Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации учителю начальных классов по профилактике нарушения зрения младших школьников»
Деятельность учителя начальных классов по профилактике нарушения зрения младших школьников
В результате начала регулярных занятий в школе резко возрастает нагрузка на зрение ребенка. Работа на уроках, да еще и необходимость выполнения домашних заданий часто приводит к усталости глаз.
Дети с нарушениями зрения есть в каждом классе. Именно в младшем школьном возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период.
По данным общероссийской статистики: среди первоклассников близоруких - 5%, среди школьников 4-х классов - 12%. В 9-м классе этим заболеванием страдают уже 17% мальчиков и девочек, и часто в высокой степени. Около 20% выпускников школ страдают так называемой «школьной», прогрессирующей близорукостью. В целом, количество детей с хронической патологией за время обучения в школе возрастает в 1,5 раза. Зрение школьников является предметом широких и всесторонних исследований.
При этом все исследователи подтверждают общую закономерность - увеличение числа обучающихся с близорукостью от младших классов к старшим. С возрастом увеличивается не только процент близорукости обучающихся, но и степень близорукости. Это имеет особое значение при рассмотрении всей проблемы в целом, особенно с профилактических позиций.
Профилактика нарушений зрения у младших школьников составляет сегодня большую проблему для учителей начальной школы.
Есть различные факторы, стимулирующие нарушение зрения у школьников:
недостаточное освещение рабочего места (особенно при искусственном освещении);
неизменный вред приносит недостаточная освещенность рабочего места в домашних условиях во время приготовления уроков и чтения;
неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий;
очень важно, чтобы в домашней обстановке размеры мебели также соответствовали росту детей;
неправильная посадка за рабочим столом, вредная привычка читать и писать, сильно склонив голову, сгорбившись.
Нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях. Исходя из этого положения, надо рассматривать нарушения зрения у детей как большую, сложную проблему.
Первоеместо в комплексе мер по профилактике нарушения зрения и прогрессирования зрительной патологии, занимаютупражнения для глаз.
Упражнения для глаз оказывают своё полное действие, то есть укрепляют и развивают зрение, лишь в том случае, если выполнять их систематически – ежедневно и по нескольку раз в течение дня. Усталость глаз – одно из выражений общей усталости тела. Глаза, как и всякий орган, нуждаются в отдыхе: сама способность глаз к работе предполагает их отдых, а отдых для них – это упражнения, расслабление психики, и сон. Упражнения для глаз предусматривают: движение глазного яблока по всем направлениям для снятия напряжения с глазных мышц и расслабление.
Вариантов упражнений много, но все они сводятся к вариациям следующих основных типов:
расслабление глаз (сидим с закрытыми глазами и представляем приятную для нас картинку: море, горы, поляна и т.п.);
упражнение с «точкой» на стекле (приклеиваем на стекло черный круг диаметра около 0,5 см и по очереди смотрим на него и на что-либо вдали за окном);
«рисуем» глазами бабочку, восьмерку, круги (все это сначала влево, а потом вправо), не забываем, что сама голова при этом неподвижна.
Второе место в комплексе мер по профилактике нарушения зрения, занимает
массаж глаз. Хорошее влияние на циркуляцию крови и на нервы оказывает поглаживание закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью и легкое разминание. Наиболее распространен прием массажа двумя пальцами - указательным и средним - в виде восьмиобразного движения. По нижнему краю глаза движение к носу, по верхнему краю глаза - над бровями. Такое движение повторяется 8-16 раз.
Третьим помощником профилактики нарушения зрения младших школьников является минимизация дополнительной нагрузки на зрение в виде телевизора и компьютера. Кроме того, для предупреждения утомления и зрительного напряжения при просмотре телепередач очень важны три условия: расстояние от зрителя до телевизора, освещение в комнате, качество изображения на экране. Необходимо соблюдение правил зрительного режима при работе с компьютером предотвращает развитие компьютерного синдрома и нарушений зрения.
И, наконец, четвертым направлением охраны зрения должна стать выработка полезных привычек:
правильная организация рабочего места (высота стола и стула, мощность лампы);
привычки читать и писать правильно (выработка рабочей позы, правильной осанки);
привычки есть полезные для глаз продукты (творог, кефир, отварную рыбу, говядину, индейку, крольчатину, морковь и капусту, чернику, бруснику, клюкву и обязательно зелень — петрушку, укроп…).
Грамотно организованная работа в данном направлении обязательно принесет положительный результат.
Очень важна и роль тесного сотрудничества школы и семьи, в результате которого, складываются единые взгляды на профилактическую, оздоровительную и коррекционную работу, и обучающиеся могут в семейных условиях продолжать обучение и закреплять полученные в школе знания, а приобретённые умения трансформировать в навыки и привычки.
Зрение — это не шутка, лучше предотвратить проблемы, чем потом их решать.