Методические средства развития читательской самостоятельности у младших школьников.
Методические средства развития читательской самостоятельности у младших школьников.
Черникова Е. А.
МБОУ «Кадетская школа «Патриот»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
Методические средства развития читательской самостоятельности у младших школьников.
Научить ребенка читать - эта задача осуществляется на протяжении всего обучения в начальной школе. Техника, темп чтения, осознание прочитанного - основные составляющие продвижения младшего школьника к литературному образованию и развитию читательской самостоятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические средства развития читательской самостоятельности у младших школьников.»
Черникова Е. А.
МБОУ «Кадетская школа «Патриот»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
Методические средства развития читательской самостоятельности у младших школьников.
Научить ребенка читать - эта задача осуществляется на протяжении всего обучения в начальной школе. Техника, темп чтения, осознание прочитанного - основные составляющие продвижения младшего школьника к литературному образованию и развитию читательской самостоятельности.
В работе с учащимися могут использоваться различные методы, помогающие сформировать в ребенке навыки читательской самостоятельности. Дети лучше усваивают учебный материал, готовы к различным творческим заданиям, когда имеют навыки правильного, беглого, выразительного чтения. В. Сухомлинский писал: "Книга играет большую роль в духовной жизни детей, но только тогда, когда ребенок умеет хорошо читать. Что значит "хорошо читать"? Это, прежде всего владение элементарным умением - техникой чтения" [Сухомлинский 1981:18].
Г. Боразнова пишет, что учащиеся, читающие к концу начальной школы 130-150 слов в минуту, могут в старших классах стать отличниками; читающие 110-120 слов - хорошистами; те, кто читает 80-100 слов в минуту, обычно успевают удовлетворительно. Исследователь обращает внимание на тот факт, что именно первые два года обучения являются решающими в становлении техники чтения. И если после двух лет обучения, ребенок читает только 30-40 слов в минуту, то в старших классах у него будут серьезные проблемы с учебой [Боразнова 2002: 36-38].
Другой точки зрения придерживается Н. Колганова. Она отмечает, что чтение как источник духовного обогащения не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Ребенок может читать бегло, безошибочно, но книга - это часто бывает - не стала для него той тропинкой, которая ведет к вершине умственного, нравственного и эстетического развития. Уметь читать - означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик "читает", в сознании которого слово играет, трепещет, переливается красками и мелодиями окружающего мира. Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением одновременно с ним и даже ранее чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом, которая должна отхватывать все сферы активной деятельности, духовной жизни детей - труд, игру, общение с природой, музыку, творчество. Без творческого труда, создающего красоту, без сказки и фантазии, игры и музыки невозможно представить чтение, как одну из сфер духовной жизни ребенка [Колганова 2005: 56-65.].
Для повышения эффективности уроков внеклассного чтения и формирования читательской самостоятельности, по мнению Н. Светловской, могут быть использованы следующие творческие виды работ:
краткий пересказ, где ребенок должен отобрать главное, отсеять второстепенное: он выбирает из текста основное содержание, передает его связно, последовательно;
пересказ с изменением лица рассказчика;
пересказ от одного из персонажей, чтобы успешно справиться с таким заданием, ученик должен войти в роль героя рассказа, взглянуть на события его глазами;
М. Оморокова указывает на то, что иллюстрирование проводится с разными целями: и при составлении плана, и при подготовке к пересказу, и для уточнения какого-то эпизода. Например, детям может быть предложено нарисовать словесную картину к наиболее понравившемуся отрывку и подобрать к ней слова автора. Этой работой любят заниматься все дети без исключения. С большим удовольствием на уроках литературного чтения дети занимаются экранизацией - это работа, сочетающая в себе рисунок с текстом. Она требует от учащихся знания содержания текста. В процессе работы над экранизацией желательно вместе с педагогом определять картинки, подбирать подписи к ним, иногда и музыкальное сопровождение. Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с творческой деятельностью, которая связанна с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи, а для этого необходимо много читать, уметь общаться с книгами [Оморокова 1999: 67-89].
Еще одним способом развития читательской самостоятельности учащихся начальных классов, по мнению Е. Никоновича, может стать творческая деятельность детей, направленная на использование и подбор рифмы, а также собственное сочинение сказок и историй. Данные задания способствуют развитию детского литературного творчества, приобщению к литературе, а это способствуют развитию навыков читательской самостоятельности, т.к. у ученика, который может сочинить, появляется необходимость записать придуманное, а затем и прочитать произведения других авторов [Никонович 2005: 35-37].
Как считает Н. Лифинцева, с целью повышения интереса у младших школьников к урокам внеклассного чтения помогают методы самостоятельной проверки домашнего задания. Дети на этапе проверки домашнего задания работают в парах постоянного состава. Если задано выразительное чтение текста, то первую часть читает один ученик, а другую - второй, аналогично и с заданием ответить на вопросы по тексту. Дети задают их друг другу и по очереди отвечают на них. Тем самым можно избежать лишних повторов и детям не становится скучно. Используя этот метод работы при изучении произведений, можно прочитать его по ролям. Предварительно выяснив у учащихся, сколько в рассказе действующих героев, их имена выписывают на доске. Затем дети образуют группы, часть учащихся встает, разворачивает стульчики и образует группу по 4-6 человек. Дети сами осуществляют дифференцированный подход: роль автора берет на себя наиболее сильный ученик, а остальные роли распределяют по степени трудности. Также на уроках литературного чтения может быть использована методика "Мозаика" - обучение детей в группе, где каждый учащийся что-то усваивает сам, а затем передает свои знания другим [Лифинцева 2004: 10-15].
С первого класса важно не просто познакомить своих детей с книгой, научить читать, а сделать, чтобы чтение стало неотъемлемой частью их жизни, а книга источником познания мира. Поэтому Г. Первова отмечает, что при ведении уроков внеклассного чтения важно:
- использовать яркие книги с яркими иллюстрациями, которые соответствуют содержанию книги;
- на каждое занятие использовать новую книгу с целью расширения читательского кругозора;
- проводить простейшие литературные игры, например, "Назови героя по описанию", "Найти ошибки в последовательности сказки", "Догадайся по иллюстрации, о чем пойдет речь в книге" и т.д.;
- стремиться, чтобы на каждой парте была книга, с которой дети знакомятся на уроке, для того, чтобы каждый ребенок имел возможность лично "пообщаться" с книгой [Первова 1999: 33-38].
Педагог Е. Мороз, делясь своим опытом развития читательской самостоятельности обучающихся, рекомендует с целью привития любви к чтению, предлагать ученикам помочь "распуститься дереву познания". Для этого педагог предлагает использовать плакат, на котором нарисовано сказочное дерево, где цветы - это карточки, на которых написано название книг, которые дети прочитали дома [http://uobr.net/wpcontent/uploads/2007/litdeyatelnoct. htm].
Утром, придя в класс, ребенок вешает лепесток, затем перед началом занятий ученики вместе с учителем подходят к дереву и называют сказки или рассказы, которые они прочитали. На уроке чтения несколько минут отводится тому, чтобы дети обменялись мнением о прочитанном, поделились своими переживаниями, тем самым ребята рекламируют книги. Это способствует развитию интереса к чтению.
Традиционны игры, в основе которых лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, "хитрые" вопросы по прочитанным книгам, викторины, кроссворды, отгадывание имен литературных героев, фамилий писателей, названий книг и произведений по серии вопросов, отгадывание героев и книг по описанию.
Среди многообразных литературных игр, удобных для использования на уроках внеклассного чтения, наиболее распространены всевозможные загадки. В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется их кругозор.
Литературные игры - это игры-состязания, помогающие выяснить, кто лучше и внимательнее читает книги. Они являются занимательными, оживленными, веселыми, и в то же время очень содержательными. Они приучают ребят к внимательному чтению книг, помогают им глубже понять содержание произведения, обращают их внимание на художественные достоинства книги. Участие в игре, узнавание знакомых книг и их героев доставляют ребятам настоящее удовольствие.
Таким образом, для развития читательской самостоятельности учеников на уроках литературного чтения наиболее оптимальными методами будут: беседа о прочитанном, обмен мнениями, чтение - рассматривание, специальные упражнения направленные на формирование читательской самостоятельности; пересказ прочитанного; передача прочитанного по ролям; иллюстрирование прочитанного; творческая деятельность детей, направленная на использование и подбор рифмы, собственное сочинение сказок и историй; литературные игры, учет прочитанного.
Анализ психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы по проблеме формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения позволил сделать следующие выводы:
1. Вслед за Н. Светловской под "читательской самостоятельностью" мы будем понимать личностное свойство, которое можно считать конечной целью и объективным показателем деятельности младших школьников по чтению. Читательская самостоятельность проявляется в устойчивой потребности обращаться к книгам, периодической и справочной литературе, в осознанном выборе материала для чтения, в способности эффективно применить в процессе чтения приобретенные знания, умения и навыки.
2. Главной особенностью детей младшего школьного возраста является преобладание непроизвольного внимания над произвольным. Эта особенность позволяет сделать вывод, привлечения интереса на уроках литературы и внеклассного чтения наиболее эффективно воздействует на развития читательской самостоятельности. Уроки в начальной школе должны быть насыщенными и яркими, наполненными разнообразными заданиями.
3. Процесс развития читательской самостоятельности младших школьников будет эффективным, если на уроках литературного чтения и вне их будут использованы следующие методы обучения: краткий пересказ, пересказ с изменением лица рассказ; пересказ от одного из персонажей; передача прочитанного по ролям; инсценировка; словесное и графическое иллюстрирование прочитанного и др.