Методы стимулирования учебной деятельности младших школьников
Методы стимулирования учебной деятельности младших школьников
Метод служит для учителя средством побуждения учащихся к учению, является главным, а иногда и единственным стимулятором познавательной деятельности. Знание педагогом всего богатства методов стимулирования учебной деятельности школьников, позволит ему избирать те из них, которые наилучшим образом соответствуют решаемым учебно-воспитательным задачам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методы стимулирования учебной деятельности младших школьников»
Метод служит для учителя средством побуждения учащихся к учению, является главным, а иногда и единственным стимулятором познавательной деятельности. Знание педагогом всего богатства методов стимулирования учебной деятельности школьников, позволит ему избирать те из них, которые наилучшим образом соответствуют решаемым учебно-воспитательным задачам.
Колмагорова Е.Ю.
КГУ « Средняя школа № 26»
МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В обычной общеобразовательной школе имеется значительное количество учащихся, требующих специального подхода в процессе обучения. Это дети, которые по состоянию здоровья, развитию физиологических и психических функций находятся в пограничной области между нормой и патологией. Они составляют тот «резерв», из которого рекрутируются отстающие, неуспевающие, школьно дезадаптированные учащиеся. Особую группу таких детей составляют интеллектуально пассивные школьники. По некоторым проявлениям они сходны с учащимися, имеющими отклонения в умственном развитии. Они не проявляют любознательности, не активны и не самостоятельны, требуют дополнительного объяснения учебного материала и персонального внимания. Причины интеллектуальной пассивности связаны как с отклонениями в развитии, так и с недостатками воспитания и обучения.
Неравнодушный педагог, сталкиваясь с проблемой отсутствия интереса к учебе у некоторых детей, задается вопросом: как организовать урок так, чтобы он стал для школьников радостью познания мира и активизировал бы их желание учиться? Изучением этого вопроса занялась и я. Результаты моего творческого поиска приведены в данном докладе – это методы, направленные на решение проблемы школьной мотивации. Поскольку для учащихся характерна разная степень или интенсивность познания, то учителю важно определить спектр методов его стимулирования.
Поэтому целью моей работы является - выявление наиболее эффективных методов стимулирования учебной деятельности, повышающих интерес и активность учащихся.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования с целью выявления методов и приемов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность.
2. Раскрыть основные понятия: метод, методы обучения стимул, стимулирование, мотивация
3. Выявить наиболее эффективные методы стимулирования учебной деятельности учащихся.
Термин "метод" происходит от греческого слова "methodos", что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату.[ 2] В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, понятие метода обучения отражает способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи; специфику их работы по достижению целей обучения.
Таким образом, считается, что методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – это возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.
Известно, что под стимулированием в обучении понимается побуждение учеников к активной учебной деятельности. Стимулирование связано с непосредственными действиями педагога, который сознательно влияет на учеников, вызывая у них определенные мотивы учения. Любая деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие мотивы, вызывающие желание действовать с полной отдачей сил, преодолевать затруднения, неблагоприятные условия, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение к учебной деятельности, которая протекает более успешно, если у учеников сформированы положительное отношение к учению, познавательный интерес, потребность в приобретении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга и ответственности.
Чтобы выработать у школьников указанные мотивы учебной деятельности, педагог использует весь арсенал методов обучения. Но стимул лишь тогда становится реальной, побудительной силой, когда он превращается в мотив, т.е. во внутреннее побуждение человека к деятельности. Причем это внутреннее побуждение возникает не только под влиянием внешних стимулов, но и под влиянием самой личности школьника, его прежнего опыта, потребностей и пр. Собственно, стимул всегда дает не только прямой, но и опосредуемый личностью обучаемого эффект.
Один и тот же стимул может по-разному сказаться на мотивах разных учеников в зависимости от их отношения к этому стимулу, готовности отозваться на него и даже от настроения и самочувствия ученика. В учебном процессе очень важно добиваться, чтобы педагогические стимулы превращались в положительные мотивы, обеспечивающие желание и активность учеников в овладении новым учебным материалом. В самом названии “методы стимулирования и мотивации” находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулов учителя и изменение мотивации школьников.
Метод служит для учителя средством побуждения учащихся к учению, является главным, а иногда и единственным стимулятором познавательной деятельности – в этом заключается его побуждающая функция. Методы стимулирования учебной деятельности можно условно разделить на большие группы:
1. методы эмоционального стимулирования;
2. методы развития познавательного интереса;
3. методы формирования ответственности и обязательности;
4. методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся.
Ценным методом эмоционального стимулирования интереса к учению выступают игры и игровые формы организации познавательной деятельности. Тут могут быть использованы, например, настольные игры с познавательным содержанием или игровые оболочки готового учебного материала.Так, для отработки навыков устного счета на уроках математики подходят игры-цепочки, построенные (как и общеизвестная игра «в города») по принципу передачи права ответа по цепочке. В начальной школе игра может охватывать весь учебный день или отдельный урок. К примеру, сюжетом, объединяющим весь урок, может стать приход на урок «в гости к ребятам» героев сказки «Три поросенка» - Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа. После короткого приветствия и объяснения причины прихода каждый поросенок выбирает понравившийся ряд и вместе с учащимися, сидящими в этом ряду, начинает готовиться к строительству хижины или шалаша. В ходе одного задания они могут рассчитать, сколько нужно кирпичей для крепкого дома, в другом - на каком расстоянии друг от друга нужно посадить вдоль дорожки кусты роз и т.д.
Эффективными методами развития познавательного интереса являются следующие методы: формирование готовности восприятия учебного материала, выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета, стимулирование мотивации занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска.
Метод формирование готовности восприятия учебного материала представляет собой одно или несколько заданий или упражнений учителя, направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока. К примеру, вместо стандартной фразы: «Мы начинаем новую тему» - учитель может раздать учащимся по листу бумаги и попросить написать в течение 3 мин все известные им слова, относящиеся к данной теме. После выполнения этого задания они подсчитают, сколько слов им удалось написать, и выясняют, у кого больше, а у кого меньше. Теперь можно начинать новую тему. Учащиеся будут внимательно следить за речью учителя, думая о том, что они забыли написать, что можно было бы написать еще.
Метод выстраивания вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета - это проведение в ходе уроки игры, включающей в себя выполнение запланированных учебных действий. Примером может служить проведение на уроке природоведения игры- путешествия. Изучая растения, учащиеся вместе с воробьем могут посидеть на каждом дереве, рассмотреть его особенности, попрыгать по поляне вокруг цветов, вдыхая их аромат. А контрольную работу по математике можно провести в виде конкурса штурманов космических кораблей на звание «Лучшего штурмана».
Метод стимулирования занимательным содержанием - это подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему ряду учебных примеров и заданий. Этот метод создает в классе атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса.
Одним из приемов, входящих в этот метод, можно назвать прием создания на уроке ситуаций занимательности - введение в учебный процесс интересных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Например, в курсе природоведения это могут быть примеры типа «круговорот воды в нашем городе (селе)», «явления природы в сказках» и др. Подбор занимательных фактов вызывает неизменный отклик у учеников. Школьникам можно предложить и самим подбирать такие примеры.
Однако, процесс обучения опирается не только на эмоции и мотив познавательного интереса, но и на целый ряд других мотивов, среди которых особенно значимыми являются мотивы ответственности и обязательности. Одним из основных выступает мотив чести, когда учащийся дорожит своим словом или обещанием и стремится его обязательно выполнить - «держать свое слово».
Мотивы долга и ответственности формируются на основе разъяснения школьникам личностной значимости учения; приучения их к выполнению требований оперативного контроля.
Методы развития творческих способностей учащихся - это творческое задание, для решения которого учащимся необходимо придумать приемы или способы решения, никогда ими ранее в школе не применяемые. Почти любое учебное задание можно представить в творческой форме, однако наибольший творческий потенциал содержат такие виды учебных заданий, как сочинение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений. Частое применение таких заданий приучает учащихся постоянно думать и искать различные варианты выполнения учебных заданий. Дискуссия(организация обсуждения материала) - метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других. Перевод игровой деятельности на творческий уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для учащихся игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий. В качестве главного требования к выбору нового элемента выступает возникновение после его введения ситуации, способы выхода из которой в классе еще не изучались. К примеру, после решения представленных в игровой форме заданий можно предложить учащимся изобразить графически или в виде рисунка условия самих заданий или способы их решения.
Таким образом, каждый из вышеперечисленных методов организации учебно-познавательной деятельности в одно и то же время обладает не только информативно-обучающим, но и стимулирующим, мотивационным воздействием. Метод служит для учителя средством побуждения учащихся к учению, является главным, а иногда и единственным стимулятором познавательной деятельности – в этом заключается его побуждающая функция. Следовательно, знание педагогом всего богатства методов стимулирования учебной деятельности школьников, позволяет ему в каждом конкретном случае избирать те из них, которые наилучшим образом соответствуют решаемым учебно-воспитательным задачам, особенностям учеников, степени развитости у них познавательного интереса, для того, чтобы перевести школьников на новый, более высокий уровень.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. / М.: Просвещение, 1985.
2. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся. / М.: Просвещение, 1986, c
3. Ким Н.А. Методы стимулирования и мотивации учащихся в учебной деятельности./ М., 2009.
4. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики // Советская педагогика, 1989, N 11, с.
5. Шаповалов Г. А. Процесс обучения и его методы. / М., 1999.
6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. / М., 1988.