kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации учителю начальных классов по профилактике нарушения зрения младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации учителю начальных классов по профилактике нарушения зрения младших школьников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации учителю начальных классов по профилактике нарушения зрения младших школьников»

Деятельность учителя начальных классов по профилактике нарушения зрения младших школьников


В результате начала регулярных занятий в школе резко возрастает нагрузка на зрение ребенка. Работа на уроках, да еще и необходимость выполнения домашних заданий часто приводит к усталости глаз.

Дети с нарушениями зрения есть в каждом классе. Именно в младшем школьном возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период.

По данным общероссийской статистики: среди первоклассников близоруких - 5%, среди школьников 4-х классов - 12%. В 9-м классе этим заболеванием страдают уже 17% мальчиков и девочек, и часто в высокой степени. Около 20% выпускников школ страдают так называемой «школьной», прогрессирующей близорукостью. В целом, количество детей с хронической патологией за время обучения в школе возрастает в 1,5 раза. Зрение школьников является предметом широких и всесторонних исследований.

При этом все исследователи подтверждают общую закономерность - увеличение числа обучающихся с близорукостью от младших классов к старшим. С возрастом увеличивается не только процент близорукости обучающихся, но и степень близорукости. Это имеет особое значение при рассмотрении всей проблемы в целом, особенно с профилактических позиций.

Профилактика нарушений зрения у младших школьников составляет сегодня большую проблему для учителей начальной школы.

Есть различные факторы, стимулирующие нарушение зрения у школьников:

  • недостаточное освещение рабочего места (особенно при искусственном освещении);

  • неизменный вред приносит недостаточная освещенность рабочего места в домашних условиях во время приготовления уроков и чтения;

  • неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий;

  • очень важно, чтобы в домашней обстановке размеры мебели также соответствовали росту детей;

  • неправильная посадка за рабочим столом, вредная привычка читать и писать, сильно склонив голову, сгорбившись.

Нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях. Исходя из этого положения, надо рассматривать нарушения зрения у детей как большую, сложную проблему.

Первое место в комплексе мер по профилактике нарушения зрения и прогрессирования зрительной патологии, занимают упражнения для глаз.

Упражнения для глаз оказывают своё полное действие, то есть укрепляют и развивают зрение, лишь в том случае, если выполнять их систематически – ежедневно и по нескольку раз в течение дня. Усталость глаз – одно из выражений общей усталости тела. Глаза, как и всякий орган, нуждаются в отдыхе: сама способность глаз к работе предполагает их отдых, а отдых для них – это упражнения, расслабление психики, и сон. Упражнения для глаз предусматривают: движение глазного яблока по всем направлениям для снятия напряжения с глазных мышц и расслабление.

Вариантов упражнений много, но все они сводятся к вариациям следующих основных типов:

  • расслабление глаз (сидим с закрытыми глазами и представляем приятную для нас картинку: море, горы, поляна и т.п.);

  • упражнение с «точкой» на стекле (приклеиваем на стекло черный круг диаметра около 0,5 см и по очереди смотрим на него и на что-либо вдали за окном);

  • «рисуем» глазами бабочку, восьмерку, круги (все это сначала влево, а потом вправо), не забываем, что сама голова при этом неподвижна.

Второе место в комплексе мер по профилактике нарушения зрения, занимает

массаж глаз. Хорошее влияние на циркуляцию крови и на нервы оказывает поглаживание закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью и легкое разминание. Наиболее распространен прием массажа двумя пальцами - указательным и средним - в виде восьмиобразного движения. По нижнему краю глаза движение к носу, по верхнему краю глаза - над бровями. Такое движение повторяется 8-16 раз.

Третьим помощником профилактики нарушения зрения младших школьников является минимизация дополнительной нагрузки на зрение в виде телевизора и компьютера. Кроме того, для предупреждения утомления и зрительного напряжения при просмотре телепередач очень важны три условия: расстояние от зрителя до телевизора, освещение в комнате, качество изображения на экране. Необходимо соблюдение правил зрительного режима при работе с компьютером предотвращает развитие компьютерного синдрома и нарушений зрения.

И, наконец, четвертым направлением охраны зрения должна стать выработка полезных привычек:

  • правильная организация рабочего места (высота стола и стула, мощность лампы);

  • привычки читать и писать правильно (выработка рабочей позы, правильной осанки);

  • привычки есть полезные для глаз продукты (творог, кефир, отварную рыбу, говядину, индейку, крольчатину, морковь и капусту, чернику, бруснику, клюкву и обязательно зелень — петрушку, укроп…).

Грамотно организованная работа в данном направлении обязательно принесет положительный результат.

Очень важна и роль тесного сотрудничества школы и семьи, в результате которого, складываются единые взгляды на профилактическую, оздоровительную и коррекционную работу, и обучающиеся могут в семейных условиях продолжать обучение и закреплять полученные в школе знания, а приобретённые умения трансформировать в навыки и привычки.

Зрение — это не шутка, лучше предотвратить проблемы, чем потом их решать.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Голощапова Марина Викторовна

Дата: 24.05.2016

Номер свидетельства: 329922

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «МОЕ ЗДОРОВЬЕ» НА ТЕМУ "СКОЛЬКО ВЕСИТ ЗДОРОВЬЕ УЧЕНИКА?" "
    ["seo_title"] => string(86) "issliedovatiel-skaia-rabota-moie-zdorov-ie-na-tiemu-skol-ko-viesit-zdorov-ie-uchienika"
    ["file_id"] => string(6) "176023"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424350842"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства