« МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Учитель:
Угарина Елена Васильевна
Система оценивания занимает особое место в ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности учащегося является самооценка. Она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.
Оценочная деятельность учителя ведѐтся в соответствии с
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ статьи 10, 11, 12, 28, 29, 30, 47, 55, 66 «Об образовании в Российской Федерации".
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования;
-Основной образовательной программы начального общего образования, в частности еѐ разделов: целевой «Планируемые результаты», «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования», содержательный «Программа формирования универсальных учебных действий (УУД)»;
- Положения о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся уровня начального общего образования
Участниками оценочных процедур являются все педагогические работники образовательного учреждения, учащиеся и их родители. Система оценки представляет собой инструмент организации и управления процессом реализации требований Стандарта.
Система оценивания выполняет следующие функции:
- нормативная функция позволяет проверить соответствие с нормативом, утвержденным
ФГОС;
- информирующая функция даѐт информацию об успехах и нереализованных возможностях школьника;
- корректирующая функция способствует внесению поправок в действия школьника,
корректировке его установок, взглядов;
-воспитывающая функция создаѐт условия для воспитания личностных качеств;
- социальная функция влияет на самооценку, статус школьника в коллективе сверстников;
-диагностическая функция определяет уровень знаний, сформированность надпредметных умений;
- стимулирующая функция способствует созданию успеха, поддержанию интереса к деятельности и т.п.
Оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов:
- оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения
используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
- оценивание может быть только критериальным.
Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
Что такое оценивание?
1. Оценивание – это механизм, обеспечивающий педагога информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать обучение, находить наиболее
эффективные его методы, а также мотивировать
учеников более активно включиться в своѐ учение.
2. Оценивание – это обратная связь. Оно даѐт
информацию о том, чему ученики обучились и как
учатся в данный момент, а также о том, в какой
степени педагог реализовал поставленные учебные
цели.
3. Оценивание направляет учение. Написав
диагностические, проверочные работы, ученики
узнают о том, какого уровня они достигли, решив
очередную учебную, учебно-практическую задачу.
4. Оценивание – это динамика, т.е. учитывается
индивидуальный прогресс при подведении итогов
результатов образования учащегося за определенный
период времени;
5. Оценивание должно быть технологическим, т.е.
наличие в образовательном учреждении общей
(единой) системы оценки индивидуальных
образовательных результатов, обоснованное
использование разных оценочных шкал, процедур,
форм оценки и их соотношение.
Развитие оценочной самостоятельности является
ключевым условием решения многих задач
сегодняшней реформы образования, так как ребенок
должен овладеть не только предметными знаниями,
умениями и навыками, но и приобрести
самостоятельность в учебных действиях. Самооценка
начинает формироваться еще в раннем детстве, а
младший школьный возраст – это период осознания
ребенком самого себя, мотивов, потребностей в мире
человеческих отношений. Поэтому особенно важно в
этот период заложить основы для дифференцированной, адекватной самооценки.
По моему мнению, самооценка не является постоянной. Она меняется в зависимости от обстоятельств, поэтому многие эмоциональные расстройства, влияющие на самооценку, можно предупредить или преодолеть.
Для этого мне, как учителю необходимо знать, как
правильно формировать самооценку, как помочь
ребѐнку адекватно контролировать собственные
учебные действия, самооценку и взаимооценку.
Приемы формирования самооценки у младших школьников на уроках:
1) Словесные приемы
а) Для развития самооценки и самоконтроля в
конце уроков задаются следующие вопросы:
–Что ты узнал на уроке?
–Чему научился?
–За что себя можешь похвалить?
–Над чем еще надо поработать?
–Какие задания тебе понравились?
–Что показалось трудным?
–Что показалось интересным?
б) использование наглядных пособий:
Сегодня на уроке я узнал...
Мне удалось...
Я могу похвалить...
Я недостаточно...
Я старался…
Я хочу…
2) Рисунки, говорящие рисунки.
Свою работу в конце недели, в конце месяца
можно оценить с помощью рисунка. Дети на
подсознательном уровне изображают свою
самооценку в цвете, в изображении какого-либо
предмета. Например: изобразить дерево знаний,
цветок настроения, облачко желаний и т.д. или
раскрасить в цвете какой-либо предмет.
3) Символы
Это могут быть человечки, смайлики,
геометрические фигурки и т.д.
4)Таблицы
Такой прием наиболее эффективен в 4 классе.
Используем при групповой форме обучения. Дети,
работая в группах, оценивают работу своей и других
групп. И в конце работу оценивает учитель .
5) Листы самооценки
6) «Портфолио ученика»
Работу с «Портфолио ученика» надо начинать с
первого класса. Дети вместе с родителями собирают
все творческие работы, начиная с первого и по
четвертый классы.
В конце 4 класса все работы просматриваются
учениками, отбираются на взгляд учеников лучшие работы, делаются выводы, какие предметы удавались
лучше, какие предметы удавались не совсем хорошо.
Выявляются причины неудач, ставится цель к учебной деятельности в 5 классе.
7) Анализ работы за четверть, за год, за период обучения.
В конце четверти в 2-4 классах наряду с тем, что
выставляем четвертные отметки, необходимо
провести самоанализ своей учебной деятельности.
Для этого можно использовать следующие вопросы:
–Что удалось в этой четверти?
-По каким предметам результаты получились лучше?
–Что не получилось? В чем причина?
- Какую цель поставишь в следующей четверти?
В конце года также проводится самоанализ своей работы. Для этого можно использовать следующие вопросы:
–Какими результатами первой четверти можешь
гордиться?
–Над чем еще необходимо поработать?
-По каким предметам возникали затруднения? В
чем причина?
-Какую цель поставишь на следующую четверть?
8)Балловый критерий
3б-активность высокая
2б-активность средняя
1б-активность низкая
Материал на уроке
Усвоен хорошо-3б;
Усвоен частично-2б;
Усвоен слабо-1б.
9)Прием «Оценочная таблица».
В начале урока учитель делает заявку на оценку:
«5» -22 балла,
«4» -16-21 балл;
«3» - 11-15 баллов/
Учащиеся определяют для себя, какой планки они
желают сегодня достичь, на полях в тетради
записывают предполагаемый результат. Учитель,
разрабатывает задания к уроку, просчитывает их
трудоемкость, чтобы потом правильно рассчитать
заявку на оценку. В течение всего урока каждый
ученик ведет учет своего труда, в конце урока ставит
соответствующую оценку.
10) «Лесенка достижений» или «Лестница успеха»
Этот приѐм хорошо использовать в конце урока
на этапе рефлексии.
Ученики ставят себя на одну из ступенек лесенки
(ставят галочки, крестики или плюсики
1) ступенька (нижняя–Было трудно, не все смог выполнить и понять.
2) ступенька (средняя–Почти со всем справился
сам, но есть над чем ещѐ поработать!
3) ступенька (верхняя– У меня все получилось, я
все понял и работал отлично!
4. «Карточка сомнений»
+ - «Я понял все»;
- - «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;
? – «Не понял».
На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:
V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО
+ - НОВОЕ
? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС
0 – ДУМАЛ ИНАЧЕ
5. «Волшебные линеечки»
«Волшебные линеечки», описанные Г.А.Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:
- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи
(всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);
- удерживает учебную функцию отметки: крестик
на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;
- помогает избежать сравнения детей между собой
(поскольку у каждого из них оценочная
линеечка только в собственной тетрадке).
Вот как можно оценить письменную работу:
После самооценки наступает очередь оценки
учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости от того, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае
завышенной, а тем более заниженной самооценки
учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.
Этими линеечками можно пользоваться, когда
необходимо спрогнозировать результат своей работы.
Прием «Ладошки». С помощью карандаша
ученики на ладошке показывают свою оценку. Очень
хорошо – карандаш у кончика пальцев, испытываем
затруднение – на уровне большого пальца, нужна
помощь – карандаш внизу ладони. Подходит для
оценивания устных ответов.
Для того, чтобы развитие самооценки было
эффективным следует выполнять следующие условия:
1. Совместная разработка учителем и учениками
четких эталонов оценивания для каждого конкретного
случая;
2. Создание необходимого психологического
настроя обучающихся для анализа собственных результатов;