СЛАЙД 1
Детей всегда очень привлекает атмосфера секретности и таинственности. Создав такие условия на уроке, можно быть уверенным в том, что дети с интересом включатся в работу, проявят повышенную активность и личную заинтересованность. Для достижения данных целей рекомендуется использовать методический прием «Волшебная шкатулочка». Как использовать этот прием?
СЛАЙД 2
Суть приема «Волшебная шкатулка»
Исходя из названия понятно, что суть этого приема заключается в использовании во время занятия красиво оформленной шкатулки, в которой должно находиться некое неизвестное содержимое. Прием «Волшебная шкатулка» больше подходит для использования в начальной школе, поскольку он имеет игровой характер.
СЛАЙД 3 Цели использования приёма.
СЛАЙД 4
Такой прием может быть использован:
на этапе мотивации обучающихся к учебной деятельности;
во время закрепления учебного материала, когда дети начинают ощущать интеллектуальную усталость и необходимо их активизировать;
при подведении итогов;
при проведении рефлексии.
Для получения наиболее полного эффекта от использования приема рекомендуется и обстановку или историю появления шкатулки перед детьми сделать немного сказочно-таинственной.
СЛАЙД 5
Есть несколько способов включения приема «Волшебная шкатулка» в ход занятия.
Способ 1
Дети должны ознакомиться с содержимым шкатулки. Там могут быть:
карточки с заданием;
предметы, которые послужат объектом для исследования на уроке;
предметы, помогающие освоить учебный материал;
листок с информацией, которую предстоит обсудить.
Учитель может не просто показать детям содержимое шкатулки, а предложить им самим узнать, что в ней лежит. Для этого они должны:
отгадать загадку; узнать по описанию;
сделать собственное предположение, исходя из темы урока.
Способ 2
Детям необходимо наполнить шкатулку. Варианты того, что они могут туда положить:
записки с пожеланиями или предсказаниями;
стикеры с написанными тезисами по теме урока;
фишки, отражающие впечатление от урока.
Способ 3
Шкатулка служит для обмена информацией. Например:
можно предложить одной группе детей записать на листочках вопросы или информацию по теме и сложить их в шкатулку, а другая группа должна ознакомиться с такими сообщениями и дать свой ответ;
на протяжении изучения целой темы, дети могут складывать в шкатулку записки с указанием возникающих вопросов или необходимости получить дополнительную информацию, а на итоговом уроке проводится работа по анализу их содержания;
дети помещают в шкатулку письма для родителей, содержание которых обсуждается на предстоящем родительском собрании.
Способ 4
Этот прием является хорошим способом провести эмоциональную разрядку. Детям можно предложить спрятать в шкатулку свое плохое настроение или эмоции после конфликтной ситуации и т.д. Также она может быть позитивным символом — собрать приятные воспоминания, хорошие впечатления. Такой элемент лучше включить в ход воспитательного занятия.
При использовании приема «Волшебная шкатулка» можно быть уверенным, что все дети в классе проявят внимание к происходящему на уроке.
Примеры:
Если содержимое шкатулки неизвестно и нам предстоит узнать , что внутри.
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: КНИГИ – МОИ ДРУЗЬЯ.
Шкатулка появляется неожиданно после перемены.
- Обратите внимание, что изменилось в нашем классе после перемены?
(появилась шкатулка)
- Рассмотрим её .
А хотите в неё заглянуть?
(ОТКРЫВАЕМ, НАХОДИМ ЗАПИСКУ, СЛОВА ЯРОСЛАВА МУДРОГО О КНИГЕ, НО ДЕТИ ДОЛЖНЫ ДОГАДАТЬСЯ, О ЧЁ ИДЁТ РЕЧЬ)
«Если прилежно поищешь в ….. мудрости, то найдёшь великую пользу душе своей» Ярослав Мудрый (великий князь Древней Руси)
Дети путём рассуждений догадываются, о каком предмете идёт речь
- А что вы знаете о книгах?
И определяем тему урока.
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Тема: ВОЗДУХ НА ЗЕМЛЕ.
Интригую детей содержимым коробочки.
- Сегодня пришла, а тут шкатулка с посланием от лесных жителей.
Что в ней, я не знаю. А вы хотите узнать? В прилагаемом письме есть загадка. Может, разгадав её, мы сможем догадаться, что внутри.
Я его поймаю носом,
А могу поймать насосом.
Поплыву на глубину –
Он не даст пойти ко дну.
Отгадать сложно. Рискуем, открываем А там…. Ничего.
- Ребята, посмотрите, что в шкатулке?
-Ничего? Что же это, нас обманули?
А что же там могло быть?
Что можно прислать ценного из леса?
(Ответ вызывает затруднения, обращаемся к загадке и опытным путём выясняем, что в шкатулке содержится воздух)
- Что проходит через нос?
В ШК. МОЖЕТ БЫТЬ ПРДМЕТ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕГО ИЗОБРАЖЕНИЕ, КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ И ПР.
НА УРОКЕ ОБОБЩЕНИЯ, ЗАКРЕПЛЕНИЯ.
Можно организовать работу в группах
Перед уроком обобщения по теме учащиеся делятся на творческие группы. Каждой группе присваивается определённый цвет. ЗАРАНЕЕ На цветных листах учащиеся по группам по изученной теме формулируют вопросы и складывают в коробочку. На уроке вопросы вытягивают из коробочки и отвечают на них после коллективного обсуждения.
НА ЭТАПЕ РЕФЛЕКСИИ И ДЛЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ.
Детям предлагаю написать ответ на вопрос «ЧТО Я УЗНАЛ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ?»
или «О чём ещё по данной теме мне хотелось бы узнать?»
Поделиться своими впечатлениями или оценить свою работу цветными стикерами и сложить их в шкатулку.
ЗАНЯТИЕ КРУЖКА ПО ТЕМЕ «РИСОВАНИЕ ВЕТКИ ЕЛИ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКОЙ- ТЫЧКАМИ»
ВОЛШЕБНАЯ ШКАТУЛКА ОТКРЫВАЕТСЯ В КОНЦЕ ЗАНЯТИЯ.
- Почему птиц нужно кормить в зимнее время? Как люди организовывают кормление птиц? (Люди делают кормушки)
- Чтобы птицы не погибли, нужно развешивать кормушки.
- Ребята, вы тоже изготовили вместе с родителями кормушки.
Возьмите свою кормушку в руки. Эти кормушки вы изготовили вместе со своими родителями.
- Расскажите, о каких правилах нужно помнить, когда мы развешиваем кормушки?
- Какой корм мы будем насыпать?
Если вы всё будете делать правильно, то сможете в своей кормушке увидеть самых разнообразных птиц, как мы видим на этих фото.
ПОКАЗЫВАЕТСЯ ФОТО КОРМУШЕК
- А у меня для вас сюрприз. Посмотрите, наши кормушки не остались незамеченными. К нам летят настоящие лесные жители. Кто это? (Снегири) ОКРЫВАЕТСЯ ПЛАКАТ С ДЕРЕВОМ И СНЕГИРЯМИ,
- Давайте поселим снегирей на наши веточки, и у каждой птички будет свой домик. ДЕТИ ПРИКЛЕИВАЮТ СНЕГИРЕЙ НА ВЕТОЧКИ.
НА ДОСКЕ УСТРАИВАЕТСЯ ВЫСТАВКА РАБОТ.
4. РЕФЛЕКСИЯ:
- Наши птички счастливы!
- А понравилась ли вам наша сегодняшняя работа?
- Поднимите руку, кому понравилась сегодня работа? Что понравилось?
- На столах кружки разного цвета,
если вам занятие понравилось и у вас всё получилось – покажите жёлтый кружок;
если вы в целом довольны, но вам кажется, что у вас что-то не получилось – покажите фиолетовый кружок;
если вы разочаровались в работе и вам кажется, что у вас ничего не вышло – покажите коричневый кружок.
- А теперь посмотрите, наше дерево осталось совсем голым, ему холодно. Давайте согреем его нашими живыми чувствами и поделимся с ним своими мыслями. Развесим наши кружки-настроения на его ветвях
В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ.
В ЦЕЛЯХ БОРЬБЫ С ЖАЛОБАМИ ЗАВЕЛИ ОСОБУЮ ШКАТУЛКУ «ШКАТУЛКУ ДОБРЫХ ДЕЛ»
Дети пишут, какие добрые дела совершили в течение недели. В конце недели на кл. часе шкатулку открываем, читаем, обсуждаем. Оформляем классный уголок рубрику «УГОЛОК ДОБРЫХ ДЕЛ»
После проведённых мероприятий предлагаю детям поделиться своими хорошими впечатлениями, воспоминаниями. Это собираю в отдельную папку, делюсь своими впечатлениями на выпускном.