kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по теме "Традиционные и инновационые методы работы на уроках музыки в начальной школе "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед вами практически курсовая работа по тебе "Традиционные и инновационые методы работы на уроках музыки "

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Традиционные и инновационые методы работы на уроках музыки в начальной школе "»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПАССКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»







КАРИКОВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА

студентка 2 курса









Традиционные и инновационные методы обучения
на уроках музыки

Курсовая работа по специальности

44.02.02 Преподавание в начальных классах











Руководитель: Мелещенко С.А., преподаватель художественно – эстетических дисциплин

















с. Спасское, 2020 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…………………

Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………….……………….

1.1. Классификация традиционных методов обучения в современном образовании.……………………………………………………………………………………..

1.2. Специфические методы музыкального обучения в процессе музыкального ..образования……………………………………………………………………………………..

1.3.Виды инновационных методов и приёмов на уроках музыки в начальной школе ……………………………………………………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………………………..

Список использованных источников и литературы……………………………………


3

5


5

10

13




19

25

26
























ВВЕДЕНИЕ

Образование в настоящее время представляет собой сложный процесс, который создает условия для развития и всестороннего становления личности. Задачи гуманизации педагогического процесса требуют создания атмосферы обращенности к ребенку, обеспечения необходимых условий для его полноценного обучения, воспитания и развития. Важная роль отводится музыкальному искусству, и исследования многих ученых и педагогов-практиков показывают, что музыка вызывает эмоциональный отклик у детей раньше других искусств.

Перед современным художественным, в том числе и музыкальным, образованием стоят следующие задачи: художественно-образное познание мира и воспитание чувства единства с ним (целостное миропонимание), воспитание бескорыстного отношения к миру, формирование культуры чувств, эмоциональной сферы человека, его ассоциативного мышления. В процессе музыкального образования осуществляется гуманистическое воспитание и духовно-нравственное развитие, освоение национальных и общечеловеческих ценностей культуры прошлого и настоящего, формирование творческой активности, интеграция личностных качеств в национальную и мировую художественную культуру.

Музыка −это уникальный путь познания разнообразных эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, являясь одновременно и инструментом познания, осмысления и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств и отношений.

В школе закладывается фундамент музыкальной культуры ребенка, что выражается в подготовке ребенка к эмоционально-ценностному отношению к искусству и жизни, в развитии музыкального восприятия, нравственно-эстетической сущности музыкального искусства, в накоплении опыта музыкально-творческой деятельности. Музыкальное образование школьников направлено на развитие у детей целостного представления о музыкальном искусстве, вооружение их системой опорных ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, обеспечивающей школьникам в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы.

Для того, чтобы процесс музыкального образования был результативным, исследователи и педагоги-практики находятся в постоянном поиске эффективных методов, форм и средств обучения и воспитания школьников. Педагогическая наука и практика накопила достаточно форм, методов и средств обучения, традиционные пути могут быть весьма эффективны. Однако требования времени, научно-технический прогресс, социокультурная ситуация побуждают педагогов к творческому поиску в этом направлении. Появляются новые программы и методики, школы стремятся работать в режиме инновационных идей, проектируются новые методы музыкально-эстетического воспитания, создается разветвленная система дополнительного музыкально-эстетического образования. В уроки включаются произведения самых разных направлений и жанров: образцы музыкальной классики, фольклора, авторской песни, джаза, рок-музыки, что помогает установить арки между музыкально-историческими эпохами, стилями, направлениями, жанрами и формами и что особенно важно – острее понять и почувствовать жизненный смысл музыкального искусства. Внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни также заставляет педагогов использовать их в работе.

Вероятно, наибольшего эффекта в профессиональной педагогической деятельности достигает тот учитель, который органично сочетает традиционные методы, формы и средства с инновационными.

Цель исследования: определение содержания традиционных и инновационных методов музыкального образования.

Для достижения цели определены следующие задачи:

- раскрыть содержание традиционных методов обучения в современном образовании;

- изучить характерные черты специфических методов музыкального обучения;

- охарактеризовать инновационные методы обучения;

Объект исследования: процесс музыкального обучения и воспитания школьников на уроке музыки.

Предмет исследования: применение традиционных и инновационных методов музыкального образования на уроках музыки.


На основании выше изложенного выбрана тема курсовой работы «Использование инновационных методов и приёмов на уроках музыки в начальной школе».










ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Классификация традиционных методов обучения в современном образовании.


Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос − как учить – выводит нас на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – сердцевина учебного процесса, связующее звено между запланированной целью и конечным результатом.

Метод обучения (от греч. Metodos – буквально "путь к чему-либо") – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Метод обучения является одним из главных компонентов процесса обучения. Если не применять различные методы, то нельзя будет реализовать цели и задачи обучения. Именно поэтому такое большое внимание исследователи уделяют выяснению, как их сущности, так и функциям [26, с.78].

О важности методов обучения писал А. В. Луначарский: «От метода преподавания зависит, будет ли оно возбуждать в ребенке скуку, будет ли преподавание скользить по поверхности детского мозга, не оставляя на нем почти никакого следа, или, наоборот, это преподавание будет восприниматься радостно, как часть детской игры, как часть детской жизни, сольется с психикой ребенка, станет его плотью и кровью. От метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятия как на каторгу и противопоставлять им свою детскую живость в виде шалостей и каверз или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благородной дружбой к своему руководителю. Незаметно методы преподавания переходят в методы воспитания. Одно и другое связано теснейшим образом. А воспитание еще более чем преподавание, должно базироваться на знании психологии ребенка, на живом усвоении новейших методов».

В педагогике под понятием «метод» понимается упорядоченный способ деятельности учителя и учащихся для достижения учебно-воспитательных целей. При этом способы учебной деятельности учителя и учащихся тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии. В отдельные периоды развития музыкальной педагогики на первом плане оказывалось обоснование метода как последовательности действий учителя по овладению учащимися учебным материалом. Методы обучения − это сложное явление. То, какими они будут, напрямую зависит от целей и задач обучения. Методы определяются, прежде всего, эффективностью приемов обучения и преподавания [26, с. 98 ].

