Методическая статья "Развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся"
Методическая статья "Развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся"
В данной статье дается краткое пояснение самого понятия «гипотеза», рассматривается как рождаются гипотезы, какими они бывают, как их строить, какие упражнения существуют для развития способностей выдвигать гипотезы. Также приводится несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи при работе с младшими школьниками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая статья "Развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся"»
Развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся
Умение выдвигать гипотезу
О. М. Сечко учитель начальных классов мыскаменская школа-интернат С(П)ОО
Аннотация
Одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В данной статье дается краткое пояснение самого понятия «гипотеза», рассматривается как рождаются гипотезы, какими они бывают, как их строить, какие упражнения существуют для развития способностей выдвигать гипотезы. Также приводится несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи при работе с младшими школьниками.
Вслед за выявлением проблемы идет поиск ее решения, то есть развертывается следующая фаза мыслительного процесса – фаза решения проблемы. Как говорил в связи с этим Г. Гегель, мысль «…должна возвыситься над точкой зрения удивления, дабы действительно познать свой объект»*. Ответ на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез. Новое знание впервые осознается исследователем в форме гипотезы, последняя выступает необходимым и кульминационным моментом мыслительного процесса.
Поэтому, одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.
Слово гипотеза происходит от древнегреческого hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые различные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Интересные наблюдения за гипотетическими построениями новых слов и речевых оборотов содержит книга К. И. Чуковского «От двух до пяти». С этими гипотетическими трактовками содержания слов, с процессом создания собственных слов постоянно сталкиваются все, кто имеет дело с маленькими детьми.
Гипотеза – это предположительное, вероятностное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотеза – это предвидение событий. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение.
Одно из главных очевидных требований к гипотезе – ее согласованность с фактическим материалом, поэтому некоторые очень серьезные исследователи склонны считать, что не всякое предположение можно называть гипотезой. Гипотеза, утверждают они, в отличие от простого предположения должна быть обоснованной, указывающей путь исследовательского поиска. Но для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей ребенка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше», и нам годятся любые, самые фантастические гипотезы и даже провокационные идеи. Уже сама по себе гипотеза может стать важным фактором, мотивирующим творческий исследовательский поиск ребенка.
Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных (провокационных) идей – важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск и, в конечном счете, прогресс в любой творческой деятельности. Рассмотрим кратко, как рождаются гипотезы, какими они бывают, как их строить, какие упражнения существуют для развития способностей выдвигать гипотезы.
________________
*Гегель Г. Сочинения. Т. 3. М. – Л., 1956
Как рождаются гипотезы
Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. А откуда берется проблема? В профессиональной исследовательской работе обычно бывает так: ученый думает, что-то читает, беседует с коллегами, проводит предварительные эксперименты. В результате находит какое-то противоречие или что-то новое, необычное. Причем, чаще всего это необычное, неожиданное обнаруживается там, где другим все представляется понятным, ясным, то есть там, где другие не замечают ничего необычного. Познание начинается с удивления тому, что обыденно, говорили еще древние греки.
Способы проверки гипотез обычно делят на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий, в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты.
Итак, гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем и затем, в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов, оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.
Ценность предположений, даже самых нелепых, провокационных идей в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений, погрузиться в стихию мысленной игры, риска, сделать то, без чего движение в неизведанное невозможно.
В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Вот простое упражнение: давайте вместе подумаем, как птицы узнают дорогу на юг? (почему весной появляются почки на деревьях? Почему течет вода? Почему дует ветер? Почему металлические самолеты летают? Почему бывают день и ночь? и др.).
Какими, например, могут быть гипотезы в данном случае? Птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.), они указывают им направления полета; птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу; птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним; а может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолете или на корабле?
Бывают и совершенно иные, особенные, неправдоподобные гипотезы, их обычно называют провокационными идеями. В нашем случае это может быть, например, такая идея: «Птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса.»
Гипотезы, предположения, а также различные провокационные идеи позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты. Для того, чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться, размышляя, задавать вопросы. При каких условиях это применимо?
Вот несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. Прежде надо отметить, что, делая предположения, мы обычно используем следующие слова:
может быть;
предположим;
допустим;
возможно;
что, если…
Упражнения на обстоятельства
При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов?
Ветка дерева;
телефон;
кукла;
фрукты;
гоночный автомобиль;
книга;
самовар;
барабан.
Очень эффективно (в плане тренировки умения выдвигать гипотезы) упражнение, предполагающее обратное действие. Например, при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
Предложите несколько разных гипотез по этим поводам. Придумайте также и несколько провокационных идей.
Как вы думаете, почему детеныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть?
Почему весной тает снег?
Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем?
Почему цветы имеют такую яркую окраску?
Почему летом снег в горах не тает?
Почему бывают наводнения?
Почему зимой идет снег, а летом только дождь?
Почему Луна не падает на Землю?
Почему в космос летают ракеты?
Почему самолет оставляет след в небе?
Почему многие дети любят компьютерные игры?
Почему бывают землетрясения?
Задания типа «Найдите возможную причину события» также могут помочь научиться выдвигать гипотезы.
Дети стали больше играть во дворах.
Миша весь вечер играл со строительным конструктором.
Пожарный вертолет весь день кружил над лесом.
Полицейский автомобиль одиноко стоял у дороги.
Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.
Друзья поссорились.
Интересное задание для тренировки умений по выработке гипотез и провокационных идей. Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы произошло в результате. Например, «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?»
«Птицы низко летают над землей» («На столе лежит открытая книга»; «На улице начал таять снег»; «Троллейбус сигналит под окном»; «Мама сердится» и др.). Необходимо сделать по данному поводу два самых логичных предположения и придумать два самых логичных объяснения. Задания станет интереснее, если еще попытаться придумать два-три самых фантастических и неправдоподобных объяснения.
«Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов» («Слоны стали меньше кошек», «Люди стали в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас» и др.). чтобы произошло в этом случае? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу.