«Методы и средства хореографии в танцевальной аэробике»
«Методы и средства хореографии в танцевальной аэробике»
Музыкальная аэробика-одно из самых увлекательных направлений аэробики,лишенное однообразных повторяющихся движений.Отличительной особенностью является то,что данная разновидность комплексно воздействует на все системы организма, а музыкаьное сопровождение оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Методы и средства хореографии в танцевальной аэробике»»
Департамент образования администрации Города Томска
Муниципальное автономное образовательное
учреждение дополнительного образования
Дом детства и юношества «Факел» г. Томска
«Методы и средства хореографии в танцевальной аэробике»
Номинация «Методическая разработка»
Авторы
Семенова Ольга Викторовна,
педагог дополнительного образования
Петровская Ираида Анатольевна,
концертмейстер
Томск, 2024
Методы и средства хореографии в танцевальной аэробике
В настоящее время формат современной танцевальной культуры требует от исполнителей хорошей физической подготовки и выносливости, а спортсменам необходимо повышать уровень исполнительского мастерства и выразительности. Соответственно вопросы «красивого, эстетичного спорта» и «спортивной хореографии» продолжают оставаться актуальными. Сочетание методов и средств хореографии с приемами спортивной тренировки позволяет комплексно подходить к образовательному процессу в рамках физкультурно-спортивной направленности. Обучающиеся по программе «Танцевальная аэробика» в условиях дополнительного образования при помощи хореографической подготовки имеют возможность синтезировать культурную и спортивную составляющие при выполнении упражнений.
Данный материал предназначен для педагогов, тренеров работающих по направлению аэробика, в том числе танцевальная. Может быть использован в учреждениях культуры, спорта, дополнительного образования.
Пояснительная записка
Танцевальная аэробика – одно из самых увлекательных направлений аэробики, лишенное однообразных повторяющихся движений. Отличительной особенностью является то, что данная разновидность комплексно воздействует на все системы организма, а музыкальное сопровождение оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние.
Специфика хореографии состоит том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики. Зачатки образной выразительности свойственны человеческой пластике и в реальной жизни. Истоки танцевальной образности коренятся в движениях человеческого тела, имеющих обобщающее значение. Танец взаимодействует с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-хореографический образ. Музыкальное сопровождение помогает усилить выразительность танцевальной пластики.
С целью комплексного подхода к решению задач по развитию физической подготовленности и эстетического воспитания на занятиях по танцевальной аэробике применяется целый ряд методов и средств как педагогических, так и специальных.
Метод – это упорядоченная деятельность педагога и обучающегося, направленная на достижение заданной цели. Танец на протяжении длительной истории своего развития сложился в стройную систему движений, имеющих совершенную, художественно законченную форму. Система обучения хореографическому искусству основана на глубоких анатомических и физиологических закономерностях, поэтому необходимо планировать педагогический процесс, правильно подбирая методы.
Методы преподавания хореографических дисциплин должны обеспечивать выполнение задач учебно-тренировочного процесса. В соответствии с этим можно выделить следующие методы: общепедагогические и специальные.
Общепедагогические методы хореографии
1. Наглядные, практические и словесные (обучение технике движений и ее совершенствование через показ, объяснение и тренировку).
2. Метод проблемного обучения – совокупность приемов и действий для самостоятельного разрешения проблемной ситуации, на основе ранее изученного материала (например, составить связку в положении сидя или с использованием какого-либо предмета).
Данный метод помогает творческому овладению знаниями и развитию мыслительных способностей.
3. Метод мотивации – совокупность приемов и взаимосвязанных действий, направленных на стимулирование в творческой, познавательной и самостоятельной деятельности (выполнение творческих заданий, поощрение, создание ситуаций успеха и сотрудничества, удовлетворение желания быть значимой личностью, самооценка и коррекция своей деятельности, заинтересованность результатами коллективной работы).
Специальные методы
1. Психологическая подготовка и воспитание волевых качеств (тренировка).
2. Теоретическая подготовка по общим вопросам.
3. Метод усложнения (изучение движений от простого к сложному).
4. Метод импровизации (свободное владение разными техниками исполнения, умения передать характер музыки, чувства, эмоции видимые или слышимые).
Выбор методов обучения не может быть произвольным и зависит от главной цели и конкретных задач, которые будут решаться на занятии.
Средство – это прием, способ, действие для осуществления, достижения поставленных задач. К таким средствам, повышающим мотивацию, уровень исполнительского мастерства и выразительности в рамках программы Танцевальная аэробика была включена ритмика и хореографическая подготовка.
Ритмика развивает музыкальность, экспрессию, помогает ощутить движение, присущее музыке. Умение согласовывать свои действия с музыкальным ритмом приходит в процессе освоения хореографических упражнений. Каждое музыкальное произведение имеет свой ритм, средствами измерения и создания которого являются метр (строение музыкального такта) и темп (степень скорости исполнения). Ритмические упражнения развивают чувство ритма, понимание сильных и слабых долей такта, умение ритмично исполнять движения. Можно выделить несколько групп ритмических упражнений, применяемых в хореографии:
– хлопки на каждую четверть, на первую четверть такта, на каждую долю такта, с паузой;
– разновидности шагов и бега в различном темпе;
– разновидности шагов и бега с хлопками в различном ритме и темпе.
Хореографическая подготовка – использование движений классической хореографии для постановки рук, ног, корпуса, развития пластичности и музыкальности. Изучение позиций ног и рук. В ходе изучения основ хореографической подготовки воспитывается ощущение красоты движений, их гармонии с музыкой, формируется способность передавать в движениях определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства. Все это позволяет создавать более точные и разнообразные художественные образы во время разучивания и исполнения комплексов упражнений аэробики. На занятиях используются подготовительных упражнений: приседания (plie), поднимание, выведение и махи ногой (battement), выставление ноги вперед, в сторону, назад на носок (battement tendu), малые махи (battement tendu jete), высокие махи (grand battement jete). Элементы хореографической подготовки могут выполняться у станка (лицом или боком к опоре) или на середине зала (на месте, с продвижением, по диагонали). К средствам хореографии относятся также упражнения в партере (сидя и лежа).
Упражнения ритмики и хореографической подготовки выполняются под живую фортепианную музыку. Музыкальное сопровождение на занятиях осуществляет концертмейстер. Сочетание живой музыки и двигательных упражнений - прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.
Подбор музыкального материала на занятиях осуществляется с учетом возрастных особенностей и планирования. Музыкальные произведения проигрываются концертмейстером в логической последовательности, согласно плану занятия, раскрывая суть каждого этапа (от поклона в начале до конца). Введение живой инструментальной музыки в программу по аэробике способствует воспитанию у обучающихся музыкального вкуса, чувства ритма, развитию пластичности и выразительности движений.
Танцевальная аэробика – это очень динамичная структура, которая постоянно пополняет свой арсенал используемых средств и методов. Развитие комплексных программ аэробики отражает прогрессирующую систему физического воспитания, как в образовательных учреждениях, так и в целом. Современное занятие аэробики предъявляет достаточно высокие требования к организму, особенно к уровню функционирования сердечно-сосудистой системы занимающихся. Причиной являются сложно координированные упражнения, выполняемые в «циклическом» режиме работы при темпе музыкального сопровождения, подчас достигающего 150 ударов в минуту (в фазе аэробной нагрузки). Здесь музыка становится стимулятором, позволяющим работать, продолжать упражнения, не замечая усталости. Но при работе с детьми в условиях дополнительного образования важно грамотно спланировать и организовать занятие, используя набор методов и средств, чтобы вовремя переключиться с динамической нагрузки на более плавную. Взаимосвязь хореографического искусства и аэробики позволяет комплексно подойти к решению главной цели – гармоничного и всестороннего развития подрастающего поколения, ибо красота и грация вместе с техникой выполнения силовых упражнений и выносливостью дают максимально положительный результат.
*Ссылка на занятие по хореографической подготовке в рамках реализации программы Танцевальная аэробика