Вообще методом называется способ, или система приемов, с помощью которых достигается та или иная цель при выполнении определенной операции. Так что при определении сущности метода можно выявить два характерных его признака. Во-первых, здесь следует говорить о признаке целенаправленности действия, а во-вторых, о признаке его регуляции. Это так называемые стандартные характеристики метода вообще. Но есть и специфические, имеющие отношение лишь к методу обучения. К таковым, прежде всего, относятся:

- некие формы движения познавательной деятельности;

- какие-либо способы обмена информацией между учителями и учениками;

- стимулирование и мотивирование учебно-познавательной деятельности учеников;

- контроль за процессом обучения;

- управление познавательной деятельностью учеников;

- раскрытие содержания знания в учебном заведении.

Методы обучения содержат не только способы, но и описание того, как организовывать обучающую деятельность. Причем для обучения может быть выбран любой метод, все зависит от того, каких целей педагог хочет достичь. Хотя иногда для достижения успеха в обучающей деятельности необходим один определенный метод, а другие оказываются неэффективными.

Необходимо отметить, что учитель должен постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки, расширять круг используемых методов и применять их на практике. В противном случае при неправильном использовании методов обучения могут быть отрицательные результаты. Очень важно помнить, что методы нужно использовать в совокупности, потому что единичный метод не даст возможности выполнить задачи и цели обучения. В качестве доказательства можно привести слова Ю. К. Бабанского, который писал: «Чем в большем числе аспектов был обоснован учителем выбор системы методов обучения (в перцептивном, гносеологическом, логическом, мотивационном, контрольно-регулировочном и др.), тем более высоких и прочных учебно-воспитательных результатов он достигает в процессе обучения за одно и то же время, отведенное на изучение соответствующей темы» [9, с. 125].

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Однако нынешняя дидактическая мысль созрела до понимания того, что не следует стремиться установить единую и неизменную номенклатуру методов. Обучение – чрезвычайно подвижный, диалектический процесс. Система методов должна быть динамичной, чтобы отражать эту подвижность, учитывать изменения, постоянно происходящие в практике применения методов.

И. П. Подласый выделяет 6 наиболее обоснованных классификаций методов обучения, которые мы рассмотрим подробнее [26, с. 225].

1. Традиционная классификация методов обучения берет начало в древних философских и педагогических системах и постоянно нуждается в уточнении для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один – книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В классификации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.

2. Классификация методов по назначению (М. А. Данилов,

Б. П. Есипов). В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы: приобретение знаний; формирование умений и навыков; применение знаний; творческая деятельность; закрепление; проверка знаний, умений, навыков.

3. Классификация методов по типу познавательной деятельности

(И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин). Тип познавательной деятельности – это уровень самостоятельности познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. В данной классификации выделяют следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый (эвристический); исследовательский.

4. По дидактическим целям выделяется две группы методов обучения:

1) методы, способствующие первичному усвоению учебного материала;

2) методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (Г. И. Щукина, И. Т. Огородникова и др.)

К первой группе относятся: информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); эвристические (поисковые) методы обучения (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы); исследовательский метод.

Ко второй группе относятся: упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практические работы.

5. Предприняты многочисленные попытки создания бинарных и полинарных классификаций методов обучения, в которых последние группируются на основе двух или более общих признаков. Например, бинарная классификация методов обучения М. И. Махмутова построена на сочетании: 1) методов преподавания; 2) методов учения. Полинарную классификацию методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровни познавательной активности, а также логические пути учебного познания, предложили В. Ф. Паламарчук и В. И. Паламарчук.

6. Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная академиком

Ю. К. Бабанским. В ней выделяется три большие группы методов обучения:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Наиболее распространенной в педагогике и устоявшейся классификацией является деление методов на наглядные, словесные и практические, т. е. деление на основании различных источников передачи и восприятия знаний.

- словесные методы, когда источником знаний является устное или печатное слово;

- наглядные методы, когда источник знаний – наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия;

- практические методы, когда учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия. Остановимся более подробно на особенностях применения каждой из этих групп методов на уроке музыки как уроке искусства.

Все методы могут применяться на определённом уроке и принимать специфические черты, в том числе и на уроках музыки.

Ведущее место в системе методов обучения занимают словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой). Они позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить проблемы, указать пути их решения, сделать выводы. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся[26, с. 235]. .

«Слово учителя, – писал В. А. Сухомлинский, – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу... Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств. Я старался, чтобы слово, объяснение музыки было своеобразным эмоциональным стимулом, который пробуждает чувствительность к музыке, как непосредственному языку души. Слово должно настроить чуткие струны сердца... Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке» [29, с. 89].

Рассказ является монологическим методом изложения учебного материала. Это живое, яркое, занимательное, эмоциональное изложение знаний в логически выстроенной последовательности. Данный метод применяется на всех этапах школьного обучения. Рассказ активизирует восприятие, познавательную активность, формирует представления, развивает интересы, воображение и мышление. В соответствии с целевыми установками выделяют рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение. Эффективность данного метода обеспечивается педагогическим мастерством учителя: продуманностью плана и последовательностью изложения материала, обоснованностью используемых примеров и фактов, приемами сравнения и сопоставления, наличием выводов, доступностью для понимания, продолжительностью работы.

Объяснение метод словесного изложения понятий и положений, научных доказательств. Применяется при раскрытии слов и понятий, при введении в тему нового материала, изложении теоретических положений. Эффективность метода зависит от глубокого знания научного содержания учебных дисциплин, четкой постановки задач, определения сути проблемы, аргументации и доказательств конкретных данных. Метод объяснения используется для работы со всеми возрастными группами. Более эффективен в средних и старших классах.

