Просмотр содержимого документа
«Методы обучения в начальной школе»
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество заинтересовано в повышении качества образования - развитие в русле цивилизации невозможно вне рамок высококачественного образования. В связи с этим меняется его содержание, вслед за этим меняются и способы деятельности обучающих и обучающихся. Для достижения образовательных результатов, повышения качества образования, в их шкале потребностей далеко не последнее место занимает мотивация. С точки зрения учащегося важным стимулом к учебе является интерес. Это также позволяет говорить о необходимости отхода от традиционной классно-урочной системы и включения многообразия форм организации образовательной деятельности учащихся в учебный процесс. Перед школой встают новые задачи, если меняется содержание образования, то и меняются методы обучения. Для этого используются новые средства или совершенствуются традиционные [4, с.23].
Категория методов обучения выводит на ответ на традиционный дидактический вопрос - как учить. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод - сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели - содержание - методы - формы - средства обучения» является определяющей [1, с.5].
Вышесказанное определяет актуальность выбранной темы для написания реферата. В рамках реферата мы планируем рассмотреть разную трактовку методов обучения учеными, выдающимися педагогами, практиками и определить основные требования к их применению, что позволяет нам сформулировать цель и задачи нашего реферата [10 c. 38]
Цель реферата: рассмотреть традиционные и современные методы обучения учащихся начальной школы
Задачи работы:
Изучить, обобщить и систематизировать доступную информацию о методах обучения учащихся начальной школы по следующим частным вопросам:
- понятие о методах обучения и их классификация
- методы обучения в контексте ФГОС НОО второго поколения
- инновационные методы обучения на уроках в начальных классах
- методы и приемы обучения младших школьников в современной школе
2. Рассмотреть традиционные и современные методы обучения учащихся начальной школы
3. Сформулировать основные требования к применению данных методов обучения.
Теоретическая значимость данной работы заключается в систематизации и обобщении изученной научно-теоретической информации о традиционных и современных методах обучения младших школьников, т.е. в составлении нового текста, который может быть опубликован на страницах научно – педагогических изданий.
Структура реферата включает в себя: введение, четыре пункта, заключение, список использованных источников.
1 ПОНЯТИЕ О МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1 Определения и сущность методов и приемов обучения
В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения», в связи с этим существуют различные подходы к определению этого понятия:
1) это способ деятельности учителя и учащихся;
2) совокупность приемов работы;
3) путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию;
4) система действий учителя и учащихся и т.д.
Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено, как его целью - обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обществом социального опыта, воплощенного в содержании образования, так и целями развития индивидуальности и социализации личности. Процесс обучения обусловлен также реальными учебными возможностями обучаемых к моменту обучения. Поэтому И.Я. Лернер дает следующее определение метода обучения: метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта. В этом определении автор подчеркивает, что деятельность учителя в обучении, с одной стороны, обусловлена целью обучения, закономерностями усвоения и характером учебной деятельности учащихся, а с другой - сама обусловливает [14].
Бабанский Ю.К. отмечает, что методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса [1 c. 9].
Отличие этих определений метода обучения в том, что если в первом из них метод связывается с достижением цели обучения, то во втором цели применения метода понимаются шире - как комплекс задач учебного процесса. А в них предусмотрена реализация функций не только обучения, но и развития, а также воспитания, побуждения, организации и контроля.
Винценте Оконь Давал такое определение: «метод обучения - это опробованная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся»
Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения. Методы лежат в основе всего учебного процесса. Поставленные цели достигаются через правильно выбранный путь, соотнесенные с ним формы и средства достижения цели [11 c. 56].
В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием - это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре [7 с. 204].
Одни и те же приемы могут входить в состав разных методов обучения. Или один и тот же метод может включать разные приемы, исходя из уровня мастерства педагога. К ним можно отнести: показ учителя, сообщение плана работы, прием записей учащихся базовых понятий, прием сравнения и т.п. Приемы используются в целях активизации восприятия детьми учебного материала, углубления познания, стимулирования познавательной деятельности. Приемы обеспечивают решение задачи, выполняемой тем или иным методом.
Таким образом, методы обучения - это и способы передачи знаний учащимся в готовом виде, и способы совместной деятельности учителя и учащихся при познании сути отдельных явлений, и способы организации самостоятельной практической и познавательной деятельности учащихся и одновременно - способы стимулирования этой деятельности. Разнообразие видов деятельности учителей и учащихся приводит дидактиков к разному толкованию этого понятия. И, тем не менее, большинство авторов имеют точку зрения, согласно которой метод обучения – это способ организации учебно-познавательной деятельности.
1.2 Классификация методов обучения
Существуют различные виды классификаций методов обучения с учетом их практических функций и возможностей в организации обучающего взаимодействия педагогов и учащихся. Кроме того, разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, поэтому нет единой точки зрения по этому вопросу. Однако целостный процесс обучения в конкретном образовательном процессе обеспечивается единой классификацией методов, оптимально подходящей для использования именно в конкретном познавательном процессе.
Наибольшее распространение в дидактике последних лет получила классификация методов обучения, предложенная Ю. К. Бабанским. В ней выделяют три большие группы методов:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
– словесные, наглядные и практические (аспект восприятия и передачи учебной информации);
– индуктивные и дедуктивные (логические аспекты);
– репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления);
– самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
– интереса к учению;
– долга и ответственности в учении.
3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Существуют и другие подходы к классификации методов обучения.
По характеру деятельности обучающихся (И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин). Выделяют пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучающихся нарастает (Табл. 1) [15].
Таблица 1 - Классификация методов обучения (по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину)
Метод
Вид деятельности обуч-ся
Уровни умственной деятельности
Уровни
знаний
Сущность
Усовершенствование
1. Объяснительно-иллюстративный
Получение знаний с помощью преподавателя
I – узнавание
I – знания- знакомства
Традиционное обучение – процесс передачи готовых известных знаний
Программированное обучение
2. Репродуктивный
Применение изученного на основе образца (репродукция)
II – воспроизведение
II – знания- копии
3. Проблемное изложение
Изучение способов решения проблемных задач с помощью преподавателя
III – применение
III – знание- умение
Проблемное обучение – процесс активного поиска и открытия обучающимися новых знаний
Диалоговые формы обучения
4. Частично-поисковый
Активный поиск решения задачи под руководством преподавателя
III – применение
IV – творчество
III – знание- умение
IV – знание- трансформация
5. Исследовательский
Самостоятельный
поиск варианта решения
IV – творчество
IV – знание- трансформация
[15].
Основное сходство этих двух методов состоит в том, что учитель занимает активную позицию, показывая и объясняя, а дети воспроизводят. В начальной школе, особенно в первом-втором классах, без методов данной группы обойтись сложно, так как детей необходимо обучить базовым знаниям и операциям.
Все это разнообразие классификаций очень усложняет толкование сущности методов обучения. Обучение - это процесс двусторонней активности. Эти виды деятельности (обучающего и обучающихся) могут осуществляться самыми разнообразными способами в зависимости от используемых средств, от условий, при которых осуществляется та или иная деятельность, от той или иной конкретной среды, в которой она осуществляется. В самом общем плане эти способы деятельности и рассматриваются нами как методы процесса обучения.
Методы обучения являются и исторической, и социальной категорией, так как они меняются в зависимости от исторических и социальных условий. Нужно отметить, что ни одна из классификаций не является совершенной, поэтому поиск классификаций в педагогической науке продолжается.
Голант Е.Я. и Перовский Е.И. предлагают классификацию методов по источнику передачи и характеру восприятия информации
б) активное восприятие - работа с книгой, наглядными источниками; лабораторный метод.
На основании дидактических задач
Классификация Данилова М.А., Есипова Б.П.. В основу классификации положена последовательность приобретения знаний на конкретном этапе (уроке): а) приобретение знаний; б) формирование умений и навыков; в) применение приобретенных знаний; г) творческая деятельность; д) закрепления; е) проверки знаний, умений и навыков.
По источникам передачи информации и приобретения знаний
Авторы: Верзилин Н.М., Лордкинанидзе Д.О., И.Т. Огородников и др. Методами этой классификации являются:
а) словесные - живое слово учителя, работа с книгой;
б) практические - изучение окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, упражнения) [12].
Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности
Авторы: М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер. Характер познавательной деятельности отражает уровень самостоятельной деятельности учащихся. Этой классификации присущи следующие методы: а) объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный); б) репродуктивный (границы мастерства и творчества); в) проблемное изложение знаний; г) частично-поисковый (эвристический); д) исследовательский.
Сочетание методов преподавания и соответствующих им методов учения
Второе название: бинарные (М.И. Махмутов). Данная классификация представлена следующими методами: а) методы преподавания: информационно - сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий; б) методы учения: исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый.
По организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности
А также методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля (Ю.К. Бабанский). Эта классификация представлена тремя группами методов: а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.), практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.), репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя; б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении; в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
Сочетание источников знаний, уровня познавательной активности и самостоятельности учащихся
Также учитывается логический путь учебного моделирования (В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук).
Классификация методов в сочетании с формами сотрудничества в обучении
Предложена немецким дидактом Л. Клинбергом. а) Монологические методы: - лекция; - рассказ; - демонстрация. б) Формы сотрудничества: - индивидуальные; - групповые; - фронтальные; - коллективные. в) Диалогические методы: - беседы.
Классификация методов К. Сосницкого
Классификация автора из Польши предполагает существование двух методов учения: а) искусственное (школьное); б) естественное (окказиальное). Этим методам соответствуют два метода обучения: а) преподносящее; б) поисковое.
Типология методов преподавания, изложенная в «Введении в общую дидактику» В. Оконя (Польша)
Представлена четырьмя группами:
а) методы усвоения знаний, основанные главным образом на познавательной активности репродуктивного характера (беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой);
б) методы самостоятельного овладения знаниями, называемые проблемными, основанные на творческой познавательной активности в ходе решения проблем: - классический проблемный метод (по Дьюи), модифицированный под польскую систему образования, в нем присутствуют четыре важных момента: создание проблемной ситуации; формирование проблем и гипотез их решения; упорядочение и применение полученных результатов в новых задачах теоретического и практического характера;
- метод случайностей (Англия и США) относительно прост и основан на рассмотрении небольшой группой учащихся описания какого-либо случая: формулировка учащимися вопросов объяснения этого случая, поиск ответа, ряда возможных решений, сопоставление решений, обнаружение ошибок в рассуждениях и т.д.;
- ситуативный метод основан на введении учащихся в сложную ситуацию, задача понять и принять нужное решение, предвидеть последствия этого решения, найти другие возможные решения; - банк идей - это метод мозгового штурма; основан на групповом формировании идей решения какой-либо задачи, проверке, оценке и выборе нужных идей; - микро-преподавание - метод творческого обучения сложной практической деятельности, используется в основном в педагогических вузах; на видеомагнитофон записывается, например, фрагмент школьного урока, а затем проводится групповой анализ и оценка этого фрагмента; - дидактические игры - использование игровых моментов в учебном процессе служит процессу познания, учит уважать принятые нормы, способствует сотрудничеству, приучает как к выигрышу, так и к проигрышу. К их числу относятся: инсценированные забавы, т.е. игры, симулятивные игры, деловые игры (они не получили большого распространения в польской школе);
в) методы оценочные, называемые также экспонирующими с доминацией эмоционально-художественной активности: - импрессивные методы; - экспрессивные методы; - практические методы; - учебные методы; г) практические методы (методы реализации творческих задач), характеризующиеся преобладанием практическо-технической деятельности, изменяющей окружающий мир и создающей его новые формы: они связаны с выполнением различных видов работ (например, по дереву, стеклу, выращиванию растений и животных, изготовлению тканей и т.д.), разработкой моделей работ (рисунка), формированием подходов к решению и выбор лучших вариантов, построение модели и проверка ее функционирования, конструирования заданных параметров, индивидуальная и групповая оценка выполнения задания. Основанием такой типологии методов является у В. Оконя идея постоянного развития творческих основ личности через структурирование преподаваемых знаний и методов преподавания. «Информация, которая необходима человеку, всегда предназначена для какой-то цели, а именно для познания структуры действительности, уклада окружающего нас мира природы, общества, культуры. Структурное мышление - это такое мышление, которое объединяет известные нам элементы этого мира. Если, благодаря удачному методу обучения, эти структуры укладываются в сознание молодого человека, то каждый из элементов в этих структурах имеет собственное место и связан с другими структурами. Таким образом, в представлении учащегося образуется своеобразная иерархия - от самых простых структур наиболее общего характера до сложных. Понимание основных структур, имеющих место в живой и неживой природе, в обществе, в технике и искусстве, - может способствовать творческой деятельности, основанной на познании новых структур, подборе элементов и установлению связей между ними».
Позиция Б. Т. Лихачёва
Исходя из того, что целостный педагогический процесс обеспечивается единой классификацией методов, которая в обобщенном виде включает в себя все остальные классификационные характеристики методов Б.Т. Лихачев называет ряд классификаций как бы составляющих классификацию классификацией. За ее основу он берет следующие: - Классификация по соответствию методов обучения логике общественно-исторического развития. - Классификация по соответствию методов обучения специфике изучаемого материала и форм мышления.
- Классификация методов обучения по их роли и значению в развитии сущностных сил, психических процессов, духовно-творческой активности.
- Классификация методов обучения по их соответствию возрастным особенностям детей. - Классификация методов обучения по способам передачи и получения информации. - Классификация методов обучения по степени эффективности их идейно-воспитательного воздействия, «влияния на формирование сознания детей, внутренних мотивов» и стимулов поведения. - Классификация методов обучения по основным этапам обучающе-познавательного процесса (методы этапа восприятия - первичного усвоения; методы-этапа усвоения-воспроизведения; методы этапа учебно-творческого выражения).
В выделенных Б.Т.Лихачевым классификациях отдается предпочтение последней как научно-практической, синтезирующей в обобщенном виде характеристики методов обучения всех других классификаций.
В ряд названных классификаций методов обучения можно было бы еще добавить десятка два-три. Все они не лишены недостатков, и в то же время имеют много положительных сторон. Универсальных классификаций нет и не может быть. Учебный процесс - это динамичная конструкция, это следует понимать. В живом педагогическом процессе и методы получают свое развитие, принимают новые свойства. Объединение их в группы по жесткой схеме не оправдано, так как это сдерживает совершенствование учебного процесса.
По-видимому, следует идти по пути их универсального сочетания и применения с целью достижения высокой степени адекватности решаемым учебным задачам. На каждом этапе учебного процесса одни методы занимают доминирующее, другие - подчиненное положение. Одни методы в большей стегтени, другие в меньшей обеспечивают решение учебных задач. Отметим и то, что невключение хотя бы одного из методов даже в его подчиненном положении в решение задач урока существенно снижает его эффективность. Пожалуй, это сравнимо с отсутствием хотя бы одного из компонентов, даже в очень малой дозе, в составе лекарственного препарата (это снижает или вовсе изменяет его лечебные свойства). Свои функции выполняют и методы, применяемые в учебно-воспитательном процессе. К ним относятся: обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая (мотивационная), контрольно-коррекционная функции. Знание функциональных возможностей тех или иных методов позволяет осознанно применять их [5 с.15].
