kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методический материал по организации дистанционного обучения детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обеспечение равных прав граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования невозможно без широкого использования дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методический материал по организации дистанционного обучения детей с ОВЗ»

Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.

Проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих образовательные учреждения, - нарушение связи с миром, недостаток контактов со сверстниками и взрослыми, ограниченный доступ к информационным ресурсам, недоступность общения с природой, культурными ценностями, отсутствие качественного образования.

Часто у детей с ограниченными возможностями имеются отклонения в развитии, связанные с перенапряжением нервной системы ребёнка, а также различных болезненных состояний нервной системы - неврозов. У значительной части детей с ограниченными возможностями наблюдаются затруднения в усвоении программного материала, связанные с особенностями психической деятельности и нарушением развития речи.

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего периода обучения ребенка в школе. Организация обучения вРеспубликанском центре дистанционного образования (РЦДО) для детей сограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) с сохранным интеллектом предусматривает развитие личности учащихся с учётом индивидуальных особенностей их умственного и физического развития.

В системе образования современного информационного общества дистанционная форма обучения играет существенную роль. Под дистанционными образовательными технологиями согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

В рамках национального проекта "Образование" в республике в сентябре 2010 года начали обучаться дети с ОВЗ в республиканском центре дистанционного образования.

Центр является структурным подразделением государственного образовательного учреждения Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Данный проект имеет выраженную социальную значимость. Актуальность дистанционного обучения для больных детей и детей-инвалидов необходимо в силу особенностей развития российской системы образования. Ведь эти дети вынуждены уже в начале своего жизненного пути сталкиваться с множеством трудностей. Причём огромное количество этих трудностей – чисто бытового характера. Социализация у данных детей затруднена. Может ли современная система образования обеспечить естественный процесс их социализации? Может ли она дать этим детям полноценное конкурентноспособное образование наравне со здоровыми детьми?

Дистанционное обучение снимает весьма актуальную для детей-инвалидов проблему получения образования.

На отделении надомного обучения нашей школы дистанционные занятия проводятся посредством онлайн-уроков. С помощью новейших компьютерных программ и технологий школьники получают возможность изучать общеобразовательные предметы на базовом и профильном уровне, выполнять творческие работы, в режиме реального времени с помощью программы «Скайп» дистанционно общаться с учителями, психологом и логопедом, которые помогают осваивать учебный материал в качественно новой образовательной среде.

В условиях сокращения учебных часов по всем предметам для учащихся надомного обучения программа дистанционного образования представляется особенно актуальной. У каждого обучающегося есть возможность выбора дополнительного часа и факультатива по любому предмету, который он считает наиболее важным. Онлайн-уроки дают детям-инвалидам возможность прохождения учебной программы.

Основная задача программы дистанционного образования – создать оптимальные условия для успешного прохождения детьми государственной (итоговой) аттестации по общеобразовательным предметам в формате ОГЭ, ЕГЭ, поступления в ВУЗы и развития навыков социальной и деловой коммуникации.

Центр осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ трех ступеней развития.

На первой ступени (1-4 классы) в ходе общеобразовательного обучения осуществляется всестороннее психолого-педагогическое изучение личности ребенка, выявление его возможностей, индивидуальных особенностей. Воспитанникам прививается интерес к обучению, формируется интерес и желание учиться, навыки учебной деятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию воспитанников, коррекции нарушений моторики.

На второй ступени (5-10 классы) воспитанники получают общеобразовательную подготовку, имеющую практическую направленность, прививаются навыки самостоятельной работы.

На третьей ступени (11-12 классы) общего образования завершается обучение воспитанников по общеобразовательным программам, создаются условия для сознательного и активного включения их в жизнь общества. Продолжительность урока в первом классе составляет 35 минут, в последующих классах - 40 минут. В течении урока проводится не менее двух физкультминуток (для глаз и двигательная).

Участниками проекта являются учитель дистанционного образования и дети, имеющие статус «ребёнок-инвалид», обучающиеся индивидуально (на дому). Основанием для зачисления ребенка с ограниченными возможностями здоровья на данную форму обучения является заключение психолого-медико-педагогической комиссии и заявление родителей.

Педагогу необходимо обладать компетенциями учителя дистанционного обучения. Данные компетенции возможно отнести к четырем группам:

  • компетенции в области психологии (знание психологических особенностей общения в виртуальной среде, особенностей возрастных изменений восприятия виртуального общения учащихся с ограниченными возможностями здоровья);

  • компетенции в области дефектологии (психолого-педагогической коррекции и форм организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья предусмотреть коррекцию и компенсацию недостатков развития на основе ведущего вида деятельности);

  • компетенции в области педагогики (педагогические технологии дистанционного обучения, методики и соответствующие им технологии);

  • компетенции в области информационных технологий (свободное владение средствами общения в сети Интернет, стремление к изучению новых средств, сервисов сети, овладение постоянно совершенствующимся инструментарием).

Цели и задачи педагогической деятельности учителя дистанционного обучения:

  • создание условий для освоения учащимися нового информационного образовательного пространства;

  • обеспечение методического сопровождения учащихся в освоении ими учебных материалов, представленных в виде сетевых учебных курсов;

  • формирование у учащихся критического и творческого мышления, а также общеучебных навыков и способов учебной деятельности, необходимых для эффективного функционирования в информационном пространстве;

  • развитие и коррекция у учащихся устойчивой мотивации познавательной деятельности;

  • формирование у них потребности самообразования и развитие навыков использования современных информационных технологий для оптимизации процесса обучения.

Современный педагог сегодня – это не только традиционный, очный учитель, но и человек, знающий образовательный сегмент сети Интернет, ориентирующийся в педагогических сетевых сообществах, имеющий навыки проведения образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Учитель дистанционного обучения - это "виртуальный" учитель, работающий с обучающимися через Интернет, он должен владеть различными моделями и педагогическими технологиями и средствами информационно - коммуникационных технологий в условиях дистанционного обучения, а также знающий индивидуальные психологические особенности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, педагогические технологии дистанционного обучения, умеющий преподать свой предмет в любой форме с помощью любых средств общения.

Преимущества дистанционного обучения:

  • Эффективность - улучшение соотношения достигнутого результата к затратам времени и других ресурсов на его достижение.

  • Гибкость - возможность обучаться, выбирая время, место и темп обучения.

  • Модульность - возможность обучаться по индивидуальному учебному плану, отвечающему личным потребностям.

Помимо учебного процесса, жизнь Центра богата внешкольными мероприятиями: посещение театров, музеев, цирка, планетария, учебных заведений, а также проводятся праздники, на которых дети раскрывают свои таланты в разных направлениях детского творчества.

Использование дистанционных форм при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет обеспечить ребёнка качественным образованием вне зависимости от места обучения, предоставляет возможность общения со сверстниками, необходимого для социализации и адаптации в обществе.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Методический материал по организации дистанционного обучения детей с ОВЗ

Автор: Алексеева Елена Ивановна

Дата: 10.12.2018

Номер свидетельства: 489882

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "«Использование информационных технологий  на занятиях   по развитию    психомоторики  и  сенсорных   процессов у обучающихся с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(141) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-zaniatiiakh-po-razvitiiu-psikhomotoriki-i-siensornykh-protsiessov-u-obuchaiushchikhsia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "134960"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416838309"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Статья «Использование информационных технологий  на занятиях   по развитию    психомоторики  и  сенсорных   процессов у обучающихся с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(149) "stat-ia-ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-zaniatiiakh-po-razvitiiu-psikhomotoriki-i-siensornykh-protsiessov-u-obuchaiushchikhsia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "135055"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416847479"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства