Мастер- класс «Активные методы обучения – средство повышения мотивации младших школьников к обучению в условиях ФГОС»
Мастер- класс «Активные методы обучения – средство повышения мотивации младших школьников к обучению в условиях ФГОС»
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, групповой форме организации их работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс «Активные методы обучения – средство повышения мотивации младших школьников к обучению в условиях ФГОС»»
Выступление на педагогических чтениях
«Воплощение идей ФГОС на педагогической практике . Активные методы обучения»
Новые образовательные стандарты - новый формат урока
Учитель начальных классов МБОУ «ООШ пос.Прибрежный» 1 категории
Волчкова Светлана Анатольевна
Мастер- класс «Активные методы обучения – средство повышения мотивации младших школьников к обучению в условиях ФГОС»
Эпиграф :
Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется. Посеять в душах благодать. Увы, не каждый раз дается. Но мы обязаны мечтать О дивном времени, о веке, Когда цветком прекрасным стать Сумеет личность человека. И мы обязаны творить. Презрев все тяготы мирские, Чтоб истин светлых заложить Зачатки в жизни молодые. Чтоб верный путь им указать, Помочь в толпе не раствориться... Нам не дано предугадать, Но мы обязаны стремиться
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас в этой аудитории. Давайте познакомимся поближе . У меня в руках клубок ниток, я отмотаю от него начало нитки. Представлюсь, нитку оставлю себе, а клубок передам одному из вас, он так же представится , нитку оставит себе, а клубок передаст следующему и т.д…
(Передают клубок)
Как вы уже увидели , мы оказались связанными одной нитью. Поднимите, пожалуйста, руки, в которых находится нить, вверх. Посмотрите на интересный узор, который получился. Распутать такую паутину помогут только совместные действия, взаимопонимание , доверительные отношения и дружба. Я надеюсь , что атмосфера на нашем занятии будет именно такой.
-Спасибо! Мы отлично справились с этим заданием. У нас чудесная команда. Французский писатель Анатоль Франс однажды сказал: «Чтобы полноценно усваивать знания, нужно поглощать их с аппетитом» . А у современных школьников этот аппетит, т.е. мотивация к обучению очень часто отсутствует. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем. У детей отсутствует интерес к учебе, который во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Чтобы у учеников появился интерес, должен постараться учитель, а именно, эффективно отобрать содержание изучаемого материала (чему обучать?) и выбрать адекватные инструменты передачи и усвоения этого материала (как обучать?).
- Поиск новых идей, которые помогут заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета привел меня к знакомству с технологией АМО. Моя цель - показать логику и содержание технологии АМО, а так же сущность активных методов и смысл их использования на уроке или во внеклассном мероприятии. Дерево желаний
- А что вы ожидаете получить, узнать, услышать на этом занятии, чего опасаетесь. Определите свои ожидания. Что бы вам было проще, я предлагаю варианты ответов: приобрету новые знания, возьму на заметку, пообщаюсь с коллегами, будет скучно, не услышу ничего нового. У каждого из вас есть 5 цветных кружочков, вам нужно прикрепить по одному напротив одного или нескольких высказываний.
- Мне хочется процитировать некоторые высказывания , которые заставляют нас с вами задуматься.
Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.
Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому . (Руссо Жан-Жак)
Тем, кто хочет учиться, часто вредит авторитет тех, кто учит . (Цицерон Марк Туллий)
-На современном уроке роль ученика изменилась , он из послушного исполнителя становится активным участником образовательного процесса. Учитель из контролирующего органа стал наставником , модератором , старшим партнером , консультантом . В своей практике я стала использовать активные методы обучения ( АМО).
- Что такое АМО ?
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, групповой форме организации их работы.
АМО строятся на:
использовании знаний и опыта обучающихся,
вовлечении в процесс всех органов чувств,
групповой форме организации их работы,
деятельностном подходе к обучению,
разнообразных коммуникациях,
творческом характере обучения,
практической направленности,
диалоге и полилоге,
интерактивности,
игровом действе,
рефлексии,
движении.
Эффекты АМО
Человек запоминает:
только 10% того, что он читает,
20% того, что слышит,
30% того, что видит;
50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. (данные были получены немецкими, американскими и российскими исследователями)
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Приведу примеры некоторых из них.
Метод организации начала урока «Подари подарок другу».
Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательности.
Участники: все учащиеся.
Необходимые материалы: фонограмма с записью песни « Дружба», подарочная коробка с подарком внутри.
Проведение: учащиеся под музыку передают (дарят ) подарок друг другу. Когда музыка заканчивается, подарок достается тому, у кого он оказался в руках.
Примечание: каждый ученик передает коробку со словами: « Коля (Ира, Таня и т. д.), я дарю этот подарок тебе! Ты мой друг!»
Метод актуализации опорных знаний « Магазин» (использовался на уроке русского языка)
Цель: актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению нового материала.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: предметные картинки с изображениями животных, фруктов, овощей, игрушек.
Проведение: на доске картинки с изображениями предметов. Каждый ученик подходить к доске, произносит фразу: « Я покупаю машинку потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос что?» Или : « Я покупаю зайчика потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос кто?» Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку.
Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог ( чей ряд купил больше картинок).
Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча»
Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы:
Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.
Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.
Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.
Метод развития мелкой моторики кистей и пальцев рук “Кулак – ребро - ладонь”
Цель: развитие осязания и мелкой моторики, коррекция межполушарного взаимодействия
Проведение: На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 3-5 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
Метод эмоциональной разрядки и физической разминки «Тряпичная кукла и солдат»
Проведение: Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева.
Метод закрепления изученного материала «Парный выход» ( использовался на уроке русского языка)
Цель: развитие умения подбирать к названиям предметов названия действий.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: мел.
Проведение. Учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое словарное слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит подходящее к этому слову название действия и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием
Оценка результата: оцениваются правильность выполнения задания, грамотность записи, оригинальность словосочетания, быстрота работы.
Примечание: Если к доске выходит ученик 3 группы, то он работает по опорам ( предметным картинкам, обозначающим словарные слова).
В случае, когда до конца урока остается мало времени, то данную работу можно провести на местах ( работа с соседом по парте) на листочках, а затем зачитать все варианты вслух и выбрать для записи наиболее удачное словосочетание.
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы – «Физминутки» «Земля, воздух, огонь и вода», «Зайчики» и многие другие позволят сделать это, не выходя из класса.
Пример Активных методов релаксации
Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Проведение:
Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.
Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.
Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
Заключительная часть метода «Солнышко и туча» ( проводится в конце урока)
Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: карточки с изображением солнышка и тучи на магнитах для каждого ученика.
Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.
Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.
Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».
Метод «Ромашка».
Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.
«Мудрый совет» - Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые:
еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.
«Итоговый круг» - Учитель дает минуту Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
Уроки с использованием активных форм и методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей.
У каждой методики есть свои плюсы и минусы.
+ Активные методы обучения помогают:
· развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,
· учить учащихся самостоятельно добывать знания,
· развивать интерес к предмету,
· позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
- Активные методы обучения имеют недостатки:
Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому :
· не могут совладать со своими эмоциями, следовательно на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем;
Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества;
Применять данные методики не обязательно все на каждом или на одном уроке.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет это уже дело его и его творчества.