kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации раскрывают понятие «внимание» в психолого-педагогической литературе, раскрывают особенности развития внимания у детей школьного возраста

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации»

Развитие внимания детей школьного возраста


Методические рекомендации



Методические рекомендации раскрывают понятие «внимание» в психолого-педагогической литературе, раскрывают особенности развития внимания у детей школьного возраста, психологические средства коррекции внимания у детей дошкольного возраста. Предложенные занятия, комплекс игрового и информационного материала в данном направлении, рассчитан для детей школьного возраста, который способствует развитию внимания.

Методические рекомендации предназначены для родителей и педагогов школьных образовательных организаций.





Содержание

Введение


Внимание - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадёт в душу ребёнка.

К.Д. Ушинский


Внимание - сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

«Будь внимательнее!» - эта фраза всё чаще сопровождает растущего ребёнка и дома, и в детском саду, и даже во время прогулок на улице.

«Не отвлекайся, а то кашу мимо рта пронесёшь!» - шутит бабушка, наблюдая, как ложка в руке внука, уставившегося в экран телевизора, замерла на полпути от конечной цели.

Сколько подобных высказываний ежедневно адресуется ребенку со стороны взрослых!

На первый взгляд это поучения-нравоучения. Взрослый считает ребенка рассеянным и стремится активизировать его внимание. Но если призадуматься, то можно обнаружить в этих же самых высказываниях указание на то, что ребенок очень даже сосредоточен. Просто его внимание направлено не на то, что важно с точки зрения взрослого, а на то, что значимо для него самого.

Внимание – направленность и сосредоточенность психической активности на определённом объекте при отвлечении от других. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – её качественное выполнение.

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитием многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку.

Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное образовательное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка. Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у дошкольников, как никогда вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, долго удерживать внимание. Значительно увеличилось количество детей дошкольного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью. Этим и определяется актуальность выбранной мной темы.

Целью работы является: развитие внимания детей дошкольного возраста.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Задачи:

  • развивать произвольное внимание;

  • формировать навыки самоконтроля;

  • развивать наблюдательность;

  • повышать познавательный интерес;

  • развивать познавательные процессы (память, мышление, восприятие);

  • расширять словарный запас детей и знаний об окружающем мире.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как формируют у детей взаимоотношения с взрослыми и сверстниками и способствуют развитию свойств внимания.

Работа построена в соответствии с возрастными особенностями детей, учитывая следующие принципы:

Деятельностный подход.

  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.

  • Принцип комплексности методов психологического воздействия. В данной работе используются различные методы психологического воздействия: дидактические игры, подвижные игры, физкультминутки, упражнения на релаксацию.

  • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения.

  • Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. Учитывая данный принцип, следует опираться на наиболее развитые психические процессы

  • Учёт объёма и степени разнообразия материала.

  • Учёт эмоциональной сложности материала. Для создания положительного эмоционального фона занятий и стимулирования положительных эмоций у детей в работе используются сказочные элементы – путешествия.

Основной формой работы с детьми являются тематические занятия,

требующие постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне. Обучаю детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы.

Кроме занятий мы используем разнообразные формы и методы работы с детьми:

  • тематические занятия;

  • разучивание песен и стихов;

  • занятия, проводимые в форме игр-путешествий;

  • игровые упражнения;

  • игры – занятия;

  • игры – развлечения;

  • чтение художественной литературы;

  • рассматривание картин, иллюстраций;

  • занятия с использованием электронных презентаций;

  • изготовление с детьми и родителями необходимых материалов и пособий для игр и занятий.

Развитие внимания происходит в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду, охватывая все виды деятельности: учебную, игровую, трудовую.

Для поддержания устойчивого произвольного внимания у детей при организации занятия учитываются следующие условия:

  • отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности;

  • привычные условия работы. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы строго структурирован, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания;

  • Сама деятельность может не вызывать у ребенка заинтересованности, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности;

  • создание благоприятных условий для деятельности, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т.д.). Легкая, негромкая звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания, но даже и усиливают его;

  • тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей. На развитие произвольного внимания влияет формирование речи и способности выполнять указания взрослых. Под влиянием игры внимание ребенка достигает достаточно высокой степени развития. Большое значение для развития целенаправленного внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности.

Чтобы развивать у детей определенные свойства внимания (объем, устойчивость, концентрация, переключение) используются целенаправленные игры и упражнения. Например, для увеличения объема внимания игры: «Что ты ведишь на картинке», «Сложи узор», «Запомни и расставь точки» т.д.; для переключения внимания игры: «Отыщи фигуру», «Не зевай», «Покажи по порядку» и т.д.; для распределения внимания игры: « Четыре стихии», «Назови лишнее», «Правильное движение».

При организации также учитываются особенности всех видов внимания. К факторам привлечения внимания относятся:

  • четкое начало и окончание наличие необходимых условий для работы;

  • оптимальный темп ведения занятия, т.к. при чрезмерно быстром темпе могут появляться ошибки, а при медленном – работа не захватывает ребенка;

  • последовательность и систематичность требований взрослого;

  • смена видов деятельности (слуховое сосредоточение сменяется зрительным и моторным) является необходимым условием, так как постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка.

Важным условием развития внимания у детей является тесная взаимосвязь с родителями.Я со своей стороны оказываю педагогическую поддержку каждой семье используя разнообразные формы работы:

  • создание библиотечки педагогической литературы;

  • беседы;

  • консультации;

  • совместные праздники и развлечения;

  • родительские собрания.


Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и то же. Только внимание дает нам возможность видеть, слышать, в полном смысле слова воспринимать окружающее.

Мир, в котором мы живём, воздействует на человека многими своими сторонами, но только часть происходящего вокруг оказывается в сознании. В этом проявляется избирательный характер нашего познания (мы различаем слова собеседника, хотя рядом говорят другие люди, замечаем в толпе человека, машущего нам рукой). Одновременно мы стараемся сосредоточиться на чём-то важном для нас, всматриваемся, вслушиваемся. В указанных двух свойствах и видят обычно сущность внимания, понимая его как направленность и сосредоточенность сознания на определённых объектах из какой-либо деятельности. Объектами внимания могут стать предметы, явления, их свойства и отношения, а также действия, мысли и чувства других людей и наши собственные.

Общеизвестно, что в дошкольном возрасте формируется базис представлений и понятий, связанный теснейшим образом с интеллектуальным развитием ребенка. Дошкольное детство представляется наиболее плодотворным периодом в плане формирования не только умственных качеств, но и творческих способностей дошкольника, основным видом деятельности которого является игра.

Во-первых, его воздействие должно быть сильным, (например, резкий и громкий звук в тишине не может не привлечь внимания).

Во-вторых, раздражитель должен контрастировать с окружающим (скажем, грустное лицо среди смеющихся физиономий, конечно же, обратит на себя внимание).

В-третьих, привлекает внимание то, что является необычным (модницы, безусловно, заметят новый фасон платья, выделив его среди обилия традиционной одежды).

В-четвёртых, объект должен быть динамичным, подвижным (создатели рекламных роликов и музыкальных клипов на телевидение хорошо знают: быстрая смена кадров привлекает внимание зрителя).

Не менее важными поводами для обращения внимания на объект являются:

  • потребности личности (голодный человек вряд ли безучастно пройдёт мимо кондитерской);

  • значимость для человека (почти каждый из нас невольно прислушивается, уловив в происходящем поблизости разговоре собственное имя);

  • эмоциональная привлекательность (недаром на телевидении наибольшие рейтинги у юмористических программ).

общее расстройство нервной системы (неврастения);

  • малокровие;

  • заболевания дыхательных путей, затрудняющие поступление воздуха в легкие и поэтому обедняющие питание клеток мозга кислородом;

  • физическое и умственное утомление и переутомление;

  • тяжелые переживания;

  • перегрузка мозга большим количеством впечатлений;

  • разбросанность интересов, неупорядоченность увлечений;

  • неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие определенного режима, выполнение всех его желаний и капризов;

  • неинтересные однообразные занятия, на которых детям даются слишком легкие для них задания, не побуждающие к активной мыслительной деятельности.

Следует отметить, что мозг ребенка не развивается сам по себе. На него оказывает большое влияние окружающая среда и характер домашней обстановки. Динамичные телевизионные программы и ультрабыстрые видеоигры, которые сегодня стали нормой, совсем не способствуют развитию внимания. Дети ими легко увлекаются, однако их избыточный просмотр может привести к ухудшению концентрации внимания и агрессивности.

Каким образом мы можем обеспечить ребенку среду, способствующую развитию внимания.

1. Свежий воздух.  Убедитесь, что ребенок имеет достаточно времени для игр на открытом воздухе. Исследования показывают, что существует прямая зависимость между физическими упражнениями, коэффициентом интеллекта (IQ) и успеваемостью. Поощряйте игры на развитие крупной моторики, которые развивают координацию движений:

догонялки,

прятки,

футбол,

вышибалы и др.

2. Дыхание. Дети с плохой концентрацией часто имеют неглубокое и неэффективное дыхание. Без достаточного количества кислорода мозг и тело не могут функционировать должным образом. Игрушки, которые поощряют непрерывные выдохи, являются превосходными тренажерами для улучшения дыхательной функции ребенка. К ним относятся:

мыльные пузыри,

свистки,

духовые инструменты,

воздушные шарики (их надувание),

а также игры.

3. Рукоделие. Ручная работа является идеальным средством, позволяющим улучшить концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию и обрести навыки решения проблем. В зависимости от увлечений и склонностей ребенка, это может быть:

шитье кукол,

вязание игрушек,

бисероплетение,

сборка и покраска деревянных моделей самолетов, кораблей и т.д.

4. Настольные игры развивают не только концентрацию внимания, но и социальные навыки, спортивный азарт и волю к победе. Также хорошим выбором будут: пазлы, головоломки, логические игры.

5. Чтение. Начните читать ребенку как можно раньше и делайте это регулярно. Время чтения должно быть ограничено возможностями концентрации внимания вашего ребенка. После чтения просите малыша пересказать вам историю. Поощряйте его использовать слова-последовательности: потом, после этого, в это время, в прошлом, тогда. Спрашивайте о возможных вариантах продолжения истории. Выбирайте произведения, которые нравятся малышу и вызывают интерес, чтобы чтение стало любимым ритуалом.

6. Помощь. Привлекайте ребенка к приготовлению еды и помощи по дому. Давайте ему поручения, чтобы он чувствовал себя значимым помощником. Также будет полезно завести домашнего питомца, которого хочет ребенок, и часть обязанностей по уходу за новым членом семьи возложить на ребенка.

7. Поддержка. Если у ребенка что-то не получается, не спешите выполнить это вместо него. Будьте рядом, подбадривайте, сохраняйте его веру в свои способности.

В 7 лет подчинять своё поведение собственной речевой инструкции. Для тренировки произвольного внимания необходимо последовательно анализировать различные признаки (или стороны) одного объекта и сравнивать их с особенностью другого.

Чтобы ребёнок учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух, и он сможет произвольно в течение длительного времени удерживать своё внимание на тех или иных предметах, их деталях и свойствах.

Младшие школьники в силу своих возрастных особенностей чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Они сосредоточены на предмете или действии только до тех пор, пока не угасают их интересы к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, и дети редко длительное время занимаются одним и тем же.

Умение подчинять свое внимание требованиям воспитателя, а затем и понимание необходимости этого представляют собой начальную форму управления ребенком своей психической дея­тельностью. Этому способствуют разнообразные организованные занятия, проводимые с детьми в средних, старших и подготови­тельных группах детского сада. Необходимость работать в едином темпе и подчиняться общим требованиям даже тогда, когда занятие не очень интересно, тренирует волевое внимание детей. Если учитель длительное время ориентируется только на интерес детей, они не умеют сосредоточиваться на тех занятиях, на тех видах работы, кото­рые необходимы, но не вызывают интереса: написание элементов букв, умение слушать ответы товарищей и т. п. Поскольку внимание не является какой-то специальной формой психиче­ской деятельности, но в той или иной мере включено в любой психический процесс, естественно, что оно и совершенствуется в разных видах психической деятельности детей, разумно орга­низованной взрослыми.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Методические рекомендации

Автор: Поздеева Наталья Юрьевна

Дата: 05.02.2025

Номер свидетельства: 664737

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ "ПРИГОТОВЛЕНИЕ СЛАДКИХ БЛЮД И НАПИТКОВ" "
    ["seo_title"] => string(140) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-vypolnieniiu-laboratornykh-rabot-po-profiessional-nomu-moduliu-prigotovlieniie-sladkikh-bliud-i-napitkov"
    ["file_id"] => string(6) "151008"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420620014"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ "ПРИГОТОВЛЕНИЕ СУПОВ И СОУСОВ" "
    ["seo_title"] => string(149) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-vypolnieniiu-vnieauditornoi-samostoiatiel-noi-raboty-po-profiessional-nomu-moduliu-prigotovlieniie-supov-i-sousov"
    ["file_id"] => string(6) "150456"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420479789"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ФИЗИКА)» "
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-k-vnieklassnoi-rabotie-po-uchiebnoi-distsiplinie-iestiestvoznaniie-fizika"
    ["file_id"] => string(6) "173808"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424025407"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ» "
    ["seo_title"] => string(75) "obshchiie-mietodichieskiie-riekomiendatsii-k-uchiebnoi-distsiplinie-khimiia"
    ["file_id"] => string(6) "178696"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424872628"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТОВ НА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ» "
    ["seo_title"] => string(95) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-sostavlieniiu-konspiektov-na-uchiebnoi-distsiplinie-khimiia"
    ["file_id"] => string(6) "163770"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422538424"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства