Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Как обучать детей начальных классов осознанному чтению"»
Методические рекомендации для учителей начальных классов на тему:
«Как обучать детей начальных классов осознанному чтению»
Мы все знаем, что чтение должно быть осознанным, выразительным, достаточно беглым и правильным. Все эти качества взаимосвязаны. Эти качества мы уже начинаем вырабатывать уже с 1- ого класса.
В методике выделяют три этапа формирования навыка чтения:
Аналитическийэтап. Здесь происходят восприятие, произнесение и осмысление. Обычно начинается при обучении грамоте. Его признак – слоговое чтение.
Синтетический этап. Все три этапа происходят одновременно. Ребёнок начинает читать целыми словами. Главным признаком перехода на этот этап является наличии при чтении интонирования. Это конечно появляется при осознанном чтении. Обычно происходит на втором году обучения.
Этап автоматизации. Это означает, чтотехника чтения доведена до автоматизма. Все интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идея произведения, его композиция, художественные средства. У детей появляется желание самостоятельно, без помощи учителя, поделиться впечатлениями о прочитанном, самостоятельно обсудить о прочитанном.
Чтобы довести чтение до автоматизма, учитель должен учитывать следующие условия:
Каждый день тренироваться в чтении;
Текст подбирать с учётом индивидуальных особенностей детей;
Работа над тем, чтобы при чтении, по возможности, не допустить ошибки;
Чтение про себя начинать с 3 класса;
Работа над беглостью и правильностью чтения имеет смысл лишь тогда, когда ученик понимает то, что читает. Для отработки таких навыков можно использовать приёмы, представляющие себе 2 направления:
Использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания.
Применение при чтении художественных произведений принципа многочтения. Принцип состоит многократном чтении.
Работа над сознательностью чтения. В этом случаеребёнок должен понимать отдельные предложения и их связи между собой, а также отдельные части текста и наконец понимание всего смысла текста.
Существуют свои приёмы работы:
Приём зеркального чтения,такие слова как кот- ток, рот – тор и др.
Придумать продолжение слова: рыболов, комаров и др.
Коллективное прочтение повторяющихся лёгких слов и фраз
Поиск в тексте заданных слов
Восполнение пропуска слов в предложениях с подсказкой их некоторых букв.
Смысловое чтение – это такое чтение, которое направлено на понимание смыслового содержания текста. Для этого недостаточно просто прочесть текст, необходимо откликнуться на содержание.
Цель смыслового чтения – максимально точно понять содержание текста, учитывать все детали и практически осмыслить информацию.
Смысловое чтение представляет комплексное УУД, состоящее из
Осмысление чтения текста
Умение выделять главное и второстепенное
Умения выделять различные типы текстов
Умение воспринимать информацию
Некоторые методические приемы развития смыслового чтения:
Инсерт – система записи с помощью условных знаков;
Классификация вопросов Б.Блума
Кластеры –способ визуализации
способ визуализации).
Синквейн – способ синтеза материала.
Прием «Толстые и тонкие вопросы». Толстые вопросы требуют неоднозначных вопросов.