Диалогическим методом изложения материала является метод беседы. Его можно применять на разных этапах урока, в сочетании с другими методами обучения. В древности «мастером» беседы считался древнегреческий ученый Сократ. Данный метод является прекрасным средством для закрепления и проверки изученного материала, а так же для его повторения. Можно выделить следующие виды беседы: вводная беседа; беседа, служащая ознакомлению учащихся с новым материалом; синтезирующая и закрепляющая беседа; контрольная беседа.

Эффективность метода беседы достигается при выполнении следующих правил: во-первых, задавать вопрос или выдвигать проблему нужно таким образом, чтобы это заинтересовало ученика. Вопросы должны задаваться всему классу. При этом важно удерживать внимание тех ребят, кто не задействован в этом процессе. Чтобы беседа была проведена успешно, учителю необходимо владеть методикой постановки вопроса. Вопросы должны быть простыми и конкретными, их задача — будить мысль учащихся. Если учитель достаточно квалифицирован, то беседа оживит процесс обучения; есть и возможность осуществлять контроль за уровнем знаний. Этот метод способствует развитию правильной, грамотной речи у учеников.

Лекция применяется для изложения объемного материала в старших классах, может занимать почти все время урока. Исходя из целевых установок, лекция может применяться как для сообщения нового материала, так и для повторения изученного, такой вид называют обзорной лекцией.

Эффективное восприятие учащимися лекции зависит от высокой концентрации внимания учащихся, умственной зрелости. Учителю же для результативности лекции необходимо учитывать несколько правил:

-подготовить слушателей к восприятию сообщаемой информации;

- указать на особенности и последовательность изложения; соблюдать логические связи; формулировать выводы и обобщения; владеть вниманием аудитории; подбирать скорость излагаемого материала.

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. [26, с. 125].

Данные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:

– метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.;

–метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, видеофильмов и др.

В современных условиях особое внимание уделяется применению персонального компьютера (ПК), которые значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.

Метод иллюстрации характеризуется показом различного рода иллюстративных пособий, таблиц, схем, зарисовок, моделей, плакатов, картин, карт.

Метод демонстраций − включением в учебный процесс приборов, опытов, кинофильмов, технических установок, диафильмов и т.д.

Один из важных видов наглядного метода на уроке музыки является сама музыка, ее звучание, которое предполагает демонстрацию музыкальных произведений.

Активно на уроках музыки применяется наглядно-зрительный метод или метод зрительной наглядности, который заключается в использовании наглядных дидактических пособий, схем, нотных таблиц. Для подготовки детей к восприятию музыки и обогащения музыкальных впечатлений зрительными ассоциациями используются репродукции. Схожие функции на уроках музыки выполняют и рисунки детей о музыке и под музыку. [4, с.56].

Используя наглядные методы, необходимо учитывать некоторые особенности:

-прежде всего, надо брать во внимание возраст школьников;

-во всем должна быть мера, в том числе и при использовании наглядных пособий, т.е. демонстрировать их следует постепенно, в соответствии с моментом урока;

-наглядные пособия необходимо показывать так, чтобы их было видно каждому учащемуся;

-при показе наглядных пособий следует четко выделять основные моменты (главные мысли);

-прежде чем давать пояснения, их заранее тщательно продумывают;

-используя наглядные пособия, помните, что они в точности должны соответствовать излагаемому материалу;

-наглядные пособия призваны побуждать школьников самим искать в них необходимую информацию.

К практическим методам в общей педагогике относятся методы, направленные на получение информации в процессе действий, формирующих практические умения и навыки. Существует несколько видов практических методов:

-упражнения;

-лабораторные работы;

-практические работы.

Упражнения - многократные выполнения действий, как устных, так и практических, направленных на повышение их качества и овладение ими. Бывают следующих видов: устные, письменные, графические, учебно-трудовые.

Еще один вид практических методов − лабораторные работы, т.е. проведение школьниками опытов по заданию и под руководством учителя. При этом используются различные приборы, инструменты и технические средства, с помощью которых ребята изучают какое-то явление.

Проведение практических работ связано с завершением изучения крупных разделов. Они, обобщая полученные школьниками в процессе обучения знания, одновременно проверяют уровень усвоенности пройденного материала[26, с.167].

Практические методы активно применяются в сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как практической работе должно предшествовать словесное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций сопровождают и сам процесс выполнения работы.

Активное взаимодействие с музыкой, ее сочинение, воспроизведение в разных формах исполнительской деятельности, моделирование интонационно-звукового процесса – все это по своей сути можно рассматривать как группу практических методов, составляющую диалектическое единство с методом слуховой наглядности. Та же закономерность действует и при восприятии инструментальной музыки детьми. Наиболее эффективно восприятие в том случае, если включается активность не только слуховая, но и зрительная, и моторно-двигательная.

«Активный и очень важный метод для развития восприятия музыки», по мысли Н. Л. Гродзенской, – это пение. В связи с этим, среди действий, с помощью которых ребенок может отразить воспринимаемую музыку, особое место занимает вокализация, а также пластическое интонирование, нотная, графическая запись. Все это помогает пережить музыку, точнее понять замысел композитора, тверже и быстрее ее запомнить».

В то же время долгие годы восприятие музыки отождествлялось со слушанием музыки. К активным и приоритетным видам музыкальной деятельности относились хоровое пение, игра на музыкальных инструментах и др. Главным становилось формирование умений и навыков по осуществлению этих видов деятельности [7, с. 59].

Если говорить о музыкальном образовании, то наиболее рациональным и правильным способом оказывается совместная музыкально-творческая деятельность учителя и учащихся, направленная на присвоение духовных ценностей музыкальной культуры в единстве деятельности композитора – исполнителя – слушателя. В узком смысле форма здесь выступает как характеристика одной из сторон музыкальной деятельности, связанной с развитием отдельных музыкальных способностей (ритмического слуха, гармонического, полифонического, тембрового слуха и др.), с пением (методы вокально-хоровой работы, например, упражнения-распевания) с освоением музыкальной грамоты, импровизацией, слушанием музыки. Могут быть формы, связанные с тем или иным видом работы (вокализация, метод игры на музыкальных инструментах, упражнения), видом музыкальной деятельности [1, с.102].

Таким образом, деление методов по источникам знания (словесные, наглядные и практические) вне опоры на природу музыки, приводило к тому, что целостный урок музыки распадался на разделы с соответствующими каждому из них методами. И тогда активной формой становилось лишь практическое действие ученика, связанное либо с пением, либо с игрой на музыкальных инструментах. Интеллектуальная деятельность подменялась пассивным восприятием музыки и словами учителя. Вместо диалога нередко возникал монолог учителя.





1.2. Специфические методы музыкального обучения в процессе музыкального образования

Урок музыки – творческий процесс. Многие говорили об этом. Хотелось бы поделиться высказыванием Б. С. Рачиной: «Урок музыки … Вечный дуализм ремесла и творчества, технологии и художественного процесса, форм классно-урочной системы и системы обучения и элементов игры, сказки. Театра! Все это необходимо органично сочетать, синтезировать в одно явление – действо, длящееся 45 минут, придать этому действу форму, определить логику развития. Выстроить драматургию, не теряя непосредственной эмоциональности, вызываемой воздействием музыкального искусства, процессом музицирования» [27, с.11].

Современная социокультурная ситуация выдвигает ряд важнейших проблем, определяющих цели и содержание уроков музыки в общеобразовательной школе, как основной формы массового музыкального образования.

Системный подход к построению целостного содержания предмета «Музыка» строится, прежде всего, на «интонационном подходе» к музыкально-педагогическому процессу, к моделированию музыкально-педагогической деятельности в соответствии со специфическими особенностями музыкального искусства, закономерностями музыкальной драматургии и предполагает выстроенность всей музыкально-педагогической системы по принципу обучающего воспитания.

Комплексный подход к содержанию каждого урока музыки позволяет органично сочетать различные виды музыкальной деятельности учащихся.

Центром любого урока является личность ребенка, высшей целью, сверхзадачей − развитие личности. [27, с.12].

Урок музыки в силу сочетания разных форм общения с музыкой и взаимодействия внутри неё целям почти всегда является комбинированным. [27, с.13].

Центром любого урока является личность ребенка, высшей целью, сверхзадачей – развитие Личности. Диалог с ребенком, диалогичность и полилогичность всего музыкально-педагогического процесса являются необходимым условием эффективности музыкальной педагогики.

Планирование и подготовка урока определяются поиском форм и видов деятельности детей на уроке. Вопрос: «Что, как и когда будут делать дети?» определяет содержание урока, выбор учителем методов работы.

Современный урок музыки во главу угла ставит качество воплощения художественно-педагогической идеи.Если учитель воплощает разнообразные идеи, то возникает большое разнообразие типов урока.

Урок музыки почти всегда комбинированный, так как на уроках в процессе работы с музыкальным материалом присутствует и освоение нового, и продолжение освоения начатого, и закрепление, и повторение.

Основным критерием качества урока является целостность. Она в первую очередь обусловлена интонационной атмосферой урока, выстроенной либо по принципу подобия, либо по принципу контраста.

Эффективность музыкально-педагогического процесса обеспечивается алгоритмизацией способов музыкальной учебной деятельности и формирования системы музыкальных ключевых знаний, умений и навыков. Ребенок должен всегда понимать, чему был посвящен урок. И чему он научился сегодня на уроке.

Большое значение имеет творческая деятельность детей в области изобразительного искусства, результатом которой является создание иллюстраций к музыкальным произведениям.

Литературная творческая деятельность позволяет вербализовать художественные переживания, рождаемые во время общения с музыкальными произведениями, облечь их в форму эссе, сочинения, стихотворения.

Содержание урока музыки обогащается при использовании межпредметных связей, интеграции с другими видами искусств при сохранении ведущей роли музыкального искусства.

Важное значение имеет насыщение урока высокохудожественным музыкальным материалом, который воспитывает определенное отношение к музыкальному искусству.

Наряду с общедидактическими методами в педагогике музыкального образования существуют и специальные методы обучения.

К специфическим методам музыкального образования относятся:

-метод наблюдения за музыкой; метод не навязывать музыку, а убеждать ею; не развлекать, а радовать; метод импровизации (Б. В. Асафьев);

-метод сопереживания (Н. А. Ветлугина);

-методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии

(Д. Б. Кабалевский и Э. Б. Абдуллин);

-метод развития стилеразличения у подростков (Ю. Б.Алиев);

-метод музыкального собеседования (Л. А. Безбородова);

-метод интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса (Е. Д. Критская и Л. В. Школяр).

Ниже мы рассмотрим методы, предложенные Д. Б. Кабалевским в его музыкальной концепции. Авторы современных музыкальных программ, используют эти методы и сегодня.

Метод музыкального обобщения. Каждая тема носит обобщающий характер и объединяет все формы и виды занятий. Поскольку тема носит обобщающий характер, то и усвоить ее можно лишь методом обобщения. Данный метод направлен на развитие у детей осознанного отношения к музыке, на формирование музыкального мышления.

Метод сравнения отвечает важнейшему принципу художественной дидактики, обоснованному Д. Б. Кабалевским принципу «сходства и различия». Использование метода сравнения в музыкальной педагогике позволяет уточнить представление ребенка о характере развития музыкального образа в произведении. Создание проблемных ситуаций в процессе использования метода сравнения, позволяет развивать фантазию ребенка, его образное мышление, что оказывает влияние на процесс формирования его музыкальной культуры.

Метод размышления о музыке направлен на развитие осознанного отношения ребенка к музыке, формирование его музыкального мышления. Использование данного метода опирается не на усвоение готового знания, а на формирование у ребенка способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации музыки, в процессе которых ребенок, опираясь на собственный музыкальный и жизненный опыт, воображение, фантазию, интуицию приходит к открытию новых истин. Реализуя данный метод педагог должен побуждать ребенка к осмыслению не только музыки, но и собственного «Я» и окружающего мира.

Д. Б. Кабалевский писал: «Важно, чтобы решение новых вопросов приобретало форму кратких собеседований учителя с учащимися». Например можно предложить школьникам подобрать репродукции и стихотворные строки к прослушанному произведению и выстроить беседу- размышление о музыке, на основании подобранного материала.

При реализации данного метода должны наглядно ощущаться следующие моменты: во-первых, четко сформулированная учителем задача; во-вторых, постепенное решение этой задачи, совместно с учащимися; в-третьих, выводы, сделанные самими учащимися.

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (Д. Б. Кабалевский), или метод перспективы и ретроспективы в процессе обучения

(Э. Б. Абдуллин). Этот метод способствует формированию в сознании школьников целостного представления о музыке, содержащегося в самой программе. В содержание музыкального обучения заложены связи ключевых знаний по разным направлениям. Учителю дается возможность не просто закреплять пройденный с учащимися материал, а установить в сознании школьников внутренние логические связи между темами. Основой "забеганий" и "возвращений" служит музыкальный материал. Появляясь в разных темах, одни и те же произведения позволяют, с одной стороны, быстрее усвоить новую тему, а с другой стороны, повторить и закрепить пройденный материал ("Во поле береза стояла", Ария Сусанина, 40-я Симфония Моцарта, Вальс из балета "Золушка" и др.).

Но не только музыкальный материал может служить основой "забеганий" и "возвращений". Могут и должны быть использованы внутренние связи между темами. Например:

"Три кита" в музыке – песня, танец, марш" – "Куда ведут нас "три кита" – "Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость";

"О чем говорит музыка" – "Что такое музыкальная речь" – "Интонация"–"Развитие музыки" – "Построение (формы) музыки" и т. д.

Метод перспективы и ретроспективы очень эффективен для накопления и усвоения частных знаний, когда основой для перспективной линии становится творчество какого-либо композитора, музыкальные жанры и формы (колыбельная, вальс, марш, трехчастная форма и т. д. ).

Метод создания композиций (Д. Б. Кабалевский, Л. В. Горюнова) направлен на объединение разных форм общения учащихся с музыкой при исполнении одного произведения. Данный метод позволяет включить всех детей класса в активную музыкальную деятельность и в то же время способствует наиболее полному изучению музыкального произведения.

Используя данный метод, у учащихся возникает большой интерес к музыке, обогащается музыкально-исполнительский опыт. Занятие приобретает игровой элемент.

Урок музыки должен быть целостным, обязательно эмоционально окрашенным, восприниматься легко, как бы без усилий. Урок творчества – он сам должен "твориться", быть в чем-то импровизационным, со сквозным развитием, своей завязкой, развитием, кульминацией. Осуществить все это, призван метод эмоциональной драматургии. (Д. Б. Кабалевский, Л. М. Пред-теченская, Э. Б. Абдуллин), который направлен на активизацию эмоционального отношения школьников к музыке. На основе принципов эмоционального контраста или последовательного обогащения и развития одного эмоционального тона решается задача соотнесения предлагаемого в программе варианта построения урока с конкретными условиями, уровнем музыкального и общего развития учащихся, определяется наилучшая последовательность форм и видов музыкальных занятий в условиях данного класса.

Метод создания художественного контекста (Л. В. Горюнова) направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы), создание богатой художественно-педагогической среды. Данный метод дает возможность представить музыку в богатстве ее разнообразных связей, понять сходство и отличие от других искусств, других сфер общественного сознания. (Например, проанализировать содержание балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, сказки И. Ф. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», мультипликационного фильма «Щелкунчик»).

Метод «интонационно-стилевого постижения музыки»

(Е. Д. Критская), «сочинение сочиненного» (В. О. Усачева), «переинтонирования» (М. С. Красильникова). Данный метод обеспечивает представленность в содержании музыкальных занятий различных пластов музыкальной культуры в интонационно- образных сопоставлениях эпохальных, национальных, индивидуальных стилей. Метод направлен на целенаправленное становление музыкально-слухового опыта школьников на интонационной основе. Развитие интонационно-слухового опыта учащихся лежит в углубленном проникновении каждого произведения.

Методы обучения, используемые на уроке музыки, характеризуются на основе трех признаков: направленности (для решения какой задачи они используются), системности (каждый метод есть совокупность элементов, входящих в его структуру), характера взаимодействия субъектов обучения (учителя и учащихся).

Характерным и адекватным методом развития эстетической сущности музыкального искусства является метод сопереживания. А. А. Мелик-Пашаев отмечал, что если сознательной деятельности по правилам, работе с терминами, понятиями, знаками предшествует эмоционально-чувственный опыт ребенка, то и сама история искусства откроется детям не как совокупность внешних факторов и объективных взаимосвязей, а как сокровищница духовных содержаний, которые ученик воспринимает, сопереживая, находя им аналогии.

Таким образом, анализ перечисленных выше методов показывает, что все они имеют четкую ориентацию, многофункциональный характер. Но в то же время разрешение противоречий, существующих в современной практике, требует дальнейшего развития группы методов, направленных на формирование музыкального мышления, музыкального восприятия школьников на интонационной основе, позволяющих ребенку глубже проникнуть в музыку, активнее проявлять себя в музыкальной деятельности [3, с.129].




1.3. Виды инновационных методов и приёмов на уроках музыки в начальной школе

Музыка не считается одним из самых трудных школьных предметов. Его знание дается ребенку с детства, Но в то же время это сложная дисциплина, требующая большого труда, так как воспитать любовь к искусству означает воспитать интерес к нему. Урок музыки в школе является инструментом познания, мышления и развития, он обладает обширными возможностями творческого обогащения.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Словарь С. И. Ожегова даёт следующее определение нового: новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового. [25, с. 678].

Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика − наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.

Педагогическая инновация − нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

В современном обществе большое внимание уделяется инновациям. Без внедрения инноваций не развивается ни одна наука, в том числе и музыкальное образование.

К инновационным методам музыкального обучения можно отнести здоровьесберегающие технологии, проектную деятельность, использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки, интеграцию в процессе обучения, игровой метод обучения, методы художественно-практической интерпретации.

Сегодня перед школой стоит важная проблема – создание условий для сохранения здоровья учащихся, разработка мер по здоровьесбережению, внедрению здоровьесберегающих технологий в общеобразовательный процесс.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. На уроках музыки, в свободной и самостоятельной творческой деятельности школьников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность школьника, можно разнообразить с пользой для здоровья. К направлениям здоровьесберегающих возможностей музыки относятся: музыкотерапия, вокалотерпия, логоритмика, ритмотерапия, фольклорная арттерапия, музыкально-рациональная психотерапия, терапия творчеством, улыбкотерапия, шумовой оркестр.

Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием. Музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности. Поэтому в современной образовательной ситуации остается актуальным вопрос определения возможностей урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий в эмоциональном развитии учащегося.

Метод проектов – педагогическая технология, ориентирована не только на обобщение фактических знаний учащихся, но и на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования [21, с.89]..

Активное включение школьников в создание тех или иных проектов дает им возможность осваивать новые формы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Исследовательские проекты, выполненные учащимися в рамках предмета «Музыка», являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируется тематика нескольких предметов – собственно музыки, истории, литературы, иностранного языка, географии, изобразительного искусства, МХК.

В проекте взаимодействуют такие формы внеурочной деятельности учащихся, как экскурсии, посещение музеев, театрализация жизненных и художественных впечатлений школьников, творческие работы, съемка видеофильмов, литературное творчество.

Главные задачи исследовательской проектной деятельности учащихся– развитие интереса к получению музыкально-эстетических и гуманитарных знаний, активизации позитивной мотивации к учению и к исследовательской деятельности, усилению творческой активности учащихся.

Использование современных ИКТ-технологий на уроках музыки делает обучение ярким, интересным, запоминающимся для учащихся любого возраста, формирует эмоционально-положительное отношение к предмету.

С развитие прогресса в мире и в образовании, в школах стали появляться компьютер, мультимедийное оборудование, проектор, экран. Все это дает возможность учителям демонстрировать презентации, разработанные к изучаемым темам, видеофрагменты опер и балетных спектаклей, рок-опер, использовать СD/DVD диски с лучшими образцами классической музыки. Ученикам предоставляется уникальная возможность совершить виртуальные экскурсии по музеям мира, совершить путешествие по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, встретится с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это позволяет реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения. Формами овладения информационными технологиями на уроках музыки может стать выполнение докладов, тестов, проектов с электронной презентацией.

Использование ИКТ-технологий способствует расширению кругозора учащихся, развитию исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, музыкальных способностей детей.

ИКТ-технологии на уроках музыки должны применятся таким образом, чтобы не только учитель давал готовый материал, а чтобы и сами дети сами находили информацию о композиторах, музыкальных инструментах, содержании музыкальных терминов, искали портретов композиторов, новости музыкальной культуры. Все это можно оформить в виде реферата, презентации, доклада.

Инновационным методом работы является использование сотовой связи. У многих школьников на сотовых телефонах запрограммированы самые разнообразные фрагменты классической музыки. Получив домашнее задание, определить название фрагмента или композитора, учащиеся с удовольствием выполняют его.

Например, задать тему в нотном варианте, которую дети внесут в сотовый телефон и сочинив, таким образом, собственную музыку.

К методам и приемам художественно-изобразительной интерпретации отнесены: рисование, абстрактное рисование, составление цветовой гаммы, цветовое моделирование развития музыки, метод создания художественно-смыслового символа музыки, метод создания художественно-музыкальной коллекции.

Метод рисования заключается в «перенесении» конкретных зрительных образов, вызванных музыкой, на бумагу. В качестве средств выразительности используются разнообразные краски, фломастеры, цветные карандаши. В результате многократного прослушивания музыки, ребенок постигает ее интонационную сущность.

Метод абстрактного рисования. Этот метод имеет много общего с предыдущим, но в отличие от него отражает только общие эмоциональные представления. То есть, абстрактный рисунок выполняется при помощи определенного сочетания цветов, соответствующих интонационному строю, фактуре, тембрам произведения, и линий, отражающих, главным образом, особенности его звуковедения и общий характер. Данный метод доступен любому слушателю.

Метод составления цветовой гаммы. Метод может осуществляться как посредством рисования, так и при помощи выбора из имеющихся карточек. Само составление цветовой гаммы можно выполнить мысленно или посредством записи словесных характеристик, что позволяет использовать в работе максимальное количество оттенков.

Метод цветового моделирования развития музыки направлен на изображение музыкального образа в развитии. Точнее говоря, на бумаге возникает зрительная модель драматургии произведения, отражающая изменения интонаций, фактуры, звуковедения, динамики, темпа, кульминаций, смену частей и т.д.

Для постижения формы произведения, его характера и образа используется метод цветовое моделирование. С помощью цвета можно нарисовать форму произведения. Например, слушая трехчастное произведение, дети определили, что 1 и 3 части одинаковые (быстрые), а средняя протяжная, распевная. Можно предложить им фигурки из цветного картона, и они посторят трехчастную форму.

Согласно методу создания художественно-смыслового символа музыки, восприятие музыки должно быть направлено на то, чтобы постичь ее глубинный смысл, то есть – ведущую художественную идею, замысел автора. Использовать данный метод более целесообразно при работе с программными произведениями.

Метод создания художественно-музыкальной коллекции. Данный метод отличается от предыдущих тем, что реципиент создает художественно-изобразительную интерпретацию музыкального образа не собственными силами, а использует для этого готовые произведения профессиональных художников, близкие музыкальным по теме, интонационному строю, стилю и т.д. К одному музыкальному произведению может быть подобрано несколько репродукций картин или качественных иллюстраций. В результате создается целая коллекция, которая позволяет реципиенту лучше прочувствовать музыкальный образ.

Инновационным методом обучения является игровой метод. Рассмотрим этот метод подробнее. Как метод обучения игру использовали с древности. В современной школе игровая деятельность выступает в качестве самостоятельных технологий. Педагогическая игра имеет четко поставленную цель обучения [4, с.56].

Способы использования игры на уроках, игровые формы и методики предлагают Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Н. Л. Грозденская, В. И. Петрушин. В настоящее время в практике общеобразовательной школы на уроках музыки стала чаще появляться деятельность, основанная на игровой ситуации.

Если учителя будут играть с учениками в игры (скандировать, сочинять, петь, хлопать, топать, играть на муз. инструментах), то даже не заметят, как при этом учащиеся овладеют многими музыкальными навыками.

Игровые методы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют их кругозор, творческое мышление, воображение, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и способствуют воспитанию гармонической личности.

Существует большое количество игровых методов обучения. Перечислим те, которые наиболее часто используют на уроках: вокальная импровизация, ритмодекламация, музыкально-дидактические игры, пластическое интонирование, инструментальное музицирование, интеллектуальные игры, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия.

Таким образом, каждый учитель музыки, используя современные инновационные методы обучения в преподавании в условиях модернизации, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя – работа, а для его учеников – обучение станут радостнее и увлекательнее.


























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наиболее распространенной в педагогике и устоявшейся классификацией является деление методов на наглядные, словесные и практические, т. е. деление на основании различных источников передачи и восприятия знаний.

- словесные методы, когда источником знаний является устное или печатное слово;

- наглядные методы, когда источник знаний – наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия;

- практические методы, когда учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия. Остановимся более подробно на особенностях применения каждой из этих групп методов на уроке музыки как уроке искусства.

Все методы могут применяться на определённом уроке и принимать специфические черты, в том числе и на уроках музыки.

Таким образом, деление методов по источникам знания (словесные, наглядные и практические) вне опоры на природу музыки, приводило к тому, что целостный урок музыки распадался на разделы с соответствующими каждому из них методами. И тогда активной формой становилось лишь практическое действие ученика, связанное либо с пением, либо с игрой на музыкальных инструментах. Интеллектуальная деятельность подменялась пассивным восприятием музыки и словами учителя. Вместо диалога нередко возникал монолог учителя.

Анализ традиционных методов обучения показывает, что все они имеют четкую ориентацию, многофункциональный характер. Но в то же время разрешение противоречий, существующих в современной практике, требует дальнейшего развития группы методов, направленных на формирование музыкального мышления, музыкального восприятия школьников на интонационной основе, позволяющих ребенку глубже проникнуть в музыку, активнее проявлять себя в музыкальной деятельности.

Каждый учитель музыки, используя современные инновационные методы обучения в преподавании в условиях модернизации, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя – работа, а для его учеников – обучение станут радостнее и увлекательнее.







СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.

  2. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Э. Б. Абдуллин. – М.: Просвещение, 1983. – 112 c.

  3. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э. Б. Абдуллин. − М. : Просвещение, 1983. − 112 с

  4. Афонина Н.Г. Уроки развития речи 1-4 классов: учебное пособие для учителей и студентов педколледжей/ Н.Г. Афонина. – М.: Издательский центр Айрис-Пресс, 2011. – 174 с.

  5. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младшего школьника // Начальная школа, - 2012 - №6 - С 76 - 79

  6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи: учебное пособие/ А.Н. Гвоздев. – М.: Издательство ЖИРАФ, 2010. – 213 с.

  7. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности: моногр. – СПб., Питер, 2010. – 800 с.

  8. Кислов А. В. Диагностика творческих способностей ребенка: практич. пособ. – М.: Речь, 2011. – 64 с.

  9. Корольков Л.Ф. Творческие работы на уроках музыки. «Начальная школа», 2011, №4, с. 40-46.

  10. Кудоярцев К.М. Современные подходы к формированию эстетического вкуса/Т.С. Кудоярцев//Искусство музыки: журнал для родителей и педагогов. – 2018. - №7. – С.3-7.

  11. Курганова, Е. М. Дидактические игры на уроках музыки / Е. М. Курганова//Первое сентября. Фестиваль «Открытый урок». −http://festival.1september.ru/articles/573436/

  12. Лосева Л.М. Как строится текст: Пособие для учителя/под ред. Г.Я. Солгиника/ Л.М. Лосева – М.: издательство ЭЛЬФ ИПР, 2009. – 156 с.

  13. Львов М. Р. и др. Методика преподавания музыкального искусства в начальных классах. – М.: Академия, 2009. – 462 с.

  14. Об уроках развития речи в начальной школе // Начальная школа, - 2010 -№4 - С 35- 39

  15. Ожегов, С. И.Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. проф. Л. А. Скворцова— 24-е изд., испр.. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2007.— 1200с.

  16. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М.: Просвещение, 1995. – 478 с.

  17. Попкова Л.В. Музыкальное искусство для четырехлетней начальной школы: учебное пособие для студентов педвузов/ Л.В. Попкова – М.: Издательство Просвещение, 2011. – 300 с.

  18. Романовская З.И. Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л.В. Занкова. «Начальная школа», 2014, №8, с. 55.

19. Рачина, Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б. С. Рачина. – СПб : Композитор. – 544 с.

20. Современный урок музыки : материалы республиканской научно-практической конференции /Сост. В. Л. Галкина. – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2004. – 111 с.

21. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – Киев: Радяньская школа, 1969. – 381 с.


  1. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов. – М.: ИПП, 2010. – 304 с.

  2. Скаткин М.Н. Требования к современному уроку // Народное образование,- 2013-№7-С 15-18

  3. Шишкина Т.В. Новые методы и приемы в работе по развитию творческих способностей // Начальная школа, - 2012 - №14 - С 44 - 47






























Приложение 1.

