Материал для родительского собрания на тему: "Как помочь детям в подготовке и выполнении домашнего задания."
Материал для родительского собрания на тему: "Как помочь детям в подготовке и выполнении домашнего задания."
Не достигнув успехов, многие родители отправляются в школу в надежде получить советы от учителей по поводу того, как помочь своим детям в приготовлении уроков. Предлагаю несколько советов и приемов, призванных помочь школьникам в процессе выполнения домашних заданий, предотвратить фрустрацию, гнев и разочарование взрослых и детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Материал для родительского собрания на тему: "Как помочь детям в подготовке и выполнении домашнего задания." »
Материал для родительского собрания
« Как помочь ребёнку в выполнении домашнего задания»
Выработка привычки обязательного выполнения домашнего задания.
У каждого школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Говоря о привычке, имеется в виду следующее. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, - уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет, и не может быть - это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий. На первых порах ребѐнок скорее жаждет, чтобы ему задали что-нибудь на дом. Это действительно так. Но когда пройдут первые школьные переживания, и жизнь войдѐт в привычную колею, трепетное отношение к домашним заданиям сменится более трезвым, и тут выяснится, что далеко не всегда уроки так уж хочется делать. Первое, что здесь может прийти на помощь ребѐнку, - это понимание того, что уроки приготовить надо, вот и всѐ. Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьѐзному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых.
Возможно, вам приходилось наблюдать семьи, где мама считает допустимым прервать занятия сына, или дочери. Выясняется, что надо срочно сбегать в магазин, или вынести мусорное ведро, что пора есть – приготовлен обед или ужин. Иной раз и папа предлагает отложить уроки, чтобы вместе посмотреть интересную передачу или фильм по телевизору или сходить в гараж. К сожалению, взрослые не понимают, что своим поведением они воспитывают у школьника отношение к учѐбе как к чему- то маловажному, второстепенному делу. В подобных ситуациях маме лучше самой сходить в булочную или лишний раз разогреть еду, чем вырабатывать у ребѐнка представление, что уроки стоят на одном из последних мест в иерархии домашних дел и обязанностей. Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребѐнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьѐзными делами, которыми заняты взрослые. Школьник чувствует это прекрасно.
Возможно, вы уже оказались в ситуации, когда ребенок не выполняет
работу самостоятельно и вам приходится сидеть рядом с ним.
Во-первых, это вовсе не значит, что ребенок не умеет действовать сам.
Видя, что родители готовы постоянно находиться рядом, ребенок
сознательно решает ничего не делать самостоятельно. Кое -кто просто
перестает работать, как только родитель отходит.
В таком случае, надо двигаться постепенно. Несколько дней подряд
взрослым целесообразно садиться как можно дальше от ребенка,
выполняющего домашнее задание. Постепенно родителям следует
увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет
работать полностью самостоятельно.
Контроль за выполнением домашних заданий.
Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не
ограничиваться вопросами:
- какие отметки?
- выполнил ли уроки?
После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей. Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится неинтересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться мысленно, перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. То есть контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.
Сначала проверить то, что выполнено правильно
Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые сделаны без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребенку: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться несколько другой ответ». Это побудит ученика вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия.
Если родитель начнет проверку домашнего задания с разбора ошибок, да еще и рассердится, то ребенок, вместо исправления недочетов, будет переживать, что вызвал неудовольствие взрослого.
Иногда целесообразно проверять домашнее задание по частям, сразу после того как школьник решил задачу, выполнил упражнение. Для многих детей важно немедленно получить подтверждение, что все сделано без ошибок или как можно быстрее исправить погрешности в работе. Таким образом, ребенок достаточно быстро может получить обратную связь относительно хода выполнения уроков. У него возникает желание хорошо выполнить следующее задание. Если же ребенок начал что-то делать неправильно, то он имеет возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку. Это означает, что школьнику не придется потом переделывать все задание целиком.
И ещѐ несколько советов. Как можно больше требовательности к детям и
как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и
тактичным.
Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и
уважение к личности своего ребенка:
· Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
· Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения
выполнить заданное упражнение.
· Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
· Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по
выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
· Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его
справочных материалов, правил и инструкций.
· Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних
заданий.
· Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если
придется чем-то жертвовать.
· Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее
задание.
Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы,
связанные с подготовкой домашних заданий.
· Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних
заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по
различным предметам, справочники на информационных носителях.
· Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие
формированию усидчивости, терпения и ответственности.
· Чаше играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его
память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки,
шарады.
· Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не
только в учебе, но и в других делах.
• В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье – с кем-то
делать уроки, кому-то помогать взрослеть.
Как видите, если взять совсем немного психологических знаний, добавить к
ним терпение и доброжелательность и сдобрить все это огромным желанием
понять своего ребенка – получится тот самый рецепт «правильной»
родительской помощи, которая направит вашего ребѐнка на покорение новых
вершин и будет постоянно поддерживать в нем огонек любви к познанию