Таким образом, одной из острых в современной дидактике является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа). Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний.
2 Методы обучения в контексте ФГОС НОО второго поколения
2.1 Активные методы обучения
Активные методы обучения – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности обучающихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.
Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:
Динамично помогают начать урок такие методы, как «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. И применяются такие методы презентации учебного материала, как «Кластер», «Инфо-угадайка».
Организации релаксации и подведения итогов.
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы - «физкультминутки» позволят сделать это, не выходя из класса. Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».
Презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.
Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».
Элементы - «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).
Реализация личностно ориентированного и индивидуально - дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников и самостоятельной работы детей.
Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.
Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).
Значение активных методов обучения :
- развивает мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
- дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому - не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке. [8 с. 23].
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет провести корректировку проведения урока на будущее[8 с. 23].
2.2 Интерактивные методы обучения
Отличительная черта технологии интерактивного обучения – это организация учебного процесса, при которой невозможен отказ ученика от участия в процессе познания. Данная технология направлена на то, чтобы вовлечь всех учащихся в обсуждение темы, выполнение заданий, презентацию результатов самостоятельной работы. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение результатов.
Это решается путем организации групповой работы учащихся. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах. Эффективность групповой работы обеспечивается использованием специальных методов и приемов, причем, более всего для этого подходят активные методы обучения [16].
Рисунок 1 – Схема взаимодействия объектов обучения при Интерактивном методе
Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод о том, что интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных методов.
К интерактивным методам могут быть отнесены следующие: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д. Рассмотрим наиболее распространённые, интерактивные методы с точки зрения формирования ключевых компетенций при изучении естественно-научных дисциплин.
Кейс-метод– это техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных, бытовых или иных проблемных ситуаций. При работе с кейсом обучающиеся осуществляют поиск, анализ дополнительной информации из различных областей знаний.
Метод «мозгового штурма». Данный метод, направленный на генерирование идей по решению проблемы, основан на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблемных задач. Задание может содержать профессионально значимый или междисциплинарный вопрос. При этом все идеи и предложения, высказываемые участниками группы, должны фиксироваться на доске (или большом листе бумаги), чтобы затем их можно было проанализировать и обобщить.
Игровые методики. Игра – вид деятельности, который присущ и детям, и взрослым, поэтому использование данного вида деятельности в образовательном процессе известно давно, однако важным является применение такого аспекта этой деятельности, который способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ естественных наук. При этом должно происходить серьезное и глубинное восприятие изучаемого материала. Игра не должна привести к неправильному пониманию той или иной проблемы, обучающиеся должны проникнуться сложностью изучаемого материала и понимать, что процесс учения является не только интересной игрой. Использование разных типов игр – деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.[3 c. 254].
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися;
- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
- развивает общеучебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих и развивающих задач;
- обеспечивает решение воспитательных задач, поскольку приучает и научает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Использование интерактивных методов актуально тем, что они:
Таким образом, в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в целях стимулирования саморазвития учащихся, формирования метапредметных и личностных результатов обучения интерактивные формы обучения можно определить, как наиболее продуктивные в практике современного школьного образования.
То есть в процессе диалога с учителем и одноклассниками, с одной стороны, учащийся «осознает себя» в этом мире, оценивая свои возможности, свои знания и необходимость их пополнения, а с другой, - сам может стать источником знаний и опыта для своих одноклассников, что является мощным стимулом для дальнейшего самосовершенствования (для большинства перспектива быть носителем новой интересной информации для других очень привлекательна). В этом контексте интерактивные формы обучения наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве)[9 c.103].
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что обучающему целесообразно сочетать различные методы и формы организации образовательного процесса, чтобы достичь наибольшего эффекта от их использования.
3 ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Образование, как главное средство социального развития личности должно подвергаться изменениям в зависимости от запросов современного общества. С этим фактом сложно поспорить. Однако современная педагогика крайне нестабильна в плане ввода каких-либо инноваций. Для того чтобы понять насколько успешны те или иные новые методы и формы обучения, должно пройти длительное время, поэтому вопрос инноваций в образовании остается острым и актуальным.
Нельзя сказать, что такое явление как инновации в системе образования появилось недавно. В свое время вопросом новых форм организации учебно-воспитательного процесса занимались Я.А. Коменский, Р. Штейнер (система Вальдорфской педагогики), огромный вклад в педагогику сделал Л.С. Выготский, который открыл множество направлений в педагогике и психологии. Также нельзя не сказать о таких нововведениях как теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и теории деятельности А.Н. Леонтьева. Все эти люди с мировым именем были первыми, кто начал преобразовывать систему развития знаний, умений и навыков.
Образование - это путь и форма становления целостного человека.
Педагогические инновации в современном школьном образовании:
1.Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в предметном обучении. Опыт применения ИКТ в школах показал, что:
а) у детей повышается мотивация к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;
б) снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений «учитель-ученик» к наиболее объективным отношениям «ученик-компьютер-учитель», повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;
в) повышается производительность труда и информационная культура самого учителя. В целом, использование ИКТ способствует повышению качества знаний и умений учащихся.
2. Личностно-ориентированные технологии в преподавании предмета. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный. Основной результат стандартов – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.
3.Информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников.
Применение такой инновационной технологии позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом.
4. Мониторинг интеллектуального развития. Анализ и диагностика качества обучения каждого ученика при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика. Воспитательные технологии реализуются в виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно - массовых мероприятиях, театре, центрах детского творчества и др.
6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса образовательных учреждений.
Педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе: - развивающее обучение;
Предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); -личностно-ориентированный подход. Использование возможностей современных развивающих технологий позволит обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека:
-информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
-коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
-самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
-самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность). Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игры, оформления и защиты проектов, обучения с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.
7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.[4 c.118]
Методы и приемы обучения младших школьников в современной школе
Переход на новые учебники в школах особенно сильно высветил одно из противоречий современного образования - противоречие между фактическим, характером учебного материала, его огромным объемом и нежеланием, невозможностью учащихся усваивать этот материал. «Учение ради учения» уже не актуально. Время предъявляет школе другие требования. Учебные предметы должны решать современные задачи образования. Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук - не в силах преподавателей. Куда важнее детей, научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение.
Любая технология, будь она производственной или педагогической. Характеризуется совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов; логикой, последовательностью компонентов; методами, приемами, действиями.
Поиск новых методов и форм организации обучения породили новый термин в методике обучения — «современный урок», который противопоставляется традиционному уроку.
Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время происходит переход на новые технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества, которые требуют новых подходов и методов к образованию младшего школьника. В зависимости от характера познавательной деятельности методы можно разделить на следующие группы:
- Объяснительно-иллюстративный. Всю информацию учащиеся получают от педагога, затем совместно отрабатывают навык выполнения заданий по изучаемой теме;
- Репродуктивный. Второе название этого метода «действие по образцу». Учитель в качестве примера показывает вариант работы над темой и алгоритм выполнения, а затем дает детям подобные упражнения, совершенствуя, таким образом, умение ориентироваться в изучаемом материале;
- Проблемный. Перед учениками возникает проблемная ситуация. Педагог, используя данный метод обучения, является логически направляющим на способы решения. Позднее, когда учащиеся овладевают логической цепочкой рассуждений и самостоятельно решат проблему, используется частично-поисковый метод. Суть его состоит в том, что учитель разделяет задачу на этапы, а ученики проходят каждый из этапов, обобщив варианты решения, формулируют понятия, делают выводы;
-Исследовательский. Данный метод используется, когда учащиеся овладевают методом научного познания и могут самостоятельно ставить перед собой задачи и находить пути решения [6 c.375].
Вышеперечисленные методы и приёмы работы подходят для использования как на начальной ступени образования, так и в средней и старшей школах. Каждому педагогу важно помнить, что какой бы не был востребованный способ работы, успех обучения зависит от правильного соотношения индивидуальных особенностей учащихся, содержания образования и позиции педагога в учебно-воспитательном процессе.
В зависимости от степени педагогического управления деятельностью учащихся принято различать методы учебной работы под управлением самого учителя и самостоятельных занятий учеников. Несмотря на самостоятельность учеников, все-таки происходит опосредованное управление их учебной деятельностью. Связано это, прежде всего с тем, что во время самостоятельной работы ученик опирается на сведения, полученные ранее и на указания учителя [13].
Таким образом, опыт современной российской школы располагает широким арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Задача любой школы - создать условия для развития и совершенствования ребёнка, исходя из его склонностей, интересов, потребностей и собственных жизненных целей. Начальная школа - первая и важнейшая ступенька в общеобразовательном процессе. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение. Уже в начальной школе детей необходимо учить: алгоритмическому мышлению во всех областях жизни, самостоятельной постановке задач, выбору эффективных инструментов, оценке качества собственной работы, умению работать с литературой и вообще навыкам самообразования, умению работать в коллективе.
Заключение
Методы обучения - это способы передачи знаний учащимся в готовом виде, способы совместной деятельности учителя и учащихся при познании сути отдельных явлений, организации самостоятельной практической и познавательной деятельности учащихся и ее стимулирования. Большинство авторов имеют свою точку зрения, согласно которой метод обучения – это способ организации учебно-познавательной деятельности.
Классификация методов обучения довольно разнообразна, все это разнообразие очень усложняет толкование сущности методов обучения. Нужно отметить, что ни одна из классификаций не является совершенной, поэтому поиск классификаций в педагогической науке продолжается.
Использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса. Обучающему целесообразно сочетать различные методы и формы организации образовательного процесса, чтобы достичь наибольшего эффекта от их использования.
Современные российские школы располагают возможностью использовать широкий арсенал педагогических инноваций в процессе обучения.
Список использованных источников
Бабанский, Ю. О дидактических основах повышения эффективности обучения [Текст]/ Ю. О. Бабанский, М.: Педагогика- 2006.
Бабанского Ю.К. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов [Текст]/ Под ред. Ю.К.Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - с.385
Двуличанская Н.Н., Тупикин Е.И. [Текст]/ Теория и практика непрерывной общеобразовательной естественно-научной подготовки в системе «колледж – вуз» (на примере химии): монография. М.: МГТУ им.Н.Э.Баумана, 2010. 254 с.
Корбакова И.Н.. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы [Текст]/ авт.-сост. И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. - Волгоград: Учитель, 2008.-118 с.
Пидкасистого П. И.. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей [Текст]/ Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2006
Пидкасистый П.И. Педагогика. учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей [Текст]/ под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 375 с.
Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов [Текст]/ И. П. Подласый. -- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.]
Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. [Текст]/ под ред. Хижнякова О. Н. – С. 2006
Чигинцева, В.В. Роль интерактивных форм в школьном преподавании русского языка (на примере обучения трудным вопросам лексикологии) [Текст]/ В.В. Чигинцева// Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2015. – №4 (157). – С. 103.
Шишов С.Е., Кальней, В.А. Мониторинг качества образования в школе. [Текст]/ – М.: Педагогическое общество России, 2000.
Ю.К. Бабанского. Выбор методов обучения в современной школе. [Текст]/ Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1981
Классификация методов обучения по источнику получения знаний [Электронный ресурс]. – Режим доступа: preview/4467216/page:2/
Методы обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: MirZnanii.com
Общее понятие о методах обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: paidagogos.com
Современные методы обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: works.doklad.ru/view/YZPQDqv71Ik.html
Технология интерактивного обучения в рамках реализации ФГОС НОО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/quot-tehnologiya-interaktivnogo-obucheniya-v-ramkah-realizacii-fgos-noo-quot-515307