Фрагмент урока слушания музыки.

«Мелодия- душа музыки»

Прослушайте одну из самых красивых мелодий М.П. Мусорского «Рассвет на Москве реке»

  • Как звучала мелодия? ( распевно, спокойно, широко)

  • На что похоже: танец, песня или марш? (на песню)

  • Какую картину нарисовала музыка? ( картина природы, рассвет тихого и спокойного)

  • Какие чувства в ней переданы? (чувства восхищения и любви к природе)

  • Какому народу близка мелодия? Почему? (русскому народу, потому что мелодия широкая, распевная)

Правильно! Мелодия песенная. Ведь именно песенность – главная черта русской музыки! А М.П. Мусоргской – русский композитор.

  • Как бы вы назвали произведение? ( предложения ребят)

Фрагмент, который звучал называется «Рассвет на Москве реке», в котором автор выразил свою любовь к природе, Родине.

Давайте прослушаем эту мелодию так, будто мы и есть сама природа и позже напишем мини сочинение от имени природы о впечатлениях о мелодии.




Приложение 2.

Композиторы.

«Природа и музыка. Романс.» Фрагмент.

Мы продолжим знакомства с мелодиями П.И. Чайковского, но сначала: прочитайте текст романса «Благословляю, вас леса!»

детям выдан текст. Читают.

  • Музыку какого характера вы бы сочинили на эти стихи? ( ответы учащихся)

  • Кто сможет исполнить свой вариант мелодии? (учащиеся исполняют свои варианты мелодии)

А сейчас мы послушаем романс П.И. Чайковского «Благославляю, вас леса!» и сравним наши варианты с музыкой композитора.

Исполнение романса –мужской голос-баритон.

ЗВУЧИТ РОМАНС,

  • Совпало ли ваше настроение с настроением композитора?

  • Как звучит романс? (распевно)

  • Как звучит вступление к романсу? (очень размеренно, как размышления человека)

Молодцы! Мелодия песенная, неторопливый темп, торжественного возвышенного характера, возможно путешественник любуется красотой природы, находится в размышлениях.

А теперь мы попробуем сочинить свою мелодию, используя компьютерную программу.



Музыканты.

«Оркестр народных музыкальных инструментов.»Фрагмент.

Послушаем, как звучит оркестр народных инструментов, и не только послушаем , но и поучаствуем! Какой инструмент услышите, на таком и поиграете.

Звучит обработка русской народной песни «Светит месяц». Ребята выполняют задания (играют на тех инструментах, которые слышат)

  • Как звучала музыка? (задорно, весело, танцевально)

  • Какие инструменты услышали? На каких играли инструментах? (балалайка, гусли, бубенцы и т.д.)

  • В какой форме написана мелодия? Были ли повторы? (да, форма вариации)



Актёры- исполнители.

«Портрет в музыке» Фрагмент.

А сейчас нас ждёт персонаж № 2. Прежде чем мы услышим запись, выполните задание. Прочитайте стихотворение А.Л.Барто как актёры, от лица героини- Болтуньи. Сыграйте её роль.

Желающие ребята выполняют задание.



Дирижёры.

«Муза- покровительница музыки.» Фрагмент.

Мы послушаем очень красивый танец «Па-де-де», что с французского языка означает- шаг. Надеюсь, этот танец вам будет знаком. Этот танец исполняют два человека. Вы прослушает и скажите, что эту музыку вы уже слышали. Готовы?

Звучит «Па-де-де» П.И. Чайковского . Кто же внимательно слушал музыку? Сейчас я и узнаю!

  • Один исполнитель исполнял этот танец или несколько? (несколько)

  • А когда много звучит инструментов, как это называется? ( оркестр)

  • Хотите побывать дирижёром? (да)

Сейчас Муза вас всех превратит в дирижёров Повторяйте за мной!

(Дирижируют на 4\4. Сначал повторяют за мной без музыки.)

Молодцы! А сейчас под музыку!

Звучит «Па-де-де»- дирижируют все вместе небольшой фрагмент.



Художники.

«Портрет в музыке.»Фрагмент.

И последний герой № 4 ждёт своего выхода. Но про него мы говорить ничего не будем. Пока будет звучать музыка- нарисуйте того героя в своих тетрадях. А потом посмотрим, кто оказался ближе всего к правильному ответу.

Звучит песня «Баба Яга» П.И. Чайковского ( название пьесы не говорю)

  • Давайте посмотрим, что у вас получилось?

  • Какой образ вы нарисовали и почему?

  • Как звучала музыка?

Прохожу по рядам, лучшие работы показываю всему классу. ребята объясняют свой выбор.



Поэты.

«Природа и музыка».Фрагмент.

А какую картину рисует вторая пьеса? Звучит пьеса «Вечер» С.С. Прокофьева.

(музыка звучит тихо, загадочно, умиротворённо, наверное ночь или вечер)

Музыка рисует картину «Вечер».Эта пьеса очень похожа на колыбельную.

  • Какие чувства вызвала?(чувства тишины, засыпания, умиротворения)

  • Какие средства музыкальной выразительности помогают композитору: динамика, темп? ( музыка звучала тихо, не быстро, спокойно)

  • А регистр какой?

  • Хватило ноткам линеек? Посмотри. ( да, хватило)

  • Значит какой регистр? (средний)

А сейчас мы споём мелодию пьесы «Вечер» на слова «Вечер нам дарит покой, тишину»

Поём мелодию со словами. Слова на экране.

А теперь попробуйте придумать свои слова к этой мелодии, а мы все вместе споём!









31


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Югай Яна Андреевна

Дата: 11.06.2020

Номер свидетельства: 553085

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(298) "Методическая разработка «Народно-сценический танец в системе обучения на отделении хореографии детской школы искусств по предпрофессиональной программе в ДШИ»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_narodno_stsenicheskii_tanets_v_sisteme_obucheniia_na_o"
    ["file_id"] => string(6) "545938"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1586444397"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства