Мастер-класс
«Конструктор урока в рамках системно-деятельностного подхода»
Теоретическая часть
Сегодня мне предстоит делиться размышлениями на тему, которую не хотелось бы ни упрощать, ни превращать в эффектные заявления, хотелось, чтобы сегодня получилась не парадная речь, а изложение моих рабочих мыслей об уроке.
Современная общеобразовательная школа сегодня проходит очередной этап реформирования. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта.
Предполагается, что в число основных компетенций современного учителя входит реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе.
Работу в этом направлении я начала с 2011 года. Не могу сказать, что я отношусь к безусловным сторонникам данного нововведения. На мой взгляд, лишь фрагментарное его использование на уроках обеспечивает эффективность образовательного процесса.
Вашему вниманию я хотела бы представить апробированные формы работы. Нельзя сказать, что они абсолютно новы. Многие из них хорошо известны и широко используются учителями. При этом они соответствуют основным принципам системно-деятельностного подхода и способствуют формированию личностных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Кроме того использование данных приемов позволяет сконцентрировать усилия на формировании самой сложной категории УУД – регулятивных, которая включает в себя целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка и т.д.
На начальном этапе урока учитель может не просто объявить тему занятия, а использовать такой прием как отсроченная отгадка. Прием направлен на активизацию мыслительной деятельности на уроке. Формирует умение анализировать и сопоставлять факты, умение определять противоречие, умение находить решение, используя имеющиеся ресурсы. В начале урока учитель дает интересный факт или загадку, ответ на которую будет найден в ходе урока. Загадка может быть дана в конце урока, чтобы мотивировать учащихся на следующее занятие.
Для актуализации знаний можно использовать следующие приемы:
-вопросительные слова (составив подобную таблицу учитель побуждает учащихся к составлению вопросов по определенной теме. Необходимо обратить внимание учащихся на те вопросы, ответы на которые они затрудняются дать)
- развивающий канон (широко распространенный прием на развитие логического мышления. При этом он не теряет своей актуальности в свете инноваций в обучении. Дается три слова. Учащимся необходимо найти четвертое слово, используя логическую связь между первыми двумя словами)
- толстый и тонкий вопрос (приём из технологии критического мышления. Используется в организации взаимоопроса. Формирует умение формулировать вопросы, соотносить понятия. Толстый вопрос предполагает развернутый ответ, в то время как на тонкий вопрос необходимо дать односложный ответ)
3. В ходе изучения нового материала эффективны следующие приемы:
- конструктор «Событие» (служит для разработки заданий двух типов: узнать возможные следствия по заданной причине и узнать возможные причины по заданному следствию)
- прием «Связи» (формирует умение находить взаимосвязь между объектами. Учитель задает (или ученики выбирают) два объекта, как вариант, объекты выбираются случайным образом, например, с помощью кубика. Дети строят цепочку объектов и взаимодействий между ними)
- приём «Зигзаг» ( учит анализировать текст совместно с другими учащимися, а также доступно излагать информацию. Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Текст разбивается на отрывки для взаимообучения)
4. для достижения результата на этапе рефлексии можно использовать такие приемы как:
- Синквейн (это стихотворение из пяти строк, в котором нужно выразить свое отношение к проблеме, которая изучалась на уроке)
- Телеграмма (этот прием позволяет учителю оценить насколько верно учащиеся поняли смысл учебного материала. Этот прием позволяет экономить учебное время, что тоже немаловажно в процессе обучения. Учащимся необходимо кратко написать самое важное с урока в нескольких словах. Количество слов учитель задает сам. Рекомендуется двигаться от большего к меньшему)
- «Шесть шляп» этот прием формирует умение осмысливать свой опыт, а также давать оценку. Белая шляпа – это конкретные факты без эмоций; желтая – позитивные суждения; черная – отражает проблемы, трудности; красная – эмоциональное суждение без объяснений; зеленая – творческие суждения, предложения; синяя – обобщение сказанного, философский взгляд)
Практическая часть
Практическая часть нашего мастер-класса будет связана со страноведческим аспектом изучения английского языка. Дело в том, что именно этому аспекту посвящена моя тема по самообразованию.
Но для начала я предлагаю Вашему вниманию следующую запись, сделанную в регистрационной книге одного из отелей мира:
«Впервые за всю историю человеческой цивилизации ________ (принцесса) поднялась на дерево, а спустилась с него ________ (королевой).
Можете ли вы закончить эту фразу и сказать где и при каких обстоятельствах она появилась?
21 апреля 1926 г. Родилась Елизавета II, действующая королева Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Практическая часть мастер-класса будет посвящена ей. Результатом нашей работы должен стать паспорт этой личности, в который вы будете вносить необходимые записи. (паспорта на столе)
Наверняка вы многое знаете об этой незаурядной женщине. Давайте попытаемся вспомнить то, что вам уже известно. Вам необходимо задать вопросы, используя опорную таблицу. Ответить на них мы попробуем вместе.
Какое полное имя Елизаветы II ? (Елизавета Александра Мария)
Что кроме государства возглавляет Елизавета? (глава англиканской церкви и верховный главнокомандующий)
Когда, где состоялась коронация? (2 июня 1952 г. В Вестминстерском аббатстве)
Какие функции выполняет королева? (представительские, церемониальные)
Какие отношения поддерживает Елизавета с премьер-министрами? (премьер-министры еженедельно встречаются с королевой для обсуждения политических вопросов. При этом королева согласно этикету не имеет права выражать политические симпатии или антипатии. Кроме того королева подписывает назначение премьер-министров)
Но прежде всего Елизавета II обычный человек со своими слабостями, увлечениями, со своим прошлым. И мы не можем выпустить этот аспект из внимания. Каждой группе предлагается текст определенной тематике.
1 группа будет изучать жизнь королевы до ее восхождения на престол, т.е. ее детские годы.
2 группа будет работать с текстом, посвященным семье Елизаветы II.
3 группа познакомится с увлечениями королевы
Изучив предложенный материал вам необходимо заполнить необходимые графы паспорта и быть готовыми ответить на вопросы коллег. Кроме того не забудьте подготовить 1 тонкий и 2 толстых вопроса по указанной тематике.
А теперь я предлагаю подробнее поговорить о том, как Елизавета II стала королевой. На ваших столах есть фрагмент генеалогического древа Елизаветы. Давайте проанализируем его и ответим на вопросы таблицы.
Если король умирает, то престол переходит к старшему сыну.
Если Эдуард 8 не стал королем, то престол перешел его брату Альберту.
Если у Георга 6 не было сыновей, то наследником был назначен его брат Генри.
Если Генри отказался от престола, то престол перешел к Елизавете после смерти ее отца.
Итак, вернемся к записи в регистрационной книге, о которой мы говорили в начале урока. Какие пояснения мы можем дать?
Причиной записи стала смерть короля Георга 6 (отца Елизаветы) 6 февраля 1952 года. Она была сделана 7 февраля в книге отеля в Кении. Этот отель был эксклюзивным и располагался на дереве. А во многих странах мира на первых полосах газет появились заголовки «Король умер. Да здравствует королева».
По итогам нашего занятия паспорт личности должен выглядеть примерно так.
А теперь я попрошу вас оценить нашу работу. «Шесть шляп»