оаоаоооошпошошоооопеошвпошвопшвопшщеопшщврпороопгроппаогопготпоогпогшпрогороаоргерогаогшоаеоршаеогрровгорваогртооаораерогшаероеорогшарогшеоргшаогшрошеорорегшрогшрогшгоргшгоргграгшрагшгоршщапогшргшрогшаорррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррпгшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшппппппппппппппппппппппппоооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооотпогшопшошпошопгшокпошпаогшаопгшрррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррршшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшсссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууоапшропгшргшршпгргшрпгргарпгшргшергшпрвгшрпгшрпгшерпгшвропгшрвгшпрвгшрпгшвпргшрпгшкпгпргшкврогшропгврпагврпгшкрагшрогшпегшрпгшергшпргшрпгшврпвгргшкрвшгрпгшквпрогшвкропгрповгтпмговпгвепгшвкропгшвропшгвкпгшвкрпгшрпгшвкр
ма: «Мораль, нравственность, этика»
Цель: Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных и др.) учащихся 4 класса в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по теме «Мораль, нравственность, этика»
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
- Формирование этических чувств доброжелательности.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
-Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
-Формирование умений объяснять, что означают слова добро и зло, различать понятия мораль, нравственность, этика (познавательные УУД);
-Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
-Формирование умений работать в группах (коммуникативные УУД);
-Формирование форм рефлексии (регулятивные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-Освоение знаний по теме «Мораль, нравственность, этика»
Ключевые вопросы для детей: На чём основаны правила поведения? Откуда они берутся? Названия для правил поведения.
Оборудование: ПК учителя, мультимедийное оборудование, карточки, учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России, Светская этика», авторы: Р. Н. Бунеев, Д. Д. Данилов, И. И. Кремлёва
Ход урока:
Орг. момент.
Я спешу сказать вам – Здравствуйте,
Чтобы пожелать здоровья доброго,
Я спешу сказать вам – Благости,
Чтобы пожелать счастья нового,
Я спешу сказать вам – Радости,
чтобы пожелать удач, успехов и везенья,
Чтоб пожелать всем на уроке прекраснейшего настроения!
АОЗ
Какое слово объединяет эти слова : – Здравствуйте, – Благости, – Радости?
- Дайте определение слова «Добро»
-Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый, добряк и т.д.)
-Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди?
-К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят.
- Дайте определение слова «Зло»
-Почему же добро всегда побеждает над злом?(высказывания детей)
-Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.
Работа в парах
-Перед вами карточки с качествами человека. Вам необходимо распределить их на две группы ( на доске)
-Качества- «помощники» добра.
-Качества- «помощники» зла.
мужество честь хвастливость жестокость скромность милосердие совесть зависть жадность честность | | Тактичность Болтливость Правдивость Хитрость Бестактность Лживость Малодушие Справедливость Выдержка эгоизм |
- Сделаем вывод: на чем основаны правила поведения? ( правила поведения устанавливают сами люди, основываясь на представлениях о добре и зле) (слайд )
3. Проблема урока. Выход.
-А есть ли названия у этих правил?
-Попробуем добыть новые знания, исследуя текст в учебнике на с.18
Работа в группах.
- Попробуйте выделить названия правил и объяснить их значение. Для этого вы должны выбрать главные слова, которые характеризуют то или иное понятие. (слайд)
Мораль нравственность этика
1 группа- 1 абзац мораль (правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие – злыми)
2 – 2 абзац, нравственность (добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали)
3 – 3 абзац, этика (учение о нравственности и морали ,правильном и достойном поведении)
- Дополним вывод, который мы уже сделали
- Что рождается из представлений о добре и зле?
(из представлений рождается мораль, нравственность и этика) (слайд )
4. Физ.мин
Игра.
- Попробуем определить, как знаете вы правила вежливости. Для этого мы поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. (вежливо – поднялись, наклон головы в знак согласия; невежливо – сели, руки вверх)
Поздороваться при встрече …(вежливо)
Толкнуть и не извиниться …(невежливо)
Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо)
Перебивать старших…(невежливо)
Уступить место пожилому человеку… (вежливо)
Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо
5. Закрепление по теме.
А) Мораль. Существует «золотое правило морали»
«Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе»
- Это «золотое правило» есть во всех религиях ( слайд
к золотому правилу морали отнесём такие качества, как:
Доброта
Сострадание
Ответственность
Бескорыстность
Человечность
Любовь
Великодушие
Терпимость
Совесть
Милосердие
Щедрость (на доску)
-А какие литературные произведения всегда содержат мораль?
- Притчи. Басни.
Притчи - это вековая мудрость народов всего мира. Зло и добро, мир и война, любовь и ненависть, глупость и мудрость, лень и трудолюбие. Все это темы притч. Притча – это маленькая сказка – быль, а всем известно, что сказка ложь, да в ней намек,- добрым молодцам урок! ( толковый словарь)
Притча об обмане.
Отец шел по дороге со своим сыном. Сын рассказывал что-то отцу и сказал ему неправду. Отец догадался, что сын обманывает его. Тогда он сказал:
- Сейчас, сынок, мы подходим к мосту. Этот мост не простой, а волшебный - он проваливается под теми, кто говорит неправду.
Когда сын услышал это, он испугался и признался отцу, что обманул его.
Отец со своим сыном вступили на мост, и вдруг... отец провалился.
-А ведь я тебя обманул, - сознался он мальчику, когда они выбрались на берег. - Волшебных мостов не бывает.
- Какая мораль этой притчи?
Б) Нравственность
«Золотое правило нравственности» в христианстве, исламе и буддизме. (слайд)
«Возлюби ближнего своего» - одна из основных заповедей в христианстве, Библия
«Люди, обгоняйте друг друга только в добрых делах» «Никто из вас не станет верующим , пока не полюбит своего брата, как самого себя» - заповедь у мусульман, Коран
«Человек может выразить своё отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним , как к себе и верностью своему слову» - заповедь буддизма.
- Что общего в правилах разных религий? Чему они учат? (уважению, любви, добру)
- Все эти добрые качества человека называют его нравственностью.
Игра: «Какой я?»
(У детей рисунки человечков и цветные карандаши)
— Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет — зеленый.
— Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.
— Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков.
В) Этика
Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Об этом нам расскажет такая наука как ЭТИКА.
Проигрывание ситуаций. Работа в группах.
Учащимся предлагается разыграть сценки, в которых отражаются как красивые манеры поведения, так и нарушение этикета. (НЕЭТИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ЭТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, БЕЗНРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК, НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА)
Задание 1. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.
Задание 2. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?
Задание 3. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.
Задание 4. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.
«А что ты мне за это дашь?» - спрашивает тот.
После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.
Обсуждение проигранных ситуаций по вопросам:
- В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым?
- Какое поведение вы не одобряете?
6. Тест «Как я понимаю моральные нормы?»
Оценка ответов
Результаты
60 – 80 очков. У вас есть возможность прожить жизнь по-человечески, не принося страданий и неприятных чувств окружающим. В вашем характере неплохо сочетаются моральные качества и готовность к действию для предотвращения зла.
33 – 59 очков. Вы обладаете рядом качеств, необходимых для того, чтобы вас уважали. Но вам нужно получше разобраться в самом себе и не допускать«прорыва легкомысленных желаний и поступков, которые вам же часто мешают жить. Если вы этого не сделаете, у вас могут развиться те самые качества, которые все так не любят в людях.
24 – 32 очка. Вам нужно всерьез подумать о себе и о своем будущем,
поскольку у вас явно выраженный провал в понимании моральных норм и нормального человеческого поведения среди людей. Если не постараетесь круто изменить свою позицию – вас ждут большие неприятности, а ваших близких – переживания за вас.
7. Рефлексия. Самооценка.
Подведение итогов урока, возврат к задачам урока.
-Дайте названия правилам поведения? Откуда они берутся?
- А как по вашему мнению Зачем вообще людям нужны правила морали, этики?
Выполняют самооценку качества и уровня усвоения новой темы с помощью смайликов.
Если материал понятен - смайлик весёлый,
частично- смайлик задумчивый,
непонятно- смайлик грустный.
8.Д/З
Стр. 19 готовим проекты по выбору – весёлый смайлик
Притча, басня – задумчивый
Синквейн к словам :мораль, этика, нравственность - грустный
Хочется завершить наш урок песней «По законам доброты»
Как я понимаю моральные нормы ?
Выбери правильный ответ.
Какое наказание за обман покупателей вы бы установили для провинившегося продавца:
а) отпустить с миром ;
б) отобрать всё имущество и посадить в тюрьму;
в) отрубить руки.
Если вы увидите, как знакомые ребята мучают бездомную собаку, то
а) забросаете живодеров камнями ;
б) попросите отпустить собаку ;
в) присоединитесь к ним.
Если для успешной сдачи контрольной вам понадобится обмануть учителя, то:
а) вы сделаете это;
б) вы этого не сделаете и получите « 2»;
в) честно признаетесь в слабости и попросите повторить попытку.
Если пожилой человек пытается объяснить вам ошибочность ваших действий, то вы :
а) внимательно выслушаете и благодарите;
б) пропускаете мимо ушей, но делаете вид, что слушаете