kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мелкая моторика - путь к развитию интеллекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источники способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мелкая моторика - путь к развитию интеллекта»

Мелкая моторика – путь к развитию интеллекта.

"Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев,
образно говоря, идут тончайшие ручейки,
 которые питают источник творческой мысли" В.А.Сухомлинский.

Каждый ребенок по-своему талантлив, и, пожалуй, одной из главных задач в воспитании ребенка является раскрытие этого таланта. В наше время наиболее актуальными стали занятия информатикой, математикой, иностранными языками. Но не менее важен и еще один язык – это язык музыки, который не нуждается ни в каком переводе, ведь это язык чувств. Помимо того, что музыкальная деятельность всегда эмоциональна, она активизирует умственное развитие ребенка, так  как при игре на музыкальном инструменте задействованы движения кисти и пальцев рук – так называемая мелкая моторика. Именно развитию мелкой моторики у детей, психологи придают особую важность, при этом связывая ее с развитием речи.  Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около 1/3 всей площади двигательной проекции коры  головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или мелкую моторику, что является одним из основных направлений коррекционной работы по воспитанию у ребенка здоровой речи. Помимо речи тренировка пальцев  влияет на развитие умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него  умение концентрировать внимание.

Активное развитие мелкой моторики происходит в процессе игры на музыкальном инструменте.

При игре на фортепиано различных упражнений, для начала это нажатие одной клавиши одним пальцем, затем постепенное усложнение задач (две клавиши берутся поочередно двумя соседними пальчиками: 2-3,3-2;1-2,2-1;4-5,5-4 и т.д.), у детей начинается развитие мелкой моторики, укрепляются мышцы кисти, предплечья, плеча. Подушечки пальчиков становятся более чувствительными. Еще одним важным положительным моментом занятий именно на фортепиано, является тот факт, что и правая и левая руки задействованы в равной степени одинаково. Т.е. обе руки развиваются одновременно. Занятие по фортепиано проходит не только в виде игры на инструменте, в нем используются и другие виды деятельности: пение,  слушание, импровизация, чтение нот голосом (сольфеджирование), письмо и игры-упражнения для развития пианистического аппарата (крупной и мелкой моторики). Их масса в методиках педагогов-пианистов, но главная особенность в  них,  чтобы они превратились для ребенка в игру, связанную с его жизнью.

Для укрепления мышц плечевого пояса, спины и освобождения от зажатости рук я использую игры-упражнения «Здравствуй, солнышко», «Птицы, гуси..», « Пчелка», «Шалтай-болтай», «Мельница». Есть упражнения, предназначенные для укрепления свода кисти и развития гибкости кистевого сустава. Это - «Кузнечик», «Карусель», «Мячик», «Парашютик».              

При переходе к игре разными пальцами, для развития автономности подъемных движений каждого пальца  есть другие упражнения: «Пальчики –солдаты», «Наша дружная семья».

Для того чтобы ребенок лучше понял, что опускать пальцы на клавиатуру надо вертикально на подушечки, мы можем «поздороваться» каждым пальцем с первым поочередно, при этом сохраняя округлую форму  всех пальцев. Для этой цели можно использовать игру-упражнение «Медвежонок», «Добрые зверята». Для развития координации и глубины взятия звука использую упражнение «Радуга».

Знакомство с нотной грамотой приводит к развитию логического мышления, наподобие математики. В европейском средневековье музыка наряду с геометрией и астрономией входила в число точных наук. На первом этапе, когда дети не умеют еще читать ноты, мы играем с ними в «Живые звуки».  
Для ребенка  5 – 6 лет записать нотами звуковысотное соотношение – задача очень трудная, а работа по пособию дает возможность избежать трудностей письма.        

Я исполняю различные  попевки,  голосом и на инструменте, а ребенок передвигает пуговицы – звуки в соответствии с услышанным, и получает изображение слышимого на таблице. С помощью этого пособия ребенок легче учится различать звуки по высоте. Как правило, у детей представление о звуковысотности не сформировано. На звучание попевок в высоком регистре они обычно говорят: «спела тонким голосом», а в низком – «спела грубым голосом». И здесь надо сообщить, что в музыке принято говорить не тонкие, а высокие, не грубые, а низкие звуки. Таким образом, происходит развитие мышления и слухового, зрительного восприятия. В дальнейшем чтение нот голосом (сольфеджио) – это мышление, непосредственно связанное с действием – пением или игрой на инструменте. Его опорой является слуховая чувственно-моторная и специфическая «эмоциональная» память. Чтение нот и нотная запись требует большой тренировки мысли. При этом вырабатывается умение сосредоточиться, сконцентрировать внимание - основные элементы в развитии мышления.

Для успешного исполнения какой-либо песенки или пьески, ребенок запоминает мелодию наизусть, и при этом развивается такая его способность, как память. Причем при занятиях на фортепиано задействуются сразу несколько видов памяти: слуховая, зрительная, гармоническая, двигательная (пальцевая). Чем старше ребенок становится, и чем быстрее развивается, тем сложнее ставятся задачи, произведения постепенно увеличиваются в объемах, у ребенка появляется желание играть что-то более сложное и интересное, следовательно, объем запоминаемой информации с каждым разом увеличивается. Если память тренируется с раннего возраста, то в дальнейшем для ребенка не будет составлять сложности выучивать большие стихотворения, он будет легко и надолго запоминать любую информацию.

Помимо этого игра на фортепиано развивает координацию движений не только рук, но и ног при использовании педали. При переходе игры обеими руками одновременно, ребенку вначале иногда бывает сложно следить за правильностью игры обеих рук, тем более, если нужно исполнить разные приемы звукоизвлечения. Например: в правой руке - легато, т.е связное исполнение мелодии, а в левой – стаккато (отрывистое исполнение звуков). Можно попросить ребенка сыграть правой рукой, а левой вместо него сыграть педагогу, а потом наоборот. Или попробовать правой рукой играть мелодию, а левой  отстукивать все доли, а потом только сильные.

Занятия на фортепиано, а именно прослушивание музыки, желание передать характер и музыкальную выразительность, а так же содержание музыки, развивают творческое мышление и воображение. Например, для детей, которые еще не умеют играть на инструменте, используется такой вариант, когда педагог играет мелодию, и просит ребенка представить, ассоциации с каким животным она вызывает. Когда ребенок уже научится сам играть, можно попросить его изобразить на инструменте пение птиц, шаги медведя и т.д. По мере взросления ребенка, репертуар усложняется, и чаще появляются пьесы без текста. А чтобы легче понять через музыку художественный образ, мы с детьми, и конечно с их родителями, придумываем к этим пьесам слова.  Еще выражаем свое отношение к музыке - в рисунке. Все это собираем в «Творческую копилку».

Слушая музыку и определяя ее характер, развивается не только мышление и воображение, но также и внимание. Ребенок концентрируется именно на звучащей мелодии, ведь для того чтобы выполнить задание он не должен отвлекаться. Так же для выполнения и других заданий, например, чтобы сыграть отрывок понравившейся мелодии ребенок должен внимательно выслушать педагога и точно повторить на инструменте нужные звуки. Если ребенок будет невнимателен, и постоянно отвлекаться на посторонние вещи, то ему вряд ли удастся воспроизвести нужную мелодию.( давайте вместе сделаем выводы, какие бы вы хотели развить качества в своем ребенке, если бы он у вас занимался на музыкальном инструменте?)

      Таким образом, игра на фортепиано развивает: 
 Речь, 
 Память,
 Логическое и образное мышление,
 Внимание,
  Координацию движений,
 Эмоциональность (эмпатию),
 Творческое мышление и воображение,
 Слуховое и зрительное восприятие,
 Интеллект,
 Трудолюбие,
 Терпение,
 Аккуратность,
 Волю.

Занятия на музыкальном инструменте не самоцель, а в большей мере средство для развития выше перечисленных качеств, которые нужны человеку в жизни для многих видов его деятельности.

И в завершение я хочу представить вашему вниманию презентацию с пожеланиями.

Существуют различные пути для развития мелкой моторики: массаж и самомассаж кистей и пальцев рук, пальчиковая гимнастика, работа с предметами (пластилин, конструктор, ножницы..), теневой  и пальчиковый театр, рисование, конструирование, работа с пазлами  и мозаикой.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Мелкая моторика - путь к развитию интеллекта

Автор: Алимжанова Татьяна Евгеньевна

Дата: 16.11.2016

Номер свидетельства: 359465

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Технология В.В. Воскобовича в дошкольном образовании как условие интеллектуального развития дошкольников"
    ["seo_title"] => string(101) "tiekhnologhiiavvvoskobovichavdoshkolnomobrazovaniikakusloviieintielliektualnoghorazvitiiadoshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "256320"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448114384"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Технология В.В. Воскобовича в дошкольном образовании как условие интеллектуального развития дошкольников"
    ["seo_title"] => string(102) "tiekhnologhiiavvvoskobovichavdoshkolnomobrazovaniikakusloviieintielliektualnoghorazvitiiadoshkolnikov1"
    ["file_id"] => string(6) "256321"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448114391"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Тренинг для родителей детей подготовительной группы «На пороге школы» Тема: Подготовка семьи к обучению в школе."
    ["seo_title"] => string(80) "trening_dlia_roditelei_detei_podgotovitelnoi_gruppy_na_poroge_shkoly_tema_podgot"
    ["file_id"] => string(6) "491711"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1545241842"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Консультация на тему: «Сенсорное развитие дошкольников с нарушением интеллекта» (из опыта работы)"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_na_temu_sensornoe_razvitie_doshkolnikov_s_narusheniem_intellekta_i"
    ["file_id"] => string(6) "581842"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1622136972"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Тема:" Понятие и содержание аппликации в ДОУ.""
    ["seo_title"] => string(43) "tiemaponiatiieisodierzhaniieapplikatsiivdou"
    ["file_id"] => string(6) "303548"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457539403"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства