее ритмическую и динамическую сторону, а звуковысотную – мелодию и гармонию – воспринимает хуже.


Требования ФГОС начального общего образования определяют формирование у младших школьников:

п. 1.2 Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

Музыкально-слушательская деятельность – один из основных видов музыкальной деятельности младших школьников на уроках музыки

Музыкально-слушательская деятельность имеет цель развитие культуры восприятия музыки у школьников.

В основе музыкального восприятия лежит сложный психический процесс вычленения в произведениях искусства свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства



Этапы музыкально - слушательской деятельности:



1.вступительное слово учителя

2. слушание произведения

3. беседа о прослушанном произведении

4. анализ услышанного

5.повторное слушание.





Методические приемы организации восприятия музыкального произведения



  • Использование видеофрагмента

  • Беседа по иллюстрации

  • Чтение стихотворения

  • Показ движением мелодии

  • Показ мелодии графически

  • Закрыть глаза и принять удобную позу

  • Составление сравнительной таблицы

  • Рисование под музыку

  • Анализ музыкального произведения

  • Использование ремикса

  • Сравнение музыкальных произведений

  • Игровой момент

  • Использование словаря эмоций

  • Использование цветка интонации

  • Театрализация









Начинать становление умений и навыков музыкально-слушательской деятельности учащихся следует с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирования эмоциональной отзывчивости.

Чтобы расширить эмоционально-чувственный мир школьника и его словарный запас для перевода интуитивного переживания, вызванного музыкой, в вербальные характеристики можно использовать словарь эмоций.



Так на уроке музыки в 3 в классе по теме: «Звучащие картины» перед слушанием музыкальных произведений из детского альбома Петра Ильича Чайковского был предложен словарь эмоций, с помощью которого школьники, прослушав музыкальное произведение, должны описать характер музыки. (урок проводит студентка 41 группы Устюжанина Юля).








В соответствии с современными требованиями на уроках музыки обязательно используются информационно-коммуникативные технологии.

Особенно ярко музыкальное произведение воздействует на ребенка в «живом» звучании. Для этого можно использовать компьютер, мультимедийный проектор.



Так на уроке в 4 б классе по теме «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!» предлагаем школьникам посмотреть фрагмент художественного фильма «Александр Невский», где звучит отрывок из одноименной кантаты Сергея Прокофьева, который называется «Вставайте люди русские». (урок проводит студентка 301 группы Овчинникова Надежда).

Важным моментом в организации слушания музыкального произведения является вступительное слово учителя. Словесные комментарии учителя рекомендуются сегодня учебными программами по предмету «Музыка» с направленностью на то, чтобы заинтересовать детей произведением, которое они будут слушать. Д. Б. Кабалевский отмечал, что увлекательная беседа, живое слово о музыке, способное определенным образом настроить сознание юных слушателей, составляет одну из важнейших частей всей музыкально-воспитательной работы.

После эмоционального настроя повышается слушательская активность школьников и увеличивается потенциал их деятельности. Важно пробудить в детях внутреннее сопереживание.




Поскольку зрительные образы являются начальным этапом музыкального восприятия, то на уроках музыки эффективно использование перед слушанием музыкального произведения художественных иллюстраций.


На уроке в 4 классе по теме «Я пойду по полю белому… На велики й праздник собралася Русь!» предлагаем беседу по иллюстрации «Мертвое поле», художника Поповского.













К методическим приемам активизации внимания при слушании музыкального произведения относится также сформулированный перед прослушиванием музыкального произведения конкретный вопрос или задание. Например: Показать мелодию движением.



На уроке музыки во 2 классе школьники, слушая музыкальное произведение, должны были показать поднятием руки, где заканчивается одна часть мелодии и начинается другая.

Так на уроке во 2 классе по теме «Эти разные марши» школьники показывают ритм марша, выполняя маршевые движения под музыку.











Следующий прием «Показать мелодию графически». Слушая музыкальное произведение, школьники учатся показывать графически ритм вальса, ритм марша, ритм польки.




















Интересным приемом является использование цветка интонации.

Каждый лепесток представляет собой средство интонации. Их 7: ритм, мелодия, темп, тембр, динамика, регистр, лад. Данный прием может быть использован в 3 - 4 классах, когда дети изучили средства музыкальной выразительности.

Слушая музыкальное произведение школьники, пользуясь цветком интонации, выявляют средства музыкальной выразительности, используемые в данном музыкальном произведении.

Важно формировать уже с младшего школьного возраста культуру слушания музыки. Познакомить школьников с правилами слушания.











