kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Курс "Умники и умницы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс умники и умницы. 3 класс. Математика. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Курс "Умники и умницы"»

Программа «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей». (О. А. Холодова)



Рабочая программа «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей.» адресована обучающимся 3 класса МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа №17» г.о. Саранск Республики Мордовия.

Рабочая программа составлена на основе:
- примерной программы по технологии федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»), с учетом внесенных изменений на основании приказа № 1643 от 29 декабря 2014 года Министерства образования и науки РФ, на основании Приказа МО и Н РФ №1576 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в ФГОС НОО»;
- авторской программы О. А. Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей», соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования;
- требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса изобразительного искусства.
Программа курса «Умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей, составлена с учетом учебного плана, рассмотренном на педагогическом совете МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа №17» (протокол № 1 от 22.08.2017 г.)
«Умники и умницы. Развитие познавательных способностей»  является частью предметной области «Математика и информатика». В 3 классе на занятия отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

В урочной деятельности учащихся предусматривается индивидуальная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Используются здоровьесберегающие технологии (физминутки, гимнастика для глаз, дыхательная и пальчиковая гимнастика и др.). Особое внимание на уроках уделено технике безопасности при работе с колющими, режущими и другими предметами, требующими осторожного обращения и использования.

Учебно - методический комплект:

  1. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей» рабочие тетради в 2-х частях. 3 класс - Москва: РОСТ книга, 2017 г

  2. Холодова О.А. Методические рекомендации к курсу «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей» для 3 класса. – М: РОСТ книга, 2017г.


Курс «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей» входит в образовательную область «Математика и информатика».

В соответствии с федеральным базисным учебным планом предмет «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей» в начальной школе изучается с 1-го по 4-ый класс. На его изучение в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю, всего 135 часов: в 1 классе - 33 часа, а во 2, 3 и 4 классах — по 34 часа.

Согласно базисному учебному плану МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа №17» на 2017-2018 уч. г. на изучение курса «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей» в 3 классе отводится 1 час в неделю. Общий объём учебного времени в год составляет 34 часа.

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3–й класс


Содержание учебного предмета.

В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.

В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

- задания на развитие внимания;

- задания на развитие памяти;

- задания на совершенствование воображения;

- задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит-мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Модель занятия в 3 классе такова:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, мышления (15минут)

Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)

На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.


Основные принципы распределения материала:

1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

4) увеличение объема материала;

5) наращивание темпа выполнения заданий;

6) смена разных видов деятельности.


Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Личностными результатами изучения курса в 3-м классе является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий .

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема

Количество часов

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. (вводный урок)

1

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.


5

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.


5

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.


5

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

5

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

5

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.


5

Тренировка внимания. Развитие мышления.


3


Всего:

34



1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.



2

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Выделять закономерности, завершать схемы.



3

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.



4

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Называть предметы по описанию.



5

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание



6

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Объяснять значение слов и выражений.



7

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.



8

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления. Тренировка внимания.

Различать предметы по цвету, форме, размеру.



9

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.



  • 10

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Составлять и преобразовывать фигуры.



11

Развитие аналитических способностей. Совершенствование




мыслительных операций.

Объяснять значение слов и выражений.



Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.



12

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.



13

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Определять на глаз размеры предмета.



14

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания

Развитие мышления.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве



15

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.



16

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Различать предметы по цвету, форме, размеру.



17

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операий.

Объяснять значение слов и выражений.



18

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.



19

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.



20

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.




21

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Объяснять закономерности.



22

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Выделять черты сходства и различия



23

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Описывать признаки геометрических фигур.

Находить и выделять признаки разных предметов.



24

Развитие аналитических способностей.



Совершенствование мыслительных операций.



25

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Узнавать предметы по их признакам.



26

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками.



27

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

Ориентироваться в пространстве листа.

Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.



28

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Давать несложные определения понятиям.



29

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.



30

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве



31

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.



32

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Излагать свои мысли ясно и последовательно.



33

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.





34



Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.



Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.




Итого: 34ч










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Курс "Умники и умницы"

Автор: Лаврентьева Светлана Фёдоровна

Дата: 22.01.2018

Номер свидетельства: 451602

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса: «Умники и умницы», 1 класс "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-programma-kursa-umniki-i-umnitsy-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "152450"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420843037"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект занятия по  курсу «Умники и умницы» . "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-zaniatiia-po-kursu-umniki-i-umnitsy"
    ["file_id"] => string(6) "225159"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439460406"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа к курсу "Умники и умницы""
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia_proghramma_k_kursu_umniki_i_umnitsy"
    ["file_id"] => string(6) "350329"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1476812148"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Программа по внеурочной деятельности (1-4 класс) "Умники и умницы" "
    ["seo_title"] => string(69) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-1-4-klass-umniki-i-umnitsy"
    ["file_id"] => string(6) "226584"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440355046"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Умники и умницы" "
    ["seo_title"] => string(111) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-obshchieintielliektual-nomu-napravlieniiu-umniki-i-umnitsy"
    ["file_id"] => string(6) "197209"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428216944"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства