Методические рекомендации по формированию навыка смыслового чтения в начальной школе
Методические рекомендации по формированию навыка смыслового чтения в начальной школе
Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное профессиональное обучение. Таким образом, от того, насколько качественно сформировано смысловое чтение у учеников младшего школьного возраста, зависит дальнейшее их обучение в основной и средней школе и дальнейшее профессиональное обучение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по формированию навыка смыслового чтения в начальной школе»
Особенности формирования навыка смыслового чтения
у детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст - это период в жизни ребёнка с шести до десяти лет, когда он проходит обучение в начальных классах. В этот период учение является основным видом деятельности, в которой формируется человек. По словам профессора В.В. Давыдова «…младший школьный возраст - это особый период жизни, в которой ребенок впервые начинает заниматься социально - значимой, общественно - оцениваемой учебной деятельностью…» На данном этапе преимущественно развивается интеллектуально - познавательная сфера психики, появляется много новых психических новообразований, совершенствуются и развиваются старые.
Младший школьный период характеризуется интенсивным развитием познавательных, сенсорно - перцептивных, мыслительных, мнемических функций. Обычно ученик начальной школы с охотой идёт обучаться в школу. Для учащихся первых - четвертых классов характерным является стремление к положению школьника. В первые дни учёбы в школе большое значение имеет опыт, приобретённый ребёнком в дошкольном периоде. Раньше маленький дошкольник был единственным и уникальным существом, но с поступлением в школу, он попадает в среду, где вокруг него такие же уникальные и единственные дети. Кроме необходимости приспосабливаться к ритму школьной жизни и новым требованиям, осваивать пространство школы, овладеть способами самоорганизации и организации своего времени младший школьник должен учиться взаимодействовать с одноклассниками.
Но главная задача младшего школьника заключается в успешном обучении в . Развитие учебных и познавательных интересов имеет огромное значение для успеваемости (успешности учебной деятельности). Большую роль в познавательной деятельности школьника играет память. Естественные возможности ученика начальной школы очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Его память имеет преимущественно наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. В отличие от дошкольников, младшие школьники целенаправленно, произвольно запоминают материал, даже тот, который им неинтересен.
С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на производную память. В ходе обучения совершенствуется смысловая память, с помощью которой дается возможность освоить достаточно широкий круг рациональных способов запоминания, развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, и оперативная.
Одна из основных задач учителя начальных классов – научить своих учеников хорошо читать. В.А. Сухомлинский говорил: «…чтение – это окошко, через которое дети видят и узнают мир и самих себя. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы становятся предметом пристального внимания со стороны государства: «Наше общество стало катастрофически мало читать. Снижение читательского интереса регистрируют во всем мире, но это вовсе не значит, что Россия должна следовать такому тренду…» - заявил в одном из своих выступлений на Российском литературном собрании Президент РФ Владимир Владимирович Путин.
На современном этапе развития общества, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, дети начальной школы должны «…не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект…».
Современный ребенок воспринимает большое количество разной информации, которая имеет огромное влияние на формирование и развитие его ума и культуры. Справиться с таким потоком информации, можно только приобретая немалый запас основных знаний и вырабатывая такие качества, как самостоятельность мышления, критицизм, творческое воображение. Важным средством, которое делает возможной и достижимой эту цель, является чтение.
Термин «навык чтения», который предлагают В.Г. Горецкий и Л.И. Тикунова, представляет собой целый комплекс читательских умений.
Ведущее место в этом комплексе определений занимает такое качество чтения, как осознанность, т.е. понимание того, что прочитывается. Все другие компоненты навыка чтения составляют его техническую сторону или то, что подразумевается под техникой чтения, которая подчинена смысловой стороне, пониманию. Качество навыка чтения, уровень его сформированности – это не только результат занятий чтением на уроках литературного чтения и внеклассного чтения, но и результат ученического чтения различных текстовых материалов на уроках по всем другим учебным дисциплинам, в том числе во внеурочной деятельности.
Анализируя проблемы, связанные с читательской деятельностью младших школьников, следует заметить, что сегодня немало детей, которые до школы овладели технической стороной чтения, но при этом обнаруживают равнодушное отношение к книге и стойкое неприятие читательской деятельности. Каковы причины этого явления?
- Исчезли традиции семейного чтения. Родители сами мало читают и практически полностью перестают читать со своим ребёнком, когда тот становится школьником.
- На всех уроках дети чаще говорят с учителем, а не с учебной книгой. Говорить с текстом учебника их никто не учит. Чувствуя себя неуютно среди учебных и других книг, дети стремятся поскорее уйти в привычный для них мир без книг, без чтения.
- Технической стороне чтения в методике и практике начального обучения всегда уделялось достаточно много внимания, а понятие «смысловое чтение» и методика его формирования до принятия стандартов второго поколения фактически .
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на всех без исключения уроках под руководством учителя младшие школьники должны осваивать различные виды смыслового чтения:
- ознакомительное чтение, предполагающее извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги;
- просмотровое чтение, предполагающее нахождение конкретной информации, конкретного факта;
- изучающее (критическое) чтение, предполагающее извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста.
Для достижения желаемого результата рекомендуется использовать такие методические приёмы как:
- анализ учебных заданий, инструкций, развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, понимать и принимать смысл задания и «переводить» каждое задание в самоинструкцию, в алгоритм действий;
- выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы, высказывание своей точки зрения, приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение, объяснение различных ситуаций с помощью текста, доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст);
- вычитывание и обобщение информации из таблиц, пиктограмм, графиков, диаграмм, проспектов, рекламных материалов и т.п.
По мнению психологов, процесс, направленный на понимание прочитанного, очень сложен. В него включены внимание, память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и много других психических особенностей читателя. Когда следует учителю начинать работать над формированием навыка смыслового чтения? Как только школьник начал овладевать технической стороной чтения. Уже в период обучения грамоте следует уделять внимание совершенствованию технической стороны чтения и параллельно работать над смысловой стороной чтения. Ребёнок должен понимать, зачем он читает. На данном этапе учитель озвучивает ребёнку цель чтения: «Читаю, чтобы узнать новое слово, понять его смысл, построить с ним словосочетание».
Многие психологи (Лурия А.Р., Жинкин Н.И., Смирнов А.А. и другие) выделяют несколько уровней понимания текста, которые связаны с вычитыванием разных видов текстовых информаций: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.
Первый уровень (поверхностный) предполагает понимание фактов, воспроизведение описаний событий, героев, места и времени действия, т.е. вычитывание только фактуальной информации.
Второй уровень предполагает понимание и установление связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно - подтекста.
Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, осознание своего собственного отношения к тому, что написано, как написано, т.е. вычитывание концептуальной .
Учебные тексты должны быть информационно привлекательными, то есть содержать актуальную для ученика информацию и соответствовать его насущным запросам. Тексты должны опираться на содержание учебной программы и отражать межпредметные связи. В них должны отсутствовать недостатки, которые затрудняют чтение и не нацеливают учеников на активные поиски ответов на поставленные вопросы. Предпочтение рекомендуется отдавать таким текстам, в которых представлено то или иное сочетание разных типов речи: рассуждения, повествования, описания.
Для того чтобы преодолеть трудности понимания учебно-научного текста, учителю необходимо на каждом уроке любой предметной области, начиная с первого года обучения, активно работать над развитием у школьников таких умений, как осознание коммуникативной задачи чтения, выбор вида чтения, понимание смысловой нагрузки форм слов, конструкций, определение общей темы текста, разграничение основной и второстепенной информации, известной и новой (предположение темы, цели, общего характера сообщения по его заголовку, началу, иллюстрации, ключевым словам, а также другим признакам), осознание степени понимания текста, глубины проникновения в его смысл и др.
Обучение чтению должно быть максимально приближено к условиям реальной жизни, в которых обучающимся могут понадобиться данные умения. При обучении чтению важно учитывать, что современные дети значительно изменились за последние годы: они обладают системно-смысловым типом сознания, у них преобладает смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности, что вызывает необходимость формирования смыслового восприятия и переработки текстовой информации при обучению чтению. Владение навыками смыслового чтения позволяет продуктивно учиться по книгам всю жизнь.
Важно уже в первом классе не упустить тех детей, которые показывают низкий уровень сформированности навыков чтения, организовать совместно с педагогом-психологом работу по ликвидации трудностей. Стоит обратить внимание на обязательное сочетание урочных и внеурочных форм работы по данному направлению. Следует предусмотреть время на проведение библиотечных уроков.Данные уроки могут проводиться как учителем начальных классов, так и педагогом-библиотекарем.
Внеурочная деятельность позволяет создать условия для проектирования индивидуального сопровождения ребенка. Литературные викторины, совместные внеклассные мероприятия, экскурсии, просмотр кинофильмов с последующим обсуждением выявленных проблем, литературные игры, так же способствуют расширению читательского кругозора, формированию читательской культуры. Начиная с 1 класса, следует постепенно приучать ребенка к ведению читательского дневника. Учить определять жанры произведения, работать с картинным планом, писать отзыв о прочитанной книге, учить самоанализу и рефлексии своей деятельности. Учебный год можно начать с рекомендуемого для чтения списка литературы. При составлении данного списка следует опираться на Письмо Минобрнауки России от 16.01.2013 г. №НТ-41/08 «О перечне «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам для самостоятельного прочтения, а также на
Такое большое значение навыка смыслового чтения для развития ученика начальной школы было определено перечнем планируемых результатов освоения основ смыслового чтения и работы с текстом по окончании основной школы. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное профессиональное обучение.
Таким образом, от того, насколько качественно сформировано смысловое чтение у учеников младшего школьного возраста, зависит дальнейшее их обучение в основной и средней школе и дальнейшее профессиональное обучение.