Для сосредоточения внимания на музыкальном произведении можно использовать прием закрыть глаза и принять удобную позу. Дети меньше отвлекаются и более внимательно слушают музыку.


Слушая пьесу можно дать задание рисовать образы, которые ребенок представляет под музыку.



Так на уроке в 3 классе по теме « На прогулке» ученики, слушая пьесу «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки» Модеста Петровича Мусоргского должны были нарисовать образ сказочного героя, которого можно представить гуляющим под эту музыку.

Более сложным приемом, который мы использовали на уроках в 3, 4 классах было задание «Составить таблицу, заполнив соответственные графы.




На уроке в 4 классе по теме: «Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь» в процессе слушания фрагментов из оперы «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского: «Девицы, красавицы» и « Уж как по мосту, мосточку» составляем сравнительную таблицу.














В начальной школе на уроках музыки остается актуальным включение в структуру урока игровых моментов. Так на уроке в 3 классе по теме «Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь» разыгрываем с детьми фрагмент ярмарки. Атрибуты русского народного костюма: платок, кокошник, сарафан; предметы русского народного быта: самовар, сушки, глиняные игрушки, свистульки и т.д. создают атмосферу народного гуляния.



Фрагмент урока в 3 классе, где используется игровой момент: дети продают на ярмарке изделия народного промысла. (Студенты 41 группы Арефьева Ирина и Титова Людмила)

















Прием инсценирования помогает ребенку глубже понять переживания того или иного произведения. Особенно слушая русские народные песни, музыкальный фольклор. Например, «На горе то калина», «Как у наших у ворот» и другие русские народные песни.


Школьники глубже чувствуют настроение песни, ее эмоциональный настрой, театрализация вызывает интерес к русскому фольклору. (Урок проводит студентка 301 группы Коврижных Анастасия)













После организации слушания проводится анализ музыкального произведения. При этом необходимо помнить, что личностный характер познания в искусстве настолько глубок, что личностно-эмоциональный компонент входит составным элементом в объект отражения. Л.С. Выготский писал: « …Когда мы воспринимаем какое-либо произведение искусства, нам кажется, что мы выполняем исключительно индивидуальную реакцию, связанную только с нашей личностью». А русский скульптор М. М. Антопольский сказал так…… И это мы должны учитывать при анализе музыкального произведения.



При анализе музыкального произведения можно использовать прием сравнения.


Так на уроке во 2 классе по теме: «Музыка утра. Музыка вечера» сравниваем два прослушанных музыкальных произведения: Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Эдварда Грига и Вечерняя песня. Модеста Петровича Мусоргского. (урок проводит студентка 41 группы Зарипова Снежана).




Существенное значение в понимании музыки имеет овладение школьниками музыкальной грамотой. На это указывал в своих трудах еще Дмитрий Борисович Кабалевский. Современные требования к уроку предполагают деятельностный подход. Необходимо включать школьников в активную познавательную деятельность и при изучении нотной грамоты. На уроке эффективно использовать ребусы, загадки про ноты.




Урок музыки во 2 в классе по теме «Эти разные марши» проводит студентка 41 группы Кульмаметьева Марина.

Конечно, каждый урок музыки должен оставить в душе ребенка эмоциональные переживания. В соответствии с требованиями ФГОС НОО современный урок включает этап рефлексии. Можно использовать разнообразные приемы: солнышки и тучки, заполни нотку и другие.






В начальной школе необходимо учить младших школьников слушать музыку, используя разнообразные приемы, которые мы рекомендуем.






Список литературы

1.Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. Учреждений высш.проф.образования/ М.С.Осеннева. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – (Сер.Бакалавриат).

2. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. Учреждений сред.проф.образования/ О.В.Гончарова, Ю.С.Богачинская. М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с.

3. Методика музыкального воспитания: учебник для учащихся педагогических училищ/
Наталья Ветлугина, Ирина Дзержинская. М.: Издательский центр «Академия» 1982








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическое пособие “Как научить младшего школьника слушать музыку?”

Автор: Овчинникова Надежда Сергеевна

Дата: 21.03.2016

Номер свидетельства: 308342

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "отчёт по самообразованию «Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения познавательной активности младших школьников». "
    ["seo_title"] => string(143) "otchiot-po-samoobrazovaniiu-ispol-zovaniie-ikt-v-nachal-noi-shkolie-kak-sriedstvo-povyshieniia-poznavatiel-noi-aktivnosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "131279"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416133611"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства