-
оаоаоооошпошошоооопеошвпошвопшвопшщеопшщврпороопгроппаогопготпоогпогшпрогороаоргерогаогшоаеоршаеогрровгорваогртооаораерогшаероеорогшарогшеоргшаогшрошеорорегшрогшрогшгоргшгоргграгшрагшгоршщапогшргшрогшаорррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррпгшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшппппппппппппппппппппппппоооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооотпогшопшошпошопгшокпошпаогшаопгшрррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррршшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшсссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууоапшропгшргшршпгргшрпгргарпгшргшергшпрвгшрпгшрпгшерпгшвропгшрвгшпрвгшрпгшвпргшрпгшкпгпргшкврогшропгврпагврпгшкрагшрогшпегшрпгшергшпргшрпгшврпвгргшкрвшгрпгшквпрогшвкропгрповгтпмговпгвепгшвкропгшвропшгвкпгшвкрпгшрпгшвкр
-
ма: «Мораль, нравственность, этика»
-
Цель: Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных и др.) учащихся 4 класса в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по теме «Мораль, нравственность, этика»
-
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
-
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
-
- Формирование этических чувств доброжелательности.
-
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
-
-Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
-
-Формирование умений объяснять, что означают слова добро и зло, различать понятия мораль, нравственность, этика (познавательные УУД);
-
-Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
-
-Формирование умений работать в группах (коммуникативные УУД);
-
-Формирование форм рефлексии (регулятивные УУД).
-
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-
-Освоение знаний по теме «Мораль, нравственность, этика»
-
Ключевые вопросы для детей: На чём основаны правила поведения? Откуда они берутся? Названия для правил поведения.
-
Оборудование: ПК учителя, мультимедийное оборудование, карточки, учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России, Светская этика», авторы: Р. Н. Бунеев, Д. Д. Данилов, И. И. Кремлёва
-
Ход урока:
-
Орг. момент.
-
Я спешу сказать вам – Здравствуйте,
-
Чтобы пожелать здоровья доброго,
-
Я спешу сказать вам – Благости,
-
Чтобы пожелать счастья нового,
-
Я спешу сказать вам – Радости,
-
чтобы пожелать удач, успехов и везенья,
-
Чтоб пожелать всем на уроке прекраснейшего настроения!
-
АОЗ
-
Какое слово объединяет эти слова : – Здравствуйте, – Благости, – Радости?
-
- Дайте определение слова «Добро»
-
-Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый, добряк и т.д.)
-
-Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди?
-
-К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят.
-
- Дайте определение слова «Зло»
-
-Почему же добро всегда побеждает над злом?(высказывания детей)
-
-Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.
-
Работа в парах
-
-Перед вами карточки с качествами человека. Вам необходимо распределить их на две группы ( на доске)
-
-Качества- «помощники» добра.
-
-Качества- «помощники» зла.
-
мужество -
честь -
хвастливость -
жестокость -
скромность -
милосердие -
совесть -
зависть -
жадность -
честность | | -
Тактичность -
Болтливость -
Правдивость -
Хитрость -
Бестактность -
Лживость -
Малодушие -
Справедливость -
Выдержка -
эгоизм |
-
- Сделаем вывод: на чем основаны правила поведения? ( правила поведения устанавливают сами люди, основываясь на представлениях о добре и зле) (слайд )
-
3. Проблема урока. Выход.
-
-А есть ли названия у этих правил?
-
-Попробуем добыть новые знания, исследуя текст в учебнике на с.18
-
Работа в группах.
-
- Попробуйте выделить названия правил и объяснить их значение. Для этого вы должны выбрать главные слова, которые характеризуют то или иное понятие. (слайд)
-
Мораль нравственность этика
-
1 группа- 1 абзац мораль (правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие – злыми)
-
2 – 2 абзац, нравственность (добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали)
-
3 – 3 абзац, этика (учение о нравственности и морали ,правильном и достойном поведении)
-
- Дополним вывод, который мы уже сделали
-
- Что рождается из представлений о добре и зле?
-
(из представлений рождается мораль, нравственность и этика) (слайд )
-
4. Физ.мин
-
Игра.
-
- Попробуем определить, как знаете вы правила вежливости. Для этого мы поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. (вежливо – поднялись, наклон головы в знак согласия; невежливо – сели, руки вверх)
-
Поздороваться при встрече …(вежливо)
-
Толкнуть и не извиниться …(невежливо)
-
Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо)
-
Перебивать старших…(невежливо)
-
Уступить место пожилому человеку… (вежливо)
-
Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо
-
5. Закрепление по теме.
-
А) Мораль. Существует «золотое правило морали»
-
«Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе»
-
- Это «золотое правило» есть во всех религиях ( слайд
-
к золотому правилу морали отнесём такие качества, как:
-
Доброта
-
Сострадание
-
Ответственность
-
Бескорыстность
-
Человечность
-
Любовь
-
Великодушие
-
Терпимость
-
Совесть
-
Милосердие
-
Щедрость (на доску)
-
-А какие литературные произведения всегда содержат мораль?
-
- Притчи. Басни.
-
Притчи - это вековая мудрость народов всего мира. Зло и добро, мир и война, любовь и ненависть, глупость и мудрость, лень и трудолюбие. Все это темы притч. Притча – это маленькая сказка – быль, а всем известно, что сказка ложь, да в ней намек,- добрым молодцам урок! ( толковый словарь)
-
Притча об обмане.
-
Отец шел по дороге со своим сыном. Сын рассказывал что-то отцу и сказал ему неправду. Отец догадался, что сын обманывает его. Тогда он сказал:
-
- Сейчас, сынок, мы подходим к мосту. Этот мост не простой, а волшебный - он проваливается под теми, кто говорит неправду.
-
Когда сын услышал это, он испугался и признался отцу, что обманул его.
-
Отец со своим сыном вступили на мост, и вдруг... отец провалился.
-
-А ведь я тебя обманул, - сознался он мальчику, когда они выбрались на берег. - Волшебных мостов не бывает.
-
- Какая мораль этой притчи?
-
Б) Нравственность
-
«Золотое правило нравственности» в христианстве, исламе и буддизме. (слайд)
-
«Возлюби ближнего своего» - одна из основных заповедей в христианстве, Библия
-
«Люди, обгоняйте друг друга только в добрых делах» «Никто из вас не станет верующим , пока не полюбит своего брата, как самого себя» - заповедь у мусульман, Коран
-
«Человек может выразить своё отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним , как к себе и верностью своему слову» - заповедь буддизма.
-
- Что общего в правилах разных религий? Чему они учат? (уважению, любви, добру)
-
- Все эти добрые качества человека называют его нравственностью.
-
Игра: «Какой я?»
-
(У детей рисунки человечков и цветные карандаши)
-
— Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет — зеленый.
-
— Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.
-
— Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков.
-
В) Этика
-
Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Об этом нам расскажет такая наука как ЭТИКА.
-
Проигрывание ситуаций. Работа в группах.
-
Учащимся предлагается разыграть сценки, в которых отражаются как красивые манеры поведения, так и нарушение этикета. (НЕЭТИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ЭТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, БЕЗНРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК, НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА)
-
Задание 1. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.
-
Задание 2. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?
-
Задание 3. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.
-
Задание 4. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.
-
«А что ты мне за это дашь?» - спрашивает тот.
-
После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.
-
Обсуждение проигранных ситуаций по вопросам:
-
- В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым?
-
- Какое поведение вы не одобряете?
-
6. Тест «Как я понимаю моральные нормы?»
-
Оценка ответов
-
Результаты
-
60 – 80 очков. У вас есть возможность прожить жизнь по-человечески, не принося страданий и неприятных чувств окружающим. В вашем характере неплохо сочетаются моральные качества и готовность к действию для предотвращения зла.
-
33 – 59 очков. Вы обладаете рядом качеств, необходимых для того, чтобы вас уважали. Но вам нужно получше разобраться в самом себе и не допускать«прорыва легкомысленных желаний и поступков, которые вам же часто мешают жить. Если вы этого не сделаете, у вас могут развиться те самые качества, которые все так не любят в людях.
-
24 – 32 очка. Вам нужно всерьез подумать о себе и о своем будущем,
-
поскольку у вас явно выраженный провал в понимании моральных норм и нормального человеческого поведения среди людей. Если не постараетесь круто изменить свою позицию – вас ждут большие неприятности, а ваших близких – переживания за вас.
-
7. Рефлексия. Самооценка.
-
Подведение итогов урока, возврат к задачам урока.
-
-Дайте названия правилам поведения? Откуда они берутся?
-
- А как по вашему мнению Зачем вообще людям нужны правила морали, этики?
-
Выполняют самооценку качества и уровня усвоения новой темы с помощью смайликов.
-
Если материал понятен - смайлик весёлый,
-
частично- смайлик задумчивый,
-
непонятно- смайлик грустный.
-
8.Д/З
-
Стр. 19 готовим проекты по выбору – весёлый смайлик
-
Притча, басня – задумчивый
-
Синквейн к словам :мораль, этика, нравственность - грустный
-
Хочется завершить наш урок песней «По законам доброты»
-
Как я понимаю моральные нормы ?
-
Выбери правильный ответ.
-
Какое наказание за обман покупателей вы бы установили для провинившегося продавца:
-
а) отпустить с миром ;
-
б) отобрать всё имущество и посадить в тюрьму;
-
в) отрубить руки.
-
Если вы увидите, как знакомые ребята мучают бездомную собаку, то
-
а) забросаете живодеров камнями ;
-
б) попросите отпустить собаку ;
-
в) присоединитесь к ним.
-
Если для успешной сдачи контрольной вам понадобится обмануть учителя, то:
-
а) вы сделаете это;
-
б) вы этого не сделаете и получите « 2»;
-
в) честно признаетесь в слабости и попросите повторить попытку.
-
Если пожилой человек пытается объяснить вам ошибочность ваших действий, то вы :
-
а) внимательно выслушаете и благодарите;
-
б) пропускаете мимо ушей, но делаете вид, что слушаете