Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Зрительные диктанты на уроках математики"(1 класс).»
Основным источником побуждения младшего школьника к умственному труду на уроках математики в первом классе может послужить интерес. Интерес, как и другой вид эмоционального состояния, имеет явное внешнее выражение на лицах детей, в их поведении и словесных откликах. Значительно лучше и прочнее запоминается всё то, что было эмоциональным, вызвало живые и яркие чувства, чем то, что оставило человека равнодушным.
Поддерживая интерес различными приёмами, надо его постепенно воспитывать: вначале как интерес к своей непосредственной деятельности во время занятий, а затем, то бы он перерастал в интерес к математике как науке, в интерес к процессу мыслительной деятельности, к новым знаниям в области математики.
Немаловажное значение для успешного усвоения учебного материала имеет развитие зрительной, оперативной ( т.е. кратковременной ) памяти, умения анализировать, сравнивать рисунки, геометрические фигуры, знаки, устанавливать закономерность, находить нарушения данной закономерности.
Для этих целей провожу на уроках математики 2-3 раза в месяц, начиная с первого класса, зрительные диктанты. Чаще всего они проходят в форме игр: « Кто больше запомнит?», « Фотограф», « Не ошибись!», « Не подведи свою команду!», « Найди ошибку».
В течении одной минуты одновременно показываю фигуры и знаки, которые даны на доске или на таблице в цвете ,а затем прошу учащихся воспроизвести их в тетради по памяти, конечно, в уменьшенном размере, но с сохранением порядка изображаемых фигур, особенностей их конфигурации и раскраски. Постепенно время показа сокращаю, а задания усложняю.
Использую разнообразные формы проверки таких заданий, например, самопроверку с подчёркиванием и исправлением ошибок, взаимную проверку тетрадей учащимися. Провожу анализ ошибок.
На первых порах не все дети успешно справляются с заданиями. Некоторые успевают воспроизвести две-три фигуры из пяти-шести предложенных ( при ограничении времени воспроизведения), но постепенно количество воспроизведения увеличивается, а качество улучшается. К концу учебного года большинство детей успешно справляются с заданиями. Они им очень нравятся. Приведу некоторые задания для зрительных диктантов, которые использую в своей практике в первом классе: запомни и нарисуй ,составь из палочек , найди и исправь ошибку , продолжи .