Просмотр содержимого документа
«Мелкая моторика - путь к развитию интеллекта»
Мелкая моторика – путь к развитию интеллекта.
"Источники способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли" В.А.Сухомлинский.
Каждый ребенок по-своему талантлив, и, пожалуй, одной из главных задач в воспитании ребенка является раскрытие этого таланта. В наше время наиболее актуальными стали занятия информатикой, математикой, иностранными языками. Но не менее важен и еще один язык – это язык музыки, который не нуждается ни в каком переводе, ведь это язык чувств. Помимо того, что музыкальная деятельность всегда эмоциональна, она активизирует умственное развитие ребенка, так как при игре на музыкальном инструменте задействованы движения кисти и пальцев рук – так называемая мелкая моторика. Именно развитию мелкой моторики у детей, психологи придают особую важность, при этом связывая ее с развитием речи. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около 1/3 всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или мелкую моторику, что является одним из основных направлений коррекционной работы по воспитанию у ребенка здоровой речи. Помимо речи тренировка пальцев влияет на развитие умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него умение концентрировать внимание.
Активное развитие мелкой моторики происходит в процессе игры на музыкальном инструменте.
При игре на фортепиано различных упражнений, для начала это нажатие одной клавиши одним пальцем, затем постепенное усложнение задач (две клавиши берутся поочередно двумя соседними пальчиками: 2-3,3-2;1-2,2-1;4-5,5-4 и т.д.), у детей начинается развитие мелкой моторики, укрепляются мышцы кисти, предплечья, плеча. Подушечки пальчиков становятся более чувствительными. Еще одним важным положительным моментом занятий именно на фортепиано, является тот факт, что и правая и левая руки задействованы в равной степени одинаково. Т.е. обе руки развиваются одновременно. Занятие по фортепиано проходит не только в виде игры на инструменте, в нем используются и другие виды деятельности: пение, слушание, импровизация, чтение нот голосом (сольфеджирование), письмо и игры-упражнения для развития пианистического аппарата (крупной и мелкой моторики). Их масса в методиках педагогов-пианистов, но главная особенность в них, чтобы они превратились для ребенка в игру, связанную с его жизнью.
Для укрепления мышц плечевого пояса, спины и освобождения от зажатости рук я использую игры-упражнения «Здравствуй, солнышко», «Птицы, гуси..», « Пчелка», «Шалтай-болтай», «Мельница». Есть упражнения, предназначенные для укрепления свода кисти и развития гибкости кистевого сустава. Это - «Кузнечик», «Карусель», «Мячик», «Парашютик».
При переходе к игре разными пальцами, для развития автономности подъемных движений каждого пальца есть другие упражнения: «Пальчики –солдаты», «Наша дружная семья».
Для того чтобы ребенок лучше понял, что опускать пальцы на клавиатуру надо вертикально на подушечки, мы можем «поздороваться» каждым пальцем с первым поочередно, при этом сохраняя округлую форму всех пальцев. Для этой цели можно использовать игру-упражнение «Медвежонок», «Добрые зверята». Для развития координации и глубины взятия звука использую упражнение «Радуга».
Знакомство с нотной грамотой приводит к развитию логического мышления, наподобие математики. В европейском средневековье музыка наряду с геометрией и астрономией входила в число точных наук. На первом этапе, когда дети не умеют еще читать ноты, мы играем с ними в «Живые звуки». Для ребенка 5 – 6 лет записать нотами звуковысотное соотношение – задача очень трудная, а работа по пособию дает возможность избежать трудностей письма.
Я исполняю различные попевки, голосом и на инструменте, а ребенок передвигает пуговицы – звуки в соответствии с услышанным, и получает изображение слышимого на таблице. С помощью этого пособия ребенок легче учится различать звуки по высоте. Как правило, у детей представление о звуковысотности не сформировано. На звучание попевок в высоком регистре они обычно говорят: «спела тонким голосом», а в низком – «спела грубым голосом». И здесь надо сообщить, что в музыке принято говорить не тонкие, а высокие, не грубые, а низкие звуки. Таким образом, происходит развитие мышления и слухового, зрительного восприятия. В дальнейшем чтение нот голосом (сольфеджио) – это мышление, непосредственно связанное с действием – пением или игрой на инструменте. Его опорой является слуховая чувственно-моторная и специфическая «эмоциональная» память. Чтение нот и нотная запись требует большой тренировки мысли. При этом вырабатывается умение сосредоточиться, сконцентрировать внимание - основные элементы в развитии мышления.
Для успешного исполнения какой-либо песенки или пьески, ребенок запоминает мелодию наизусть, и при этом развивается такая его способность, как память. Причем при занятиях на фортепиано задействуются сразу несколько видов памяти: слуховая, зрительная, гармоническая, двигательная (пальцевая). Чем старше ребенок становится, и чем быстрее развивается, тем сложнее ставятся задачи, произведения постепенно увеличиваются в объемах, у ребенка появляется желание играть что-то более сложное и интересное, следовательно, объем запоминаемой информации с каждым разом увеличивается. Если память тренируется с раннего возраста, то в дальнейшем для ребенка не будет составлять сложности выучивать большие стихотворения, он будет легко и надолго запоминать любую информацию.
Помимо этого игра на фортепиано развивает координацию движений не только рук, но и ног при использовании педали. При переходе игры обеими руками одновременно, ребенку вначале иногда бывает сложно следить за правильностью игры обеих рук, тем более, если нужно исполнить разные приемы звукоизвлечения. Например: в правой руке - легато, т.е связное исполнение мелодии, а в левой – стаккато (отрывистое исполнение звуков). Можно попросить ребенка сыграть правой рукой, а левой вместо него сыграть педагогу, а потом наоборот. Или попробовать правой рукой играть мелодию, а левой отстукивать все доли, а потом только сильные.
Занятия на фортепиано, а именно прослушивание музыки, желание передать характер и музыкальную выразительность, а так же содержание музыки, развивают творческое мышление и воображение. Например, для детей, которые еще не умеют играть на инструменте, используется такой вариант, когда педагог играет мелодию, и просит ребенка представить, ассоциации с каким животным она вызывает. Когда ребенок уже научится сам играть, можно попросить его изобразить на инструменте пение птиц, шаги медведя и т.д. По мере взросления ребенка, репертуар усложняется, и чаще появляются пьесы без текста. А чтобы легче понять через музыку художественный образ, мы с детьми, и конечно с их родителями, придумываем к этим пьесам слова. Еще выражаем свое отношение к музыке - в рисунке. Все это собираем в «Творческую копилку».
Слушая музыку и определяя ее характер, развивается не только мышление и воображение, но также и внимание. Ребенок концентрируется именно на звучащей мелодии, ведь для того чтобы выполнить задание он не должен отвлекаться. Так же для выполнения и других заданий, например, чтобы сыграть отрывок понравившейся мелодии ребенок должен внимательно выслушать педагога и точно повторить на инструменте нужные звуки. Если ребенок будет невнимателен, и постоянно отвлекаться на посторонние вещи, то ему вряд ли удастся воспроизвести нужную мелодию.( давайте вместе сделаем выводы, какие бы вы хотели развить качества в своем ребенке, если бы он у вас занимался на музыкальном инструменте?)
Таким образом, игра на фортепиано развивает: Речь, Память, Логическое и образное мышление, Внимание, Координацию движений, Эмоциональность (эмпатию), Творческое мышление и воображение, Слуховое и зрительное восприятие, Интеллект, Трудолюбие, Терпение, Аккуратность, Волю.
Занятия на музыкальном инструменте не самоцель, а в большей мере средство для развития выше перечисленных качеств, которые нужны человеку в жизни для многих видов его деятельности.
И в завершение я хочу представить вашему вниманию презентацию с пожеланиями.
Существуют различные пути для развития мелкой моторики: массаж и самомассаж кистей и пальцев рук, пальчиковая гимнастика, работа с предметами (пластилин, конструктор, ножницы..), теневой и пальчиковый театр, рисование, конструирование, работа с пазлами и мозаикой.