kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка: упражнения и игры на занятиях по изобразительной деятельности для детей младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие устойчивого интереса к занятиям по изобразительной деятельности у детей возникает только тогда, когда ребенок заинтересован, увлечен, уверен в себе, когда ему понятна технология выполнения работы.

Игровые ситуации на занятиях, систематические упражнения, особенно у детей младшего возраста, вызывают особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: упражнения и игры на занятиях по изобразительной деятельности для детей младшего школьного возраста»

Методическая разработка: упражнения и игры на занятиях по изобразительной деятельности для детей младшего школьного возраста

Развитие устойчивого интереса к занятиям по изобразительной деятельности у детей возникает только тогда, когда ребенок заинтересован, увлечен, уверен в себе, когда ему понятна технология выполнения работы.

Игровые ситуации на занятиях, систематические упражнения, особенно у детей младшего возраста, вызывают особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности.

Проведение на занятиях упражнений по технике живописи, рисунка, лепки, игровых упражнений способствуют повышению качества знаний, умений и навыков детей.

Упражнения не имеют основного значения. Развиваемые с его помощью навыки и умения или действия должны органично влиться в состав более сложных изобразительных задач.

Цель: формирование у детей конкретных умений и навыков.

Задачи:

  1. Оценить качество усвоения учащимися материала.

  2. Создать условия для развития у детей сложной мыслительной деятельности.

  3. Организовать условия для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего занятия.

Тезаурус:

Упражнение – это выполнение вспомогательного задания по отношению к основному (набросок, эскиз, длительная работа), способствующее более качественному и быстрому выполнению основного задания.

Дидактическая игра – это вид учебных занятий организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового активного обучения, отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системой оценивания.

Викторина – игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знаний.

Сюжетно-ролевая игра – это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.

Дидактические материалы – особый вид учебных пособий, раздаваемых учащимся для самостоятельной работы на занятии или дома, или демонстрируемых педагогом перед всеми детьми, а также сборники заданий и упражнений.

Обучающие и развивающие игры – игровые материалы с описанием сценария игры, методики ее проведения и оценивания результатов.

Виды упражнений:

  • упражнения с целью освоения нового материала;

  • упражнения с целью повторения и закрепления знаний и навыков;

  • творческие упражнения;

  • технические упражнения.

Формы упражнений:

  • изобразительные (рисунок, живопись, лепка);

  • устные (ответы по теоретическим вопросам);

  • зрительные (копирование действий педагога);

  • письменные (анализ произведений искусства).

Типы упражнений и их основные разновидности.

Навыки движения руки:

  • проведение вертикальных линий;

  • проведение горизонтальных линий;

  • проведение линий в наклонном, заданном и произвольном направлении, штриховка в заданном направлении;

  • проведение округлых и изогнутых линий произвольной и заданной формы;

  • рисование окружностей;

  • рисование более сложных форм одним движением (ромбы, цветы, листья).

Техника акварельной живописи:

  • промывка бумаги водой с помощью тампона;

  • нанесение цвета кистью;

  • тонирование бумаги цветом (равномерная отмывка);

  • вливание одного цвета в другой;

  • работа красками по влажному фону;

  • работа красками по сухому фону;

  • упражнения на плавные переходы.

Упражнения в передаче явлений объекта и пространства.

  • отработка основных этапов организации перспективной формы рисунка простого предмета;

  • зарисовка простого предмета с целью отработки навыка быстрого определения точки и линии горизонта относительно данного предмета;

  • зарисовка предметов в сложном пространственном положении (под различными углами, выше и ниже горизонта);

  • определение основных элементов перспективной формы(линии горизонта, точки схода) по заданному рисунку;

  • условное изображение предмета с нанесением схемы распределения света и тени.

Упражнения в цвете.

  • смешение основных цветов в разных пропорциях и получение ряда промежуточных оттенков;

  • подбор гаммы тёплых цветов;

  • подбор гаммы холодных цветов;

  • подбор вариантов тона одного из основных цветов;

  • организация отношения выступающих и отступающих цветов.

Композиционные упражнения:

  • составление композиции заданной формы (в круге, квадрате, в прямоугольнике) из ограниченного набора однотипных плоских геометрических фигур, полукругов, кругов, квадратов, прямоугольников, фигур произвольной формы, вырезанных из цветной бумаги;

  • то же упражнение из фигур одного или нескольких цветов(цветовая композиция, цветовой ритм) как разновидность упражнений в цвете;

  • составление композиции натюрморта, аналогично основному заданию, из плоских фигур предметов быта, вырезанных из цветной бумаги;

  • составление тематической композиции из заданного числа схематических силуэтов (дом, человек, животное, дерево);

  • составление композиции к заданию декоративного характера из вырезанных цветов, листьев;

  • составление схемы цветового решения тематического рисунка.

Игровые упражнения:

Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы.

Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов.

Примеры дидактических игр и упражнений.

  1. Выполнение изображений  из готовых фигур геометрической и произвольной формы

Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение.

1. Составить изображения отдельных предметов из геометрических фигур.

Используя изображенные на доске геометрические фигуры, учащиеся в альбомах рисуют предметы, составленные из них.

2. Составить композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?».

Из готовых силуэтов составьте натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования двух (трех) команд. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения.

Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:

  • выполнение натюрморта «Мир моей бабушки»;

  • выполнение декоративной композиции «Наш сад».

  1. Составить из геометрических фигур изображения животных.

Задание носит творческий характер («Фантастическое животное, птица, рыба»).

4. Составить из готовых геометрических фигур орнамент.

 Упражнение на закрепление знаний об особенностях  орнамента.

5. Выполнить аппликацию, состоящую из деталей разного цвета, но одинаковой формы. Дать название работе.

Развивает умение компоновать. Способствует развитию чувства формообразования в плоском изображении. В дальнейшем это упражнение может быть использовано для выполнения заданий в технике разрезной мозаики.

  • выполнение мозаичного панно.

  1. Игры и упражнения по цветоведению.

1. Составить пары (контрастные цвета, сближенные цвета).

Учащиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе педагога ученики поднимают составленные пары. Это упражнение помогает усвоению основных понятий.

2. Назовите основные, дополнительные, производные цвета.

Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально, командами.

3. Холодные и теплые цвета.

Учащиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй — для оперения Жар-птицы. Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта.

4. Игра-соревнование «Кто больше?».

На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты. Игра на закрепление понятий о разбеливании цвета.

Данные игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных, аналитико-синтетических способностей и культуры восприятия ребенка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер.

  1. Отгадывание кроссвордов (составление).

При их составлении у учащихся развиваются навыки работы со словарями, различного рода справочной литературой. Процесс создания и разгадывания кроссвордов способствуют овладению содержанием основных понятий.

При начертании геометрической формы кроссворда у учащихся развивается пространственное образное мышление.

  1. Викторина.

Знания учащихся по теории искусства можно проверить с помощью викторины «В мастерской художника», используя специально подобранный материал (репродукции, открытки, художественные материалы).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ирина Анатольевна Белошицкий

Дата: 09.05.2021

Номер свидетельства: 580055

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Программа внеурочной деятельности "Театральная студия "Непоседы"" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatral-naia-studiia-nieposiedy-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "194796"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427813109"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "ПАСПОРТ МЕТОДИЧЕСКОГО МИКРОКАБИНЕТА ГРУППЫ (пример)"
    ["seo_title"] => string(54) "pasport_mietodichieskogo_mikrokabinieta_gruppy_primier"
    ["file_id"] => string(6) "437186"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509980057"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Проект "Кукольный театр" "
    ["seo_title"] => string(24) "proiekt-kukol-nyi-tieatr"
    ["file_id"] => string(6) "107885"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403493227"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства