kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс по английскому языку "Конструктор урока в рамках системно-деятельностного подхода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс по теме «Системно-деятельностный подход. Конструктор урока».

Целью данного мероприятия было обсуждение и практическая апробация основных форм работы на современном уроке.  В работе принимают участие учителя, хоть и выступают в не совсем привычной для себя роли – роли учащихся. Мастер-класс состоит из теоретического и практического блоков. Тематическим фоном данного занятия была информация страноведческого характера, касающаяся одной из самых знаменитых женщин Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии – Елизаветы II.  Некоторые приемы хорошо знакомы педагогам, но вариации их использования в уроке новой формации позволят пополнить методическую копилку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«6 шляп»

Сообщите конкретные факты, касающиеся занятия, без эмоций и характеристик

Выразите позитивные суждения

Выскажите свои творческие предложения

Сообщите о проблемах и трудностях, с которыми вы столкнулись в ходе занятия

Обобщите все сказанное с философской точки зрения

Выразите эмоции, которые вы испытываете после занятия





Просмотр содержимого документа
«Мастер класс»

Мастер-класс

«Конструктор урока в рамках системно-деятельностного подхода»

Теоретическая часть

Сегодня мне предстоит делиться размышлениями на тему, которую не хотелось бы ни упрощать, ни превращать в эффектные заявления, хотелось, чтобы сегодня получилась не парадная речь, а   изложение моих рабочих мыслей об уроке.

Современная общеобразовательная школа сегодня проходит очередной этап реформирования. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта.

Предполагается, что в число основных компетенций современного учителя входит реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе.

Работу в этом направлении я начала с 2011 года. Не могу сказать, что я отношусь к безусловным сторонникам данного нововведения. На мой взгляд, лишь фрагментарное его использование на уроках обеспечивает эффективность образовательного процесса.

Вашему вниманию я хотела бы представить апробированные формы работы. Нельзя сказать, что они абсолютно новы. Многие из них хорошо известны и широко используются учителями. При этом они соответствуют основным принципам системно-деятельностного подхода и способствуют формированию личностных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Кроме того использование данных приемов позволяет сконцентрировать усилия на формировании самой сложной категории УУД – регулятивных, которая включает в себя целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка и т.д.

  1. На начальном этапе урока учитель может не просто объявить тему занятия, а использовать такой прием как отсроченная отгадка. Прием направлен на активизацию мыслительной деятельности на уроке. Формирует умение анализировать и сопоставлять факты, умение определять противоречие, умение находить решение, используя имеющиеся ресурсы. В начале урока учитель дает интересный факт или загадку, ответ на которую будет найден в ходе урока. Загадка может быть дана в конце урока, чтобы мотивировать учащихся на следующее занятие.

  2. Для актуализации знаний можно использовать следующие приемы:

-вопросительные слова (составив подобную таблицу учитель побуждает учащихся к составлению вопросов по определенной теме. Необходимо обратить внимание учащихся на те вопросы, ответы на которые они затрудняются дать)

- развивающий канон (широко распространенный прием на развитие логического мышления. При этом он не теряет своей актуальности в свете инноваций в обучении. Дается три слова. Учащимся необходимо найти четвертое слово, используя логическую связь между первыми двумя словами)

- толстый и тонкий вопрос (приём из технологии критического мышления. Используется в организации взаимоопроса. Формирует умение формулировать вопросы, соотносить понятия. Толстый вопрос предполагает развернутый ответ, в то время как на тонкий вопрос необходимо дать односложный ответ)

3. В ходе изучения нового материала эффективны следующие приемы:

- конструктор «Событие» (служит для разработки заданий двух типов: узнать возможные следствия по заданной причине и узнать возможные причины по заданному следствию)

- прием «Связи» (формирует умение находить взаимосвязь между объектами. Учитель задает (или ученики выбирают) два объекта, как вариант, объекты выбираются случайным образом, например, с помощью кубика. Дети строят цепочку объектов и взаимодействий между ними)

- приём «Зигзаг» ( учит анализировать текст совместно с другими учащимися, а также доступно излагать информацию. Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Текст разбивается на отрывки для взаимообучения)

4. для достижения результата на этапе рефлексии можно использовать такие приемы как:

- Синквейн (это стихотворение из пяти строк, в котором нужно выразить свое отношение к проблеме, которая изучалась на уроке)

- Телеграмма (этот прием позволяет учителю оценить насколько верно учащиеся поняли смысл учебного материала. Этот прием позволяет экономить учебное время, что тоже немаловажно в процессе обучения. Учащимся необходимо кратко написать самое важное с урока в нескольких словах. Количество слов учитель задает сам. Рекомендуется двигаться от большего к меньшему)

- «Шесть шляп» этот прием формирует умение осмысливать свой опыт, а также давать оценку. Белая шляпа – это конкретные факты без эмоций; желтая – позитивные суждения; черная – отражает проблемы, трудности; красная – эмоциональное суждение без объяснений; зеленая – творческие суждения, предложения; синяя – обобщение сказанного, философский взгляд)

Практическая часть

Практическая часть нашего мастер-класса будет связана со страноведческим аспектом изучения английского языка. Дело в том, что именно этому аспекту посвящена моя тема по самообразованию.

Но для начала я предлагаю Вашему вниманию следующую запись, сделанную в регистрационной книге одного из отелей мира:

«Впервые за всю историю человеческой цивилизации ________ (принцесса) поднялась на дерево, а спустилась с него ________ (королевой).

Можете ли вы закончить эту фразу и сказать где и при каких обстоятельствах она появилась?

21 апреля 1926 г. Родилась Елизавета II, действующая королева Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Практическая часть мастер-класса будет посвящена ей. Результатом нашей работы должен стать паспорт этой личности, в который вы будете вносить необходимые записи. (паспорта на столе)

Наверняка вы многое знаете об этой незаурядной женщине. Давайте попытаемся вспомнить то, что вам уже известно. Вам необходимо задать вопросы, используя опорную таблицу. Ответить на них мы попробуем вместе.

Какое полное имя Елизаветы II ? (Елизавета Александра Мария)

Что кроме государства возглавляет Елизавета? (глава англиканской церкви и верховный главнокомандующий)

Когда, где состоялась коронация? (2 июня 1952 г. В Вестминстерском аббатстве)

Какие функции выполняет королева? (представительские, церемониальные)

Какие отношения поддерживает Елизавета с премьер-министрами? (премьер-министры еженедельно встречаются с королевой для обсуждения политических вопросов. При этом королева согласно этикету не имеет права выражать политические симпатии или антипатии. Кроме того королева подписывает назначение премьер-министров)

Но прежде всего Елизавета II обычный человек со своими слабостями, увлечениями, со своим прошлым. И мы не можем выпустить этот аспект из внимания. Каждой группе предлагается текст определенной тематике.

1 группа будет изучать жизнь королевы до ее восхождения на престол, т.е. ее детские годы.

2 группа будет работать с текстом, посвященным семье Елизаветы II.

3 группа познакомится с увлечениями королевы

Изучив предложенный материал вам необходимо заполнить необходимые графы паспорта и быть готовыми ответить на вопросы коллег. Кроме того не забудьте подготовить 1 тонкий и 2 толстых вопроса по указанной тематике.

А теперь я предлагаю подробнее поговорить о том, как Елизавета II стала королевой. На ваших столах есть фрагмент генеалогического древа Елизаветы. Давайте проанализируем его и ответим на вопросы таблицы.

Если король умирает, то престол переходит к старшему сыну.

Если Эдуард 8 не стал королем, то престол перешел его брату Альберту.

Если у Георга 6 не было сыновей, то наследником был назначен его брат Генри.

Если Генри отказался от престола, то престол перешел к Елизавете после смерти ее отца.

Итак, вернемся к записи в регистрационной книге, о которой мы говорили в начале урока. Какие пояснения мы можем дать?

Причиной записи стала смерть короля Георга 6 (отца Елизаветы) 6 февраля 1952 года. Она была сделана 7 февраля в книге отеля в Кении. Этот отель был эксклюзивным и располагался на дереве. А во многих странах мира на первых полосах газет появились заголовки «Король умер. Да здравствует королева».

По итогам нашего занятия паспорт личности должен выглядеть примерно так.

А теперь я попрошу вас оценить нашу работу. «Шесть шляп»







Просмотр содержимого документа
«ПАСПОРТ ЛИЧНОСТИ»

ПАСПОРТ ЛИЧНОСТИ

ЕЛИЗАВЕТЫ II

Полное имя __________________________________________________



Дата рождения _________________________________

Взошла на престол _____________________________________

Увлечения____________________________________________________________________________

Функции ______________________________________________________________________________________

Особые примечания ______________________________________________________________________________________



ПАСПОРТ ЛИЧНОСТИ

ЕЛИЗАВЕТЫ II

Полное имя ________________________________________________________



Дата рождения _________________________________

Взошла на престол _____________________________________

Увлечения____________________________________________________________________________

Функции ______________________________________________________________________________________

Особые примечания ______________________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«групповые задания»

Группа 1

Её Величество королева Англии Елизавета II родилась 21 апреля 1926 года в Лондоне. Появление на свет очаровательной малютки не вызвало ажиотажа при дворе. Никому и в голову не могло придти, что это юное создание со временем займёт королевский трон.

В детстве Елизавета получила домашнее образование. Кроме обычных школьных предметов, ей преподавали основы экономики, юриспруденцию и конституционное право. В программу обучения входили также уроки конной езды, танцев и музыки. С дворцовым этикетом ее знакомила мать, герцогиня Йоркская. Будущая королева не обнаруживала в эти годы ни особенно блестящих способностей, ни богатого воображения, но училась ровно за счет хорошей памяти и трудолюбия. После того как в 1936 г. королем стал Георг VI, Елизавета была объявлена наследницей престола. В 1939 году началась Вторая Мировая война. Девочке в это время было 13 лет. В 1940 году 13 октября она выступила по радио с обращением к детям, пострадавшим во время немецких бомбёжек. Еще совсем юная принцесса Елизавета принимала участие в рождественских представлениях для детей. Так, в 1941 году она сыграла роль принца Флоризеля в Золушке. Эти представления проходили каждый год в Палате Ватерлоо Виндзорского замка. Позже она настояла на том, чтобы родители позволили ей поступить на военную службу, освоила профессию водителя в военно-транспортном тренировочном центре, училась менять шины на грузовике, разбирать и собирать мотор. Сохранилась фотография, на которой она меняет колесо грузовика под наблюдением инструктора. К счастью, эти знания ей не пригодились, и с окончанием войны принцесса вернулась к более подобающим ей занятиям. С 18 лет она сделалась членом Государственного совета и стала приобщаться к делам.

Подготовьте 1 тонкий и 2 толстых вопроса о семье королевы Елизаветы II





Группа 2

Будучи совсем юной девушкой, Елизавета влюбилась один раз и на всю оставшуюся жизнь. Со своим будущим мужем она познакомилась перед самой войной в Королевском военно-морском училище. Король вместе с обеими дочерьми (младшая дочь Маргарет) прибыл туда, чтобы пообщаться с курсантами. Именно в стенах этого заведения наследница английского престола и увидела греческого принца Филиппа. Он числился одним из курсантов, а по возрасту был старше Елизаветы на 5 лет. Молодые люди пообщались всего пару часов, но этого времени хватило, чтобы Елизавета полюбила юношу всерьёз и надолго. Всю войну она писала молодому офицеру письма, в то время как тот храбро воевал на эсминце.

Сразу после окончания военных действий наследница престола предложила греческому принцу обручиться, поправ все существующие нормы и условности. В 1947 году 21-летняя Елизавета вышла замуж за 26-летнего Филиппа Маунтбаттена — офицера британского флота, члена греческой и датской королевских семей и праправнука королевы Виктории. Время было тяжёлое, послевоенное. Елизавете пришлось продать кое-какие драгоценности, чтобы сшить себе свадебное платье. Для свадебного торта прислали продукты из Австралии. Торт получился роскошным, 3-х метровым. Его не резали ножами, а рубили саблями. Гостям досталось по небольшому куску. Всё остальное разослали по школам и госпиталям.

Став супругом принцессы, Филипп получил титул герцога Эдинбургского. Он коронован не был. Филипп первым присягнул на верность своей королеве и вынужден был оставить флот. Теперь его присутствие было необходимо на всех официальных церемониях королевского двора. В конце января 1952 года молодая счастливая пара уехала отдыхать в Кению.

Королева Англии Елизавета II имеет четверых детей. Это принц Чарльз (род. 1948), принц Эндрю (род. 1960), принцесса Анна (род. 1950), принц Эдуард (род. 1964).

Подготовьте 1 тонкий и 2 толстых вопроса об увлечениях королевы Елизаветы II

Группа 3

Весь мир знает о том, что любимые собачки королевы – маленькие и дружелюбные корги. Первую корги по имени Сюзан Елизавете II подарили в 1944 году на 18-летие, и более 30 ее потомков жили с королевой все годы правления. Кроме того, королева сама вывела новую породу – дорги, скрестив одну из своих корги с таксой Пипкин, принадлежавшей принцессе Маргарет. Четверо дорги сейчас составляют достойную компанию королевским корги. Коротконогие рыжие псы стали четвероногим символом британской монархии. Они традиционно сопровождают королеву на прогулках.

Но еще большую страсть она питает к лошадям. Своего первого пони она получила в подарок от дедушки, короля Георга V, в возрасте четырех лет. Это был шотландский пони по кличке Пегги. Во время пребывания в своих загородных резиденциях Ее Величество, как и прежде, совершает прогулки верхом. Лошади, выведенные на Королевском конном заводе, побеждали практически на всех главных скачках в Британии. Каждый сезон примерно 25 королевских скаковых лошадей готовят к участию в соревнованиях. Общеизвестен тот факт, что Елизавета II – заядлая любительница скачек. Ни одно соревнование в Эскоте не обходится без ее участия, а букмекеры принимают ставки на цвет королевской шляпки.

Елизавета II продолжает традиционное семейное увлечение почтовыми голубями, которое восходит к 1896 году, когда бельгийский король Леопольд II преподнес в подарок британской королевской семье несколько таких птиц. В 1990 году один из королевских голубей, впоследствии получивший кличку "Сандринхемская молния", победил в крупных международных соревнованиях во Франции. Как большой любитель голубиных соревнований королева является попечителем ряда обществ спортивного голубеводства, в том числе Королевской ассоциации спортивных голубей.

Подготовьте 1 тонкий и 2 толстых вопроса о детстве королевы Елизаветы II

Просмотр содержимого презентации
«семинар»

Системно-деятельностный подход Конструктор урока

Системно-деятельностный подход

Конструктор урока

Системно-деятельностный подход  «Великая цель образования - это не знания, а действия»  Гербер Спенсер

Системно-деятельностный подход

«Великая цель образования -

это не знания, а действия»

Гербер Спенсер

Дидактические принципы

Дидактические принципы

  • Принцип деятельности
  • Принцип целостного представления о мире
  • Принцип психологической комфортности
  • Принцип вариативности
  • Принцип творчества
Начало урока Отсроченная отгадка Прием направлен на активизацию мыслительной деятельности на уроке. Формирует умение анализировать и сопоставлять факты, определять противоречие, находить решение, используя имеющиеся ресурсы

Начало урока

  • Отсроченная отгадка

Прием направлен на активизацию мыслительной деятельности на уроке. Формирует умение анализировать и сопоставлять факты, определять противоречие, находить решение, используя имеющиеся ресурсы

Актуализация знаний

Актуализация знаний

Вопросительные слова Вопросительные слова Основные понятия темы Что? Когда? Действие Глагол-помощник Какой? Почему ? Слова-маркеры Исключения …

Вопросительные слова

Вопросительные слова

Основные понятия темы

Что?

Когда?

Действие

Глагол-помощник

Какой?

Почему ?

Слова-маркеры

Исключения

Развивающий канон Прием на развитие логического мышления. США– штат Великобритания - …

Развивающий канон

Прием на развитие логического мышления.

США– штат

Великобритания - …

Толстый и тонкий вопрос Прием из технологии критического мышления, используется в организации взаимоопроса.

Толстый и тонкий вопрос

Прием из технологии критического мышления, используется в организации взаимоопроса.

  • Тонкий вопрос – односложный ответ
  • Толстый вопрос – развернутый ответ
Изучение нового материала

Изучение нового материала

Конструктор «Событие» Причина флаг поднят над Букингемским дворцом Следствие … … необходимо принести с собой еду и кусочек угля ЕСЛИ ТО

Конструктор «Событие»

Причина

флаг поднят над Букингемским дворцом

Следствие

необходимо принести с собой еду и кусочек угля

ЕСЛИ

ТО

Прием «Связи» Формирует умение находить связи между объектами Королева, палата лордов, палата общин

Прием «Связи»

Формирует умение находить связи между объектами

Королева, палата лордов, палата общин

Прием «Зигзаг» Используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Текст разбивается на отрывки для взаимообучения.

Прием «Зигзаг»

Используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Текст разбивается на отрывки для взаимообучения.

Рефлексия

Рефлексия

Синквейн Ключевое слово Два прилагательных Три глагола Короткое предложение 1 слово

Синквейн

Ключевое слово

Два прилагательных

Три глагола

Короткое предложение

1 слово

Телеграмма Позволяет учителю оценить насколько верно учащиеся поняли смысл материала

Телеграмма

Позволяет учителю оценить насколько верно учащиеся поняли смысл материала

Шесть шляп Белая – факты без эмоций Желтая – позитивные суждения Черная – проблемы и трудности Красная – эмоциональные суждения Зеленая – творческие предложения Синяя – обобщение сказанного

Шесть шляп

Белая – факты без эмоций

Желтая – позитивные суждения

Черная – проблемы и трудности

Красная – эмоциональные суждения

Зеленая – творческие предложения

Синяя – обобщение сказанного

«Впервые за всю историю человеческой цивилизации _______ поднялась на дерево, а спустилась ______.»

«Впервые за всю историю человеческой цивилизации _______ поднялась на дерево, а спустилась ______.»

Вопросительные слова Основные понятия темы Что? Когда? полное имя государства Какой? Где? коронация функции отношения с премьер-министрами

Вопросительные слова

Основные понятия темы

Что?

Когда?

полное имя

государства

Какой?

Где?

коронация

функции

отношения с премьер-министрами

3 группа 1 группа 2 группа увлечения семья детство

3 группа

1 группа

2 группа

увлечения

семья

детство

причина король умирает следствие Эдуард VIII не стал королем ? У Георга VI не было сыновей ? Генри отказался от престола ? ? ЕСЛИ ТО

причина

король умирает

следствие

Эдуард VIII не стал королем

?

У Георга VI не было сыновей

?

Генри отказался от престола

?

?

ЕСЛИ

ТО

«Впервые за всю историю человеческой цивилизации _________ поднялась на дерево, а спустилась __________.» 7 февраля 1952 г. принцесса королевой

«Впервые за всю историю человеческой цивилизации _________ поднялась на дерево, а спустилась __________.»

7 февраля 1952 г.

принцесса

королевой

Паспорт личности Елизаветы II

Паспорт личности Елизаветы II

  • Полное имя - Елизавета Александра Мария
  • Дата рождения – 21 апреля 1926 г
  • Взошла на престол - 2 июня1953 г.
  • Увлечения - собаки, лошади, голуби
  • Функции – представительские, церемониальные
РЕФЛЕКСИЯ

РЕФЛЕКСИЯ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Поленова Елена Ивановна

Дата: 13.01.2016

Номер свидетельства: 276109


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства